География История Экономика Образование Культура Личности

Общедоступный театр. Театр Сервье


Когда в 1859 году здание театра А.Д. Панчулидзева в центре города было разобрано, над осиротевшей труппой саратовских актеров взял “шефство” местный театральный меценат, купец 2-й гильдии Франц Осипович Шехтель. В своей загородном саду он к “летнему вокзалу для танцев” пристроил театральную сцену, на которой в летнее время игрались спектакли, читались лекции по астрономии и геологии — непременно “с показом туманных картин”.

Вскоре новый театр обрел популярность среди саратовцев и в сад, расположенный “в двух с чем-то верстах от города”, на специальных омнибусах, движение которых организовал Шехтель от Театральной площади, наезжало все больше и больше публики. Наблюдатель пишет: “Приятно было приехать в сад Шехтель — даже не ради театра и танцев, а просто насладиться чистым воздухом и послушать музыку”. В саду были бильярдная, кегельная, волчок. Помимо экзотических представлений в театре Шехтеля игрались маленькие водевили и комедии, ставились драматические спектакли. В 1864 году в Саратов приезжал знаменитый артист-трагик негр Айра Алдридж, выступивший в театре Шехтеля в трагедиях “Макбет”, “Отелло”, “Король Лир”. Гастролер имел большой успех. В 1865 году в городе останавливался проездом по Волге известный драматург А.Н. Островский — вместе с артистом Александрийского театра в Петербурге И.Ф. Горбуновым.

В 1867 году, в связи со смертью Шехтеля, сад и театр приобретают французы Эдуард и Аделаида Сервье. Они приехали в Саратов из Франции в 1855 году. Аделаида Сервье открыла модный магазин, Эдуард, ее муж, стал парикмахером. Их заведения размещались в двухэтажном, до наших дней не сохранившемся доме Артамонова на Театральной площади. Стоял он невдалеке от здания биржи. По-видимому, дела этой четы шли успешно. Газетные объявления часто информировали горожан о получении нового товара. “Надеюсь угодить покупателям, удостаивающих меня своим доверием”, — заявляет в одном из таких объявлений А. Сервье.

Однако саратовцам супруги Сервье “угодили” не только дамскими шляпками. Приобретя загородный сад Ф.О. Шехтеля, они особое внимание уделяли имеющемуся там летнему театру. Новые владельцы сада и театра взялись за дело весьма энергично. По свидетельству прессы, труппа стала привлекать массу публики. И немудрено. На сцене летнего театра можно было увидеть популярные драмы и оперетты, здесь выступали хорошо известные в провинции актеры, гастролировали и артисты из столицы. Их усилиями театр стал подлинным “оазисом” в саратовской жизни, снискавшим популярность и у простого народа, и у образованной интеллигентной публики.

Игравший тут талантливейший В.Н. Давыдов в своей книге “Рассказ о прошлом” хорошо описывает ту уютную обстановку, что сложилась в саду Сервье к 1871 году, во время антрепренерства П.М. Медведева:

“Маленький деревянный театрик, весь спрятавшийся в зелени тенистого сада, совершенно не был приспособлен для сложных постановок, в нем не было даже приличных декораций... Лето было жаркое, и все с наслаждением после пыльного и палящего дня бросались в тенистый и чистенький сад. Были сделаны дорожки, беседки, скамейки. Сад усердно поливали водой, чтоб не было пыли. Вечером украшали цветными фонариками, а в праздники Медведев освещал его каким-то прибором, дававшим необыкновенно сильный и яркий огонь. Здесь же можно было в ресторанчике сытно, вкусно и дешево закусить, а прекрасный оркестр услаждал музыкой. Одним словом, это было премиленькое местечко, где приятно было отдохнуть...”

Партнерами Давыдова на этой сцене были П.М. Медведев, П.А. Стрепетова и другие признанные мастера. Причем некоторые из них получили известность именно в нашем городе. “Из Саратова пошла слава Савиной”, — свидетельствует Давыдов. Подтверждение этих слов мы находим в мемуарах самой Савиной “Горести и скитания”. Мария Гавриловна пишет о том, как страшил ее Саратов, куда она совсем еще молодой актрисой была приглашена в труппу Сервье на первые роли, и как вскоре она стала любимицей города.

