География История Экономика Образование Культура Личности

Состояние атмосферного воздуха г.Саратова


Состояние атмосферного воздуха, по данным стационарных постов наблюдения Саратовского ЦГМС

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха г. Саратова проводятся на шести стационарных постах (ПНЗ):

  • ПНЗ-1 — метеостанция Саратов — южный;
  • ПНЗ-2 — ул. Волюдонская,2;
  • ПНЗ-5 — ул. Октябрьская,45;
  • ПНЗ-6 — ул. Ломоносова, 1;
  • ПНЗ-7 — пр. 50 лет Октября, 87;
  • ПНЗ-8 — ул. Астраханская, 150.

Всего в 1999 году был сделан анализ 37035 определений концентраций вредных примесей, из них 36834 выполнил Саратовский ЦГМС и 201 — Самара, 6934 — другие ведомства.

Наблюдения проводились по четырем основным ингредиентам: пыли, диоксиду серы, оксиду углерода, диоксиду азота. Кроме этого проводились наблюдения за содержанием в атмосферном воздухе 12 специфических примесей: бензапирена, углеводородов, оксида азота, гидрофторида, фенола, формальдегида, гидрохлорида и др.

Основными источниками загрязнения атмосферы города являются предприятия машиностроения, приборостроения, стройматериалов, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, легкой, пищевой, деревообрабатывающей отрасли. Эти предприятия расположены в основном в южном, северо-западном и северо-восточном районах города.

Уровень общего загрязнения атмосферного воздуха в 1999 году возрос по сравнению с 1998 годом. Посты условно подразделяются на “городские фоновые” в жилых районах (ПНЗ-1,7), “промышленные” — вблизи предприятий (ПНЗ-2,6) и “авто” — вблизи автомагистралей или в районах с интенсивным движением автотранспорта (ПНЗ-5,8). Это деление условно, т.к. застройка города и размещение предприятий не позволяют сделать четкое разделение города на жилые и промышленные районы.

По сравнению с 1998 годом отмечался рост уровня загрязнения атмосферного воздуха города фенолом, сероводородом, гидрохлоридом и аммиаком; снизились концентрации загрязнений диоксидом азота, гидрофторидом и формальдегидом; по диоксиду серы, оксиду углерода, оксиду азота и растворимым сульфатам положение осталось без изменений.

Запыленность города несколько возросла по сравнению с 1998 годом. Среднегодовая концентрация составила 1,4 ПДК (в 1998 году — 1,3 ПДК). Росту запыленности города в 1999 году, особенно в летне-осенний период, способствовали метеорологические условия. Так, в этот период было зафиксировано наименьшее число дней с осадками и наибольшее число дней со скоростью ветра 0—1 м/с. Погода стояла сухая, солнечная, с повышенным температурным режимом. Максимальная концентрация ингредиента 5,0 ПДК зафиксирована в районе ПНЗ-8 в сентябре в период действия НМУ.

Содержание диоксида серы осталось на уровне 1998 года. Среднегодовая концентрация составила 0,04 ПДК. Максимально-разовая концентрация 0,3 ПДК отмечена в январе на ПНЗ-2.

Загрязнение атмосферного воздуха растворимыми сульфатами невысоко. Максимальная концентрация 0,05 мг/м3 отмечалась в апреле на ПНЗ-6.

Содержание оксида углерода в атмосфере города осталось на уровне 1998 года. Среднегодовая концентрация, как и в 1998 году, на уровне 1 ПДК. Наиболее загрязнен оксидом углерода атмосферный воздух в районе ПНЗ-8, который расположен вблизи пересечения крупных, оживленных автомагистралей. Здесь среднегодовая концентрация составила 1,7 ПДК, и в течение года не соответствовало норме от 8% до 39% проб на оксид углерода.

Максимально разовая концентрация примеси 3,4 ПДК зафиксирована на ПНЗ-7 в августе при штилевой погоде.

