География История Экономика Образование Культура Личности

Торговля и транспорт


Необходимыми условиями развития капитализма были рост внутреннего рынка и товарного обращения, развитие торговли. Во всех городах и многих крупных селениях учреждались ярмарки. Количество их непрерывно росло. Если в начале XIX в. в Саратовском крае насчитывалось 30 ярмарок, то в 1850 г. - уже 143, а общий торговый оборот их составлял 4 млн. руб. Значение ряда ярмарок выходило за пределы не только уезда, но и губернии. Крупнейшими ярмарками Нижнего Поволжья были Покровская в Новоузенске, Троицкая в посаде Дубовка, Покровская в с. Беково Сердобского уезда. Но большинство ярмарок как сельских, так и городских были мелкими и обслуживали небольшие территории.

Ярмарочная торговля, характерная для феодальной эпохи, в первой половине XIX в. видоизменяется: разнообразится ассортимент товаров, меняется состав ее участников. На городских ярмарках главными предметами торговли становятся промышленные товары, а продажа продовольствия - менее значительной.

В Саратове, главном торговом городе края, начиная с 40-х гг. наблюдается характерная для крупных городов страны тенденция к росту постоянной торговли и относительному сокращению ярмарочной. С 1833 по 1847 г. количество магазинов, лавок, лабазов и прочих торговых точек увеличилось почти в 14 раз, тогда как привоз товаров на известную ранее саратовскую Введенскую ярмарку с 1838 по 1858 г. сократился почти в 15 раз. Определенную роль в этом сыграло развитие местной промышленности, позволившее регулярно поставлять товары на продажу.

Хотя внутренний рынок расширялся, достаточного спроса на продукцию сельского хозяйства и изделия промышленности он еще не предъявил. Тормозящее действие крепостнических отношений сковывало развитие промышленности и рост городского населения - основного потребителя сельскохозяйственных продуктов, а усиление феодальной эксплуатации вело к понижению покупательной способности деревни.

Основным предметом торговли края был хлеб. В 40-х гг. оборот всей хлебной торговли при среднем урожае составлял около 2,5 млн. руб. серебром. Торговля хлебом постоянно росла. Если в начале века в губернии на рынок поступало ежегодно 9 млн. пудов хлеба, то в 1858 г. только Правобережье поставляло уже 25 млн. пудов. Большая часть товарного хлеба отправлялась на продажу в другие губернии.

К этому времени определяются устойчивые направления хлебной торговли. Основные партии пшеницы отправляются вверх по Волге до Рыбинска и далее - до Москвы и Петербурга. Сюда в начале 50-х гг. из Саратовской губернии поступало до 350 тыс. четв. пшеницы и 50 тыс. четв. других злаков, в Астрахань - до 300 тыс. четв. ржаного хлеба. Кроме того, из Саратовской губернии осуществлялись большие казенные поставки продовольствия и фуража для левого и правого флангов Кавказской армии - до 415 тыс. четв. муки, овса. Через порты Азовского моря, Петербурга губерния поставляла пшеницу на внешние рынки.

Торговые связи между отдельными районами страны не были еще достаточно крепкими, разобщенность рынка проявлялась в резких колебаниях хлебных цен на территории империи. Саратовский хлебный рынок отличался большой дешевизной закупочных и продажных цен: они были в 5-7 раз ниже, чем в одесском или балтийских портах, торгующих с заграницей.

Хлебная торговля находилась в руках скупщиков, получавших хлеб от крестьян по низким ценам. Крестьяне вынуждены были идти на это из-за необходимости уплаты податей и оброка. В свою очередь мелкие скупщики перепродавали хлеб, закупленный у крестьян и в помещичьих имениях, крупным купцам, ведущим оптовую торговлю. В 50-х годах самые большие сплавы хлебов по р. Хопру, Медведице осуществлял торговый дом Ралли, Скараманги и К°, имевший обширные коммерческие сношения со многими городами Европы. Большие партии хлеба закупал торговый дом Мариолаки и К° и саратовские купцы А. Л. Мордовцев, Г. Н. Зайцев, Д. И. Удалов и др.

Помимо хлеба. Саратовский край поставлял на всероссийский рынок продукцию животноводства - скот, кожи, сало, шерсть, а также лен, коноплю, табак, садовые и бахчевые культуры. В 1858 г. из Саратовской губернии было вывезено 500 тыс. пудов сала, 80 тыс. пудов мериносовой и 60 тыс. пудов русской шерсти, до 3 млн. пудов льняного и конопляного семени, до 600 тыс. пудов табака. В одном только 1858 г. было продано до 7 млн. пудов соли.

Важную роль в экономике края играла транзитная торговля, в первую очередь астраханской рыбой и рыбными изделиями. Транзитом через Саратовскую губернию проходило более 2,5 млн. пудов рыбного товара ценностью до 4 млн. руб. серебром и более известным пунктом такой торговли была Дубовка, расположенная на торговом пути с Волги на Дон.

Поставляя в другие районы России в основном продукты сельскохозяйственного производства. Саратовский край ввозил промышленные товары из центральных районов: железо и изделия из него - с Урала и Западной Сибири, лес и лесные изделия - из Пермской, Вятской и Костромской губерний. Из Астрахани доставлялись рыба и икра. Саратовская губерния, связанная разными торговыми путями с центром страны и другими районами, сама становится важным экономическим районом. Торговля способствовала усилению и углублению социальной дифференциации населения, разложению натуральной основы феодального общества, развитию капиталистических отношений.

Парусные суда на Волге. С рисунка худ. Ф.Васильева
Один из первых пароходов на Волге
Большим препятствием для интенсивного развития внутреннего рынка было неудовлетворительное состояние путей сообщения и транспорта. Важную роль в экономике Саратовского края играла Волга, основная судоходная артерия, связывавшая край с центральными районами государства и морскими портами Каспийского, Азовского, Черного и Балтийского морей. В начале XIX в. передвижение по Волге многочисленных типов судов, кроме силы реки, обеспечивалось бурлаками. Бурлацкая сила была дешевой, но перевозки осуществлялись крайне медленно. Пароходство влачило жалкое существование, и только с 1843 г., когда правительство отменило привилегии на заведение пароходных предприятий, оно начало быстрее развиваться.

В результате возросшего в коммерческих кругах интереса к новому флоту в бассейне Волги стали появляться крупные пароходные общества: "По Волге" (1843 г.), "Меркурий" (1848 г.), "Самолет" (1853 г.) и другие. Они имели свои конторы в Саратове. Пароходное сообщение стимулировало развитие экономики края. Бурлацкая сила продолжала использоваться. Кроме того, одно пароходство не могло разрешить всех проблем, связанных с транспортом и торговлей.

Зимой, когда Волга замерзала, торговля края с другими районами значительно сокращалась, так как перевозка гужевым путем была медленной и очень дорогой. Грязь осенью и весной, занятость населения летом сельскохозяйственными работами ограничивали время перевозок товаров по грунтовым дорогам. Нужны были железные дороги, которые в соединении с пароходством дали бы возможность вывозить товары в большом количестве, широком ассортименте круглый год. Саратовские деятели, заинтересованные в строительстве железной дороги, связывали с ней получение больших прибылей.

Использованные материалы:
- История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000. 416 с.
- Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1: С древнейших времен до отмены крепостного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993