География История Экономика Образование Культура Личности

Католический собор Св. Климента


Для большинства из саратовцев такие слова, как "католик", "католический", "Римско-католическая церковь", не вызывают отчетливых образов, в лучшем случае смутные ассоциации. У кого-то, скажем, они связаны с тематикой произведений Дюма, у кого-то с курсом средневековой истории, прослушанным когда-то во время учебы в общеобразовательной школе или даже с героями мексиканских телесериалов. Многие ли знают, не только что такое католицизм, но и то, что он также является частью истории нашего родного края? Многие ли знают, что так хорошо знакомый нам с детства кинотеатр "Пионер" отнюдь не всегда был кинотеатром?

Католическая церковь, как и православная, связывает свое появление в России с полулегендарными сведениями.

Когда, согласно легенде, апостол Андрей воздвиг первый крест на месте будущего Киева, папа Клеменс I, третий наследник св. Петра, находившийся в ссылке на территории современного Крыма, стал первым представителем Русской церкви на территории будущего Русского государства. Ему принадлежит так называемое письмо Клеменса, одна из старейших христианских рукописей, не считая Нового Завета.

Ссыльный Клеменс работал в каменоломнях Херсонеса и был утоплен в Черном море с якорем на шее, поэтому он почитается как патрон каменотесов и изображается с якорем. Раскопки в Херсонесе Таврическом, надписи и руины свидетельствуют о наличии в первые столетия нашей эры христиан и епископальной кафедры на северном побережье Черного моря. Резиденция латинских епископов и монастыри францисканцев и доминиканцев встречаются там и позже, в ходе всего тысячелетия, а во время Золотой Орды существуют также поселения иезуитов.

На коренной русской территории уже с XVI столетия существовали евангелические церкви, но только при Петре I в 1705 году было разрешено строить церкви католикам.

Первоначально исповедующими католицизм на территории Саратовского Поволжья были немецкие поселенцы. Их появление было предопределено манифестом императрицы Екатерины II от 1763 года, в котором она приглашала иностранцев "праздношатающихся" переселяться в Россию "для заселения и обитания рода человеческого наивыгоднейших и полезнейших мест". Семилетняя война (1756-1763 гг.), в которой находилась Германия, разорила часть населения, и поэтому некоторые немцы, чтобы избавиться от бедственного положения, согласились переехать на жительство в Россию. Однако на манифест откликнулись не только немцы, но и лица других национальностей: шведы, швейцарцы, французы. Канцелярия опекунства, учрежденная в 1766 году, имела в Саратове даже свой попечительный Комитет для колонистов. Комитет имел за городом 16 небольших казарм, в которых жили переселенцы до построения своих деревень, а в 1769 году в казармы были поселены 30 разорившихся семейств, которые в наказание были определены рабочими кирпичных заводов. "Таким образом, в Саратовской губернии появилось 104 деревни (колонии), 60 стоят на левом берегу Волги, от Большого Иргиза до Еруслана, по берегу Волги и степным речкам Караману и Еруслану. Остальные на правом берегу при Медведице, Иловле и их речках-притоках".

Немцы, поселившиеся в Саратове, сначала "жили на "горах", между церквами Преображения и Духосошествия, которой тогда еще не было; там же возникли и въезжие (постоялые) дворы для колонистов, приезжавших в Саратов по своим надобностям. Потом для немцев отведен был первый квартал Немецкой улицы, между Никольской (ныне улица Радищева) и Александровской (ныне улица Горького). Согласно распоряжению правительства, которое при постройке домов рекомендовало поощрять "брать места сколько можно обширнее и не менее 11 сажень на улицу, чтобы не был стеснен воздух и безопасно было на случай пожара, а также заводить хотя бы маленькие сады около домов", каждому немецкому семейству отрезано было до 15 саженей земли в ширину и до 40 саженей в длину, на которых колонистами были разбиты сады. В конце XVIII века немцев в Саратове проживало 137 человек, "из коих мужчин - 77 и женщин - 60".

