География История Экономика Образование Культура Личности

Мечеть на Татарской улице


Татары в Саратове стали жить оседлой жизнью еще в XVII—XVIII веках, когда гоняли нагорной стороной из Астрахани лошадей на продажу в центр России. Как правило, за табунами тянулись обозы купцов из разных стран и городов, среди которых можно было встретить персов, хивинцев, бухарцев и армян. Караваны не заходили в Саратов, но на случай остановки татарам было отведено далеко за городом место, “как нехристям”, где с разрешения властей они начали строить загоны для скота, лавки, дома. Постепенно Татарская слободка вошла в состав растущего города, а улица, на которой они жили, стала называться Татарской.

В царствование Екатерины II издается Указ от 1789 года, разрешающий открыть в Уфе Мусульманское Духовное Управление, что явилось решающим фактором в распространении и расширении границ мусульманства. К концу XIX века в Саратовской губернии почти в каждом татарском селе или слободке были мечети и молитвенные дома с большим числом духовенства — муллами, ахунами, имамами, муэдзинами и мюдариссами. По данным сельскохозяйственной статистики за 1853 год, в разных населенных пунктах Саратовского края насчитывалось 154 мечети, в которых служило 128 мулл.

Первую каменную мечеть в Саратове начали строить в 1834 году и открыли через два года. В летописи Саратова есть запись за 1836 год: “Открытие в Саратове татарской мечети, на Татарской улице, третьей части города, в собственном здании”.

Мечеть была небольшой, но добротной и красивой, обращенной строго в сторону Мекки. Во всем чувствовался вкус Мастера: в больших овальных окнах, в рамах с узорчатой вязью, в изяществе минарета, куда по деревянной лесенке поднимался азанче, созывая прихожан на молитву. Во дворе мечети стоял двухэтажный деревянный флигель, на первом этаже которого размещалась школа. В мечеть приходило много народу. Шли мусульмане со всего Саратова. И так продолжалось сто два года...

В 30-е годы ХХ века власть открыто требовала: "С религией надо бороться беспощадно!". Религия была объявлена "опиумом", "злейшим врагом прогресса". Началось невиданное в истории гонение на служителей культа всех религий и конфессий. В Саратове в этот период времени одна за другой закрывались, разрушались, взрывались, сносились церкви и молельные дома. В декабре 1938 года пришел черед и лучшей, старейшей в Саратовском крае мечети на Татарской улице (ныне улица Зарубина). Ее двери закрылись перед прихожанами. Мула мечети Сулейман Касимов был вне себя, горевал, страдал. Собрал на Татарской улице большую толпу единоверцев. Прекрасный оратор, он произнес пламенную речь, которую закончил словами: "Аллах не простит тем, кто издевается над религией". Касимов призвал собравшихся объединиться и всем вместе потребовать от властей немедленного открытия мечети.

Сам же он старался, хлопотал больше всех: обошел сотни домов мусульман, останавливал прямо на улице встречных, в том числе приезжих, и всех просил подписать составленную им петицию с требованием открыть мечеть. Потом с этим подписным листом пошел в Саратовский горсовет и там не просил, не упрашивал, не уговаривал, не увещевал, а именно требовал без проволочек выполнить волю последователей ислама. Ему отказали, а он на следующий день пришел опять. И снова стал требовать, горячо доказывать свою правоту... Увы! Его слово осталось "Гласом вопиющего в пустыне", пустым звуком.

Власти навешивали на него ярлыки, обзывали, оскорбляли муллу, говорили о нем: "ярый татарский религиозник", "фанатик", "упрямец". А он нe сдавался, продолжал ходить в горсовет, писал в Москву в высшие партийные и советские органы — все требовал. Муллу вызывали в прокуратуру, предупреждали: его настойчивость ничего не даст. Советовали заботиться о себе... Намекали...

Сулейман Касимович Касимов понимал, чем все может кончиться, но... Два года мулла стучался во все двери, хлопотал, добивался... В 1940 году Касимова арестовали, обвинив в "контрреволюционной пропаганде". На следствии он держался с достоинством. Спокойно говорил: "Если я человек религиозно убежденный, если я считаю, что надо выполнять заветы предков, если я требую уважать чувства, пожелания верующих, это не значит, что я контрреволюционер". Однако с его аргументами, доводами не хотели считаться. Состоялся суд. Сулеймана Касимовича приговорили к лишению свободы сроком на три года. Мулле тогда было почти 70 лет...