В 1875 году театр Сервье сгорел, что причинило владельцам значительные убытки, от которых они фактически так и не смогли оправиться. Правда, уже великим постом следующего 1876 года стал строиться новый театр, не такой уж, как первый, “похожий на сигарный ящик, а большой и настоящий, который к июню того же года был отстроен вполне, и летом его обновила труппа Пальм”....

В сезон 1877 года в театре работал актером на вторых ролях будущая российская знаменитость В.А. Гиляровский. В Саратове он вписал в свой пестрый “послужной список” профессию служителя муз. Возвращаясь с Кавказа по Волге, Гиляровский узнал, что в саратовском летнем театре играет труппа под управлением знакомого ему актера А.И. Погодина. Легкий на скорый поворот своей судьбы, Владимир Алексеевич явился в сад Сервье на репетицию и тут же был принят в театр. Жил он неподалеку от театра и пробыл в Саратове несколько месяцев, так же легко оставив наш город для участия в Балканской военной кампании.

В 1879 году дали знать себя ранее понесенные убытки — супруги Сервье оказались банкротами. Долг в 21 тысячу рублей, который они не смогли вовремя выплатить, заставил их расстаться со своей собственностью. Были назначены торги, на которых сад и театр приобрели “заклятые конкуренты Сервье по части увеселения — Г.И. Барыкин и М.К. Иванова — содержатели “Приволжского вокзала”. С этих пор театр на городской окраине приходит в долгий упадок.

...Новые владельцы не смогли правильно поставить театральное дело. Театр захирел — “в связи с малыми сборами и неустроенностью”. В 1880 году “Саратовский листок” пишет, что “во время спектакля в зрительном зале и на сцене летали летучие мыши, производившие переполох среди зрителей и артистов”.

Не спасло положения и приобретение сада с театром в собственность городской управы в 1883 году. Еще пять лет мелькают в газетах сообщения о плачевном положении недавно популярного и любимого саратовцами уголка. Некто Корнеев ходатайствует о предоставлении “сада быв. Сервье для устройства зоологического сада”. Планируется в саду постройка городской больницы. Сообщается, что “обоз из казарм Деконского переведен в помещение летнего театра в саду быв. Сервье”. А ассенизатор Арсентьев ратует за устройство на месте театра очистительного завода (!!!). “Будет грустно, если так случится и уничтожится один из лучших садов Саратова”, —вздыхает в бессилии “Саратовский дневник”.

Наконец, весной 1888 года театр переходит в арендное содержание к братьям Максимовым. За те три года, что хозяйничали братья в сфере, дотоле им явно незнакомой, подлатанный на скорую руку театр был пристанищем и французской опереточной труппы Лассаль, и известного гастролера физика Краузе — “исполнителя туманных картин с видами Кавказа, Закавказья, Крыма и пр.”, и цирка Николь, и цирка братьев Никитиных, и товарищества оперных и драматических артистов. В 1891 году театр закрывается, будучи “опечатанным на обеспечение иска города, предъявленного к арендаторам Максимовым”.

А в 1892 году—новая беда! В связи с холерной эпидемией в Саратове “два помещения в саду быв. Сервье приспособлены для холерных больных. Театр заколочен!”

В следующие пять лет примечательны мероприятия, проводимые лишь в саду (но не в театре) быв. Сервье: карусель, буфет, от которого “заказываются самовары под сенью деревьев”, оркестр военной музыки, танцы “на асфальтированной площадке”, изредка — музыкальные концерты и водевили, “детская площадка, куда руководительница Гесс не допускает плохо одетых детей”. Неоднократно упоминается общий порядок и отсутствие в продаже спиртных напитков. Признается, что “городской сад быв. Сервье все более и более становится излюбленным местом гулянья недостаточного и бедного населения”.

Под влиянием общественного мнения в 1897 году за дело взялось “Общество трезвой и улучшенной жизни”, наметившее ряд энергичных мер по восстановлению былой славы популярного некогда культурного заведения. Вместе со спохватившейся городской думой решено было организовать в саду Сервье Народный театр. Были изысканы средства (в основном паевые вклады сочувствующих лиц), приглашен опытный режиссер — К.Н. Яковлев — из труппы городского театра. Управа продолжила конно-железную дорогу до сада Сервье. В воскресенье 25 мая состоялась постановка первого спектакля в исполнении новой, наполовину любительской труппы. Давалась пьеса Островского “Правда хорошо, а счастье лучше”. Спектакль имел огромный успех. “Возле кассы была невообразимая давка, мест в театре не хватило, пришлось отказать более чем 2000 человек”.

