География История Экономика Образование Культура Личности

Соболева В.К.


Родилась Валентина Константиновна Соболева 20 февраля 1903 года в многодетной семье служащего. Когда девочке исполнилось полтора года, умер отец — Константин Павлович, и воспитание детей полностью легло на мать. Несмотря на все трудности, Серафима Михайловна старалась дать детям образование. К тому времени семья жила в Рыбинске, где был драматический театр, и Валентина с ранних лет имела возможность посещать его. Именно там впервые она увидела “Дворянское гнездо” И.С. Тургенева и плакала от восторга. В то время она училась в гимназии и работала разнорабочей. Затем освоила профессию машинистки, стала работать делопроизводителем. Но все это время ее манил театр — как волнующая и заветная мечта.

Как-то летом в Рыбинск приехал на гастроли со своими студентами-выпускниками Л.С. Вивьен. Вот тогда-то Валентина Соболева отважилась подойти к нему и высказала желание учиться актерскому мастерству. И вот настал день, когда В. Соболева получила вызов на экзамены в Ленинград. Готовилась самостоятельно, конечно, очень волновалась. И какова же была ее радость, когда узнала о зачислении в институт, в класс Л.С. Вивьена, впоследствии народного артиста СССР.

Началась пора ученичества, пора счастливых открытий и горьких переживаний. Путь к постижению тайн актерского мастерства был нелегким. У Соболевой был хорошо поставлен голос, за что ее часто хвалили, а вот к занятиям по речи она относилась с недостаточным вниманием. И — была наказана: на первом же экзамене ей прямо сказали: плохо. Пришлось усиленно заниматься. На следующем экзамене, читая “Египетские ночи” А.С. Пушкина, Соболева получила высокую оценку и удостоилась похвалы Вивьена и других членов комиссии.

Часто Валентине не хватало веры в себя, в свой талант. Трудно шла на четвертом курсе работа над ролью Ларисы из “Бесприданницы” А. Н. Островского. Казалось, что все она делает не так. До того разволновалась, что отказалась сдавать экзамены. И если бы не Вивьен...

— Леонид Сергеевич вызвал меня к себе, — вспоминает актриса, — и тоном, не терпящим возражения, сказал: через несколько дней ты будешь сдавать “Бесприданницу”; работать будешь под моим непосредственным руководством. С его помощью удалось найти “зерно” роли, а вместе с этим появилось и чувство уверенности в своих силах. И вот настал день экзамена. Студенты знали, что если Вивьен смотрел на сцену пристально, то все идет хорошо; если его взгляд был рассеян — это верный признак плохой игры. Во время сдачи экзамена я постоянно чувствовала на себе его пристальный взгляд.

Позже, обращаясь к творческой молодежи, Л.С. Вивьен подчеркнул умение работать, дар перевоплощения Валентины Соболевой. “Вот актриса, которая может рассчитывать на лучшие театры страны”, — заключил он. Да, именно знаменитый Л.С. Вивьен разглядел в ней незаурядный драматический талант, большой сценический темперамент.

Свою профессиональную деятельность молодая актриса начала в Ленинграде на сцене Первой художественной студии, а в 1929 году была приглашена в труппу Большого драматического театра имени Горького. Ее партнерами были знаменитые актеры Н. Монахов и А. Лаврентьев. Играть с Монаховым было трудно. Но постепенно, шаг за шагом, прославленный актер и молодая актриса шли к успеху. Николай Федорович Монахов стал для Валентины Соболевой не только партнером по сцене, но и учителем, другом, чья помощь во многом определила успех Соболевой в ряде крупных работ.

В 1935 году Соболева приняла предложение Центрального театра Красной Армии и выехала в Москву. На прощание Н.Ф. Монахов подарил ей свою фотографию с дарственной надписью:

"Моему приятнейшему партнеру, прекрасному товарищу, обаятельной актрисе В.К. Соболевой с чувством дружбы".

