География История Экономика Образование Культура Личности

Аткарский район


Аткарский район расположен в центральной части Правобережья. Общая площадь района составляет 2,71 тыс. км2, в том числе города - 17 км2. Расстояние до областного центра - 85 км, сообщение осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом. Общая протяжённость дорог с твёрдым покрытием - 280,6 км.

Аткарский район включает в себя 20 административных округов с численностью жителей 47,1 тыс. человек, в том числе в городе - 28,9 тыс. человек, в селе -18,2 тыс. человек.

Аткарск является железнодорожным узлом.

Район расположен на западных пологих склонах Приволжской возвышенности, в степной зоне, в бассейне Медведицы (приток Дона). В долине реки живописные пойменные леса. Все это привлекает сюда любителей водного туризма из многих регионов России.

В Аткарском районе производится добыча 4 видов подземных ископаемых: глино-кирпичные для производства кирпича, пески строительные, щебень, нефть на землях ТОО "Идолга".

Климатические условия Аткарского района способствуют выращиванию зерновых культур и развитию животноводства. Основное направление развития района - сельскохозяйственное. 27 сельскохозяйственных кооперативов производят сельхозпродукцию. С переходом к новым условиям хозяйствования получили широкое распространение крестьянско-фермерские хозяйства, которые обрабатывают около 32 тыс. га земли, в настоящее время их насчитывается 239.

Промышленные предприятия города связаны с переработкой сельскохозяйственной продукции, транспортом и связью. Среди них: ОАО "Ударник", 000 "Индаур", ЗАО "Контактор", ОАО "Швейная фабрика "Элит", ОАО "Лайма", ОАО "Мясокомбинат", ОАО "Молокозавод", ОАО "Аткарский КХП", ОАО "Лопуховский КХП", МЭЗ ЗАО "Янтарное", ОАО "Каскад-С", ГП "Аткарская типография". В районе функционирует шесть строительных и дорожных организаций: ОАО "Строитель", ПСК "Аткарсксельстрой", СУ-3 Саратовского отделения Приволжской железной дороги, НГЧ-6 Саратовского отделения Приволжской железной дороги, ГП "Дорожник", МУП "Ремонтно-строительное".

В районе - 34 школы, педагогическое училище, профессионально-техническое училище №21. Впервые за последние 15 перестроечных лет с 2000 г. начинается строительство средней школы в с. Малые Копены.

В области здравоохранения работают 910 человек. Функционируют 7 больниц, 2 поликлиники на 850 посещений в смену. За 1998-1999 гг. капитально отремонтированы терапевтическое, хирургическое, гинекологическое отделения центральной районной больницы, психиатрическая, детская больницы.

На окраине Аткарска расположен питомник декоративных культур и дендрариум (голубая ель, амурский бархат, вавилонская ива). В городе находится филиал Саратовского областного музея краеведения.

Аткарская земля гордится своими земляками-героями, в славном ряду которых B.C. Антонов, Л.П. Грошев, Ф.А. Васильев, В.В. Платицин. Родом из Аткарского уезда певец родного края - писатель Михаил Николаевич Алексеев.


Аткарск - город, районный центр областного подчинения, в 192 км к северо-западу от Саратова. Расположен на Приволжской возвышенности при впадении реки Аткарки в реку Медведицу. Основан в 1781 году как уездный город Саратовской губернии. Здесь велась торговля зерном, особенно рожью. Население современного Аткарска 29,0 тыс. человек (1995 г.).

"…наш край, находится в самой глубине самого большого на Земле материка и равно удален как от теплых, так и от холодных морей и океанов - то есть как бы "у Бога за пазухой". Равно удален он и от густонаселенных, и от пустынных мест Земли, и от самых жарких сухих или влажных, и от самых студеных краев. И как ни странно, сочетает в себе все это: и лютые холода, и изнурительный зной, и каменящую засуху, и потопные ливни, и изводящие душу и все растительное бесконечные дожди...

Другими словами, климат резко континентальный, сочетающий в себе все хорошие и дурные признаки всех климатов, но в такой мере и в таком чередовании, которые делают его поистине целебным, закаливающим, нещадно и все же бережно тренирующим, развивающим все человеческие физические и психические силы, то есть делающим человека очень энергичным и выносливым, не грубо и тяжело, кратковременно мощным, а мягко легко и длительно сильным..."