Несколько снизилось загрязнение атмосферы города диоксидом азота. Но его содержание в атмосферном воздухе по-прежнему, высоко. Среднегодовая концентрация составила 1,8 ПДК (в 1998 году — 2 ПДК). Наиболее загрязнен диоксидом азота атмосферный воздух в районах ПНЗ-8 и ПНЗ-1. Оба поста расположены вблизи автомагистралей с интенсивным движением автотранспорта. Среднегодовая концентрация в районе ПНЗ-8 составила 3,3 ПДК, а в районе ПНЗ-1 — 2,3 ПДК. Не соответствовало норме в течение года соответственно 63% и 36% проб на диоксид азота. По данным городского Комитета по охране окружающей среды, источником высокого загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота является скопление автотранспорта. Максимальная концентрация диоксида азота 8,8 ПДК зафиксирована в августе в районе ПНЗ-1 в условиях ясной безветренной погоды.

Содержание оксида азота в атмосферном воздухе города осталось на уровне 1998 года. Среднегодовая концентрация составила 1 ПДК. Максимальная концентрация примеси 1,7 ПДК зафиксирована в сентябре на ПНЗ-1, расположенном в зоне влияния ТЭЦ-2 в условиях действия НМУ.

Определение содержания формальдегида проводилось на двух стационарных постах — ПНЗ-6 и ПНЗ-8. Уровень загрязнения атмосферного воздуха данной примесью продолжает снижаться. Среднегодовая концентрация примеси в целом по городу составила 3,3 ПДК (в 1998 году — 4,3 ПДК). В несколько большей степени загрязнен данной примесью атмосферный воздух в районе ПНЗ-8, расположенного на пересечении автомагистралей с интенсивным движением транспорта. Здесь средняя концентрация за год составила 4,3 ПДК. В течение года не соответствовало норме 2% проб атмосферного воздуха на формальдегид. Наибольшее число случаев превышения ПДК наблюдалось в июне. В этот период погода стояла солнечная, сухая, с повышенным температурным режимом. Максимально разовая концентрация формальдегида 3,9 ПДК зафиксирована в районе ПНЗ-8 в феврале в условиях маловетреной погоды со снегом.

Определение концентрации гидрофторида проводилось на двух стационарных постах — ПНЗ-6 и ПНЗ-8. Среднегодовая концентрация примеси несколько снизилась и составила 0,6 ПДК (в 1998 году — 0,8 ПДК). В несколько большей степени загрязнен данной примесью атмосферный воздух в районе ПНЗ-6, который расположен вблизи основного источника загрязнения атмосферы гидрофторидом — предприятия ОАО “Саратовстекло”. Здесь зафиксирована наибольшая среднемесячная концентрация 2,0 ПДК в январе. В этот период не соответствовало норме 10% проб на гидрофторид. В целом по городу в течение года не соответствовало норме 4% таких проб. Максимально разовая концентрация примеси 1,9 ПДК зарегистрирована в марте на ПНЗ-8 в условиях пасмурной погоды с туманом и осадками и в ноябре на обоих ПНЗ в условиях пасмурной погоды и ветра со стороны источника загрязнения (ОАО “Резинотехнические изделия” и ОАО “Саратовстекло”).

Содержание аммиака в атмосфере города исследовалось на двух стационарных постах — ПНЗ-2 и ПНЗ-7. Основные источники выбросов — (000 “Саратоворгсинтез” и АООТ “Жиркомбинат”. Уровень загрязнения атмосферы города данной примесью продолжает расти. Среднегодовая концентрация составила 0,8 ПДК (в 1998 году — 0,5 ПДК). В несколько большей степени аммиаком загрязнен атмосферный воздух в районе ПНЗ-2. Здесь среднегодовая концентрация достигла уровня ПДК и не соответствовало норме 2% проб, тогда как в целом по городу не соответствовало норме 1%. Наибольшие среднемесячные концентрации аммиака наблюдались в июне на обоих ПНЗ. Именно в этот период наблюдалось наибольшее количество проб, не соответствующих норме: на ПНЗ-2 — 14%, на ПНЗ-7 — 5%. Максимально-разовая концентрация аммиака 2,0 ПДК была зарегистрирована в июне в районе ПНЗ-2 в период действия НМУ, которые действовали в течение 5 суток.

