География История Экономика Образование Культура Личности

Дундук П.Ф.


Скульптор Павел Федорович Дундук . К сожалению, это имя сейчас мало кому известно в нашем городе.

Павел Дундук родился 29 августа 1890 года в Саратове в семье смотрителя Городского театра. Воспитанный в артистической среде, он с детства проявил интерес к художественному творчеству, много и увлеченно рисовал, постигал навыки изготовления бутафории для театральных спектаклей, которые он часто посещал. В 1904 году мальчика определили в Боголюбовское рисовальное училище. Четыре года под руководством известного скульптора Николая Петровича Волконского он получал уроки лепки и формовки. Павел Дундук был одним из любимых учеников Николая Петровича, которого привлекала настойчивость, терпеливость и верность выбранному делу своего студента. Вот почему даже после окончания училища ученик и учитель были связаны тесными узами дружбы.

Волконский, участвуя в оформлении жилых зданий города, часто привлекал к этой работе и П. Дундука. Так, ими был украшен торговый дом Андрея Бендера (сейчас — здание горсовета на Первомайской улице): Н.П. Волконский вылепил фигуру Марса — бога войны, а П. Дундук — льва и лепной орнамент.

После окончания училища Павел Федорович остался в родном городе. Работал много, напряженно. Он создает скульптурные украшения Крытого рынка, гостиницы “Астория” (сейчас — “Волга”), кинотеатра “Гранд-Мишель” (сейчас — “Центральный”), где им был выполнен лепной фриз на сюжеты греческой мифологии. На фотографии, хранящейся в фондах областного музея краеведения, П.Ф. Дундук изображен в рабочем халате с изготовленной им скульптурой рыцаря для гостиницы “Астория”. Снимок был сделан В.А. Петровым 18 мая 1914 года. Спустя некоторое время скульптор дарит эту фотографию своему ближайшему другу М. Россову с надписью: “Мише Россову на добрую память от Пашки Дундука. Август 11 дня 1915 года”. Четыре фигуры рыцарей, опирающихся на мечи, до сих пор украшают одно из красивых зданий центральной улицы города.

Деятельность Павла Федоровича не ограничивалась только скульптурой. Он был также интересным мастером-карикатуристом. В годы гражданской войны работал в агитационном поезде с группой художников и писателей, где рисовал карикатуры на врагов революции. В период 20—30-х годов перо П.Ф. Дундука точно отражало внешние и внутренние события жизни нашей страны. Его работы были хорошо известны многим жителям Саратова, печатались в газетах “Саратовские известия”, “Поволжская правда”, “Коммунист”, журналах “Клещи”, “По заветам Ленина”.

Откликнувшись на декрет Совета Народных Комиссаров “О памятниках республики”, П.Ф. Дундук сделал небольшой бюст Чернышевского – первый памятник революционеру-демократу в его родном городе. Одновременно с бюстом Чернышевского Павел Федорович делает бюст В.И. Ленина, который выставляется в витрине помещения профессионального союза художников, и памятник А.Н. Радищеву, установленный перед зданием художественного музея его имени. Открытие новых памятников было приурочено к празднованию первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

25 июля 1928 года газета “Беднота” так писала о памятнике Чернышевскому работы скульптора П.Ф. Дундука:

“На родине Чернышевского, в Саратове, поставлен памятник писателю. До революции на этом же месте стоял бюст Александра II, царя, ненавидевшего Чернышевского и сгноившего его на каторге. Царь очистил место для революционера. Царизм, помещики и дворяне, буржуазный строй, сметенные победоносным Октябрем, очистили место пролетарской диктатуре, осуществляющей на деле то, за что жил и работал Н.Г. Чернышевский”.

В 1935 году, когда страна отмечала 18-ю годовщину со дня Великой Октябрьской социалистической революции, было решено создать новый памятник “Российскому Прометею”. Одновременно было решено: пока готовятся проекты, поставить к 18-й годовщине Октября временный памятник Н.Г. Чернышевскому и установить его около университетского городка на пересечении Астраханской и Ленинской улиц. За эту работу взялся Павел Федорович Дундук. Его маленькую полутемную мастерскую, расположенную на проспекте Кирова, часто посещала Н.М. Чернышевская. Она с интересом следила за работой скульптора, давала советы. Н.М. Чернышевская некоторое время даже позировала мастеру, пока он делал набросок головы Чернышевского.

Готовый памятник представлял собой бюст Чернышевского, установленный на постаменте в форме шестигранного усеченного цилиндра с пятиступенчатым основанием. Скульптор изобразил Чернышевского в последний период его жизни. Бюст был сделан из недолговечного материала — бетона, на постаменте надпись: “Н.Г. Чернышевский 1828—1889 гг.”.

