География История Экономика Образование Культура Личности

Мухина-Петринская В.М.


Романы, повести и рассказы В.М. Мухиной-Петринской давно уже завоевали признание юношеской аудитории, вошли в “круг чтения” нашей молодежи. Да это и неудивительно. Ведь книги писательницы адресованы всем тем, кто стоит на пороге большой жизни, впервые открывая для себя огромный мир, полный неизведанного, кто выбирает свой жизненный путь, свое призвание. Сами названия книг обещают читателю знакомство с миром путешествий, научного поиска, познания тайн мира и собственной личности.

...Валентина Михайловна Мухина-Петринская родилась в семье рабочего сталелитейного завода в городе Камышине. Ее отец был человеком нелегкой судьбы, — с двенадцати лет началась его трудовая деятельность, в 1918 году он вступил в партию большевиков, затем ушел на гражданскую войну добровольцем, сражался с белыми, защищая Советскую власть.

В семье любили и ценили книгу, приобщая детей к чтению. Стремление к творчеству, к литературе рано осознается будущей писательницей как призвание, как дело всей жизни. Мать сохранила первый рассказ Валентины Михайловны — повествование о беспризорном мальчике, написанное под влиянием Диккенса. В школьные годы Валентина Михайловна сочиняет пьесы, даже организует детский театр.

После окончания школы Валентина Михайловна поступила на исторический факультет, но институт окончить не удалось: тяжело заболел отец, и надо было работать, заботиться о семье. Прежде чем стать профессиональной писательницей, В.М. Мухиной-Петринской пришлось пройти трудный жизненный путь: были наветы и арест в том памятном для Отечества 37-ом, следствие и безжалостный приговор (10 лет тюремного заключения), ГУЛАГ и последующее запрещение жить в Саратове. Она устояла и не изменилась. В оттепель 60-х и после ее били критической дубинкой, шельмовали, рассыпали набор ее книг. Но она оставалась сама собой.

Первые публикации Валентины Михайловны относятся к тридцатым годам, но затем наступил вынужденный перерыв в работе, и по-настоящему ее творческие возможности раскрылись в 60-90-х годах. Писательница словно старалась наверстать упущенное, работая исключительно много и плодотворно вплоть до своей смерти в 1993 году. Книги, как бы дождавшиеся наконец своей “очереди”, выходили одна за другою, то подряд, то с небольшими перерывами — через один-два года.

В.М. Мухина-Петринская создала особый художественный мир — со своими героями и жизненными путями-перепутьями, со своими закономерностями и противоречиями. Через все творчество писательницы проходят три сквозные темы: открытие мира, научный поиск, самоопределение героя. Темы эти внутренне взаимосвязаны, они своеобразно переплетаются и взаимопроникают друг в друга.

Герои произведений В.М. Мухиной-Петринской благоговеют перед красотой и многообразием мира, их волнуют загадки Вселенной, они посвящают свою жизнь науке, которая должна внести коренные изменения в жизнь советского человека, сделать ее богаче, интереснее, полнее. Дальние странствования, морские и воздушные путешествия, экспедиции в глухие, труднодоступные уголки земли и в космос совершаются смелыми, самоотверженными людьми во имя Науки и Блага человечества.

Книги В.М. Мухиной-Петринской обладают значительной познавательной ценностью, что так важно в произведениях для юношества. В увлекательной форме в них рассказывается об истории исследования той или иной научной проблемы, даются яркие описания дальних стран и морей, живописуются редкие и загадочные явления природы: северное сияние, клокочущие вулканы, свирепые штормы и многое другое.

Вот, например, каким предстает перед изумленным Колей Черкасовым вулканический пейзаж: “Отсюда, с вершины Горячей горы, отчетливо виднелся вулкан и затопленная лавой низина. Багровые потоки лавы, скудно припорошенные снегом (ветер сдувал снег), будто застыли мгновенно в грозный час, когда бушевал вулкан. Последнее извержение было не так давно, всего четыреста лет назад. ...Это был странный мир. Мир, непохожий на все, что мы знали, к чему привыкли с детства. Мир непознанный, неизученный. Удивительной была гора, на которую опустился наш вертолет. Кругом лежали глубокие голубоватые снега, а мы стояли на влажной, тепловатой земле, покрытой зеленеющей травой”.

