География История Экономика Образование Культура Личности

Салько А.М.


В 1893 году усилиями Саратовской ученой архивной комиссии в честь 300-летия основания Саратова был издан сборник “Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы”. В нем, в одной из статей, местный историк С. Кедров так писал о нашем городе:

“...Ряд перечисленных условий, творивших саратовскую историю, сделали то, что крепостца, рыбий городок, местечко... в конце прошлого века, Саратов в наши дни, со своим 120-тысячным населением, около 8 тысяч учащихся в 69 школах, примерно устроенных, 600 тысячами годового бюджета, 138 фабриками и заводами, 16933 зданиями, сравнительно развитою публичною прессою (9 изданий, в т. ч. пять газет), со своим музеем, пассажем, частию асфальтовыми тротуарами на главных улицах, водопроводом, железною и конно-железною дорогами, оперным и драматическим театрами, обширною библиотекой и светлою публичною читальною залою — принимает по местному общественному сознанию столичный облик”.

В последних словах нет большого преувеличения. К началу XX века Саратов стал крупнейшим торговым, промышленным и культурным центром Поволжья и украсился рядом зданий, действительно достойных обеих российских столиц — оригинальных, добротных, впечатляющих отделкой и размерами, не уступающих многим знаменитым петербургским и московским домам. Застройка нового центра Саратова — от Никольской улицы (ныне улица Радищева) до вокзала — в основном производилась в период бурного экономического развития города, и многие выросшие здесь здания были красивы и современны, отображали все самые новые веяния в архитектуре, коих придерживались, естественно, архитекторы крупных российских и европейских центров.

С полным основанием можно считать, что большая заслуга в этом талантливого саратовского архитектора Алексея Марковича Салько, чей вклад в формирование облика Саратова, облика крупного культурного и промышленного центра России, и по сей день остается самым весомым. Кто же он, этот скромный труженик, почти безвестный в большом мире архитектуры специалист, обладавший собственным, своеобразным почерком, в шутку именуемым его земляками “салькоко”?

Салько родился в 1838 году в Полтаве, в семье городского прокурора. Имея с детских лет наклонности к рисованию и черчению, он поступил в Петербургское строительное училище, которое закончил в 1862 году. Сразу после получения диплома молодой архитектор приехал в Саратов, и в 1863 году имя Салько впервые упоминается на страницах саратовских газет в связи с возведением по его проекту нового каменного здания городского театра на Театральной площади.

Построенное в 1865 году, здание театра простояло около 100 лет (в 1962 году оно было капитально реконструировано).

Годы, последовавшие за официальным назначением Салько на должность городского архитектора в 1870 году, стали для Алексея Марковича временем его становления как специалиста, формирования его творческого почерка, свидетельствующего о незаурядном даровании художника и отображающего веяния тогдашней эпохи.

Во второй половине XIX века в архитектуре на смену остаткам русского классицизма пришел эклектический стиль, призванный решать новые задачи архитектурного строительства и вооруженный новыми возможностями в виде более совершенной строительной техники и новых строительных материалов. Он и стал тем направлением, которого придерживался в своей работе Салько. Отдавая должное деловой целесообразности возводимых зданий, архитектор заботился и о внешней привлекательности домов, украшая фасады орнаментами, барельефами, меандрами. Почерку Алексея Марковича свойственны ненавязчивые ритмы полуколонн, разделяющих высокие, закругленные вверху окна, полуовальные наличники, изящные консоли, оригинальные рельефные карнизы и панели. Большая работа Салько - здание окружного суда (1879 г.) выглядело респектабельным, деловым и привлекательным. Здесь уже чувствуется рука опытного мастера, умеющего сочетать рациональность с нарядностью, четкую строгость композиции с мягкостью оформления. Именно это отличает все лучшие сооружения, возведенные по проектам Салько: глубокое понимание нужного соотношения целесообразности и эстетичности, простоты и выдумки.

Таков, к примеру, дом, спроектированный Алексеем Марковичем для фельдшерской школы (ныне медицинское училище), выстроенной в 1899 году на углу Никольской и Б. Сергиевской улиц (ныне угол улиц Радищева и Чернышевского). В связи с этим саратовская пресса единодушно поздравила горожан “с новым великолепным зданием”, назвав его одним из лучших в Саратове и признав, что оно делает честь его создателю. С такой оценкой вполне можно согласиться. Действительно, этот хорошо знакомый нам дом — несомненная творческая удача архитектора.

