"Дух классицизма".
Беково


"Беково по наружному виду нисколько не подходит к обыкновенному типу наших сел. По своему значению и по своей оживленной жизни Беково превосходит Сердобск", - сообщал в своем "Очерке Саратовской губернии" историк Н.Ф. Хованский. - Близ самого села расположена прелестная усадьба местного помещика Устинова, омываемая Хопром".

Петербургский купец М.А. Устинов (1755-1836) приобрел имение Беково на низком и болотистом правом берегу Хопра около 1810 года. Во время разлива река достигала здесь шириной до восьми верст и даже становилась судоходной.

Двухэтажное здание дворца было возведено в начале XIX века в стиле классицизма, с четким членением основных объемов. Усадьба располагалась на равнинной территории, в окружении чудного парка. Главный фасад акцентировался шестиколонным портиком дорического ордера, завершенным фронтоном. С обеих сторон здания четко выделялись плоские ризалиты, подчеркивавшие светотень и придававшие строению некоторую интимность. Цокольный этаж был обработан рустами. В рустованную стену были врезаны оконные проемы, и рустовка над ними завершалась "замковым камнем" или полукруглой арочной перемычкой. Это вносило оживление в декоративную обработку цокольного - первого этажа. Величественный ордер, охватывающий два этажа, архитектоника стен, обработка оконных проемов, все мелкие и крупные элементы фасадов указывали на торжественную монументальность дворца.

Парковый фасад цокольного - первого - этажа аналогичен главному. Вместо колонн портик был обрамлен плоскими пилястрами.

Со второго этажа спускалась двойная террасная лестница на круглую площадку с аналогичной по форме клумбой в центре. С лестницы и террас открывались живописные виды: широкие дали прилегающего ландшафта и парковой территории.

Рубеж XVIII-ХIХ столетий был связан с одним из интереснейших явлений в русском садово-парковом искусстве: с постройками псевдоготического или национально-романтического стиля. Это явление было вызвано "социальным заказом" - ростом интереса к средневековому прошлому. "Английский" парк прекрасно гармонировал с "готическими" сооружениями, стимулируя моду на оформление садовых и хозяйственных построек в духе средневековья. Яркий пример этого - бековский ансамбль с романтично-сентиментальным замком поодаль от главного здания, служившим неким эмоциональным противовесом рациональной классике дворца, его строгому "нормативному духу". Замок был образцом нового в то время архитектурного замысла, активизировал воображение и фантазию. Его здание состояло из нескольких соединенных разномасштабных корпусов. Постройка выполнялась в кирпиче, украшалась стрельчатыми окнами и дверными проемами, ажурными карнизами, балконами, причудливыми парапетами, что производило впечатление загадочности и нарядности, напоминало сказку. Замок окружала обильная зелень, особенно эффектно смотрелись рыжестволые сосны, извилистая аллея в обрамлении сирени опутывала весь фасад. Многочисленные тропинки соединялись, расходились, терялись в гуще деревьев или вдруг выводили на освещенную солнцем поляну.

А за дворцом открывалась естественная красота природы. Парк получил свое развитие в начале XIX века. Тут размещали декоративные деревья и кустарники, среди которых выделялась колоннада пирамидальных елей и сосен, спутников центральной поляны, которая как бы вписывала архитектуру дворца в живописную гамму зелени.

Широкая лестница, простирающая горизонтали ступеней от портика, подчеркивала ритм вертикалей его колоннады. Система прямых и плавно изгибающихся дорог уходит в глубь парка к старым деревьям, образующим плотные заросли, к покрытым полевыми цветами лужайкам. Высокохудожественные пейзажи парка поражали предельной простотой и тонким лирическим настроем. В нем насчитывалось 13 пород хвойных деревьев, 29 пород лиственных деревьев с 97 видами и разновидностями. Кроме того, насчитывалось до 180 сортов "воздушных роз", выращиваемых тут же в оранжереях и питомниках. В композиции насаждений ощущалось мастерство создателя, глубокое понимание прекрасного.

Пейзажи парка как бы чередовались перед зрителем: то ярко-зеленые поляны, местами усыпанные, словно разноцветным бисером, полевыми цветами, то группы кудрявых берез, то темно-зеленые кроны компактных массивов елей и сосен, то широко раскинувшиеся ветви дубов, создающие приятную прохладу.

Особенно величественны куртины лиственниц и сирени, а также солитеры лип и кленов. В композицию парка включались и малые архитектурные формы. Примечательны были чугунные ажурные скамьи.

Вся эта красота должна была волновать, вдохновлять, вызывать гордость и восхищение родной природой. Если бы не бесхозяйственность и расточительность людей! Над этим стоит задуматься.

Использованные материалы:
- Сокольская О.Б. Зеленое зодчество Саратовского Поволжья: Исторические, ландшафтные и градостроительные предпосылки формирования объектов садово-паркового искусства. Саратов: СГУ, 1993. 125 с.