География История Экономика Образование Культура Личности

Саратовская край в 1933—1941 гг.


В годы второй пятилетки в нашем крае продолжалось большое капитальное строительство. В число действующих предприятий вступили Саратовская ТЭЦ-1, крекинг-завод, комбикормовый и другие заводы в Саратове. Строились хлебозаводы в Вольске и Саратове, комбикормовый в Балашове, маслосырзавод в Пугачеве, крупяной в Екатериновке.

В апреле 1934 г. передовые рабочие и инженерно-технический персонал металлургических предприятий Саратова выступили с предложением о постройке в городе завода зуборезных станков, одного из первых в Советском Союзе. В сентябре 1934 г. партия и правительство удовлетворили просьбу саратовцев, приняв постановление о строительстве завода. В июне 1935 г. было вынесено постановление о строительстве в Саратове крупного завода шарикоподшипников. И тем же летом в цехах машиностроительных заводов города началась подготовка 1000 рабочих для нового предприятия. Шефство над стройкой взял комсомол края. Он направил на строительство завода 1000 юношей, и девушек. Комсомольцы, работали каменщиками, землекопами, штукатурами.

В годы второй пятилетки на территории Саратовского края развернулось также большое транспортное строительство. В начале 1935 г. в крае был достроен крупнейший в Европе железнодорожный мост через Волгу у Саратова. Во второй пятилетке продолжались большие работы по регулированию русла реки Волги в районе Саратова и Энгельса, значительно улучшилось судоходство. Сооружались новые железнодорожные пути. Линия Уральск — Илецк должна была связать Поволжье со Средней Азией и Уралом, особой ударной стройкой сельского комсомола было объявлено строительство линии Валуйки — Балашов — Пенза.

Одновременно с новым строительством в крае проводились работы по, технической реконструкции и расширению старых заводов. Были реконструированы полностью саратовский машиностроительный завод “Серп и молот”, вагоноремонтный, мебельная и обувная фабрики и другие предприятия.

Выдвинули своих стахановцев саратовские машиностроительные заводы, крекинг-завод им. С.М. Кирова, восьмирамный лесокомбинат, саратовская мебельная фабрика, завод “Универсаль”, саратовское депо РУЖД. Энтузиастами движения новаторов выступили многие рабочие Вольских цементных заводов, железнодорожники края.

В области сельского хозяйства главным в те годы стало организационно-хозяйственное укрепление колхозов и повышение уровня работы совхозов. В 1934 г. колхозы и совхозы Саратовского края досрочно выполнили план хлебозаготовок.

Вся работа в колхозах была направлена тогда на выполнение выдвинутого партией лозунга: “Сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными”. Успехи колхозов вызвали новый прилив в них трудящихся единоличников. К лету 1934 г. 91,5% всех крестьянских хозяйств края были объединены в колхозы, 98,7% всей посевной площади обрабатывали колхозы и совхозы. В Саратовском крае имелась 151 МТС. Начало восстанавливаться общественное животноводство. Большое количество продуктивного скота из колхозов и совхозов было передано в подсобные хозяйства колхозников.

Валовая продукция расположенной в крае промышленности союзного подчинения выросла за годы второго пятилетия в 2,5 раза по сравнению с 1933 г., республиканской — почти в 4 раза и местной—более чем в 2 раза. Промышленность области в годы второй пятилетки освоила производство комбайнов, запасных частей к тракторам, зуборезных станков, сложных обувных машин, производство сахарного песка, добычу сланцев и процесс их сжигания. Развились железно дорожные связи области с другими областями и районами.

Огромный размах культурного строительства в годы первых пятилеток изменил культурный облик края. Саратов стал городом студентов, городом с большим отрядом новой интеллигенции. В области работали 15 вузов и 47 техникумов, было создано много профессионально-технических учебных заведений. Широкая сеть рабфаков и специальных подготовительных курсов (в 1932 г. в крае было 27 рабфаков) обеспечила приток в вузы и техникумы большой массы рабоче-крестьянской молодежи. Задача создания подлинно народной системы образования была успешно решена. Одновременно Саратов стал одним из значительных научных центров страны. Здесь работали такие видные ученые, как действительный член Академии медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки С.Р. Миротворцев, крупный геолог, один из открывателей саратовского газа, профессор Б.А. Можаровский, член-корреспондент АН СССР, заслуженный деятель науки, пионер сланцевой промышленности Нижнего Поволжья, доктор химических наук В.В. Челинцев, доктор сельскохозяйственных наук селекционер А.П. Шехурдин и многие другие ученые.