За два года работы в Москве Соболева сыграла около 200 раз всего одну роль – Шурочки в спектакле "Господа офицеры" по рассказу А. Куприна. Эта роль получила высокую оценку прессы, но других для нее в театре не нашлось, и актриса испытывала чувство неудовлетворенности. Ей хотелось играть в пьесах А. Чехова, М. Горького, А. Островского, Л. Толстого. Мечты актрисы сбылись с ее приходом в Саратовский областной драматический театр имени Карла Маркса (ныне Саратовский академический драматический театр).

Режиссура этих лет в Саратове оказалась на редкость талантливой. Ставили спектакли воспитанник МХАТа, ученик К.С. Станиславского, яркий, темпераментный, высококультурный режиссер А.А. Ефремов, крупный мастер режиссерского искусства И.А. Ростовцев, с начала 40-х годов в театр пришел самобытный режиссер П.П. Васильев, проявивший себя как великолепный постановщик пьес Горького, ставший заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР.

В те годы театр имени Карла Маркса был одним из лучших периферийных театров страны. На его сцене блистала целая плеяда знаменитых актеров. В.К. Соболева органично вошла в новый для нее коллектив, отлично с ним сработалась. Именно в Саратове наиболее полно раскрылось ее дарование. Здесь Соболева дебютировала в роли Наташи в пьесе Н. Вирты “Земля”. Уже в первых своих работах на саратовской сцене В.К. Соболева показала себя как актриса глубоких переживаний.

В 1938 году театр обратился к “Анне Карениной” Л.Н. Толстого. Из Москвы был приглашен режиссер А.А. Ефремов. Главную роль доверили сыграть В.К. Соболевой. По словам Валентины Константиновны, режиссер был всегда сосредоточен, внимателен, умел верно определить состояние актера и использовать это в работе. Эта роль стала одним из лучших созданий актрисы. Спектакль был показан летом 1938 года в Москве во время гастролей театра. Московские театралы были знакомы с “Анной Карениной”: спектакль с успехом шел на сцене МХАТа с участием прославленной актрисы А.К. Тарасовой. “Примет ли столичный зритель мою Анну?”, — волновалась Соболева.

Успех превзошел все ожидания. Игра В.К. Соболевой стала событием, всколыхнувшим всю театральную Москву. Одна из газет писала в те дни:

“С большой драматической силой и в то же время внешне чрезвычайно спокойно и сдержанно раскрывает молодая артистка огромную душевную драму Анны Карениной. Особенно хорошо проводит Соболева сцену болезни и свидания с сыном. Драматичность ситуации этих сцен она раскрывает с подлинным художественным тактом и вкусом. Никаких следов истерики, ничего подчеркнуто внешнего. Все согрето огнем внутренних переживаний”.

Учитывая большой интерес к этому спектаклю, было дано несколько добавочных спектаклей, и все при переполненном зале. Порой это изматывало, лишало сил, но когда она чувствовала глубокую тишину зрительного зала, то играть без полной отдачи она не могла. А когда кончался спектакль и на авансцену выходила В.К. Соболева, зал неизменно разражался овациями. К ногам усталой, но счастливой актрисы из зала летели цветы. Люди уходили из театра взволнованные, надолго оставляя в памяти встречу с большим мастером сцены. Не случайно, когда в 1962 году театр вновь гастролировал в Москве, газета “Советская Россия” писала:

“Москвичи вновь увидели В. Соболеву, которую помнят еще по довоенному приезду театра в столицу обаятельной, проникновенной Анной Карениной”.

А впереди были новые роли, новые тревоги. В 1940 году заслуженный деятель искусств РСФСР И.А. Ростовцев поставил пьесу А.М. Горького “Варвары”. Роль Надежды режиссер поручил В.К. Соболевой. Это была одна из наиболее сложных ролей пьесы в смысле актерского исполнения. Ее героиня, умная, романтичная, тонко чувствующая женщина, живет среди людей, не знающих больших чувств, мелких и жестоких. В.К. Соболевой удалось с исключительной силой выразить душевную, жизненную трагедию.