Рассуждая об истоках самобытности, особой притягательности Аткарска, стоит задуматься почему именно здесь родились талантливый ученик великого Щепкина Михаил Лентовский, династия Минхов, известных в России военных, медиков, историков, писателей, народные артисты Борис Андреев и Ольга Ковалева; почему именно аткарский парень Андрей Данилов, взмыв на своем "ястребке" в предутреннее небо 22 июня 1941 года сбил, защищая родную русскую землю, фашистский самолет (не первая ли это победа в большой и страшно тяжелой войне?), а другой уроженец Аткарска, Владимир Антонов, в победном мае 1945 года вместе со своими солдатами взял штурмом гитлеровскую рейхсканцелярию, поставив последнюю точку в этой же войне. Именно с Аткарском связал Господь судьбы трех поколений дворян Юрьевичей, по словам современников, образованнейших и преданнейших государству и обеспокоенных судьбами его людей. С.А. Юрьевич образовал первую в России частную компанию Саратовской железной дороги без участия иностранного капитала, А.С. Юрьевич создал на реке Медведице уникальный парк-заповедник и справедливо считал, что село Старая Лопуховка Аткарского уезда является образцом взаимоотношений между человеком и природой... В Аткарске жили и учились народный художник Александр Бубнов и писатель Михаил Алексеев, профессор Борис Токин, заслуженный деятель науки Борис Смирнов, известный дипломат Виктор Авилов и не менее известный писатель Лев Гумилевский...

Словом, по числу известнейших и знаменитейших людей на душу населения, Аткарск, должно быть, опережает многие по-своему замечательные уголки необъятной России. А теперь несколько экскурсов в историю этих мест.

Почему Аткарск? С ходу на этот вопрос не ответишь - ибо имя это, вероятно, пришло к нам из самой глубины веков. Исследования крупного российского ученого-археолога профессора Саратовского университета П.С. Рыкова и его учеников профессоров П.Д. Степанова и И.В. Синицына, свидетельствуют - самые первые поселения на территории Аткарска и его окрестностей уходят в каменный век.

Следы поселения эпохи энеолита обнаружены близ поселка Приречное. В начале первого тысячелетия до нашей эры на террасе левого берега Медведицы, одной из самых красивых российских речек вблизи современного Аткарска, жили племена "срубной культуры". Саратовскими археологами и местными краеведами найдены и частично исследованы остатки поселений этих племен. Обнаружены орудия труда, предметы быта: каменные мотыги, глиняная посуда (напоминающая современные салатницы http://ellinashop.ru/katalog/salatniki), бронзовый нож, веретено...

В первом тысячелетии нашей эры на территории нынешнего Аткарского района оставили следы своего пребывания сарматы - древние кочевники-скотоводы. В начале XI века в пределах теперешних земель Аткарского района появились половцы. Этот кочевой народ также занимался скотоводством. А вот в XIII-XIV веках здесь хозяйничали монголо-татары. Это была территория Золотой Орды, враждебной для Руси. Обитала в этих краях и мордва, которая входила в состав Орды и платила ей ясак хлебом, пушниной.

Нет точных сведений о времени появления первого поселения на месте теперешнего города Аткарска. По преданиям, речку и местность назвал своим именем один из военачальников Золотой Орды хан Еткар. Но, скорее всего, поселок Еткара, возникший в 1699 году как сторожевая слобода пахотных солдат, получил свое имя по названию местности и речки. Вот что писал о жизни слободы известный историк-краевед А.Н. Минх: "Жутко было пахотным солдатам Еткаринской сторожевой слободы в то тревожное время: выйдут ли пахать или косить сено в дикой степи эти новые засольщики-переселенцы из внутренних мест России, они должны иметь при себе оружие; при нечаянном же нападении шаек степных бродяг должны бежать в свою слободу и даже спасаться с семьями в укрепленных городках..."

Через восемьдесят один год после основания слободы Еткары "ноября 7 дня 1780 года" императрица Екатерина II направляет в сенат указ "Об учреждении Саратовского наместничества". В соответствии с ним слобода пахотных солдат Еткара преобразуется в уездный город Аткарск. 25 августа 1871 года "сенат осмеливается всеподданнейше представить на рассмотрение "императорского величества" "сочиненные вновь" гербы новых городов. В числе других резолюцией "Быть по сему" утверждается герб Аткарска. В описании гербов Саратовского наместничества он пятый по счету: "Река, над которой в серебряном поле три летящие рыболова, коих птиц по окрестностям сего города пребезмерно много". А в верхней части герба символика губернского центра - три стерляди.

В числе больших и малых реформ вступившего на престол Павла I было и упразднение Аткарска как города. В 1796 году он был причислен к Саратовскому уезду. Но уже в 1804 году Аткарск восстанавливают в правах уездного города и центра Аткарского уезда. Таким образом, город Аткарск можно считать дважды рожденным...

К началу XIX века в городе проживало пятьсот душ мещан, четырнадцать купцов и 1118 душ мужского пола пахотных солдат... Две водяные мукомольные мельницы - на Аткаре и на Медведице - составляли его промышленность. С завидным единодушием историки и путешественники прошлого века отмечали, что Аткарск "грязный и плохой городишко", получивший в насмешку название "соломенного городка". И в самом деле, за исключением нескольких каменных зданий, крыши домов были крыты соломой.

В 1812 и 1815 годах через Аткарск везли пленных французов наполеоновской армии, из которых несколько человек осталось в городе. Известно, что в закладке аткарского парка пленные французы принимали непосредственное участие. Говорят даже, что был среди них и садовник Наполеона. Со слов старожилов, можно утверждать, что в начале нынешнего столетия старинный аткарский парк считался едва ли не лучшим в малых российских городах.

