География История Экономика Образование Культура Личности

Лентовский М.В.


Михаил Валентинович Лентовский родился в 1843 году в городе Аткарске Саратовской губернии в семье аптекаря и химика. Семья жила более чем бедно. В 1858 году Миша Лентовский поступает в саратовскую гимназию. В 1861 году, когда Миша Лентовский учился в четвертом классе гимназии, в Саратове гастролировал выдающийся провинциальный трагик Н.X. Рыбаков. Его блестящие выступления в спектаклях “Уголино” и “Гамлет” потрясли юношу. “Спектакль, особенно игра, произвели на меня такое сильное впечатление, что, право, сказать трудно! Я спал, и во сне видел себя артистом, а днем ходил в отчаянии, думая, что это невозможно. Я был почти мальчик, посоветоваться было не с кем, а мысль о театральной деятельности засела гвоздем в мою голову”, — вспоминал М.В. Лентовский.

Страсть к театру разгоралась с каждым днем. Миша оставил гимназию, но его отец и слышать не хотел о профессии артиста. Шли дни, недели, месяцы, но любовь к театру у М. Лентовского не ослабевала. Однажды на почтовой станции ему попалась на глаза оставленная кем-то газета “Московские ведомости”. Он развернул ее и прочел объявление о том, что в Малом театре открывается новый театральный сезон, и в спектакле будет играть “ветеран русской сцены М.С. Щепкин”. Решение созрело молниеносно: “Да, я напишу ему, великому актеру!”

Щепкин получил письмо из Аткарска 30 октября 1862 года. Письмо, в котором юноша из Аткарска рассказал о своей нелегкой жизни и огромной любви к театру, потрясло Щепкина. Его друзья и современники вспоминали, что, читая письмо Миши Лентовского, великий старик заливался слезами. Спустя несколько дней Щепкин посылает в Аткарск деньги и письмо: “Вы будете моим семьянином, я Вам все, что будет нужно для жизни, дам, разумеется, не для роскошной жизни. А за это потребую от Вас науки, науки, науки”. Через полмесяца Мишу Лентовского вызвал аткарский предводитель дворянства и с сопровождающим отправил его в Москву под новый 1863 год.

В доме Щепкина Мишу приняли как самого близкого и дорогого человека. Щепкин целыми днями возился со своим питомцем, знакомил со своим окружением — известными актерами, профессорами, литераторами. “Все, что имелось лучшего литературного, — все прошло мимо моих глаз, коснулось моих ушей и запало в мою душу”, — вспоминал Михаил Валентинович. Щепкин определил Лентовского в театральное училище при своем театре, где преподавали пение, танец, фехтование, литературу, французский язык и другие науки. Главным предметом в училище было актерское мастерство. Его вел сам М.С. Щепкин. На уроках великий актер был строг и требователен. В театр на спектакли учеников пускали не всегда, а только на значительные, образцовые постановки. Щепкин хотел видеть своих питомцев не только хорошими актерами, но и широко образованными людьми. Ученики не переставали удивляться работоспособности и энергии своего семидесятипятилетнего кумира.

Но Щепкин старел. Все чаще давало о себе знать больное сердце. Летом, уезжая в Ялту на лечение, предчувствуя близкую смерть, он был грустен и умолял друзей не бросать Мишу Лентовского. 23 сентября 1863 года старейшина русской сцены, выдающийся актер и педагог Михаил Семенович Щепкин скончался. Тело его перевезли в Москву и похоронили на Пятницком кладбище. У его могилы стоял последний и любимый ученик из далекого Аткарска, который позже напишет: “Лично я с его смертью потерял все — он умер, и я остался на полдороге. Колесо моей Фортуны сломалось и вязнет в грязи. Живу в полутьме и, вероятно, без рассвета”.