В обликах некоторых зданий Салько чувствуется традиционно русский мотив, влияние отечественной архитектурной школы: затейливые орнаменты из кирпича, декоративные карнизы, веселые кокошники, башенки — что-то от старинных боярских палат, от расписной новгородской избы, от знаменитой кремлевской зубчатки. Не об этом ли вспоминается при взгляде на причудливую мозаику краснокирпичных узоров, на башенку с флюгером, на балконы с хитросплетенным литьем перильцев, украшающих фасад гостиницы “Московская”?

Большим знатоком старорусского зодчества и незаурядным мастером проявил себя Алексей Маркович в церковном строительстве. Возведенная по его проекту Князь-Владимирская церковь явилась подлинным архитектурным шедевром Саратова, одним из лучших творений Салько, сумевшего воплотить в облике храма мощь и величие России, ее размах, широту и удаль, миролюбие и веселый добрый нрав.

Одна из наиболее значительных работ архитектора, его “лебединая песня” — здание управления РУЖД (кстати, самое большое в Саратове до сегодняшнего дня), задуманное Салько как чисто деловой офис, отличающийся внешними строгостью и сдержанностью, внутренним удобством, вместительностью, простым, но эстетичным оформлением. За время своего пребывания на должности городского архитектора, по самым скромным подсчетам, Салько подготовил проекты 120 крупных зданий, а кроме того, проектировал склады, дамбы, мосты, бойни, руководил устройством канализации, расширением водопровода, выполняя и мелкие проекты по надстройке и расширению домов. Бурная деятельность Алексея Марковича захватывала и уездные города и деревни, где по его замыслам возведено множество церквей — каменных и деревянных. В связи с этим в одном из номеров “Саратовского дневника” за 1902 год упоминается, что городской архитектор “мотается по губернии, проводя в Саратове два дня в неделю”.

При большой загруженности работой и нехватке времени Салько не мог избежать отдельных творческих неудач. Признавая их, городской архитектор сетовал на скупость заказчиков, не дававших ему возможности сделать здание таким, “каким хотелось бы”, и удовлетворявшихся минимумом качества при максимуме экономии. Но, осознавая свою, бесспорно, исключительную роль как городского архитектора, Алексей Маркович подчас и обижался на незаслуженные упреки. Однажды дело дошло до того, что, раздосадованный критикой, в 1902 году он обратился в городскую думу за официальной оценкой своей деятельности с просьбой освободить от должности, если его работа “не удовлетворяет общественному вкусу”. Дума особым постановлением признала деятельность архитектора полезной и плодотворной и просила его не оставлять службу.

Поражает работоспособность Алексея Марковича. Можно предположить, что в творческой мастерской архитектора были толковые и оперативные помощники, ибо одному человеку такой гигантский труд просто физически не под силу. Но даже и при этом обстоятельстве, при условии осуществления только руководства проектированием, работа Алексея Марковича впечатляет своим объемом. К тому же штат технического отдела городской управы, в ведении которого находились архитектурные дела, в 1910 году насчитывал всего восемь человек: трех архитекторов (Салько, Стерлигов, Люкшин) и пятерых техников. Так что в любом случае оказываемая Алексею Марковичу помощь могла быть очень скромной.

Работал архитектор в основном дома, в своем рабочем кабинете, где была установлена чертежная доска, а на письменном столе красовались стаканчики с остро отточенными карандашами, лежали угольники, лекала и прочий чертежный инструмент. Книжные шкафы и ящики стола были забиты справочниками, пособиями, трудами по архитектуре и строительству. Рабочий день Салько начинался, как правило, утром, в 8—9 часов, и продолжался до вечера. После ужина Алексей Маркович отдыхал, проводя время с гостями или занимаясь дома с детьми.

Перу городского архитектора принадлежит несколько небольших трудов специального характера. В Саратове были изданы его руководства к устройству церквей, больниц, школ.