Спустя некоторое время газета “Коммунист” писала:

“Особенной любовью пользуется имя Н.Г. Чернышевского на его родине, в Саратове. Каждому саратовцу знаком и дорог бюст Чернышевского на углу Ленинской и Астраханской улиц, суровое и мудрое лицо его”. 14 апреля 1936 года президиум горсовета вынес постановление, чтобы “заменить временный пьедестал фундаментальным и отлить бюст в бронзе”. К сожалению, этого сделано не было. Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война прервала мирную деятельность людей на многие годы. В июле 1953 года в связи с 125-летием со дня рождения Н.Г. Чернышевского памятник был заменен работой скульптора В.И. Перфилова, изобразившего писателя в период расцвета его творческой деятельности.

В 1939 году Павел Федорович создает свои последние большие работы. Это барельеф Чернышевского и памятник Ф.Э. Дзержинскому. В дни подготовки к празднованию 50-летия со дня смерти Н.Г. Чернышевского П.Ф. Дундук активно включился в работу, сделал пять рисунков-эскизов к скульптур ре “Н.Г. Чернышевский — революционер-просветитель”; саму скульптуру, изображающую Н.Г. Чернышевского в полный рост (на небольшом двухступенчатом постаменте), правая рука согнута в локте, левая опущенная вниз рука держит книгу “Что делать?”; настольный бюст Н.Г. Чернышевского (бронзированный гипс). Когда был объявлен конкурс на изготовление нового надгробного памятника и барельефа на обелиск, Павел Федорович также принял в нем активное участие. На конкурс было представлено несколько работ. После просмотра лучшим был признан проект П.Ф. Дундука. По технике изготовления барельеф автора был довольно прост: из папье-маше, покрашен бронзовой краской. 23 октября 1939 года газета “Молодой сталинец” писала:

“30 октября на могиле Н.Г. Чернышевского состоится открытие художественного мраморного памятника работы архитектора М.Н. Крестина с барельефом, исполненным скульптором П. Дундуком”. В 60-е годы из-за плохого состояния барельеф П.Ф. Дундука был заменен работой скульптора В.И. Перфилова.

Сохранившиеся фотографии рассказывают об этом событии. Тысячи жителей нашего города — студенты, школьники, рабочие — собрались на кладбище у могилы Н.Г. Чернышевского. В два часа дня у импровизированной трибуны, сооруженной рядом с памятником, начался торжественный митинг. В президиуме были Н.М. Чернышевская, писатель К.А. Федин, скульптор П.Ф. Дундук.

В 20-е годы большую работу по ликвидации разрухи на транспорте и дальнейшему его развитию проделали железнодорожники под руководством своего наркома Ф.Э. Дзержинского. После его смерти решено было на Привокзальной площади Саратова поставить ему памятник. Такой почетный и ответственный заказ поручили П.Ф. Дундуку. Он изобразил Ф.Э. Дзержинского в полный рост с поднятой в призывном жесте рукой. Памятник открыли 23 декабря 1939 года. Работа была сделана совместно с архитектором Д.В. Карповым. 23 мая 1965 года газета “Коммунист” писала:

“...Дзержинский устремил свой взор в сторону станции. Вперед простерта правая рука. В широком жесте — словно призыв: смотрите, как растет, хорошеет город. Удивительное сочетание человечности и обаяния образа с подлинной монументальностью — большое достижение талантливых авторов памятника саратовцев — архитектора Д.В. Карпова и скульптора П.Ф. Дундука. Все в нем лаконично и значительно: и собранный силуэт фигуры, и гранитный постамент, и широкие расходящиеся от постамента ступени. Памятник по праву считается одним из лучших монументов страны”.

Это была последняя работа скульптора. К этому времени П.Ф. Дундук был тяжело болен и товарищи по работе обращаются с письмом в городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов с просьбой о предоставлении ему путевки в санаторий. П.Ф. Дундук едет в Ялту, но живет там недолго. 16 января 1940 года Павла Федоровича не стало. Похоронен он на ялтинском кладбище.

Судьба не балует талантливых людей. Даже после смерти они не сразу получают признание. Наш долг сохранить память о самобытном скульпторе Павле Федоровиче Дундуке, так много сделавшем для своего родного города. Жалко, что не сохранились все его работы. Но даже то, чем мы сейчас располагаем — скульптурные украшения на зданиях Крытого рынка, горисполкома, гостиницы “Волга”, пять эскизов к скульптуре “Н.Г. Чернышевский — революционер-просветитель”, бюст Н.Г. Чернышевского (хранятся в Доме-музее Н.Г. Чернышевского), скульптура “Н.Г. Чернышевский — просветитель” (в вестибюле 25-й школы имени Н.Г. Чернышевского), один из вариантов памятника Ф.Э. Дзержинскому (музей имени А.Н. Радищева), - интересное, ценное наследие, которое должны знать саратовцы, все, кто интересуется историей и культурой нашего города, так горячо любимого Павлом Федоровичем.

Использованные материалы:
- Пузанкова И. Наследие скульптора. - Годы и люди. Вып.3. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1988.