География История Экономика Образование Культура Личности

Пореформенный период


Органы управления и самоуправления Саратовской губернии
в пореформенное время

В 1860-1870-е годы царское правительство осуществило ряд буржуазных реформ. Аппарат власти претерпел изменения как в центре, так и на местах. “Хозяином губернии” оставался губернатор. Он возглавлял губернскую администрацию, в его руках было сосредоточена большая власть. Губернатор был председателем присутствий и комитетов, с помощью которых осуществлял контроль за пореформенными учреждениями. К ним относились губернские по крестьянским делам присутствие, губернское по городским и губернское по земским делам присутствие, губернское по фабричным делам присутствие, губернское по воинской повинности присутствие и другие.

Необходимость борьбы с общественным движением заставила правительство усилить власть губернатора. Ему дали право осуществлять ревизию всех гражданских учреждений губернии, невзирая на их ведомственную принадлежность, издавать “обязательные постановления” с запретом печатных изданий, собраний, проверять списки кандидатов в мировые судьи. 14 августа 1881 года было принято “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия”. В соответствии с ним на местах могли вводиться Комитетом министров усиленная или чрезвычайная охрана сроком до трех лет. В таких случаях губернатор получал большие права. Он мог закрывать собрания, различные заведения, подвергать штрафам, арестам и высылке (по соглашению с министерством внутренних дел) “подозрительных лиц”.

Саратовскую губернию второй половины XIX века возглавляли различные люди: и незаурядные личности, и ограниченные администраторы. Печальную память о себе оставил в губернии А.Д. Игнатьев, который управлял губернией с 28 июля 1854 по 13 мая 1861 года. Он покровительствовал помещикам-крепостникам, при нем расцвела коррупция.

С июня 1861 по октябрь 1862 года губернию возглавлял Е.И. Барановский, который приложил немало усилий для борьбы со злоупотреблениями помещиков. В итоге он был уволен, так как, по мнению министра внутренних дел П.А. Валуева, “сделался невозможным”.

Его преемник, князь В.А. Щербатов, был губернатором шесть лет (с мая 1863 по май 1869 года). Он содействовал открытию первой частной библиотеки, при нем стала издаваться газета “Саратовский справочный листок”, построено каменное здание театра. С октября 1870 по апрель 1879 года губернией управлял член Государственного совета М.Н. Галкин-Враский. По его инициативе в Саратове был открыт приют для несовершеннолетних преступников и второй детский приют, который носил его имя. Он содействовал созданию коллекции по археологии и этнографии Саратовского Поволжья при губернском статистическом комитете. Отчасти по его инициативе началась работа по благоустройству города, а в городах губернии были созданы санитарные комиссии для контроля за санитарным состоянием населенных пунктов.

В 1879—1881 годах губернаторскую должность занимал Ф.И. Тимирязев, ранее вице-губернатор.

С 1881 по 1887 год “хозяином губернии” стал А.А. Зубов, принимавший участие в русско-турецкой войне 1877—1878 годов в качестве уполномоченного общества Красного Креста, за что был отмечен несколькими наградами. Он оказал содействие созданию в Саратове Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК), военно-санитарного общества, поддержал идею открытия богаделен для престарелых и немощных жителей Саратова.

В 1887—1891 годах губернатором был А.И. Косич. По его инициативе разработана программа медико-топографических исследований отдельных уездов. Он занимался личной ревизией подведомственных ему учреждений, изгоняя со службы взяточников. Особое значение придавалось благотворительности и благоустройству города. Большое внимание правительство уделило реорганизации полицейских учреждений. В 1879 году было создано городское полицейское управление. Саратов делился на 4 части, 18 кварталов и 30 околотков во главе с частными приставами, квартальными и околоточными надзирателями.

В уездах в 1862 году были учреждены полицейские управления во главе с исправниками, которые назначались губернатором из местных дворян. Под председательством уездного предводителя дворянства или исправника в уездах действовали присутствия и комитеты. Сельские сходы выбирали сотских и десятских, которые подчинялись полиции и отвечали за порядок в данной местности. Из-за “революционного брожения” в помощь становым приставам, которые возглавляли отдельные части уездов — станы, была учреждена должность полицейского урядника.

Изменения затронули и политическую полицию. В 1867 году в губернии было учреждено жандармское управление (СГЖУ). Жандармы сопровождали осужденных, усмиряли волнения, боролись с революционным движением. С 1871 года их главной функцией стало дознание и следствие по политическим делам. Во главе СГЖУ стоял начальник, которому подчинялись помощники в уездах. В 90-е годы в губернском жандармском управлении была заведена картотека на политически неблагонадежных лиц, облегчавшая борьбу с общественным движением. На железной дороге до 1892 года действовали Саратовское и Тамбовское отделения Московского ГЖУ, а затем Рязанско-Уральское и позднее Тамбовско-Уральское жандармские управления.

Сословные органы самоуправления

Для бывших помещичьих крестьян были учреждены крестьянские сословные учреждения. Еще раньше такие появились у государственных и удельных крестьян. Крестьяне одного или нескольких селений образовывали сельское общество, которое на своих сходах имело право избирать на три года сельских должностных лиц (сельского старосту, сборщика податей, сотских, десятских) и решать хозяйственные вопросы (раскладка налогов, земельные переделы). Несколько сельских обществ составляли волость, управление которой было возложено на волостной сход, состоявший из сельской и волостной администрации и выборных от каждых десяти дворов. Сход избирал волостных должностных лиц (волостного старшину и волостных судей). Старшина возглавлял волостное правление в составе старост, сборщиков податей, писаря и выполнял в волости полицейские функции. Волостной суд из 4—12 судей рассматривал мелкие уголовные дела и имущественные споры между крестьянами.

