География История Экономика Образование Культура Личности

Акционерное общество открытого типа "Электроисточник"


Строительство завода закончилось 7 ноября 1929 года. Первым директором был назначен Э. Абрамсон, профессиональный революционер. Штат рабочих составлял 150 человек — в основном это были те, кто строил аккумуляторный завод на месте закрытого в 20-м году “старорежимного завода “Жесть”.

За первые десять лет работы завода объем выпускаемой им продукции увеличился в 19 раз, а численность работников в девять раз.

До войны на вредное свинцовое производство не принимали женщин до 35 лет. Во время войны к станкам вместо ушедших на фронт встали не только молодые женщины и девушки, но и около 100 подростков до 16 лет. Уровень производительности тех лет — за гранью возможного: план полутора лет выполнялся в полтора месяца! В 1944 году завод был удостоен ордена Ленина, а после Победы предприятие получило на вечное хранение Красное знамя комитета обороны СССР.

В октябре 1957 года вместе с запуском первого искусственного спутника Земли началась “космическая эра" и для завода: выпускаемые в Саратове серебряно-цинковые аккумуляторы стали неотъемлемой частью отечественного освоения космоса. Работа по этой Программе продолжается и сегодня.

Выстроенный на голом энтузиазме в годы первой пятилетки и открытый 7 ноября 1929 года завод - первенец отечественного аккумуляторостроения, который носит сегодня название “Электроисточник” (а многие саратовцы по привычке называют его заводом свинцовых аккумуляторов), исправно снабжал источниками тока Сталинградский тракторный, Саратовский комбайновый и Горьковский автомобильный заводы. В годы войны, оставшись единственным действующим заводом по производству аккумуляторов (курский, подольский и ленинградский заводы стояли). Саратовский аккумуляторный работал и на хозяйственные, и на военные нужды; танки, одержавшие победу в Курской битве, шли на саратовских аккумуляторах так же, как на саратовских аккумуляторах (только уже не свинцовых, а серебряно-цинковых) взлетало все, чем гордилась страна первопроходцев космоса.

Не берусь объяснить это с материалистической позиции, но имеет “Электроисточник” не только лицо (а лицо любого завода — это его продукция, в данном случае - аккумуляторы), но и душу - какой-то особый психологический микроклимат, ауру. К этому заводу невозможно остаться равнодушным - поэтому он за всю историю не знал словосочетания “текучесть кадров”. Кадры приходили и не просто оставались — они приводили на завод своих выросших детей, внуков. А сколько заводских свадеб было сыграно, сколько семей породнилось между собой на заводе... На заводской территории — санаторская опрятность и масса зелени. Атмосфера какая-то удивительно спокойная, интеллигентная. Есть свой музей, в котором бережно воссоздана история завода - не просто красочные стенды с текстами и иллюстрациями, а подлинные реликвии разных лет — телеграммы военного времени, приказы первых пятилеток и т.п. Но не надо думать, что завод живет лишь воспоминаниями о славном прошлом.

Сегодня “Электроисточник” уже открыл первую страницу своей “новой истории”. Организационная перестройка предприятия под новые задачи произошла в рекордно короткие сроки — буквально за два месяца. На момент смены состава акционеров завод был вполне работоспособным промышленным объектом. Но этот уровень в современных условиях для промышленного предприятия был недостаточен — конкуренция требовала выхода на новые рубежи. С приходом новых собственников такая возможность у завода появилась.

Сокращение производства, которое не миновало в эти годы практически ни одно российское промышленное предприятие, не могло не обойти (со всеми вытекающими последствиями) и “Электроисточник”. Повсеместно традиционная для недавнего времени бартерная схема расчетов лишала завод оборотных средств, а значит — возможностей технического перевооружения, улучшения качества продукции, выхода на новые “аккумуляторные рубежи”. Сегодня такие возможности у “Электроисточника” появились: за месяц (!) предприятие перешло от бартерных к денежным расчетам.

Задача перехода на новую технологию, несмотря на свою сложность, для "Электроисточника" вполне осуществима. Завод, в течение нескольких десятилетий с блеском изготавливавший продукцию для авиации и космоса, способен делать на том же уровне и “земную” продукцию.

Раньше продукция завода шла в 86 стран мира. Сейчас, по вполне понятным объективным причинам, география поставок “Электроисточника” ограничена Россией, Казахстаном, выходом на ближнее зарубежье. Есть перспективы выхода и на дальнее, поскольку везде, где есть отечественная техника (Восточная Европа и т.д.), требуются саратовские аккумуляторы. А недавно в Москве был создан торговый дом завода, основная задача которого — функция глобального сбыта (построение дилерской сети, поиск крупных оптовиков по регионам и др.).

Если в отношении маршрутов сбыта и ценовой политики “Электроисточник” ориентируется на дилеров, то в отношении потребительских свойств — конечно же, на потребителя. Поэтому здесь не только держат марку качества, но думают о внешнем виде аккумулятора о том, удобен ли он в деле. Именно поэтому самую массовую модель — 55-ю — недавно здесь стали выпускать со специальной ручкой на корпусе, чтобы было удобно нести. А еще на аккумуляторах гордо красуется теперь аккуратный штамп изготовителя — “Электроисточник-Саратов”.

Использованные материалы:
- Архангельская А. Саратовские аккумуляторы - такое же "лицо города", как мост через Волгу и здание консерватории // Комсомольская правда. 2001. №104.
- Живописная губерния. Саратов, 2000.