Писательницу привлекает образ ученого-первооткрывателя, человека целеустремленного и самоотверженного, живущего в мире высоких духовных интересов и стремлений. Таков океанолог Филипп Мальшет — любимый герой В.М. Мухиной-Петринской. Рассказ о нем является сюжетным и идейным центром “Смотрящих вперед” и “Обсерватории в дюнах”, затем этот герой появляется и в других произведениях (“Корабли Санди”, “Океан и кораблик”). Писательнице особенно дороги в Мальшете его большая внутренняя сила, убежденность и острый ум. В первых двух произведениях Мальшет — молодой ученый, целиком захваченный проблемой Каспия. Его научная гипотеза объясняет колебания уровня Каспийского моря влиянием солнечной активности. Каспий то уходит от своих берегов, оставляя рыбацкие поселки далеко от воды, то наступает на сушу, затопляя жилые дома и хозяйственные постройки. Так было на протяжении всей исторической эпохи, о чем говорят геологические данные, сохранившиеся средневековые карты и хроники, свидетельства очевидцев. Мальшет выдвигает свой проект регулирования уровня Каспия при помощи дамбы. Этот проект начнет осуществляться в 2009 году, как мы узнаем из романа “Планета Харис”.

Одержимость идеей, ум и обаяние Мальшета привлекают к нему молодые сердца. Во время своего, первого приезда на Каспий он заражает своей увлеченностью Яшу и Лизу Ефремовых, в то время еще школьников, приобщает их к научной работе, помогает найти свой путь в жизни. Образ получился достаточно выразительным и емким, хотя писательница пользуется только приемами внешней характеристики (в основном Мальшет показан через восприятие Яши Ефремова), не углубляясь особенно в душевный мир ученого, не раскрывая подробно его чувств и переживаний.

Автор, по-видимому, считает, что научная целеустремленность и сосредоточенность Мальшета делают его несколько суховатым, отрешенным от житейских дел и отношений. Может быть, именно поэтому Мальшет остается фигурой до конца не раскрытой, своего рода “идеалом” молодежи — Яши, Лизы, Марфы Оленевой, Санди Дружникова.

Свои научные идеи, проекты преобразования природы Мальшету приходится отстаивать в жестокой борьбе с научными рутинерами, приспособленцами от науки, “гасителями”, такими, например, как профессор Львов (“Смотрящие вперед”), а затем и академик Оленев (“Обсерватория в дюнах”).

Сам термин “гасители” и связанное с ним понятие впервые появляются в “Смотрящих вперед” (1961). У В.М. Мухиной-Петринской “гасители” — это все те, кто “гасит” светлое, высокое, втаптывает большую мечту в пошлую грязь обывательщины, приспособленчества и грубой меркантильности. Лиза, отправляясь на учебу в Москву и оставляя младшего брата одного, предостерегает его от возможного влияния мачехи Прасковьи Гордеевны: “Разве ты не заметил, что она гасит все хорошее, возвышенное. Если бы просто не понимала. Но у нее хватает силы гасить. Она оглупляет все. Ты при ней никогда не говори о море, о Мальшете, не произноси таких слов, как Родина, человечество, счастье. Это большая беда для отца, что он на ней женился”.

В произведениях В.М. Мухиной-Петринской жизнь развивается по законам добра и справедливости. Ее герои: ученые, путешественники, рабочие, инженеры — живут широкими духовными интересами, творчески осваивают мир, стремятся найти и осуществить свое призвание. Особенно ярко это проявляется в образах юношей и девушек, только начинающих свой жизненный путь. Таковы Яша и Лиза Ефремовы, Ермак Зайцев и его друг Санди Дружников, Марфа Петрова, Владя Гусева и другие. Юность с ее дерзаниями и порывами, высоким настроем души, благородными стремлениями и большими, сильными чувствами — вот идейно-художественный центр произведений писательницы. Ее интересует самый процесс формирования личности. Какие факторы: общество, среда, воспитание, семья — влияют на складывающийся характер? В каких случаях и почему формируется человек активный и общественно полезный или пассивный потребитель материальных благ, а порой и преступник? На все эти вопросы нет простого, однозначного ответа. В каждом конкретном случае автор исследует, ставит своего героя в различные жизненные ситуации, почти всегда оставляя для человека споткнувшегося, даже преступника, путь к нравственному исправлению и возрождению.

У писательницы есть свои любимые герои. Они переходят из одного произведения в другое, встречаются на жизненных дорогах, вступают в различные отношения — знакомятся, дружат, сотрудничают, спорят. Это обычно личности становящиеся, растущие, ищущие. Основное внимание автора привлечено к детству. Повзрослев, герои отходят как бы на “второй план”, уступая место новому поколению юных персонажей. Так создается эффект постоянного движения и развития жизни, смены поколений в созданном писательницей воображаемом мире.

