География История Экономика Образование Культура Личности

Железнодорожный мост


В истории мостостроения, вряд ли найдется мост, постройка которого была бы так богата проектами, схемами, борьбой и спорами за варианты, а главное, трагическими событиями, как строительство железнодорожного моста через Волгу в Заводском районе Саратова.


Достаточно сказать, что с 1892 года и до самой Октябрьской революции 1917 года спор о местоположении моста не прекращался ни на один год. Были подготовлены сотни докладов, проектов, схем и расчетов. В архиве бывшей Саратовской городской управы сохранилась лишь незначительная часть этого материала, и если все это взвесить, то вес потянет килограмм на 150!

В основном вокруг места споры вели две группы: железнодорожники, в лице общества Рязано—Уральской железной дороги, и городское купечество. Для второй группы наивыгоднейшим местом расположения моста был центр Саратова, а для первой — у поселка Увек. В борьбу вступили саратовские судовладельцы. Они считали, что “увекский” вариант будет опасен для судоходства. Достаточно сказать, что только на протяжении 1916 года вопрос о месте строительства моста дважды пересматривался комиссиями МПС. Неоднократно вмешивался в этот процесс сам министр путей сообщения, но, тем не менее, к строительству моста так и не приступили. До тех пор, пока не подали докладную записку императору Николаю II, чтобы он самолично указал, где строить мост. Но царь ограничился отпиской. На этом закончился первый этап борьбы за мост, продолжавшийся с 1892 по 1917 год, то есть 25 лет, пока не пришла советская власть и не смела обе группировки.

В труднейшем 1921 году, когда молодая Республика Советов была разорена империалистической и гражданской войнами, иностранной военной интервенцией, Совет Народных Комиссаров РСФСР под председательством В.И. Ленина 12 января 1921 года дал указание народному комиссару путей сообщения и Главному комитету государственных сооружений, в ведении которого находились железнодорожные и шоссейные дороги, произвести изыскания и разработать технические варианты мостовых и инженерных переходов через Волгу в районе Саратова. Совет труда и обороны признал экономически целесообразным и необходимым строительство двух мостов через Волгу: одного для железнодорожного движения, другого – для городского транспорта.

Однако прошло еще шесть лет, и только в 1927 году советское правительство вернулось к вопросу о постройке железнодорожного моста в Саратове. Строящийся мост стал трижды уникальным — очень тонкие и легкие опоры; вместо железобетонной арматуры при сооружении кессонов использовался деревобетон — бруски бука и дуба, что значительно удешевило стоимость строительства; впервые опоры моста были запроектированы без ледорезов. Поэтому до сих пор с началом ледохода при подходе к железнодорожному мосту большие ледяные поля искусственно взрывают.

И все же, несмотря на то, что подготовка к строительству железнодорожного моста в общей сложности продолжалась более 35 лет, здесь произошла одна из самых крупных в то время аварий.

Случилось это 13 апреля 1934 года при сборке пролетного строения. Первые предвестники возможной аварии обозначились за два дня до даты катастрофы. В результате нарушения технологии монтажа пролетных строений произошел разрыв в нижних поясах ферм, что привело к их падению и деформации. При этом была сломана одна из промежуточных опор…

Было 10:30 дня, на мосту находились строители. Аварией всех снесло в Волгу, еще покрытую льдом. Падая с 14-метровой высоты, люди пробивали своими телами лед. Выбраться они не могли - лед был достаточно крепок и не давал возможности плыть, но и не выдерживал тяжести людей, пытавшихся выбраться на него из ледяной воды. По неточным данным, утонуло около ста человек. Все они захоронены на Увекском кладбище, которое, собственно, и образовалось в результате этой аварии.

В 1935 году ценой больших человеческих жертв и огромных усилий строителей, монтажников и проектировщиков железнодорожный мост в районе Увека был сдан в эксплуатацию.

1942 год. Сталинградская битва… Казалось бы еще одного усилия фашистским войскам будет достаточно, чтобы сбросить полностью отрезанные от Большой Земли, истекавшие кровью войска Красной Армии в Волгу. Но помощь нашим войскам шла. И этой единственной жизненной артерией, связывающей защитников Сталинграда с остальной Россией был саратовский железнодорожный мост. Какие только усилия не предпринимали фашисты, чтобы уничтожить его! Мост бомбили иногда по несколько раз в день. Геройски сражались наши зенитчики, летчики, защищавшие саратовское небо. Чудеса мужества и героизма проявляли железнодорожники. Несмотря ни на что, помощь Сталинграду шла, и город выстоял…

Железнодорожный мост через Волгу продолжает успешно функционировать и в наши дни...

Использованные материалы:
- Певцова И. И мост и памятник.//Саратовская Мэрия №7, 1998.
- Яшин, А., Валеев, В. Сто страниц о Саратове. – Саратов, 1990.