“Я никогда не забуду, — писала Л.П. Жак в своей книге “Горький и Саратов”, — В.К. Соболеву в объяснении с Цыгановым (засл. арт. РСФСР П.А. Карганов) и в последнем трагическом объяснении с Черкуном (нар. арт. РСФСР И.А. Слонов), за которым последовало самоубийство Надежды. Она не может понять и принять слов Черкуна: “Я не люблю вас... не люблю”. Это было подобно грому среди ясного неба. Страшный испуг, недоумение, потрясение — все это было написано на лице актрисы. Сопереживая героине спектакля, зрители замирали в этой сцене, так как понимали, что все ее надежды разбиты, а жить иначе она не сможет. И в глубокой тишине раздавался роковой выстрел. Взволнованные зрители долго не могли прийти в себя”.

22 июня 1941 года в 12 часов дня вся наша страна с напряженным вниманием слушала передачу Всесоюзного радио — правительственное сообщение о вероломном нападении гитлеровской Германии на СССР. С первых дней Великой Отечественной войны актеры театра жили одним стремлением: все силы, все умение и талант отдать народу, внести свой достойный вклад в борьбу с фашизмом. Вместе с другими актерами Валентина Константиновна выступала перед бойцами, уезжающими на фронт. Большую работу проводила актриса в госпиталях. Соболева получала много теплых, благодарных писем с фронта и старалась на каждое ответить быстро.

Война никого не щадила. В августе 1942 года Валентина Константиновна получила известие о смерти в блокадном Ленинграде матери Серафимы Михайловны, а вечером того же дня ей нужно было играть Машу в “Трех сестрах” А. Чехова. Hecмoтpя на тяжелое душевное состояние, актриса нашла в себе силы выйти на сцену, зная, что замены не будет: в этом спектакле, как, впрочем, и во многих других, она играла без “дублера”.

Соболева всегда выглядела подтянутой, жизнерадостной, неутомимой, но как же нелегко это иной раз давалось! Беды обрушивались на нее одна за другой. Когда она была еще маленькой, умер отец, потом любимый старший брат. Валентина Константиновна рано потеряла дочь, мужа, мать и старшую сестру, погибшую в блокаду. Театр, друзья, коллеги помогали преодолевать несчастья. Радость от работы приглушала горечь утрат.

В разгар Сталинградской битвы, в ноябре 1942 года, В.К. Соболевой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

С чувством глубокой благодарности вспоминали Валентину Константинову Герой Советского Союза прославленный летчик А.Б. Юмашев и бывший директор Саратовского авиационного завода генерал-майор в отставке И.С. Левин.

"Мы всегда считали, - писал Левин, - что в наших успехах есть немалая доля тех, кто дарил нам своим талантом чудесные часы и минуты отдыха. Выступления актеров В.К. Соболевой, С.М. Муратова, Д.Ф. Степуриной, С.И. Бржевского и других были огромным патриотическим вкладом, они приближали Победу".

В 1944 году состоялся Всероссийский смотр спектаклей русской классики. На этом творческом конкурсе саратовский драматический театр показал пьесы: "Варвары" М. Горького, "Три сестры" А. Чехова, "Волки и овцы" и "Бесприданница" А. Островского. Подлинную славу "Бесприданнице" принесли В.К. Соболева и А.А. Ефремов, с которым актрису связывала давняя творческая дружба. Пресса отмечала: В.К. Соболева, продолжая традиции русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской, придала образу Ларисы социальное звучание. Поэтический образ Ларисы по праву считается одной из выдающихся работ актрисы. Это был этапный спектакль, оставивший яркий след в истории театра.

Если судить с точки зрения житейской мудрости, то многие героини В.К. Соболевой всегда стремятся к счастью, но остаются несчастными. Но истинное счастье ее женщин в цельности их натур, в какой-то удивительной стойкости и непоколебимости перед испытаниями судьбы. Да, они гибнут, но не сломленные, не несчастные, а гордые и прекрасные.