Содержание сероводорода в атмосферном воздухе определялось на ПНЗ-1 и ПНЗ-2. Основной источник выбросов данной примеси — ОАО “Саратовский нефтеперерабатывающий завод”. Среднегодовая концентрация сероводорода несколько возросла в 1999 году по сравнению с 1998 годом и составила 0004 мг/м3 (в 1998 г. — 0,003 мг/м3). Рост уровня загрязнения атмосферы данной примесью наблюдался с мая по июль. В эти месяцы среднемесячные концентрации возросли с 0,003 мг/м3 до 0008 мг/м3 (июль ПНЗ-1). Именно в этот период наблюдалось наибольшее количество проб, не соответствующих норме на обоих ПНЗ — от 12% до 37%. В целом по городу за год не соответствовало норме 8% проб. Максимально-разовая концентрация сероводорода 4,8 ПДК зарегистрирована в апреле в районе ПНЗ-2 при тихой ясной погоде в период действия НМУ.

Определение содержания фенола в атмосфере города проводилось на четырех стационарных постах — ПНЗ-2, ПНЗ-5, ПНЗ-6, ПНЗ-8. Основные источники выбросов — 000 “Саратоворгсинтез”, ОАО “Саратовстекло”, АООТ “Саратовмебель”. Уровень загрязнения атмосферного воздуха фенолом возрос в 1999 году по сравнению с 1998 годом. Среднегодовая концентрация данной примеси достигла уровня ПДК (в 1998 году — 0,3 ПДК). В несколько большей степени загрязнен фенолом воздух в районе ПНЗ-6, который расположен вблизи источника выбросов в атмосферный воздух фенола — предприятия ОАО “Саратовстекло”. Здесь зафиксирована наибольшая среднемесячная концентрация 2,3 ПДК в апреле и сентябре. В этот период не соответствовало норме 22% и 23% проб соответственно, т.к. преобладали ветра северо-западного и западного направлений со стороны предприятия ОАО “Саратовстекло”. В целом по городу не соответствовало норме 4% проб. Максимально-разовая концентрация 4,5 ПДК наблюдались в районе ПНЗ-8 в июле при слабом ветре в период действия НМУ.

Содержание гидрохлорида в атмосфере города определялось на двух стационарных постах — ПНЗ-1 и ПНЗ-7. Среднегодовая концентрация данной примеси несколько возросла в 1999 году по сравнению с 1998 годом — (0,1 ПДК) и составила 0,3 ПДК.

Наибольшая среднемесячная концентрация 0,7 ПДК была зафиксирована на ПНЗ-7 в июне. В этот период наблюдалось наибольшее количество проб, не соответствующих норме,— 3%. В целом по городу за год не соответствовало норме 0,4% проб. За год зарегистрировано по Саратову всего 7 случаев превышения ПДК, из них в районе ПНЗ-1 — 1 случай, в районе ПНЗ-7 — 6 случаев. Максимальная концентрация гидрохлорида 1,6 ПДК отмечалось в районе ПНЗ-1 в августе при ветре со стороны ОАО “Саратовский подшипниковый завод”.

Расчет тенденции за пятилетие показал рост уровня загрязнения атмосферы города пылью, оксидом углерода, диоксидом азота; стабильность загрязнения растворимыми сульфатами, сероводородом и аммиаком: снижение уровня загрязнения атмосферы диоксидом серы, гидрофторидом, фенолом, формальдегидом, гидрохлоридом.

Загрязнение окружающей среды через выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

На учете в Саратовгорэкологии в 1999 году стояло 500 предприятий, которые оказывали влияние на загрязнение атмосферного воздуха. Из них основная часть предприятий имеет разработанную нормативную документацию, регламентирующую степень их воздействия на окружающую среду.