Надзор над крестьянскими учреждениями осуществлялся сначала мировыми посредниками, затем — уездными по крестьянским делам присутствиями, а с 1889 года — земскими начальниками. Уезды делились на 4—5 земских участков каждый, во главе с земским начальником. Он контролировал крестьянское самоуправление, утверждал приговоры волостного суда, решал земельные вопросы. Земский начальник мог приговорить к телесным наказаниям, подвергнуть аресту до трех дней и штрафу до шести рублей, отменить любое решение сельского или волостного сходов, отстранить от должности членов общинного крестьянского управления.

Система самоуправления распространялась и на другие сословия. Дворянство получило такое право еще в 1785 году. Раз в три года дворяне губернии могли созывать в губернском городе губернское дворянское собрание, а в уездных — уездные дворянские собрания. Правом голоса на собраниях обладали владельцы поместий старше 25 лет. На этих собраниях избирались губернский и уездные предводители дворянства и решались "общедворянские нужды и пользы”. Выборы в собраниях осуществлялись баллотированием (шары черного и белого цвета). Они опускались избирателями в разные отделения ящика, в соответствии с цветом шаров. После процедуры баллотирования производился подсчет шаров. Выигравшим выборы считался тот, за кого было подано больше белых шаров, чем черных. В перерывах между созывами дворянских собраний действовало дворянское депутатское собрание, в которое входило по одному представителю от дворянства каждого уезда.

Во всех городах губернии мещане составляли мещанские общества, которые избирали свой орган управления — мещанскую управу в составе старосты, двух помощников и двух членов управы. Они ведали распределением повинностей, рекрутскими наборами, выдавали паспорта мещанам на время выезда из города.

Ремесленники Саратова делились на 10 цехов по профессиональному признаку. Цехи избирали свои управы во главе с цеховыми старшинами, а старшины входили в состав Саратовской ремесленной управы, которую возглавлял ремесленный голова. Своих старосту и помощников имело купеческое общество.

Немаловажное место в пореформенных местных учреждениях заняли всесословные представительные органы — земское и городское самоуправление. Выборы в земство проводились по куриям и на основе имущественного ценза. В первую курию входили владельцы недвижимого имущества или земли в сельской местности. Вторую курию образовывали собственники городских заведений и иной недвижимости, третью — сельские крестьянские общества. Курии собирали уездные съезды, где избирались гласные в уездное земское собрание. Земские органы делились на распорядительные — земские собрания и исполнительные — земские управы. Собрания решали хозяйственные вопросы, утверждали налоги, сметы, выбирали управы. Выборы в земство проводились раз в три года. Представители уездных земств составляли губернское земское собрание. Земства занимались строительством и содержанием местных дорог, больниц, школ, благотворительных заведений, сбором статистических данных, экономической деятельностью, страхованием и другими вопросами. В 1890 году представительство дворян в земстве было еще более увеличено в ущерб другим куриям.

Земствам Саратовской губернии удалось немало сделать. За четверть века было открыто около 400 школ, хотя и этого было явно недостаточно. Открывались склады учебных пособий, школьные библиотеки, воскресные школы.

Земства стремились повысить образовательный уровень учителей. В 1875 году была открыта учительская семинария в Вольске. Земские учреждения принимали меры по борьбе с эпидемиями оспы, смертность от заболевания которой доходила до 40%, расширяли сеть больниц, увеличивали медицинский персонал. Из 74 больниц в губернии в 1889 году земству принадлежали 42, причем количество мест в земских больницах было в два раза больше, чем в остальных. В некоторых уездах крестьянам оказывали бесплатную медицинскую помощь. В городах действовали городские думы и управы, которые ведали благоустройством городов, заведовали школьным, медицинским и благотворительным делом, торговлей. Гласные в думу избирались раз в четыре года от трех курий, в каждую из которых входили соответственно крупные, средние и мелкие налогоплательщики. Курии имели равное количество гласных в думе. Дума избирала из своего состава исполнительный орган — городскую управу. Управу и думу возглавлял городской голова.

В 1892 году налоговый ценз был заменен имущественным, что привело к сокращению числа избирателей. Руководящее положение в городском самоуправлении губернии занимала крупная буржуазия, городской голова тоже был представителем толстосумов. Среди других учреждений нужно отметить новую судебную систему. Разбор мелких дел производился в мировом суде. Мировые судьи избирались земскими собраниями и городскими думами на три года. Следующим звеном являлись окружные суды, где присяжные заседатели определяли виновность или невиновность обвиняемых, а судьи определяли меру наказания. Судебная палата учреждалась на несколько губерний. В сферу деятельности Саратовской судебной палаты входили Саратовская, Астраханская, Тамбовская, Пензенская и Оренбургская губернии.

Деятельность учебных заведений была поставлена под контроль инспектора Казанского учебного округа. В 1868 году была учреждена должность инспектора народных училищ Саратовской губернии, а через 5 лет дополнительно введена должность директора народных училищ.

В 80-е годы для надзора за исполнением фабричного законодательства была введена фабричная инспекция. Сначала фабрики и заводы губернии подчинялись Воронежскому фабричному округу, в 1894 году территория губернии была поделена на два фабричных округа со своими инспекторами.

Таковы основные изменения в структуре местных учреждений Саратовского края, происшедшие во второй половине XIX века.

Использованные материалы:
- История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000. 416 с.
- Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1: С древнейших времен до отмены крепостного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993