"Царево пожалование"


Царевщина, имение графов Нессельроде, - дворянская усадьба конца XVIII - начала XX века. Этот уникальный памятник, украшение блистательного периода отечественной истории - русского Просвещения, расположен в 12 км от райцентра, села Балтай Саратовской области.

Имение "Царево пожалование" было куплено К.В. Нессельроде (1780-1862), графом, канцлером, управляющим иностранных дел, у помещика А.А. Вяземского. Но свой расцвет усадьба пережила в конце XIX века, когда ее владельцем стал Анатолий Дмитриевич Нессельроде. По матери Анатолий Дмитриевич приходился внуком бывшему министру внутренних дел, а затем и московскому генерал-губернатору А.А. Закревскому.

Сын Дмитрия Карловича Нессельроде (1816-1891) и Лидии Арсеньевны Закревской (1826-1884) получил юридическое образование в Гейдельбергском университете. Служил потом в министерствах юстиции, финансов, иностранных дел. В Царевщину, купленную дедом в 1810-е годы, переселился в 1889 году. Через два года после смерти отца, он был утвержден в правах наследования и сделался одним из крупнейших землевладельцев Саратовской губернии.

Площадь усадьбы составляла более 20 тыс. десятин земли (включая "грибной лес"). Земли имения лежат на склонах обширной долины, находящейся в северо-западном углу Вольской нагорной местности, которая здесь значительно возвышается и образует ряд длинных плоскогорий. По царевщинской долине с запада на восток протекает река Алай, разделяющая село на две неравные части.

Усадьба графа А.Д. Нессельроде находилась в западной части села и состояла из 10 каменных одноэтажных домов. Один из них - замечательный барский дом с мезонином, построенный в стиле "ампир" и перестроенный на рубеже XIX-ХХ столетий в духе "эклектизма", присущем тому периоду.

Барский дом отвечал вкусам эпохи, был богато отделан изнутри. Каждая комната имела особую отделку, роскошную обстановку, была украшена картинами, фарфором, бронзой. Выделялся "неоготический" двухсветный обширный зал с лепниной и резьбой. В архитектонике фасада превалируют элементы неоклассицизма, особенно в центральной части резиденции. На стеллажах в красивых переплетах размещалась огромная графская библиотека, стоившая до 10 тыс. рублей тогдашних денег. Она являлась одной из лучших домашних библиотек России. Здесь были книги по различным областям знаний, от трудов по истории и политике, собранных канцлером Нессельроде, до новейших сочинений Лафарга и Каутского, свидетельствующих о либеральных настроениях графа Анатолия Дмитриевича. В усадьбе было и прекрасное собрание монет.

Живописные работы из собрания Нессельроде, приписываемые кисти Веласкеса, Рубенса, Тенирса, несколько раз выставлялись в Саратове на выставках Общества любителей изящных искусств, председателем которого одно время был граф А.Д. Нессельроде.

Внук К.В. Нессельроде, А.Д. Нессельроде, кроме библиотеки, завел у себя в имении музей с экспонатами, не уступавшими Оружейной палате. Самую значительную часть составляло восточное оружие: щиты, мечи, нарукавники, секиры, серебряные шлемы, кинжалы, ятаганы. Среди европейских изделий были меч майнцких курфюрстов XVII века и пороховница, предположительно работы Челлини. В 1904 году в Париже тиражом всего 200 экземпляров был издан альбом "Царевщина. Оружие и доспехи из коллекции графа Нессельроде в Царевщинской усадьбе (Саратовская губерния, Россия)". Коллекция оружия размещалась в специальной комнате усадебного дома, декорированной в "мавританском" стиле.