В дальнейшем дела театра шли столь же неплохо: “собиралась такая масса публики, какой сад давно не видел”. 21 сентября 1897 года на последнем гулянье в саду Сервье организаторам был преподнесен адрес, покрытый множеством подписей работников саратовских железнодорожных мастерских, товарной станции, депо и главного склада:

“Устроителям Народного театра. Трудящийся люд нечасто видит со стороны просвещенных деятелей желание устроить для него дешевые и разумные развлечения. Просим Вас верить, что мы сумеем понять и оценить ваш труд и сердечное к нам отношение...”

Бесценный трогательный документ, свидетельство подлинной популярности театра среди простых людей, благодарность которых, конечно же, была высочайшей наградой всем, кто способствовал возобновлению столь нужного городу и доступного очага культуры. Волна энтузиазма захватила Саратов. Промышленник Шиллер жертвует 1000 рублей на переустройство театра и обещает на льготных условиях выполнить некоторые работы. Некто Глико дает на восстановление взаймы 2000 рублей без процентов. В театре устанавливается электрическое освещение (1898 г.). Ведутся работы по утеплению театра и приспособлению его для представлений в зимнее время. Императорские театры присылают в реквизит Народного театра часть своих костюмов. За 1898 год получена прибыль в 6000 рублей. Театр посещают учащиеся школ, средних специальных учебных заведений. Доходы театра растут.

И — неожиданно, несправедливо, незаслуженно — очередная знакомая катастрофа сводит на нет все достигнутое столь дружными и честными усилиями.

“12 июля 1901 года в час дня сгорел дотла Народный театр, которым Саратов гордился даже перед столицей! — горькое восклицание на страницах “Саратовского листка”. - На пожаре среди массы простолюдинов слышались возгласы сожаления о гибели театра...”

Все пришлось начинать сначала. Через год уже готов проект нового каменного театра, подготовленный архитектором Г.Г. Плотниковым. Городская дума принимает меры к реализации проекта, однако встречает отказ Министерства финансов в необходимой субсидии. А тем временем в городе, на Московской площади, устраивается временный Народный театр, дела которого, как пишут газеты, идут удовлетворительно: в среднем его посещает ежедневно около 1000 человек (цифра, думается, несколько преувеличена).

B 1903—1904 годах Попечительством возобновления Народного театра, правдами и неправдами изыскивается необходимая сумма для строительства. Начавшаяся русско-японская война чуть было не погубила дело: губернатор П.А. Столыпин позарился на городские деньги, дабы потратить их на помощь государству в ведении войны. Однако попечитель возобновления Г.Г. Дыбов, в пику всесильному губернатору, срочно начал строительство театра. К осени 1906 года здание было закончено отделкой и в сентябре открыто. Вот его описание из справочника “Весь Саратов” за 1910 год:

“Зрительный зал имеет мест: партер 490, амфитеатр 147, 1-й ярус 319, 2-й ярус 318, ложи 18, а всего 1345. Фойе служит залом для народных чтений, оно вмещает 300 человек. Театр воздвигнут в общественном саду Пушкина (в 1899 г. городская дума переименовала сад Сервье, хотя губернатор этого решения не утвердил), где обыватель проводит время нравственно. Спиртные напитки отсутствуют, вместо того буфет имеет всегда свежую и вполне доступную по цене закуску. Сообщение — трамвай. Вагоны ожидают конца спектакля. Опоздавшие по каким-либо причинам театралы или по недостатку в вагоне мест расходуются на извозчиков или “по образу пешего хождения” отправляются по глухим улицам и Полтавской площади. Ввиду сего многие театралы стремятся оставить театр, не дожидаясь развязки пьесы. В последнем действии начинается выхождение и хождение за платьем...”

Как видим, театр пребывал все это время в относительном благополучии. Репертуар театра состоял из русской и зарубежной классики: “Отелло”, “Дон Карлос”, пьесы Островского, Чехова, Горького. С театром связаны имена многих выдающихся артистов: В.Н. Давыдова, М.М. Петипа, М.К. Савиной, П.А. Стрепетовой. К.А. Варламова, И.А. Слонова и других.

В 1916 году театр стал называться имени Островского, а в 1918 году ему присвоено имя К. Маркса. Старый театр простоял до середины 1960-х годов, а в 1967 году было построено новое, современное театральное здание.

Использованные материалы:
- Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Региональное Приволжское издательство "Детская книга", 1994.