География История Экономика Образование Культура Личности

Тобольский И.Г.


В жизни каждого человека наступает момент, когда он, оглядываясь на прожитые годы, подводит итог всему, что сделано им за это время. Для писателя таким итогом являются его книги. По ним можно проследить не только вехи творчества автора, но и эволюцию его взглядов, жизненной позиции, интересов. Около тридцати книг в творческой биографии Исая Григорьевича Тобольского. Каждая из них — это частичка его самого, плод раздумий, бессонных ночей, выношенная боль и отрада.

Исай Тобольский зрелый мастер стиха, поэт, получивший большое признание у читателей. Он родился и рос в трудные годы становления новой жизни в простой рабочей семье. И как все в ту пору, хлебнул немало горя: были и нужда, и голод. Много позже он напишет стихотворение “Калач”:

Зимою, под открытым небом,
А был морозище, хоть плачь,
Я простоял всю ночь за хлебом,
Давали к празднику калач.

Вот так несколькими словами рисует автор трагедию голодного детства. Перед глазами читателя сразу встает картина (кто-то знает ее только по рассказам, а кто-то видел воочию) бесконечной молчаливой очереди в которой стоит вместе со взрослыми ребенок. Об этих трудных годах Тобольский вспоминает еще в одном стихотворении — “Мать”. Оно все окрашено бесконечной нежностью и любовью к самому близкому человеку на земле. В девять строф уложилась жизнь простой женщины “просто мамы”, похожая на сотни тысяч других таких же жизней.

Мы росли за городом, в подвале,
Два почти бездомных сорванца.
В очередь ушанку надевали —
Все, что нам осталось от отца.
Год за годом, трудно и упрямо,
Из последних сил спасая дом,
Хлеб насущный добывала мама,
Как в народе молвится, горбом...

Да, нелегкая доля выпала женщинам, матерям, пережившим голод, разруху, войны, но они не сдавались, не унывали. Материнское сердце не теряло ни капли безмерной любви и сострадания, оно не знало покоя, как не знали его и руки матери. О них сейчас много пишут и говорят, об этих материнских руках, взрастивших и спасших человечество, всегда готовых помочь, взять на себя тяжесть любого испытания, выпавшего на долю сыновей и дочерей. Покой эти руки узнают только однажды:

Вот она лежит. Притихли внуки.
Словно спит и думает о нас.
В первый раз сложив спокойно руки,
Да и то уже в последний раз...

Пронзительно искренние, сжимающие сердце строки... Как много в них любви и боли, вины, которую мы начинаем чувствовать только с потерей самого дорогого человека.

У Исая Тобольского несколько стихотворений посвящено матери. Небольшая подборка их была напечатана в “Правде”. Через несколько дней автор получил письмо от нашего земляка, писателя Михаила Алексеева. В нем были такие слова: “Прочитал в “Правде” Ваши стихи о матери. Сколько же в них теплоты, нежности, доброты и ума, а вместе со всем этим и высокой поэзии — просто поразительно!” Что и говорить, высокая оценка, и она лишний раз подтверждает силу поэтического таланта Исая Тобольского.

Женщина, Мать — этот образ занимает важное место в творчестве поэта. Он воспевает ее как носительницу жизненного начала, символ нежности и красоты. Это стержень нравственной программы, которую поэт декларирует в стихотворении “Счастье”:

Да будут в жизни вечно рядом
Ребенок, Женщина и Хлеб!

Именно в борьбе за это счастье видит Тобольский высокие обязательства художника перед обществом и поэзией. Здесь особенно отчетливо проявляется его чувство нравственного долга перед будущим нашей планеты.

Одно из главных условий мастерства писателя — познать жизнь, уметь наблюдать и понимать ее во всем многообразии. Жизненный опыт Исая Тобольского весьма богат. Его детство проходило в годы становления и укрепления Советского государства, его юность прошла через войну...

В 1940 году Исай Тобольский был призван в армию. Через год он ушел на фронт. Куда только не забрасывала его армейская служба: Рига, Сталинград, Крым... Война создала не только жизненный, но и творческий опыт поэта. В военных стихах, таких, как “Шинель”, “Доблесть”, “Моим землякам”, Тобольский показал единство фронта и тыла как основное условие победы над врагом.

И может быть, вот этот автомат,
С которым я иду сейчас на запад,
С которым где-то в бой идет мой брат,
Бессонной ночью делал нам Саратов.

В 1942 году Саратовское областное издательство выпустило тиражом 5 тысяч экземпляров сборник стихов Тобольского, написанных им за время пребывания на Юго-Западном фронте. Уже в самом названии сборника “Дорогой на Запад” отражена вера поэта в конечную победу в страшной войне:

Но мы придем
На улицы Берлина,
Придем как месть,
Как буря и гроза!

Правда, мечте И.Г. Тобольского “прийти на улицы Берлина” в рядах Красной Армии не суждено было сбыться. 27 апреля 1944 года в боях за Севастополь наш земляк, тогда сотрудник фронтовой газеты Отдельной Приморской армии, был тяжело контужен. В мае этого же года он приехал в отпуск в Саратов, вскоре был демобилизован из действующей армии. Однако поэт быстро влился в ряды другой армии — публицистов и журналистов, трудившихся в областной, районных, армейских газетах нашей области. Поэт продолжил плодотворную работу в газете “Красноармеец” Приволжского военного округа (ПРИВО), штаб которого размещался в Саратове.