В галерее лучших работ В.К. Соболевой — Василиса (“На дне” Горького), леди Тизл (“Школа злословия” Шеридана), королева Елизавета (“Дон Карлос” Шиллера) и другие. Актриса создала много прекрасных образов русских женщин: Маша в “Трех сестрах” А. Чехова, Нина в “Маскараде” М. Лермонтова, Катя в “Хождениях по мукам” А. Толстого... Она рассказала об их судьбах в горе и радости, рассказала поэтично, вдохновенно, так, как могла сделать только она.

Трудно перечислить все роли, которые сыграла актриса за долгие годы творческой жизни, но во всех своих работах она была своеобразна, неповторима, глубоко проникала в самую суть художественного образа. Зрители высоко ценили искусство актрисы. Почти каждая роль Соболевой становилась событием, ее появление на сцене всегда рождало у зрителей душевный трепет, ощущение праздника.

Случилось так, что на несколько лет актриса уезжала в Ленинград, но потом снова вернулась в Саратов. Первым спектаклем после возвращения был “Одна” С. Алешина. Когда открылся занавес и зрители увидели В.К. Соболеву, то все встали с мест и горячо приветствовали любимую актрису.

В каждой роли она стремилась выложиться до конца, найти особые, запоминающиеся краски. Только требовательность к себе и постоянный “тренинг”, считала актриса, гарантия успеха.

В пьесе Е. Бондаревой “Беспокойное сердце” В.К. Соболева играла доярку Анну Меньшову. Московский критик писал:

"Казалось бы, трудно актрисе, в прошлом создавшей образ Карениной, взяться за роль пожилой доярки... Ведущая актриса берется за роли подчас невыигрышные и старается очеловечить их, согреть своим обаянием, теплотой своего сердца”. Да, она не выбирала роли, но мечтала о воплощении на сцене крупных, ярких характеров.

Во многих спектаклях вместе с В.К. Соболевой играли такие великолепные мастера сцены, как П.А. Карганов, С.М. Муратов, А.Н. Стрижова, А.И. Степанов, С.И. Бржевский и другие, но, по признанию актрисы, самым любимым ее сценическим партнером был народный артист РСФСР Иван Артемьевич Слонов.

— Впервые я увидела Слонова в Новороссийске в 1926 году в роли Фердинанда в пьесе Шиллера "Коварство и любовь", — рассказывала Соболева. — Это был на редкость колоритный Фердинанд. Впечатление от игры Ивана Артемьевича было удивительным. Прошли годы, и судьба свела нас на сцене саратовского театра. Это была счастливая пора в моей жизни. Иван Артемьевич был одним из тех немногих актеров, кто удивительно чутко умел чувствовать партнера. Это актер высокого профессионального уровня, глубокий, думающий. Играть с ним было как-то особенно легко и радостно.

В 1982 году театральная общественность Саратова, все любители сценического искусства торжественно отметили 100-летие со дня рождения выдающегося актера, режиссера, педагога. В связи с юбилеем актриса прислала в адрес театра телеграмму:

“Я счастлива, что мне довелось работать с великолепным, талантливым, замечательным актером, сколько радости я получила в этом театре, будучи бессменной партнершей Слонова. Он ушел и унес это счастье”.

Но необыкновенным партнером была и сама В.К. Соболева. Народный артист республики Александр Иванович Степанов вспоминал:

“В совместной работе она очень хорошо умела чувствовать настроение других актеров. Ее постоянная собранность перед выходом на сцену передавалась всем, кто находился в этот момент рядом”.

Однажды Вера Константиновна Соболева написала такие слова: “Свое сердце я отдала искусству”. Чуть красиво, но, по сути, верно…

Использованные материалы:
- Крестов В. Сердце актрисы. - Годы и люди. Вып.5. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990.