Государственную статотчетность представили 249 предприятий, по данным которой в 1999 году объем выбросов от стационарных источников составил 26,23 тыс. т/год.

Выбросы от этих источников снизились на 7,779 тыс. т/год (22,8%) по сравнению с 1998 годом. За последние 5 лет (1995-1999гг.) они сократились на 21,837 тыс. т/год (45,4%). Снижение выбросов произошло за счет сокращения объемов производимой продукции и выполнения природоохранных мероприятий.

На предприятиях города уловлено 11,036 тыс. т/год вредных веществ, из них утилизировано 8,171 тыс. т/год.

Динамика валовых выбросов ЗВ предприятий г. Саратова за 1994-1999 годы отражена на рисунке 1.

Основной вклад в загрязнение атмосферы города происходит от выбросов стационарных источников предприятий топливной отрасли — 13,187 тыс. т/год (50,3%), электроэнергетики — 5,975 тыс. т/год (22,8%).

По сравнению с 1998 годом снизились выбросы предприятий топливной отрасли на 4,716 тыс. т/год (26,3%). Снижение произошло за счет сокращения объема производства и частично выполнения природоохранных мероприятий.

Сократились объемы выбросов на предприятиях теплоэнергетики на 2,554 тыс. т/год, или на 29,9%. Снижение выбросов произошло за счет сокращения доли мазута в общем балансе топлива.

Снизились выбросы на предприятиях производства строительных материалов на 0,319 тыс. т/год, или на 15,8% за счет сокращения объема производства и выполнения атмосфероохранных мероприятий.

Уменьшились объемы выбросов на предприятиях, отнесенных к транспорту и связи, на 0,278 тыс. т/год, или на 19,3% за счет сокращения объема производства.

Сократились выбросы на предприятиях, отнесенных к прочим отраслям, на 0,07 тыс. т/год (6,4%). Снижение выбросов произошло за счет выполнения природоохранных мероприятий и сокращения объема производства.

Увеличились выбросы на предприятиях химической и нефтехимической отрасли на 0,274 тыс. т/год, или на 63,9% за счет увеличения объема производства.

Данные валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по отраслям промышленности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика валовых выбросов по отраслям промышленности

Отрасль промышленности

Валовый выброс, тыс.т/год

Снижение (–)

Сравнение

с 1998 г., %

1995

1996

1997

1998

1999

Увеличение (+), тыс.т/год

Производство строительных материалов

2,786

2,656

2,190

2,015

1,696

–0,319

–15,83

Топливная

26,838

30,86

23,535

17,903

13,187

–4,716

–26,34

Машиностроение и металлообработка

1,614

2,206

2,515

2,254

2,198

–0,056

–2,48

Химическая и нефтехимическая

3,719

1,881

1,066

0,429

0,703

+0,274

+63,87

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно–бумажная

0,225

0,173

0,222

0,215

0,173

–0,042

–19,53

Металлургия

0,011

0,011

0,004

0,005

0,005

0,000

0,00

Электроэнергетика

7,366

5,214

8,105

8,529

5,975

–2,554

–29,94

Строительство

0,220

0,169

0,125

0,131

0,113

–0,018

–13,74

Транспорт и связь

4,223

1,595

1,572

1,442

1,164

–0,278

–19,28

Прочие отрасли

1,066

2,916

1,414

1,086

1,016

–0,070

–6,45

За последние 5 лет (с 1995 по 1999 год) выбросы вредных веществ от стационарных источников снизились на 21,837 тыс. т/год, или на 45,4%. Динамика выбросов загрязняюших веществ в атмосферу предприятиями города представлена в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями города (тыс.т/год) в 1995–1999 гг.