Миша Лентовский не сразу пришел в себя от горя. Часто брал в руки портрет Щепкина, на котором его рукой было написано: "Учись, развивай свой талант!" Открывал подаренный Щепкиным авторский экземпляр "Ревизора" – по нему сам Гоголь читал свою бессмертную комедию актерам Малого театра.

После смерти Щепкина Лентовский продолжил обучение в театральном училище. Жил он на квартире у одного из ближайших друзей Щепкина — Н.Х. Кетчера, врача по образованию, в свое время известного переводчика пьес Шекспира и Шиллера. Кетчер дружил со многими передовыми людьми, в том числе с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым.

В 1865 году Лентовского зачисляют в труппу Малого театра. Но достаточного опыта у него еще не было. Второстепенные роли не могли удовлетворить молодого, полного энергии и фантазии актера. И он решает испытать себя в провинции. Осенью 1865 года он выезжает в Орел. Для Лентовского началась пора серьезных испытаний. Четыре года кочевал Михаил Лентовский по разным периферийным сценам России. В 1869 году он поступает в труппу известного деятеля русского театра П.М. Медведева. Его театр действовал зимой в Казани, а летом в Саратове. Среди периферийных театров труппа Медведева считалась лучшей. Встреча двадцатишестилетнего Лентовского с Медведевым сыграла заметную роль в жизни молодого актера.

Лентовский внимательно следил за работой Медведева и позже, став режиссером, использовал накопленный опыт. Но как бы ни была плодотворна работа в театре Медведева, Лентовскому хотелось попробовать себя в режиссуре. В сезон 1869/70 года он уходит от Медведева и переезжает из Саратова в Харьков. К этому времени сложилось общее понимание Лентовским природы театра. Он считал, что "театр – это игра, цель которой – доставлять зрителям удовольствие. Конечно, в сценическом действии должны присутствовать и сатира и мораль…" Кстати, эти два слова позже будут украшать фронтон сцены его театра. Но в первую очередь "театр должен удивлять, более того – поражать зрителя и уже через это нести те или другие идеи". С тех пор как Лентовский стал режиссером Харьковского театра, опереточные спектакли заняли в его репертуаре заметное место. Лентовскому приходилось ставить немало и драматических спектаклей, в которых он сам играл. Владелец театра предложил Лентовскому остаться здесь и на следующий сезон, но тот отказался и уехал в Одессу, где известный владелец цирков Вильгельм Сур построил новое театральное здание. Наш земляк становится артистом, режиссером и управляющим театром.

В 1873 году Лентовский принял предложение вернуться в Москву и был зачислен в труппу Малого театра. Московская школа Щепкина и саратовская Медведева стали той благодатной почвой, на которой расцвел талант будущего "мага и волшебника всей Москвы". В Малом театре ему пришлось играть с прославленными актерами. Например, в мелодраме В. Гюго " Мария Тюдор" роль Марии исполняла знаменитая Ермолова, а Лентовский – Фабиано-Фабиани. Как утверждали современники, Лентовский в этой роли оказался достойным партнером великой актрисы. Выдающийся трагик Ю.М. Юрьев высоко оценил Лентовского в роли Тибальта в "Ромео и Джульетте". Он писал: "Его колоритный, красочный образ Тибальта необычайно ярко врезался в мою память".

Лентовский играл увлеченно, но его все больше влекла режиссура. Блестящим организатором и режиссером он проявил себя в летнем театре сада "Семейный". Лентовский добивался, чтобы опереточный спектакль покорил зрителей темпераментом, оптимизмом, чтобы на сцене все было оправдано логикой действия. В сферу забот Лентовского входил не только театр, но и весь сад "Семейный". Там была иллюминация, фейерверки, бенгальские огни. Каждый вечер во время массовых театрализованных представлений демонстрировались цирковые номера и аттракционы.

