Женский Крестовоздвиженский монастырь
Печальная судьба разрушения и забвения постигла и женский Крестовоздвиженский монастырь. Женская обитель возникла еще в ту пору, когда крепость Саратов стояла на левом берегу Волги. Впервые о ней упоминается в грамоте царя Алексея Михайловича от 13 октября 1661 года. В ту пору условия жизни в монастыре были крайне тяжелыми. Средства от казны поступали не регулярно, поэтому инокиням приходилось больше надеяться на подаяния. С переводом в 1674 году Саратова на правый берег монастырь оказался почти в центре быстро растущего города.
В июне 1722 года проездом в Астрахань Саратов посетил Петр I. Так как главный
Троицкий собор был на ремонте, царь был на литургии и молебне в монастырской
Крестовоздвиженской церкви. Потом посетил он и игуменью Пелагею. Узнав от нее о
бедственном положении монастыря, Петр распорядился увеличить казенное
содержание.
Ночью 8 июня 1738 года пожар уничтожил весь город. Сгорела и деревянная
Крестовоздвиженская церковь, все монастырские постройки. И на следующий год на
средства капитана Василия Яковлевича Суровцева и пожертвования горожан, по
благословению астраханского епископа Иллариона, всего за одно лето был построен
каменный монастырский храм. Его освятили в 1740 году в честь Воздвиженья Креста
Господня с приделом во имя пророка Ильи и мученицы Параскевы Пятницы.
Благодаря постепенному росту пожертвований монастырю вскоре удалось возвести
несколько каменных келий и хозяйственных построек. Однако последующие годы,
принесшие пожары, голод, нашествие крестьянских отрядов Пугачева, значительно
ухудшили положение обители. Насельниц из-за бедности становится все меньше,
прекращается прием послушниц. И в 1777 году Крестовоздвиженский монастырь
становится заштатным. Спустя еще 13 лет женский монастырь упраздняется, а храм
его становится приходским.
Проходит время, и в 1828 году учреждается Саратовская епархия. Возникает
необходимость восстановления женской обители. И указом Синода от 30 ноября 1829
года Крестовоздвиженский монастырь был восстановлен как второклассный – со
штатом 15 монахинь и 17 послушниц под управлением игумений и казначеи. Все они
разместились в старых зданиях XVIII века. Начался новый этап в жизни обители.
Благодаря щедрым пожертвованиям монастырь к концу века значительно вырос. Вот краткий перечень пожертвованных сюда ценностей. Здесь и напрестольное Евангелие в сребропозлащенном окладе, украшенное драгоценными камнями весом около 30
фунтов, - дар императрицы Елизаветы Петровны, и, напрестольные кресты,
дарохранительницы, Евангелия, иконы – все в сребропозлащенных окладах,
украшенные камнями и жемчугом, старопечатные книги и драгоценные лампады. Чтился
в монастыре деревянный крест с распятием, подаренный воеводой Беклемишевым, что
встречал Петра I в 1722 году. В монастыре под этим крестом Беклемишев и был
похоронен. Поступали в обитель вклады большими денежными суммами и ценными
бумагами.
В 1902 году по проекту известного (своими более поздними работами) архитектора Ю. Терликова в монастыре была выстроена Владимирская Никольская церковь. Была она огромной, многосаженной. Высилась над волжским откосом шлемами куполов.
Собор и колокольня Никольской церкви были заряжены импульсом византийской архитектуры: полуциркульные линии арок, проемов, карнизов, глав, спаренные колонки с полуциркульными же капителями, щедрые россыпи сухариков, ступенчатые паруса… Но при всем этом была она очень естественной, понятной, саратовской.
С началом первой мировой войны в Саратов хлынул поток раненых. Под
руководством игуменьи Антонии в стенах монастыря был развернут госпиталь. Только
за первое полугодие 1915 года в нем была оказана помощь 536 раненым. Городской
комитет попечения о раненых воинах отмечал образцовый порядок в монастырском
лазарете, хороший уход сестер-монахинь и отличный стол.
Игуменья Антония регулярно проводила сбор и отправку на фронт продуктов и
вещей. Когда возникла опасность отравления солдат на фронте газами, которые стал
применять противник, она организовала в монастыре изготовление противогазовых
масок. И надо сказать, полевые командиры не раз присылали матушке Антонии слова
глубокой благодарности.
Накануне Октябрьской революции в Крестовоздвиженском монастыре состояло –
монахинь 17, в том числе игуменья и казначея, послушниц – 16, схимонахинь – 7,
нештатных монахинь – 41, нештатных послушниц – 333.
В 1918 году обитель потеряла свои земельные угодья. Свертывалась работа
мастерских и школы. Часть послушниц ушла в мир. Оставшиеся стремились как-то
продержаться, даже пытались именовать себя трудовым коллективом. Игуменья
Антония организовала общину верующих при Крестовоздвиженском храме, обращалась
за помощью в губисполком и другие инстанции. Но тщетно. 5 апреля 1919 года у
монастыря отобрали древнюю Крестовоздвиженскую церковь под предлогом хранения в
ней ценностей, изъятых из городских церквей как музейных редкостей. В начале
1922 года женский монастырь был ликвидирован, а последняя Никольская церковь
закрыта, а в скором времени взорвана.
В наши дни о женской обители напоминает лишь одиноко стоящая недалеко от
набережной Волги кирпичная арка в псевдорусском стиле.
Это остатки Святых ворот – немногое из того, что уцелело от некогда стоявшего на этом месте комплекса Владимирской Никольской церкви женского Крестовоздвиженского монастыря. Без этого ансамбля "столица Поволжья" существует, к сожалению, вот уже более полувека…
- Использованные материалы:
- - Пудовочкина О., Гольтяева В. "Делая честь монастырю". - Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - М.: Памятники Отечества, 1998.
|