Загрязняющие вещества

1995

1996

1997

1998

1999

ЗВ (всего)

48,067

47,684

40,748

34,009

26,23

Твердые ЗВ

1,646

1,703

1,427

1,169

0,964

Газообразные и жидкие

46,421

45,981

39,321

32,840

25,266

из них:  
  • сернистый ангидрид

5,779

3,335

4,483

5,952

2,819

  • окись углерода

5,196

5,921

5,363

4,922

5,147

  • окислы азота

5,284

5,616

5,858

4,853

4,655

  • углеводороды (без ЛОС)

24,878

26,826

20,107

14,094

9,668

  • ЛОС

4,728

3,948

3,264

2,796

2,337

Прочие газообразные и жидкие ЗВ

0,556

0,335

0,246

0,223

0,640

 

Важной оценкой экологического состояния окружающей среды города является оценка уровня загрязнения атмосферы предприятиями отдельных районов. Это позволяет выявить наиболее уязвимые участки города, где экологическая ситуация наиболее неблагоприятная.

Сравнение объемов выбросов загрязняющих веществ (3В) в атмосферу предприятиями каждого из административных районов города представлено в таблице.

Таблица 3

Выбросы ЗВ в атмосферу предприятиями г.Саратова

Год

Районы города

Ленинский

Заводской

Волжский

Кировский

Октябрьский

Фрунзенский

1995

24966,070

19756,100

3648,330

932,200

810,290

393,980

1996

24177,700

18083,200

3332,110

959,500

764,619

377,676

1997

19695,500

14813,380

4221,000

949,900

625,900

404,400

1996

12984,891

15982,427

3278,959

794,971

612,902

355,232

1999

8571,549

12551,552

3566,492

716,092

544,393

314,369

Снижение выбросов ЗВ предприятиями Ленинского района составило 33,9% к уровню 1998 года и 65,7% к уровню 1995 года.

Кировского района — 9,9% к уровню 1998 года и 23,2% к уровню 1995 года.

Октябрьского района — 11,2% к уровню 1998 года и 32,8% к уровню 1995 года.

Фрунзенского района — 11,5% к уровню 1998 года и 20,2% к уровню 1995 года.

Заводского района — 21,5% к уровню 1998 года и 36,5% к уровню 1995 года.

Увеличение выбросов ЗВ предприятиями Волжского района составило 8,1% к уровню 1998 года, а по сравнению с 1995 годом произошло снижение на 2.2%.

Анализ изложенного материала позволяет отметить падение объемов валовых выбросов практически во всех районах города, за исключением Волжского.

Рассматривая объемы выбросов ЗВ наиболее крупных предприятий, можно отметить их снижение на ОП “ТЭЦ-2”, Саратовской ГРЭС, ТЭЦ-1, Елшанской станции подземного хранения газа АО “Югтрансгаз”, “Вагонное депо ст. Нефтяная” Приволжской ж.д., ОАО “Саратовстекло”, ОАО “Саратовский нефтеперерабатывающий завод”.

Увеличились выбросы на предприятиях ООО “Саратоворгсинтез”, АООТ “Электроисточник”, МУП “Коммунальные тепловые сети”, ОАО “Завод автономных источников тока”.

Для снижения выбросов ЗВ в атмосферу служит эффективно работающее очистное оборудование и внедрение на предприятиях новейших технологий.

Эффективность работы воздухоочистного оборудования на предприятиях служит достоверным показателем значимости природоохранных мероприятий.

Если проанализировать эффективность воздухоочистного оборудования всех отраслей промышленности, можно отметить следующее:

  • от предприятий электроэнергетики выбросы, содержащие вредные вещества, поступают в атмосферу без очистки;
  • наибольшая степень улавливания существует на предприятиях, относящихся к строительной отрасли,— 82,76%;
  • на предприятиях химической и нефтехимической промышленности — 77,33%;
  • на предприятиях производства строительных материалов — 76,98%;
  • на предприятиях других отраслей промышленности степень очистки атмосферного воздуха ниже;
  • наименьшая степень очистки у предприятий топливной отрасли.

Воздухоохранные мероприятия проводились на предприятиях производства строительных материалов, машиностроения и металлообработки, предприятиях строительной отрасли и других. В результате осуществления этих мероприятий снижение выбросов составило 3,184 тыс. тонн/год. или 12%.