Первым епископом-католиком в России был доминиканец Геланус Кан, немец из Галиции. Он открыл духовное училище в Саратове в 1875 году, которое стало вторым учебным заведением такого рода после Санкт-Петербургской духовной семинарии. В Саратовской духовной семинарии преподавал преемник Кана Франц Ксавьер Цоттман - уроженец Баварии. Цоттман преследовал главную цель: воспитание священников, хорошо говорящих по-немецки. Но вплоть до 1872 года основное влияние в семинарии имели поляки, плохо знавшие немецкий язык или не знавшие его вовсе. И только в 1872 году Цоттману удалось пригласить преподавателей из Германии. Именно в Саратовскую семинарию в 1864 году был принят первый "русский" немец, и до 1882 года она выпустила 68 немецких священников.

Франц Цоттман воздвиг в Саратове каменный Кафедральный собор. Это был наиболее значительный католический памятник, названный именем Св. Климента. Он был построен в 1880 году по проекту К. Невского на Немецкой улице и освящен в 1881 году.

Сохранилось описание, относящееся к началу ХХ века: "Особого внимания заслуживает католическая церковь. Внешний вид ее очень красив. Две высокие, в готическом стиле, колокольни со статуей Петра между ними, стройно и гордо подымают свои высокие и узкие шпили. Внутри еще красивее: обилие картин, статуй, античных предметов представляет большой художественный интерес. Две большие статуи в алтаре, сделанные в Париже, изображают папу Пия V и мученицу Фелимену. Над алтарем прекрасное изображение Св. Климента. Особенно красив потолок, украшенный девятью картинами. В центре - копия со знаменитой картины Брюллова, изображающая Вознесение Божьей Матери, а вокруг нее восемь картин, представляющих сцены из жизни Христа".

Католический собор относился к Тираспольской Римско-католической епархии, возникшей в результате соглашения, заключенного в 1847 году между Папой Римским и российским правительством. Центром епархии решено было сделать Саратов, и хотя первоначально он рассматривался как временная столица, в силу различных причин таковой и остался. Правда, известно по этому поводу мнение императора Николая I: "Сообразить немедленно о переводе тираспольского епископа из Саратова в Тирасполь, или другое место, которое окажется более удобным". В 1857 году прихожанами тираспольской епархии являлось уже 115281 человек. Из них римско-католиков 103473 и армяно-католиков 11808 человек. К 1888 году число прихожан выросло больше чем вдвое и составило 244910 человек.

К 1914 году в Тираспольской епархии насчитывалось 179 священников и 390 тыс. верующих. В 1926 году она была разделена на 4 апостольских административных округа. В результате трудностей, которые претерпели католики в годы гражданской войны, голода 1921-1922 годов, во время всеобщей коллективизации, голода и преследований 1930-х годов их число резко сократилось и нельзя сказать, каково было количество католиков после 1914 года.

Католический Кафедральный собор просуществовал до 1935 года. Современные варвары совершили святотатство - изувечили Божий храм. Снесли колокольни, статую апостола Петра. Невесть куда спрятали и статуи из алтаря, изготовленные в Париже, и картины, запечатлевшие Христа. Не пощадили дивный памятник истории, религии, культуры. Позднее, до неузнаваемости изуродованное неоднократными перестройками, здание католического собора было превращено в кинотеатр "Пионер", которым до сих пор и является.

И только, если внимательно посмотреть на кинотеатр с боку можно разглядеть стены старинного собора.

Использованные материалы:
- Валеев В. Из истории саратовских церквей. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.
- Гнатюк И. Золото купалов.//Богатей, 1998, №39.-с.6
- Ларина Л., Солодовниченко Л. Из истории католической и евангелической церквей в России. - Годы и люди. Вып.7 - Саратов: Приволж.изд-во "Детская книга", 1992.
- Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.