География История Экономика Образование Культура Личности

Церковь-часовня "Утоли моя печали"


Среди сохранившихся до наших дней церквей нельзя не выделить веселую, красочную церковь-часовню "Утоли моя печали", бывшую домовую церковь саратовского архиерея Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского. Это здание с шатровым завершением – произвольная "копия" знаменитого храма Василия Блаженного, уменьшенного раза в два–два с половиной.

Автором смелого проекта церкви-часовни был саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин, искренне тянувшийся к модерну, но прочно усвоивший академические взгляды. Показательный, казалось бы, пример в подтверждение сказанного - эта постройка. На деле же все было гораздо сложнее - и проще. Итак, с одной стороны, традиционный ("под XVII век") вид культовой постройки, включая композицию фасада и плана, большинство элементов и деталей. Исключительно важное значение приобретает в этом случае характер заказа (и сам заказчик). Как известно, Гермоген был ярым противником всякого рода новации, не этим ли объясняется его (подчеркнем, его, а не архитектора) выбор традиционного, почти архаичного типа культовой постройки. Как видно, П. Зыбин уже с самого начала был поставлен в жесткие рамки требований заказчика (относительно типа храма, количества главок, их формы и т.д.). Кроме того, архитектору необходимо было учитывать соседство архиерейского жилого дома и, главным образом, торговых рядов. Все эти ограничения оказались слишком сильными для П. Зыбина, стоявшего тогда, если можно так выразиться, лишь одной ногой на позициях модерна (проект был составлен в 1904 году). Не получил городской центр культовой постройки в новом стиле, не получилось и стилевого компромисса (хотя нельзя не отметить особой камерности церкви, ее современного цветового решения - несомненных модернистских черт).

Но, увлекшись стилевым анализом храма, как бы не забыть его объективных достоинств. Действительно, он необыкновенно удачно вписался как в застройку архиерейской усадьбы, так и в архитектурный ансамбль нового центра Саратова, Ново-Соборной площади (ныне площадь им. Чернышевского), сверкая разноцветными главками, которые то ввинчиваются в небо, то поблескивают выпуклостями цветных чешуек или изящным зигзагом закомар.

После Октябрьской революции 1917 года часовня "Утоли моя печали" каким-то чудом уцелела, хотя и стояла в центре города. Долго на ней не было крестов. Внутри ее размещался планетарий.

В 1965 году новый архиепископ Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) обратился к городским властям с просьбой треставрировать и привести в божеский вид (на средства епархии) старую архиерейскую церковь.

Предложение владыки озадачило горсовет. Не принято было ремонтировать здания бывших религиозных учреждений. В итоге исполком отверг церковную материальную помощь, но, внемля уже начинавшему изменяться общественному настроению, сам изыскал необходимую сумму и провел-таки наружный косметический ремонт тогдашнего планетария. И с личного разрешения первого секретаря обкома партии А.И. Шибаева, взявшего ответственность на себя, водрузил кресты на витых куполах церкви-часовни.

С тех пор о здании стали рассказывать туристам. Его фотографировали и рисовали. Берегли – еще в советское время восстановили утраченное навершие к левому крылу церкви, позолотили крест над главным шатром. И только в 1991 году здание передали епархии.

Стараниями ее первого после перерыва настоятеля – отца Лазаря были отремонтированы внутренние помещения, произведены росписи, приобретены иконы, построена колокольня-звонница, и ныне чарующий благовест разносится над площадью. Откровенно декоративная, нарядная и веселая, эта постройка играет свою, только ей посильную роль, служит камертоном настроения спешащих мимо горожан и непременным магнитом для туристов.

Использованные материалы:
- Семенов В. Городские этюды: "Утоли моя печали". - Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - М.: Памятники Отечества, 1998.
- Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.