Интерес писательницы к становящемуся, растущему герою постоянен. Один из них — Ермак Зайцев, который впервые показан мальчиком-подростком в романе “Корабли Санди” (1966), потом в качестве сотрудника милиции, занятого работой среди малолетних правонарушителей, — роман “Утро. Ветер. Дороги” (1978). В романе “Планета Харис”, в котором действие происходит в будущем, Ермак вновь появляется уже как директор Института Личности.

Ермак — носитель глубоко гуманного чувства. Образ этого невзрачного, тщедушного мальчика из неблагополучной семьи, с ранних лет столкнувшегося с изнанкой жизни, оказался своеобразным художественным открытием автора.

Как могло получиться, что у талантливого, но ленивого и эгоистичного, самовлюбленного Станислава Львовича и его жены-пьяницы вырос такой заботливый, любящий сын, мальчик с высокими моральными требованиями, принципиальный и самоотверженный? Это кажется странным окружающим, соседям по дому, школьным учителям.

Писательница дает вполне определенный ответ на этот вопрос. Несомненно, что характер Ермака складывался как бы в противовес дурным семейным влияниям и в то же время — в полном соответствии с теми принципами гуманизма, которые лежат в основе советского общества. Ермак учился в школе, читал хорошие книги, ему помогали люди, он видел проявление добра в окружающей его среде, и все это сформировало в нем своеобразную жизненную философию — видеть во всех людях человеческое и бороться во имя любви к ним. И Ермак борется. Он оказывает большое влияние на своего друга Санди, который от бездумно-радостного восприятия жизни только в ее светлых, положительных проявлениях переходит к более глубокому пониманию людей, становится требовательным к себе и внимательным к близким и товарищам. Свой жизненный путь Ермак определяет именно там, где он всего нужнее, — работать по перевоспитанию правонарушителей, освобождать нашу жизнь от зла в его самых грубых и антиобщественных формах. В дальнейшем Ермак, будучи директором Института Личности, отдает все свои силы борьбе за счастье человека. Сущность его личности “в доброте, любви к людям, доверии к ним, желании сделать каждого счастливым”.

Следует отметить активность героев В.М. Мухиной-Петринской в их борьбе за свои идеалы, за осуществление высоких творческих и человеческих принципов. С этими качествами сочетается и нравственный максимализм.

Мотив жизненного призвания является основным в романе “Утро. Ветер. Дороги”. Призвание — это цель и смысл жизни, но порою люди представляют его однобоко и извращенно. Так, например, мать Влади, Зинаида Кондакова, в прошлом работница завода, понимает свою жизненную задачу весьма прямолинейно: как служебное продвижение, “карьеру”, путь “наверх” к вершинам успеха и всяческого благополучия. Но теперь Зинаида Кондакова — видный работник министерства и презирает всех, кто стоит “ниже ее”. Однако жизнь жестоко наказывает Зинаиду. Она тяжело заболевает и вынуждена уехать в другой город, так как в Москве и семейные, и служебные ее дела серьезно подорваны.

Эгоисты и приспособленцы терпят крах и в других произведениях писательницы. Например, Глеб Львов в “Смотрящих вперед” или Лилия Черкасова в романе “Встреча с неведомым”; осуждается здесь и молодой ученый Евгений Казаков, подчинивший целям достижения своего успеха работу целого коллектива. Следует, однако, отметить, что в подобных ситуациях “наказания дурных людей” автор порой выступает в роли всесильного и мудрого демиурга. Понятно, конечно, что, наказывая “подлеца”, В.М. Мухина-Петринская отстаивает высокое звание человека, борется за торжество справедливости.

В критике не раз отмечалась романтическая настроенность творчества В.М. Мухиной-Петринской, его несомненные связи с традициями А. Грина. Конечно, традиции романтизма проявляются не только и не столько в отдельных “гриновских” именах и названиях (корабль “Ассоль”, имя мальчика Санди, названного так в честь Санди Прюэля), сколько в самом видении мира, приподнятом, ярком, романтизированном. Писательница любит контрастные образы, сталкивает полярно противоположные характеры, переданные через обостренное юношеское восприятие.

Следует назвать и другого литературного учителя В. Мухиной-Петринской — Константина Паустовского. В свое время, познакомившись с книгой “Если есть верный друг”, К. Паустовский увидел в ней несомненное дарование автора, отметил высокий идейно-воспитательный пафос произведения. Паустовский прочел повесть “Смотрящие вперед” еще в рукописи и рекомендовал ее к изданию.