В августе 1870 года пожар, начавшийся во время бури, уничтожил большую часть города...

С началом строительства отдельных участков Рязано-Уральской железной дороги для Аткарска наступила новая эра. 3 августа 1870 года был открыт участок дороги Аткарск - Саратов, 23 ноября 1894 года - Аткарск - Петровск, 12 ноября 1895 года - Аткарск - Баланда. Железная дорога связала Аткарск с центрами крупных волостей и губернским городом. И сегодня Аткарск остается важным узлом железнодорожных линий, связывающих его с Саратовом, Калининском, Вольском и Тамбовом.

Постепенно в лучшую сторону менялся и облик Аткарска. В 1874 году вводится новое городовое положение. На собственные средства город открывает начальное училище для мальчиков и такое же для девочек. В 1891 году в каменном двухэтажном здании открыто трехклассное училище с двумя ремесленными отделениями - кузнечно-слесарным и столярно-токарным. Были также открыты церковноприходское училище, мужское городское начальное училище (тоже в двухэтажном кирпичном здании), женское начальное городское училище, реальное семиклассное училище, женская восьмиклассная гимназия.

Постройкой и открытием учебных заведений Аткарск опередил многие уездные города Саратовской губернии. Заслуга в этом принадлежала энергичному городскому голове Федору Николаевичу Павлюкову, который руководил управой с 1894 года вплоть до событий 1917 года. В это время прогресс наблюдался во всех сферах городской жизни. Строительство железной дороги сопровождалось появлением железнодорожных мастерских, ростом мукомольной, а несколько позже - маслобойной промышленности. Благодаря инициативе и предприимчивости Ф.Н. Павлюкова были возведены здания городской управы и библиотеки, реального училища и женской гимназии, дворянского собрания. Эти добротные "краснокирпичные" здания по сей день являются украшением города, его "визитной карточкой".

Не обошли стороной Аткарск важнейшие общественные потрясения. Пугачевский бунт и реформа 1861 года, народники и события 1905-1907 годов, две революции 1917 года. Это говорит об определенной степени самочувствия местного населения, зачастую недовольного своим положением. Так, часть горожан присоединилась к Пугачеву в его походе на Саратов. В конце XIX века здесь с успехом "агитировал" Николай Бауман, руководил марксистским кружком в начале XX века Валентин Серов. С ожесточением жгли и громили крестьяне ненавистные помещичьи усадьбы в 1905-1907 годах. Вместе с тем события 1917 года, и февральские, и октябрьские, прошли в Аткарске мирно. Однако свержение царя вылилось в кровопролитную, захватившую значительную часть уезда, гражданскую войну...

Неоднозначный период времени - с 1920 по 1940 год - это восстановление разрушенного войной хозяйства, индустриализация, закрытие храмов. Может быть, особая активность в этих благодатных краях проявлялась в раскулачивании. Сотни крепких крестьянских семей выслали на Урал и в Сибирь.

В довоенные годы в городе усилиями местных и областных властей был открыт машиностроительный завод "Ударник", который и сегодня выпускает оборудование для горнодобывающей и торфяной промышленности. Около четырех тысяч рабочих было занято на предприятиях и в организациях железнодорожного узла, ведь Аткарское паровозное депо принадлежало к числу лучших на Рязано-Уральской железной дороге.

В городе и районе к тому времени было две больницы, двадцать амбулаторно-медицинских пунктов, восемь средних, восемь семилетних и сорок начальных школ, педагогическое и железнодорожное училища, кинотеатр, два клуба, две библиотеки, двадцать одна изба-читальня.

В Великой Отечественной войне участвовало более 17 тысяч аткарцев. Это только на фронте. Победу в тылу обеспечивал и стар, и мал. Около 9 тысяч аткарцев навсегда остались на полях сражений. Пятнадцать фронтовиков стали Героями Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями.

После войны - напряженный труд. В 60-е годы XX столетия построены десятки средних школ на большинстве центральных усадеб хозяйств района, детская больница, проведена реконструкция маслозавода в крупнейшее в Европе производство по переработке маслосемян. В конце шестидесятых - начале семидесятых годов практически завершилось строительство школ, появилась современная поликлиника, налажено производство электронных приборов. Началось масштабное (по масштабам Аткарска, конечно) строительство жилья, дорог, мостов, газификация. Городок давно не называют "соломенным". Это - достижение ушедшего, ХХ столетия…

Использованные материалы:
- География Саратовской области. Саратов, 1997.
- Два века губернии. Саратовский край - из прошлого в настоящее. Саратов, 1997.
- Живописная губерния. Саратов, 2000.
- Игнатьев В.Н., Лебединский М.И. Город Аткарск. Саратов, 1981.
- Памятники Отечества. №40. 1998.
- Саратовской губернии черты. Саратов, 1997.