С 1944 года вплоть до окончания войны поэт — бессменный участник; “литературных сред” в редакции “Коммунист”, частый гость студенческих аудиторий, рабочих и колхозных клубов, Саратова и области. И конечно. Тобольский продолжал писать, стихи, призывные, хлесткие, полные, глубокой веры в Победу: “Мы победим!” (1944), “Русский солдат” (1945) и другие.

В военной лирике Тобольского отчетливо прослеживаются традиции поэзии Александра Твардовского и Константина Симонова. Для Тобольского, как и для его старших собратьев по перу, время — это живые люди. Через образы солдат, своих сверстников, поэт показывает то большое, всеобщее, что объединяло этих людей, ибо подлинный поэт не может не отразить свое время, свой век, судьбу своего народа. Война предельно обостряла человеческие чувства, делала людей более восприимчивыми к слову, особенно к словам, исполненным сочувствия, любви. И посреди беспощадной борьбы душа человека стремилась навстречу добру и участию. Поэтому в поэзии военных лет наряду со стихами, прославляющими подвиг советского солдата, его стойкость и мужество, развивалась и лирика, согревавшая, казалось бы, огрубевшие в жестокостях войны солдатские сердца...

Но вот отгремели последние залпы войны. Страна начала залечивать свои раны. Люди возвращались к своим мирным профессиям. Послевоенная биография Исая Тобольского складывалась весьма привычно для литератора. Он много работал в печати, был редактором районной газеты. Более двадцати лет являлся уполномоченным Литфонда СССР по Саратовской области, входил в бюро Саратовской писательской организации.

Произведения Тобольского 60-80-х годов объединяет одна главная черта — жизнеутверждающее начало. Поэт прославляет землю, солнце, хлеб, прославляет счастье, любовь — словом, мирное, светлое время. Гамма лирических переживаний его героев необычайно широка. Образ современника в поэзии Исая Тобольского раскрывается многогранно, в самых различных ситуациях и обстоятельствах: в любви, в товариществе, в труде, в идейной борьбе.

Но немногие, наверное, знают, что долгое время Исай Тобольский считался “детским” поэтом. В его творческой биографии стихи о детях и для детей действительно занимают большое место. “Солнце над Волгой”, “Весенние ручьи”, “Джуба”, “Дедушкин секрет” — эти и другие сборники стихотворений для ребят не раз выходили в центральных и местном издательствах. Произведения Тобольского для детей лишены навязчивой назидательности. Ставя своих героев в понятные и близкие детям ситуации, поэт говорит о патриотизме, о взаимовыручке, о любви к природе, о необходимости и радости труда, о мире. Вот стихотворение “Джуба”. Это рассказ о маленькой африканской девочке, у которой “глаза... на маслины похожи”, но которая не видела ни разу “ни солнца, ни птиц, ни черных кудряшек своих, ни ресниц”.

Трогательный образ ребенка, ослепшего от взрыва, автор возводит до символа жертв всего мира, жертв насилия...

Чтоб люди запомнили
Горе и муки,
Чтоб люди то утро
Забыть не смогли, —
Стоит она,
Вскинув сожженные руки
У всех на виду,
Посредине Земли!

“Джуба” занимает, пожалуй, главное место в ряду “детских” произведений Тобольского. Особая сила ее обусловлена не только самим рассказом о трагедии маленькой африканки, но и чувством огромной ответственности за все происходящее, причастности ко всему, что делается в мире, призывом к борьбе и солидарности с угнетенными народами. Дети... Самое дорогое, что есть в жизни, смысл нашего существования. Дети и война — два абсолютно несовместимых понятия. И о них, об их будущем больше всего тревожится поэт, В стихотворении, которое так и называется “Тревога”, автор задает всего один вопрос, особо его тревожащий:

Куда ни глянешь —
Дети, дети, дети.
Все человечество за них в ответе.
Но по ночам
На всех материках
Ворочаются бомбы в тайниках.
Их столько накопилось на планете —
Земля под ними стала провисать...
Куда их только
Думают бросать?!
Куда ни глянешь —
Дети, дети, дети...

Борьба за мир стала ведущей темой произведений И.Г. Тобольского. Ему, прошедшему через горнило войны, особенно дорого мирное небо над планетой. Служить миру своим делом — стихами — в этом видит поэт высшее предназначение, свой нравственный долг перед людьми. Наиболее полно раскрылась поэтическая и гражданственная принципиальность Тобольского в публицистической поэме “Исповедь”. Ценность этого произведения заключается, прежде всего, в созвучии с самой благородной задачей сегодняшнего времени — борьбой за мир и счастье на земле.