В мае 1878 года Лентовский арендует в Москве сад и театр "Эрмитаж". Здесь в основном давались опереточные спектакли, играло несколько оркестров, пели русские, украинские и цыганские хоры. На специальной площадке выступали цирковые артисты. Публика, как говорится, валом валила. Проработав два года, Лентовский арендует “Эрмитаж” еще на двенадцать лет. Он стал полностью перестраивать сад и театр. В 1880 году он переехал с матерью и сестрой в маленький домик в углу сада. Лентовский устроил в саду газовое освещение и построил новый театр под открытым небом, назвав его “Фантастическим”. Антон Павлович Чехов писал об этом театре: “...все приятно, фантастично, волшебно”. Здесь Лентовский устраивал спортивные соревнования, организовывал выступления рассказчиков, фокусников, дрессировщиков, акробатов, музыкантов, клоунов, канатоходцев, куплетистов... Из сада поднимались воздушные шары с астронавтами. Осенью 1880 года здесь гастролировал знаменитый американский эквилибрист Блонден, тот самый, который в присутствии 24 тысяч зрителей перешел по канату над Ниагарским водопадом.

Лентовский работал, не покладая рук: летом “Эрмитаж”, зимой театр “Буфф”. Но, создавая “Эрмитаж”, Лентовский мечтал организовать в Москве народный театр, в который за самую низкую плату мог бы ходить представитель беднейших сословий. В создании Лентовским драматического народного театра был заинтересован А.Н. Островский. В 1880 году он писал своему приятелю, а позже и секретарю Н.М. Кондратьеву: “Лентовский и его дела меня очень интересуют, в случае разрешения театра, мы с ним должны будем иметь дело, а если он прогорит, как пишут в газетах, то это плохо и для нас”.

16 октября 1881 года “Московский листок” сообщал: “Мы слышали, что вопрос об учреждении народного театра в принципе решен уже окончательно и г. Лентовского называют, как счастливого конкурента, избранного для осуществления этой заветной мечты и давнишнего искреннего желания не только Москвы, но и всей России”. Только через год, 5 ноября 1882 года, в наскоро переоборудованном помещении цирка Гинне на Воздвиженке принял первых посетителей театр народных представлений “Скоморох”. Лентовский хорошо знал своих земляков братьев Дмитрия, Акима и Петра Никитиных — основоположников русского национального цирка. При строительстве театра “Скоморох”, братья Никитины помогли ему деньгами. И позже Никитины и Лентовский не раз выручали друг друга в тяжелые минуты. Но реакционные круги решительно выступили против этого театра. Лентовскому всеми правдами и неправдами удалось удержать театр всего на два сезона. “Скоморох” был закрыт. Это не смутило Лентовского, и он приступает к строительству нового театра на Театральной площади, рядом с Большим театром (сейчас в этом помещении работает Центральный детский театр). Нужны были деньги, а их у Лентовского не было. Купцы давали деньги под огромные проценты. Кредиторы буквально по пятам ходили за Лентовским. И все-таки в конце 1882 года “Новый театр” на 1600 мест был открыт. Лентовский вошел в долги, но свою мечту воплотил.

Театры “Буфф”, “Аркадия”, “Скоморох”, “Фантастический”, Нижегородский сад и театр “Эрмитаж” — все это входило в сферу забот Михаила Валентиновича.

Лентовский любил простую публику, которая посещала общедоступный театр “Скоморох”. Однажды, выйдя после антракта на сцену, он успокоил бурю оваций и сказал: “Милые мои, я это для вас стараюсь, — он показал на верхние ярусы. — Спасибо вам! Вы народ хороший, рабочий... А вы зачем сюда пришли? — обратился он к зрителям в партере и в ложах. — Для вас есть другие театры, не то что мой сарай. Идите туда! Я не для вас, а для них!” И он, указав рукой вверх, поклонился.

К власть имущим у Лентовского было негативное отношение, ибо, сам выйдя из низов, он знал хищные аппетиты финансовых акул, которые, давая взаймы деньги для нового театра, обдирали его до нитки и таскали по судам. Как-то раз Лентовский, выведенный из себя наглостью одного известного миллионера, схватил его в охапку и бросил в пруд сада “Эрмитаж”. Миллионера, конечно, вытащили, всего облепленного водорослями и грязью. В таком виде он пришел жаловаться генерал-губернатору Москвы.