Порою при чтении произведений В.М. Мухиной-Петринской — развернутых описаний экзотической природы, ее загадочных явлений, подробного изложения научных теорий и гипотез — мелькает и мужественный профиль Жюля Верна, признанного отца приключенческой литературы и научной фантастики.

В романтической литературе особое место занимает мечта. Именно мечта освещает мир любимых героев В.М. Мухиной-Петринской. Мечта вдохновляет, дает цель жизни, делает ее интересной, наполненной, яркой. Отказ от мечты равносилен отказу от жизни творческой и означает серое, бессмысленное существование обывателя.

Когда Яше Ефремову предлагают отказаться от его мечты — стать штурманом — и забыть море, он с ужасом думает: “Я только представил себе, как я буду жить без своей мечты. И — мир сразу как-то потускнел, увял, съежился. Вот только еще минуту назад жизнь была захватывающе интересной, таинственной, полной глубины и смысла. Что-то яркое, праздничное, торжественное было в ней. И вдруг все потускнело. Я представил длинную череду самых обыкновенных дней, когда я честно и добросовестно тружусь в одной из любых неморских профессий. Что-то отлетело от жизни, ее душа, самая ее сущность”.

Впоследствии Яков Ефремов становится писателем. Но его жизнь по-прежнему связана с морем, его изучением. Само море в восприятии героя в данном случае вырастает в символ человеческой мечты, дерзаний и победы. Да, мечта героев В.М. Мухиной-Петринской не уводит их от действительности, а помогает отыскать в ней прекрасное, осуществить свои светлые и благородные цели, найти свое место в жизни. Герои-мечтатели в то же время выступают и носителями активного начала.

Мечта о будущем воплотилась в романе “Планета Харис”. Действие романа происходит в 2009 году и на Земле, и на Луне, и на планете Харис, находящейся в антигалактике. Столкновение людей с инопланетянами, сопоставление двух цивилизаций позволяют писательнице поставить значительные общественные и моральные проблемы.

Основной конфликт определяется столкновением двух цивилизаций — земной и харисянской. На планете Харис наука и техника достигли невиданных высот. Здесь преодолено космическое пространство, достигнуто бессмертие, так как харисяне научились записывать структуру тела и мозга себе подобных и людей, а потом воссоздавать погибших. Но ко времени действия романа цивилизация планеты Харис зашла в тупик, и харисяне обратились к выбранным ими людям за помощью.

История цивилизации планеты Харис, при всей ее исключительности и непохожести на историю Земли, несет в себе весьма ценные уроки. В.М. Мухина-Петринская отстаивает “непохожесть”, неповторимость отдельной личности, ее право на индивидуальность, на собственное развитие. Ведь, изгоняя из своей среды “непохожих”, обрекая их на гибель, харисяне не только лишили себя искусства, но и уничтожили возможность дальнейшего развития их цивилизации.

“Планета Харис” — первый научно-фантастический роман В.М. Мухиной-Петринской. Здесь центр тяжести переносится с характера героя на сюжет, его перипетии и неожиданные повороты. Гуманистическая мысль автора определяет сюжет, жизненные пути и перепутья персонажей, порой проскальзывает в репликах ее любимых героев, питает главную концепцию произведения.

Произведения В.М. Мухиной-Петринской отличаются искренней, непринужденной интонацией. Писательница часто использует прием повествования от первого лица. Ее юные герои (Яша Ефремов, Коля Черкасов, Марфа Петрова, Владя Гусева, Кирилл Мальшет) сами рассказывают о себе и окружающих, делятся с читателем своими жизненными наблюдениями, размышляют и анализируют. Автор часто приводит в своих книгах дневники и письма героев, что придает повествованию особенно доверительный, интимный характер.

Писательница свободно соединяет в одном произведении несколько сюжетных линий и временных планов повествования, вводит своеобразные отступления — биографии действующих лиц, совмещает в одном романе несколько рассказчиков (например, “Обсерватория в дюнах”, “Корабли Санди”, “Встреча с неведомым”, “Планета Харис”). Все это расширяет рамки произведения, способствует более полному, многоаспектному изображению действительности.

Гуманистическая направленность творчества писательницы, вера в Человека и его неисчерпаемые возможности близки молодежи. А это значит, что интерес к творчеству Валентины Михайловны Мухиной-Петринской никогда не иссякнет…

Использованные материалы:
- Портреты: Очерки о писателях Саратова. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1986.