Промышленность города Саратова является многопрофильной и весьма сложной с точки зрения используемых технологий. В анализ включены 237 предприятий, выбросы которых составляют 99,2% от общего количества выбросов предприятий города.

Из вышеприведенных данных видно, что в 1999 году максимальное количество ЗВ выбрасывается в атмосферу города промышленными предприятиями Заводского района, несколько меньше — предприятиями Ленинского района. Выбросы ЗВ предприятиями остальных районов значительно меньше, и в масштабах всего города их роль в загрязнении атмосферы менее значительна.

Заводской район включает в себя предприятия топливной, электроэнергетической, химической и нефтехимической отраслей, машиностроения и металлообработки. Ленинский район — предприятия топливной отрасли, производства строительных материалов, машиностроения и металлообработки. Кировский район — предприятия машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической промышленности, транспорта и связи, предприятия без четкой отраслевой принадлежности. Октябрьский район — место расположения предприятий транспорта и связи, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли, производства строительных материалов, предприятий без четкой отраслевой принадлежности. Фрунзенский район — это предприятия машиностроения и металлообработки, а также предприятия без четкой отраслевой принадлежности. Волжскип район представляет электроэнергетику и тоже предприятия без четкой отраслевой принадлежности.

Кроме общераспространенных ЗВ в выбросах предприятий города присутствует значительное количество специфических вредных веществ. Больше всего их выбрасывается в атмосферу города предприятиями топливной отрасли.

Воздействие передвижных источников на состояние атмосферы

Большое загрязнение в атмосферный воздух городов вносит автотранспорт. Установлено, что вблизи оживленных магистралей концентрация свинца в воздухе днем достигает 3,9; ночью — 1,7 мкг/м3 (при норме 1,0 мкг/м3). Причем на загородных дорогах концентрация свинца находится в пределах 0,3-1,0 мкг/м3. Доказано наличие в выхлопных газах автотранспорта оксидов углерода, оксидов азота, углеводородов, альдегидов, сажи, бенз(а)пирена, соединений железа, меди, цинка, брома, свинца, трихлорметана. В продуктах износа тормозных накладок обнаружены медь, свинец, хром, никель, цинк; в продуктах истирания дорожного покрытия содержатся свинец и цинк; продукты коррозии покрытия содержат кадмий и свинец; в состав шин входят оглсь цинка (1,5-2%), кадмий, медь, свинец, которые тоже попадают в атмосферный воздух.

Считается, что влияние транспортных выбросов проявляется на расстоянии 1-2 км от автотрассы и распространяется на высоту 300 и более метров. Доказано, что при величине транспортного потока 314 ед./час запыленность превышает ПДК.

Выбросы автомобилей опасны, во-первых, потому, что они сразу поступают в активную, зону биосферы. Во-вторых, они содержат в себе соединения свинца, которые отличаются повышенной токсичностью для всего живого. В-третьих, выбросы поступают непосредственно в приземный слой атмосферы, где скорость ветра незначительна и поэтому газы плохо рассеиваются. К тому же большинство ингредиентов, содержащихся в выхлопе, — это тяжелые газы, что способствует накоплению их в местах ветрового затишья. Накапливаются выхлопные газы и на опушках леса, и плотных лесополос, в понижениях рельефа.

Дальность распространения выбросов автомобилей от автотрассы зависит от погоды, направления и скорости ветра, рельефа местности. В сухую погоду в подветренную сторону создается высокая загазованность и запыленность воздуха на расстоянии до 1 -2 км от трассы. По балкам, оврагам, суходолам и речным долинам газы расходятся на 2-3 км и более. То же самое отмечается и по опушкам леса, когда ветер направлен вдоль них. В безветренную погоду выхлопные газы и пыль удерживаются вблизи трассы и тем самым создают еще более значительное загрязнение воздуха.