До глубокой старости Алексей Маркович продолжал работать. Последнее здание, проект которого он подготавливал, было выстроено в год ухода Салько с поста городского архитектора. К этому времени Алексей Маркович имел за плечами пятьдесят один год непрерывного напряженного труда. Заявление об отставке Салько подал в 1914 году, будучи уже семидесятишестилетним стариком, в полной мере ощущая тяготы преклонного возраста — усталость и нездоровье. Специальным решением управы определено “сохранить городскому архитектору его жалованье 4000 рублей в год в качестве пенсии, выдать 1000 рублей на лечение и за исключительные заслуги Салько повесить его портрет в помещении думы”.

Помимо редкой работоспособности и таланта, Алексей Маркович отличался большой добротой, человечностью, порядочностью. Он был необыкновенно скромен, честен, мягок и отзывчив. Невысокого роста, с лукавым прищуром светло-голубых глаз, седой шевелюрой и бородой, умным интеллигентным лицом, одетый обычно в черную суконную пару при белой рубашке и неизменной бабочке — таким представляется нам сегодня наш замечательный земляк Алексей Маркович Салько.

В 1915 году он тяжело заболел и через три года скончался от кровоизлияния в мозг восьмидесяти лет от роду.

Похоронен А.М. Салько был в Саратове, но место его захоронения до сих пор не установлено. Архитектурное наследие Алексея Марковича столь значительно, что даже простое перечисление всех его работ составит длинный список. Саратов обязан этому человеку целым рядом великолепных зданий, некоторые из которых украшают городские улицы вот уже более века. И здания эти все так же радуют глаз и выполняют замысел их создателя. Учебные корпуса, школы, больницы, гостиницы, управления, жилые дома прошли самую серьезную из проверок — проверку временем. Это ли не свидетельство одаренности специалиста, который проектировал свои сооружения не в угоду сиюминутной конъюнктуры, но в расчете на долговременное их назначение, на вечные понятия красоты и гармонии?

И странно сознавать, что имя архитектора не живет ныне в памяти города, как живут его творения. Думается, что беспрецедентный вклад Алексея Марковича в формирование архитектурного облика нашего города, в его культурное развитие заслуживает того, чтобы именем архитектора была названа одна из городских улиц. Это будет достойно памяти Алексея Марковича, это будет исторически и человечески оправданно...

Отдельно приведем список сооружений, возведенных в городе Саратове по проектам архитектора А. М. Салько:

  • городской театр (1865 г.) - ныне капитально реконструированное здание театра оперы и балета;

  • дом Вакурова (1874 г.) - старый корпус сельхозинститута (улица Радищева);

  • паровая мукомольная мельница (1878 г.);

  • окружной суд (1879 г.) - улица Московская;

  • Ново-Покровская церковь (1885 г.);

  • дом Мещерякова (1881 г.) - угол улиц Немецкой и М. Горького;

  • как производитель работ участвовал в строительстве музея им. Радищева (1885 г.);

  • Князь-Владимирская церковь (1889 г.) - не сохранилась;

  • дом Никитина (1890 г.) - угол улиц Вольской и Немецкой;

  • городская больница (1890 г.) - старый корпус 1-й Советской больницы;

  • 1-е реальное училище (1890 г.) - ныне школа 19, ул. Мичурина;

  • общественные бойни (1891 г.);

  • духовное православное училище (1893 г.) - на улице Советской, угол Рахова;

  • дворянский пансион (1895 г.) - ныне школа № 8;

  • пристройка к зданию биржи (1905 г.) - на Театральной площади;

  • лавки на Верхнем базарене сохранились;

  • новые казармы (1898 г.) - ныне корпус университета на улице Московская между улицами Аткарской и Ст. Разина;

  • фельдшерская школа (1899 г.) - ныне медицинское училище на углу улиц Радищева и Чернышевского;

  • родильный дом (1899т.) - не установлен;

  • дом Шмидта (1899 г.) - ныне Парсамовская больница, на углу улиц Московской и Соборной;

  • казенные винные склады — совместно с Климентьевым и Стерлиговым (1899 г.) - Университетская улица;

  • дом общества взаимного кредита — гостиница “Московская” (1901 г.);

  • перестройка здания городской управы с надстройкой третьего этажа (1901 г.) - на углу улиц Октябрьской и Московской;

  • новая музыкальная беседка в Липках (1902г.);

  • коммерческое училище (1905 г.) - институт механизации сельского хозяйства;

  • управление РУЖД (1909—1914 гг.) - ныне управление Приволжской железной дороги на Музейной площади.
Использованные материалы:
- Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Приволжское издательство "Детская книга", 1994.