География История Экономика Образование Культура Личности

Новая Покровская церковь "на горах"


В 80-х годах XIX века выпускник Высших петербургских архитектурных курсов городской архитектор Алексей Маркович Салько спроектировал Новую Покровскую церковь "на горах". В свое время она была самым крупным культовым зданием в городе. Монументальный пятиглавый храм с пятиярусной вертикалью колокольни доминировал в своей части города, был ориентиром, маяком, неожиданно открывавшимся среди унылой застройки дальней части Глебова оврага. Значительной была и его роль в общей высотной композиции Саратова: высокие луковичные купола церкви и шпиль колокольни продолжали цепочку доминант, которая зрительно ограничивала территорию города.

В Покровской церкви ясно угадывался "сальковский" почерк: филигранно прорисованные детали, их ясно заданный ритм, подчиненность единой архитектурной и философской теме, смысл которой каждый чувствовал по-своему (может быть, подчиненность всех проявлений земного, всех неповторимых моментов жизни высшему началу разума, гармонии и духовности?). Среди деталей знаток находил столь любимые архитектором спаренные вертикальные окна, элементы популярного и понятного тогда византийского зодчества (в порталах, фризах, сандриках); удивлялся нечаянной ассоциации шпиля колокольни с барочным завершением Петропавловской крепости... Непосвященный же, рядовой прихожанин с трепетом окунался в потоки света, наполнявшие до краев, до самого барабана центральной главы интерьер церковного зала, ликовал, заслышав мелодичный воскресный перезвон колоколов. Случайно попавший в этот удаленный от центра район прохожий почтительно вглядывался в кирпичное узорочье кладки или, придерживая шляпу, долго смотрел вверх, где, словно из облаков, свисала тугая гроздь главок храма, и упруго прошивала небо острая игла шпиля колокольни…

Век двадцатый открыл новую страницу в истории церкви. Была снесена колокольня, сбиты купола... Храм словно расползся, потеряв стройность и вертикальность силуэта. На его территории, огороженной от досужих глаз глухим забором, был устроен склад. Грустно перечислять, припоминать все это, но, наверное, стоит, чтобы в будущем никогда не допускать столь кощунственных ошибок. Изуродованная людским равнодушием, Новая Покровская церковь обрела свое второе рождение, вернувшись в лоно Саратовской епархии. Был остановлен и повернут вспять процесс разрушения нашей материальной и духовной культуры, нашей памяти. Отреставрированная церковь сегодня блистает во всей своей красе.

Использованные материалы:
- Валеев В. Из истории саратовских церквей. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.
- Мелодия Саратова. - Саратов: Приволж.изд-во "Детская книга", 1995.
- Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.