Замечено, что сильное загрязнение приземного слоя воздуха между плотными придорожными посадками создается в том случае, если направление ветра перпендикулярно дороге. Образуется ветровое затишье, при котором газы и пыль повисают над асфальтом. Если же воздушные массы перемещаются параллельно трассе, то выбросы автомобиля и пыль уносятся с нее и загрязнение снижается. На самой трассе и вблизи нее воздух чище в том случае, если отсутствуют препятствия для рассеивания газов и пыли.

На открытых участках автотрассы содержание окислов азота и других газов во все сроки наблюдений в десятки раз меньше, чем при наличии придорожных посадок. Лучшее перемешивание воздушных масс происходит при наличии овального поперечного профиля придорожных лесополос и кустарниковых опушек. Такие “живые защиты” легко преодолеваются ветровым потоком и не создают затишья. Возможно, следует повсеместно выращивать такого рода посадки.

Повышенная загазованность обнаруживается на тех участках автомобильных трасс и магистралей, которые вплотную примыкают к лесу, зеленым снегозащитным посадкам, зданиям и сооружениям. В этих случаях дорога проходит как бы в туннеле. В летнее сухое время целесообразно такие участки периодически (2-3 раза в сутки) поливать водой. Поливы проезжей части и прилежащих посадок снижают содержание газов на 45-60% и более. В сухое жаркое время через 3-4 часа концентрация газов и пыли может быть прежней.

После дождей загрязнение воздуха на автомагистрали и вблизи нее значительно снижается. Однако в последующие дни, даже после обильных осадков, концентрация загрязняющих веществ быстро возрастает.

Изучение динамики содержания газов в течение суток вблизи автотрассы показывает увеличение их концентрации к вечеру. Количество сернистого газа и двуокиси азота в воздухе в радиусе до 300 м вечером в 1,2-1,3 раза больше, чем утром. Они не успевают рассеяться за день. К утру содержание их в воздухе уменьшается в связи с уменьшением движения автотранспорта и постепенным рассеиванием газов. В дни с сильными ветрами накопление выбросов к вечеру не отмечалось. В безветренную погоду, как правило, в вечерние часы воздух насыщен выхлопными газами.

На территории Саратова функционируют более 8700 промышленных предприятий и иных объектов производственной сферы, сконцентрировано огромное количество автотранспорта, которое ежегодно увеличивается на 9-10 тыс.

В 1999 году на учете в ОГБИДД УВД г. Саратова состояло 160 079 единиц автотранспорта.

Около 74% автопарка в Саратове составляют легковые автомобили, 19% — грузовые (в основном средней и большой грузоподъемности) и автобусы.

Рост выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта напрямую связан с ежегодным увеличением его парка.

С ростом количества автотранспортных средств увеличивается объем реализуемого в Саратове автомобильного топлива и соответственно растут объемы выбросов загрязняющих веществ в воздушную среду города.

Исходя из общего количества автотранспорта и среднего выброса одного автомобиля в год, мы провели приближенный расчет валового выброса ЗВ от всего автотранспорта города.

Для точного расчета, требующего учитывать достаточно много граничных условий, необходимо иметь достоверные данные, которыми мы не обладаем.

Необходимо учитывать, что через город проходит определенное количество транзитного автотранспорта.

Могочисленные исследования показали, что 65% общего объема загрязнений, поступающих в городскую среду от автотранспорта, составляет оксид углерода. Остальные 35% — это выбросыпродуктов возгонки и терморазложения масла, потери бензина за счет испарения, продуктов износа резины и металла.

На долю автотранспорта приходится 80-85% общего валового выброса загрязняющих веществ в год.

В г. Саратове 6891 тыс. м2 дорог. Нормативом предусматривается ежегодно осуществлять ремонтные работы в объеме 12,2% от общей площади дорожного покрытия (845 тыс. м2). Фактически за последние 5 лет ремонт произведен на площади 1340 тыс. м2 или восстановлено только 32% необходимых площадей.

Повышенная критическая загрузка и недостаточный объем ремонтных работ (менее 40%) отрицательно сказываются на общем состоянии дорог и их пропускной способности, а это ведет к дальнейшему ухудшению экологической обстановки в городе.