В годы первых пятилеток в области были построены новые кинотеатры, дворцы культуры, клубы, стадионы и другие культурные учреждения. В Саратове был открыт Театр юного зрителя, создана филармония, которой в ноябре 2001 года было присвоено имя Альфреда Шнитке.

 


Четвёртое десятилетие XX века — самое противоречивое. С одной стороны — невиданный голод 1933 года, уничтоживший под корень население многих сёл. С другой — неслыханный энтузиазм строителей социализма, возводивших Магнитку и Днепрогэс, тысячи заводов во многих городах Советского Союза. В памяти поколений остались как бесконечные судебные процессы над "врагами народа" — троцкистами, бухаринцами и иными уклонистами от генеральной линии партии, так и героические эпопеи спасения челюскинцев (о том событии напоминает улица в Саратове), перелёты наших лётчиков, Чкалова и Громова, через Северный полюс в Америку, через тот полюс недоступности, который освоила отважная четвёрка папанинцев...

В антисоветской литературе последних лет тридцатые годы изображаются прежде всего как царство страха и рабства, так ли это? Можно, конечно, проанализировать ту эпоху с цифрами в руках, но есть иной способ взглянуть в глаза ушедшему времени: песни. Разве рабы, дрожащие от страха, могли бы написать такие замечательные песни, вошедшие не только в сокровищницу музыкального искусства, но и в душу народа — "Песня о встречном", "Москва майская", "Полюшко", "Марш весёлых ребят". Разве стали бы петь спустя полвека куплеты знаменитой "Катюши" не поседевшие девушки 30-х годов, как память о молодости, а их внуки и правнуки? Под звуки своеобразного гимна нового времени —

"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор;
Нам разум дал стальные руки — крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор" —

страна переваривала свалившийся на неё коммунизм, приспосабливала его постулаты под свои чаяния и нужды. Страна покоряла пространство. Городам становилось тесно в прежних границах, на их окраинах вырастали заводские корпуса.

Рос и Саратов. 17 декабря 1932 года административная комиссия ВЦИК постановила включить Князевку, крекинг-завод и Увекскую пристань в административные границы Саратова. Губернский центр прирастал южным направлением, ставшим одной большой стройплощадкой: возводились корпуса завода комбайнов, крекинг-завода, подшипникового завода. Молодые инженерные кадры преодолевали неимоверные трудности, чтобы в условиях фактической блокады (Западу тогда, как и сейчас, не нужна была сильная Россия — могучий конкурент) пускать производства, учиться выпускать новую продукцию.

12 октября 1932 года газета "Поволжская правда" поместила письмо рабочих завода щелочных аккумуляторов. Завод этот был первым в стране и третьим мире. Гордостью за свой труд пронизаны строки письма: "Большинство специального оборудования для завода должно было по нашим чертежам изготовляться за границей. Иностранные фирмы сроки поставки самых важных станков слишком отдаляли. Пуск завода становился под удар. (...) За короткое время мы организовали механический станкостроительный завод с пятьюстами рабочих металлистов. В данное время уже изготовлено..." Далее идёт список того, что произведено: на поклон к капиталистам наши рабочие не пошли. Аналогичная ситуация складывалась на заводе зуборезных станков в 1935 году, когда саратовчане сумели превзойти американскую фирму "Глиссон и компания", монополиста в деле производства зуборезных станков, держащего в зависимости многие европейские страны.

Построив второй в мире завод зуборезных станков, Советская Россия отказалась от импорта глиссоновской продукции.

Вектор в стране был — на созидание. Рабы могут ли созидать? Заставить работать из-под палки — можно, однако плетью не подвигнешь на энтузиазм стахановского движения. А ведь оно — не плод журналистских фантазий. Рабочие, выполнявшие две-три нормы, появились буквально на каждом предприятии. Вот строки из рапорта I слёта стахановцев Саратова ("Коммунист", 1 ноября 1935 г.): "Стахановец 8-рамного лесокомбината тов. Волгин систематически вдвое перекрывает "технически обоснованную норму", давая 4000—5000 деталей (при норме в 2200 деталей). (...) Стахановец завода "Универсаль" тов. Горбунов вместо 30 нижних замков для проволоко-швейных машин делает в смену 125, перевыполняя норму в 6 раз".

