Сад Сапожникова


В тихом, тенистом, спокойном Вольске, в его приграничной зоне, на 5 га расположен уютный зеленый "оазис" - городской парк культуры и отдыха, бывший городской сад Сапожникова.

Интересна сама личность А.П. Сапожникова. Богатый купец, снимавший в аренду (у князя Куракина) рыбные промыслы на Каспийском море, имевший до десятка пароходов. В тринадцати городах России были его коммерческие конторы, много мельниц, мыловаренных, салотопных, кожевенных и других предприятий. Кроме того, он имел "золотые прииски на Урале, соляные копи на озерах Эльтон и Баскунчак". Интересно отметить и тот факт, что управляющим у А.П. Сапожникова был Василий Николаевич Ульянов - старший брат и воспитатель осиротевшего в детстве Ильи Николаевича. В 1872 году в Вольске строится деревянный водопровод, второй после Риги.

Парк был приусадебным и ранее входил взагородную резиденцию Сапожникова. Там же размещались дом и другие сооружения.

Город расширялся, застраивался, и в результате усадьба оказалась в его "владениях". В 1880 году за небольшую цену Сапожников продает большое "двухкрыльцовое" двухэтажное здание реальному училищу. Приусадебный "зеленый уголок" преобразуют под городской сад для увеселений. В общей сумме с другими садами чистый доход составлял до 6 тыс. рублей. Чем не выгода!

Рельеф сада слабо выражен. С трех сторон к нему примыкают проезжие дороги, одна из которых идет прямо из центра города. Вдоль дороги со стороны парка - плотные защитные зеленые полосы. Через весь сад с севера на юг и юго-запад, журча, бежит, извиваясь своим естественным руслом, речка Верхняя Малыковка. Для того чтобы живописным картинам естественной природы придать выразительность, деревья были посажены так, чтобы аллеи затенялись плотными кронами. Таким образом, представленные крупным планом пейзажи рассматривались из затененных аллей в обрамлении густой кроны зелени. Такое решение обеспечивало последовательное восприятие пейзажей при различном освещении. Ажурные кроны, цветовые гаммы, листва разнопородной зелени в сочетании создавали особый "ковровый эффект". Здесь можно увидеть и белоствольные березы, темно-зеленый хоровод стройных елей, мелколистные липы, клейкие вездесущие вязы, резную акацию, лапастые каштаны. Здесь все жило умом и душой, все веяло домашней атмосферой, все для красоты и удобства. Посетитель словно растворялся в таинственных аллеях сада. Однако в приемах формирования садового пейзажа, а также в планировочном решении аллей и дорог почти не ощущается связи, в которой бы предусматривалась определенная последовательность живописных картин с учетом чередования различных по глубине планов, либо четко выраженных цветовых сочетаний. При этом в общем решении парка отсутствует композиционная ось, фиксирующая место расположения зданий путем увязки с ним наиболее декоративной перспективы либо главной аллеи.

В декоративные насаждения сада входили и популярные в те времена южные экзоты: пальмы и кипарисы. Ими украшали парковые вязы, клумбы, партеры. Прелестные цветочные ковры, "вытканные" на клумбах, ласкали взгляды посетителей. Из различных цветов возводились целые сооружения, например, "Эйфелева башня", расположенная на одной из садовых полян. Здание одноэтажного гостевого павильона усадьбы Сапожникова, примыкающее к саду, имеет классические, традиционные для Вольска формы, соразмерно с его окружением, и выделяется светлым, ярким пятном на его фоне.

Сегодня сад и здание охраняются государством, но не комплексно, как памятник садово-паркового искусства, а раздельно: сад - как памятник природы, а здание - как памятник архитектуры. В связи с этим комплекс усадьбы утратил свое неповторимое очарование. Сад сильно зарос, нет больше здесь удивительных клумб и затейливых композиций из цветов, нет и малых архитектурных форм: декоративных ваз, фонарей, скамеек, беседок; исчезли и пальмы с кипарисами.

Несомненно, Вольский сад может представлять историко-культурную, рекреационную и художественно-эстетическую ценность, если будет возрожден как образец садово-паркового искусства провинции.

Использованные материалы:
- Сокольская О.Б. Зеленое зодчество Саратовского Поволжья: Исторические, ландшафтные и градостроительные предпосылки формирования объектов садово-паркового искусства. Саратов: СГУ, 1993. 125 с.