Выхлопные газы выбрасываются автотранспортом в приземном слое воздуха, что способствует созданию значительных концентраций вредных примесей на уровне дыхания человека.

Валовый выброс загрязняющих веществ от автотранспорта на одного жителя составил 213,4 т/год, или 1,6 тыс.т/год на 1м2 площади городской территории.

Валовый выброс загрязняющих веществ от стационарных источников на одного жителя — 29,1 т/год. Для улучшения экологической ситуации в городе необходимо разработать комплекс мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха населенных мест выбросами автомобильного транспорта.

Наиболее радикальными являются технологические мероприятия. Они могут быть связаны с изменениями конструкции и характеристик двигателя (вплоть до внедрения новых типов двигателей) и заменой топлива или использованием топлива с улучшенными экологическими характеристиками.

Замена двигателя и применение иного вида топлива требуют колоссальных затрат, изменения инфраструктуры и длительного времени. Подтверждением этому служит фактический “провал” расчетов снижения выбросов автотранспорта на 20-30% за прошедшее десятилетие за счет минимального технического прогресса автомобилестроения и создания инфраструктуры технического обслуживания автотранспорта.

В связи с экономическими трудностями наиболее привлекательны варианты, требующие минимальных изменений технологии самого автомобиля, основанные на совершенствовании системы контроля за техническим состоянием машины. По приведенным оценкам, только это мероприятие, в основном не требующее капитальных затрат, дает снижение загрязнения атмосферного воздуха отходящих газов автотранспорта на 9-12% и предотвращает нанесение ущерба на сумму от 18 до 24 млн. долл. США в год.

Значительное снижение выбросов дает использование альтернативного моторного топлива, в частности сжиженного нефтяного и компримированного сжатого газа.

Мероприятием, дающим значительный эффект, является установка окислительных нейтрализаторов на легковой автотранспорт. Расчетные валовые выбросы легкового автотранспорта и величина возможного ущерба при применении систем окислительных нейтрализаторов показывают, что их применение на легковых частных автомашинах приведет к снижению валового выброса загрязняющих веществ на 26%, а установка на всех легковых автомобилях города — к снижению валового выброса на 30,2%.

Обобщая вышеизложенное с точки зрения экологической и экономической эффективности применения технологических и санитарно-технических мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха, можно сделать вывод, что техническая эффективность мероприятий в объеме 42-54,2% при их реализации на всем автотранспорте с бензиновыми двигателями явно недостаточна для решения экологических проблем транспорта. Необходимо отметить, что мероприятия дают высокий эффект в основном в отношении оксида углерода и углеводородов.

Снижение же валового выброса оксидов азота составляет менее 15%.

Применение окислительных нейтрализаторов на легковом автотранспорте города в сочетании с увеличением средней скорости движения автотранспорта до 50 км/ч привело бы к снижению валовых выбросов вредных веществ ОГ автотранспорта города на 30-40%.

Согласно ориентировочным расчетам, от автотранспорта в атмосферу крупного города обычно поступает за сутки 900 г бенз(а)пирена (БП).

Ярко выраженными локальными источниками загрязнения природных систем битуминозными веществами являются авторемонтные и автозаправочные станции. Их территории и зоны вокруг них загрязняются тяжелыми углеводородами. В 10 м от авторемонтной станции содержания БП в поверхностном (0-10 см) слое в 4 раза выше местного фона, а на расстоянии 20 м — уже уменьшается в 5 раз.

Наиболее сильно загрязняют природную среду автозаправочные станции.

Основными источниками загрязнения на их территории, помимо выхлопных газов автотранспорта, являются углеводороды, выделяемые из резервуаров с нефтепродуктами, а также пролитые нефтепродукты.

Изложенные нами данные позволяют считать автотранспорт одним из крупнейших источников загрязнения среды. Тем не менее недостаточно разработаны меры по снижению воздействия выхлопных газов автомобилей на природную среду.

Использованные материалы:
- Состояние окружающей среды г.Саратова в 1999 году. Саратов, 2000.