К господскому дому прилегает чудесный обширный парк с садом, когда-то лежавшим по обоим берегам Алая и состоявшим как из местных пород растений, так и из 11 видов интродудентов: клена яснолистного, жимолости татарской, бузины кистистой, дерна белого, сирени обыкновенной, тополя бальзамического, лиственницы сибирской, сосны обыкновенной, ясеня обыкновенного, акации желтой. Во фруктовом саду из плодовых деревьев - груш, вишен - выделялись редкие и удивительные по красоте и вкусовым качествам сорта яблонь под названием "царский шип".

Аллеи парка расположены по террасному принципу. Сохранилась аллея верхнего яруса с выходом на преддворцовую поляну, которая в настоящее время уничтожена с возведением крестьянского дома.

В то время ценился не внешний блеск, показное великолепие усадьбы, а скорее интимность, уют, поэтичность природного окружения дома, бытовые убранства. В конце XIX века композиция парка потеряла свой ансамблевый характер, став набором малосвязанных фрагментов. Фрагментарность и некоторая измельченность усадебного парка становится одной из его особенностей, отличавших данный ансамбль от аналогичных парковых ансамблей прошлого периода. Для Царевщины было характерно и увлечение растительным материалом, особенно на преддворцовой поляне. Вводились экзоты в украшение фасада гирляндами из цветов и листьев, вазонами с пальмами и другой диковинной растительностью. Этим придавалось большое значение ближним пейзажным планам. Архитектура усадьбы не противопоставлялась природному окружению, а сливалась с ним. Наблюдается как бы возврат к древнерусской традиции: сочетание утилитарных функций сада-огорода с художественными, когда участки с плодовыми деревьями включаются в структуру самого парка.

Скульптур в парке не было - владельцы не любили, но скамеек и беседок было множество. Одна из них, правда, в видоизмененном состоянии, предстает перед нашим взором и сегодня.

Пруды в Царевщине - "душа парка" - находились вдали от дома. Околоводная растительность отражается в зеркале поверхности прудов, дно которых выстлано деревом.

В царевщинский ансамбль входили: школа для крестьянских детей, приют, барские конюшни, комплекс одноэтажных зданий, больница, церковь. Каменный храм стоял подле господского парка, замечательный по своей архитектуре и благоукрашению, построенный еще при помещике Вяземском в 1801 году. Престолов в нем было два: главный - во имя Александра Невского и второй - во имя Дмитрия Солунского, который от главного отделялся аркой. Иконостасы были уставлены иконами высокохудожественной работы. Была тут икона Воскресения Спасителя мозаичной работы, которую в те времена причисляли к числу редкостей. Господский дом, парк, храм и другие сооружения представляли собой единый взаимодополняющий ансамбль. Сегодня, являясь уникальным памятником прошлого, он к таким не относится. Всеми забытая усадьба не состоит даже на государственной охране.

Беды Царевщины начались с 30-х годов ХХ столетия с разрушения господского дома. На его фундаменте выстроена современная контора, правда, повторяя масштаб и пропорции здания. Сохранились конюшни, больничные корпуса. Храм полностью был уничтожен в сталинское время. Парк находится в запущенном состоянии. Заросла частично поляна, местность из-за молодой поросли приобрела более закрытый характер, и многие перспективы практически не просматриваются. Пруды обмелели, покрылись плотным слоем ряски, берега заросли ивняком и камышом. Почти исчез фруктовый сад. Пока был жив садовник Коптев, который привлекал для ухода школьников, сад жил. Но и то, что осталось, - конюшни, больничные корпуса, уцелевшие аллеи, пруды, экземпляры вековых деревьев - все это представляет собой своеобразный памятник русского усадебного искусства конца ХVШ - начала XX веков, который должен быть реставрирован и поставлен на государственный учет. Полностью восстановить облик фасадов, парка и части интерьеров можно по сохранившимся фотодокументам.

Использованные материалы:
- Сокольская О.Б. Зеленое зодчество Саратовского Поволжья: Исторические, ландшафтные и градостроительные предпосылки формирования объектов садово-паркового искусства. Саратов: СГУ, 1993. 125 с.