Театр “Скоморох” принял первых посетителей в 1886 году. Л.Н. Толстой специально для этого театра написал пьесу “Власть тьмы”. Но царская цензура всячески оттягивала сроки ее постановки. Толстой писал В.Г. Черткову: “Так цензура совсем нас хочет заструнить... Я хотел было, чтобы ее играли на народном театре у Лентовского, но боюсь, что не придется от цензуры театральной...” Тогда пьесу не разрешили, и только 25 октября 1895 года в театре “Скоморох” состоялась ее премьера. Спектакль имел огромный успех, но во главе театра уже не было Лентовского. Кредиторы грозили судом, и в 1891 году М.В. Лентовский был вынужден снять с себя полномочия антрепренера, хотя еще и руководил труппой, играл в различных пьесах. В 1893 году он окончательно оставляет театр, который при новом директоре стремительно покатился вниз.

Михаил Валентинович всегда жил просто, одиноко, не терпел лишних вещей. Когда в 1890 году суд постановил за долги описать его имущество, возле “Эрмитажа”, где он жил в маленьком домике с матерью и сестрой, собралась толпа. Оказалось, что в квартире стоял старый стол, служивший обеденным и письменным одновременно, такие же старые кровати, несколько стульев и ветхий диван. Пришлось отменить торги.

Когда К.С. Станиславский задумал организовать Художественный театр, первым на посту директора он видел Лентовского, с которым, будучи еще совсем молодым, работал над постановками различных спектаклей. Еще в 1896 году Лентовский привлек К.С. Станиславского к постановке пьесы Г. Гауптмана “Ганнеле”. Это был первый опыт работы Станиславского в качестве постановщика.

Лентовский уважал талант Станиславского и в день премьеры, 2 апреля 1896 года, преподнес ему драгоценный подарок — тот самый экземпляр “Ревизора”, который Михаил Валентинович в дни юности получил от своего великого учителя М.С. Щепкина. На титульном листе стояло: “Моему доброму и бесценному Михаилу Семеновичу от Гоголя”. Лентовский прикрепил к переплету этой книги дощечку с надписью: “К.С. Станиславскому — передаю достойнейшему”.

Последние годы Лентовский редко появлялся в театрах. Иногда ставил опереточные и оперные спектакли. Москва стала забывать своего “мага и волшебника”. Михаил Валентинович занялся литературной деятельностью, печатал в московских газетах небольшие очерки и, наконец, весной 1905 года выпустил книгу “Перед закатом”.

Заключали книгу афоризмы М.В. Лентовского. Вот некоторые из них: “Надо любить и знать хоть что-нибудь основательно, чтобы смело плыть по житейскому морю”, “Требуй, но не порабощай”, “Любя, все сделаешь, даже фокусы восточной магии”, “Остри, но так, чтобы не смеяться самому первым”, “Учись для света, а не для блеска”, “Добрые дела — золотая рамка жизни”.

Михаил Валентинович Лентовский скончался 24 декабря 1906 года. Умер тихо, в полупустой комнате на старом диване. Последние дни за ним ухаживали его сестра Анна Валентиновна и актриса М.Г. Пуаре, возможно тайно любившая его. Тысячи людей пришли проводить М.В. Лентовского в последний путь, среди них был и К.С. Станиславский.

Михаила Валентиновича Лентовского по праву считают отцом русского музыкального театра. Всю жизнь он ратовал за новую режиссуру, за яркие и высокохудожественные опереточные спектакли, был организатором невиданных народных праздников и массовых гуляний. Его имя вошло в анналы отечественной театральной культуры.

Использованные материалы:
- Закиров А. "Волшебник Москвы" из Аткарска. - Годы и люди. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983.