Поэму скорее можно назвать открытым письмом к тем, кто, забыв жестокие уроки истории, хочет вновь раздуть на планете пожар войны. Один из ее очагов, одна из самых горячих точек земного шара — Ближний Восток. И Исай Тобольский, поэт и гражданин, не может оставаться в стороне от событий:

Я бы тоже отмолчаться мог
И о чем-нибудь
Трезвонить браво.
Но в такое время, видит бог,
Я на это не имею права!
Это право совесть отняла.
Вот опять тревожная газета.
Снова неотложные дела
Требуют вмешательства поэта.

Поэма “Исповедь” открывается прологом, в котором автор возвращает нас к страшным дням войны. Пролог наполнен “криками ужаса, ревом моторов, кованым топотом черных сапог”. Поэт вновь напоминает нам о крови людей, повинных лишь в своей национальности. И, взяв в судьи Справедливость и Честь, поэт рассказывает нам о событиях дней сегодняшних. “Исповедь” — это протест против преступлений международного сионизма. Это произведение большого публицистического накала, в нем поэт выступает как трибун, ратующий за дело мира и дружбы между народами, как борец за право каждого человека жить на земле, радоваться этой жизни и быть счастливым.

Тесно примыкает к поэме монолог “Середины нет”. Они связаны не только тематически, но и эмоционально. Гневной непримиримостью к предателям Родины, презрением к ним наполнены строки монолога:

Я суд вершу!
Мой правый гнев
Не стынет.
Еще не все сказал
Я о тебе —
О беглеце,
Не знающем святыни,
О подлеце,
Которому отныне,
Как смертный грех,
Зачислится побег!..

Автор обращается в монологе к тем “безродным душам”, которые, презрев долг, честь, отчий дом, бегут за “красивой” жизнью в зарубежье, поддавшись “трухлявой сплетне на чужой волне”. Поэт беспощадно обнажает их сущность, волчьи законы их жизни. Вот как говорится о беглеце:

Он так же рос, как все...
Да, так же рос,
Но жил совсем иначе,
Нашармачка
Выуживал удачи,
Кантуясь на нейтральной полосе.

***************************
Чужой обиды
Распаляя гнев,
И здесь был верен
Подлому прицелу:
Хитри, ловчи,
Сбавляй другому цену,
Всех стравливай —
И будешь на коне!

Автор подводит нас к мысли, что именно из них, которым “безразлично, богу ли молиться, прислуживать ли дьяволу в аду”, и получаются грабители и убийцы, безжалостно расстреливающие детей. Тобольский пишет строки, исполненные глубокого гражданского звучания:

А наша правда
На земле — иная!
А наша правда —
Вся земля родная,
Ее свобода, совесть
И народ!

И те, кто ее не понял и не принял, перечеркнули свои права “на эту землю, и на это небо, на эти нивы, реки и леса, на всю Россию — от росы до хлеба...”.

Новым этапом в творчестве Исая Тобольского стал сборник поэта “Высокий час”, вышедший в Приволжском книжном издательстве в 1984 году. Сборник во многом являлся итоговой книгой поэта. В него вошли и уже известные стихи и поэмы, и новые произведения. Были опубликованы и стихи военных лет, которые написаны в тяжелые для Родины годы, как сиюминутный отклик на важнейшие события времени.

Творческий диапазон Исая Григорьевича Тобольского необычайно широк. И “Высокий час” еще раз подтвердил это. В сборнике читатели встретились и со второй гранью таланта Тобольского — его прозой. Обращение к прозе — не частный случай в творческой биографии автора. Тобольский пробовал себя в прозе в начале своей литературной деятельности, но не счел нужным публиковать первые опыты. Однако попыток в этом жанре не оставлял, потому что многие жизненные коллизии, характеры, встречающиеся писателю, требовали художественного осмысления и воплощения средствами, отличными от поэтических. Первой “ласточкой” стал рассказ “Синяк”, опубликованный в журнале “Москва”.

В сборник “Высокий час” кроме рассказа “Синяк” вошли еще двенадцать рассказов, многие из которых можно назвать скорее прозаическими миниатюрами. Рассказы Тобольского населены удивительно жизненными героями. В создании интересных, разносторонних характеров проявилось большое мастерство автора. Точные, емкие характеристики, филигранная деталировка, предельный лаконизм — вот основные черты, присущие прозе Тобольского. Мастерство писателя проявилось и в том, что он умеет вложить глубокое содержание в предельно малые формы рассказов, насчитывающих порой всего несколько строк.

Тематика рассказов И.Г. Тобольского весьма разнообразна: цикл военных произведений (“Пряники”, “Ленинградская быль”, “Поединок”), лирическая проза (“Каждый вечер в девятом часу”, “Аленушка”, “Все в порядке!”), философские миниатюры (“Седая легенда”, “Всюду жизнь”) и другие. Но все-таки есть мотив, объединяющий все и прозаические и поэтические произведения И.Г. Тобольского, — нравственность авторской позиции, которая проявляется в стремлении высветить внутренний мир каждого героя, его духовную сущность и утвердить высокие жизненные идеалы. В этом высокий смысл многолетней работы нашего земляка, поэта Исая Григорьевича Тобольского, чье творчество — с полным правом на то — можно назвать поэзией правды...

Использованные материалы:
- Портреты: Очерки о писателях Саратова. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1986.