"Не слишком ли благостная картинка получается? — спросит скептик. — А ГУЛАГ? А тысячи и тысячи безвинно загубленных жизней? А раскулачивание, подорвавшее сельское хозяйство страны?"

Разрушенные храмы в 30-е годы
Что тут возразить? Отрицать факты нельзя. Осмысливать — не только можно, но и нужно. Конечно, в 1930-х годах мы имели не только страну рабочих и крестьян, но и страну заключённых. Палачам прощения нет, оправдать их нельзя. Как и нельзя из-за островов ГУЛАГА вычёркивать из истории целые периоды, рисовать жизнь только чёрной краской.

Есть на южной окраине г. Энгельса (Покровска) два домика, приютившихся на волжском берегу между водой и железнодорожным полотном близ станции Сазанка. В народе домики зовут "казармой", так как в 30-е годы здесь жили солдаты-конвоиры, охранявшие заключённых — строителей железнодорожного моста. Газета "Поволжская правда" 31 марта 1930 года сообщала о начале строительства: "По своей длине саратовский мост займёт: в РСФСР — третье место, на Волге — второе и в мире — одиннадцатое. По величине пролётов в судоходной части мост будет первым в Советском Союзе.

Согласно постановлению Совета труда и обороны от 15 декабря 1929 г. срок открытия движения по мосту назначен на декабрь 1932 г. Если ориентироваться по старым срокам, то этот срок для такого моста, как саратовский, мал. Но при настоящих темпах работы он выполним. Рабочие и технический персонал постройки моста вносят проект форсировать работы и срок сократить на 10 — 12 месяцев. Экономические выгоды от ускорения окончания моста громадны".

"Покорить" Волгу с ходу не удалось: хотя на постройке моста было занято около 100 плотников, бетонщиков, бутовиков, металлистов и кессонщиков, движение поездов по мосту открылось лишь в 1935 году. При установке одного из пролётов случилась авария, погибли 11 человек: могучая река не хотела "покоряться".

Не всегда удавалось "сказку сделать былью". Днепр перегородили, Волгу — нет. Сохранились два плаката начала 1930-х годов: "Миллионами рук построим величайшую в мире Нижне-Волжскую гидростанцию" и "Мощную энергию Волги заставим служить делу социалистической реконструкции". Предполагалось чуть ниже Саратовской области перегородить Волгу, распылив реку на 800 ручейков для орошения засушливых степей. Город Энгельс по проекту попадал на дно "моря", жителей переводили в степь, на то место, где ныне располагается посёлок Энгельсского мясокомбината.

"Возможно, кто-то скажет: "Ну и дураки же тогда жили!" И будут неправы: нельзя судить людей с вершины прожитых лет. Это сейчас видны ошибки: заболачивание Волги, оскудение рыбных богатств, отравление вод промышленными стоками... Тогда же всё мыслилось иначе.

Скажем, сегодня медики доказали вред для женского организма вибрации. А в конце 1930-х годов страну облетел призыв Паши Ангелиной "Девушки, на трактор!" Тысячи её последователей "оседлали железного коня", в том числе и в Саратовской области: "Первыми в Родничковском районе начали изучать трактор комсомолки колхоза "Красная звезда" тт. Кравцова, Правдивцева, Бабенкова, Егорова. Сейчас они успешно изучают теорию и практику тракторного дела. (...) По инициативе комсомольской организации при Ивановской МТС Аркадакского района создан кружок, 9 девушек регулярно изучают машину. Кружком руководит т. Полухин". ("Коммунист", 30 июня 1939 г.).

Легко бросить камешек в огород властей, де, не берегли наших женщин, заставляли работать наравне с мужиками. Но не стоит забывать, какое время стояло на дворе. Саратовчанин Виктор Рахов уже совершил свой подвиг в небе Монголии, а Сергей Тархов — в небе Испании, снаряды и бомбы уже были изготовлены на заводах Крупна в Германии. Пророческими оказались слова жён-комбайнеров Салтыковского района ("Коммунист", 16 июня 1940 года): "А если враг вынудит Советский Союз вступить с ним в решительную схватку, и наши мужья по зову правительства уйдут в Красную Армию, мы станем достойной их сменой на комбайнах..."

Уже страду следующего года женщины встретили без мужей, ушедших на поле брани.

Хронология
Использованные материалы:
- Живописная губерния. Саратов, 2000.
- История Саратовского края 1917-1965: Хрестоматия в помощь учителю истории. Саратов, 1967.