После войны, в 1947 году, мечеть снова открыли, но она была уже... обезглавлена. Без минарета. Теперь азанче созывал на молитву, стоя у входа. К сожалению, мечеть действовала недолго, года полтора. Когда храм закрыли вторично, в нем устроили склад. Не узнать стало мечеть - кругом хлам, пыль, мусор. Окна разбили, полы разобрали, железную крышу сняли. Но самое страшное было впереди. В 1983 году на мечети появилась вывеска: "Медвытрезвитель Волжского РОВД г. Саратова". Большего кощунства трудно себе представить! "Когда рушится мечеть - большая беда, когда же ее оскверняют - горе безмерное..."

Спустя годы после вторичного, в 1949 году, закрытия мечети на Татарской улице последователи Мухаммеда приспособили под мечеть двухэтажное деревянное здание на Валовой улице, близ Волги. В 1968 году добились разрешения на открытия здесь храма.

Назначенный в 1987 году имамом-хатыбом единственной в Саратове мечети Мукаддас Аббасович Бибарсов вместе с председателем Саратовского объединения "Ислам" Аюппом Вафиновичем Бахтеевым начали борьбу за возвращение здания бывшей мечети на Татарской улице (ныне ул. Зарубина) верующим. На это "пробивание" ушло почти два года. Местные власти, возможно, тянули бы и дольше с выполнением столь естественного требования, если бы не... перестройка. Конец 80-х годов - это время гласности, демократических выборов, отмены цензуры. Изменилось отношение ко всем религиям. Был разрушен тоталитарный гнет, 70 лет тяготевший над церковью. В печати стали появляться требования о необходимости вернуть культовые здания законным владельцам.

И вот в Саратове 24 ноября 1989 года появился на свет очень важный документ - решение Саратовского горисполкома за №238 о передаче в распоряжение местного мусульманского объединения "Ислам" здания бывшей мечети по улице Зарубина.

В 1992 году старую, оскверненную мечеть на улице Зарубина (бывшая Татарская) решено было сломать. А 4 декабря 1995 года произошло важное событие, ставшее вехой в истории российских последователей Мухаммеда, в истории Саратова. На улице Зарубина в присутствии многих своих единоверцев имам Мукаддас Бибарсов на месте будущей мечети заложил первый камень. При этом он произнес проповедь, в которой просил Аллаха ниспослать свою милость, помочь в строительстве храма.

Над проектом будущего храма работали опытные архитекторы Дмитрий Владимирович Голубинов, Михаил Васильевич Цыбулин и их помощники.

В ближайшее время у верующих появится большая соборная мечеть. Само здание, точнее ось мечети, ориентировано на Мекку. Храм имеет два купола - большой и малый. Оба синего цвета - цвета неба. Фасад полосатый. Полосы - красные и белые - чередуются одна за другой. Окна мечети арочные, с восточным орнаментом. На втором этаже молельный зал с михрабом. Для мужчин. Зал большой - свыше пятисот квадратных метров. На первом этаже зал поменьше, для женщин. Также с михрабом. В храме будут отдельные комнаты для имама, муэдзинов, душевая для омовения, а также гостиница для приезжих, помещение для бухгалтерии. В мечети разместится мусульманский институт. Студенты смогут получить высшее образование - духовное и светское. Будут здесь жить и учиться. К их услугам - библиотека. Над храмом поднимется минарет высотой в 46 метров, с винтовой лестницей, с двумя балконами, четырьмя ярусами.

У мусульман есть старая традиция: строить мечеть на средства верующих, на их пожертвования. Так было всегда, ведь волжские татары приняли мусульманство более 1100 лет назад. Можно не сомневаться, что и на сей раз последователи Пророка не останутся в стороне. Мечеть станет одной из лучших в Поволжье. Можно с уверенностью сказать: день ее открытия будет вписан золотыми буквами в летопись российских мусульман.

Этот величественный храм - на века. Сюда всегда будут стремиться мусульмане, чтобы возносить свои молитвы к Аллаху. А молитва - это, по словам Мухаммеда, "соединение верующего с Аллахом возвышением духа". Это дело святое.

Использованные материалы:
- Валеев В. Из истории саратовских церквей. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.
- Песиков Ю. Мечеть на Татарской улице. - Саратов: Издательство "Слово", 1997.