География История Экономика Образование Культура Личности

Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии


В XVIII веке, при императрице Екатерине II, началось переселение немцев из Европы в Россию. Они были верующими: католиками, протестантами, лютеранами. Последних оказалось большинство. 12 июня 1790 года, согласно летописи, была заложена деревянная лютеранская церковь (до этого переселенцы разных вероисповеданий встречались в общем молельном доме). В сентябре 1793 года строительство завершилось. Храм получил название "Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии". Поначалу он был без хоров и колокольни. Позднее пристроили и то, и другое. Церковь стала духовным центром лютеран Поволжья.

В июне 1830 года лютеранская община "с подобающей торжественностью и большим одушевлением" отпраздновала 300-летний юбилей утверждения лютеранского вероисповедания.

А вскоре случилась беда. В Саратов пришла непрошеная гостья - холера. Она косила сотни людей. Как отмечал очевидец, "чиновники умирали в канцеляриях, солдаты - на постах, молящиеся - в церквах". Среди тех, кто достойно проявил себя в лихую годину, был пастор церкви Святой Марии Иоганн Самуэль Губер. Сохранился документ, в котором царский министр выразил благодарность служителю культа: "Пастор Губер самоотверженно действовал в холерную эпидемию и в качестве священника и в качестве врача".

Служитель культа спас жизнь многих волжан - и православных, и мусульман, и своих единоверцев.

Иоганн Самуэль Губер родился в Германии, там получил образование. Но известность пришла к нему в России. У нас он стал видным религиозным деятелем. Прославился и его сын Эдуард Иоганнович Губер, уроженец Саратовского села Усть-Залиха. Он стал видным русским поэтом, первым перевел на русский язык "Фауста" Гете.

В 1876 году во время пожара сгорели орган и хор церкви Святой Марии. Лютеране быстро произвели ремонт и... решили построить новую святыню на Никольской улице (улица им. Радищева). Возвели ее в 1879 году по проекту архитектора К. Тидена. Новый храм был красивый, каменный, с толстыми стенами, высокий - в виде пирамиды с шатром, увенчанным остриём, на котором - крест. В зале, где проводилось богослужение, - замечательная акустика. В любом месте отчетливо слышался голос пастора. 5 августа 1879 года новоотстроенный евангелическо-лютеранский храм был освящен.

Эту, одну из старейших церквей Саратова, закрыли в 1935 году. Навсегда.

Пирамидальность — слово-ключ к шифру этого здания. Пирамидален его силуэт — от приземистого нартекса через ярусы колокольни к шатру, теряющему острие в облаках. Пирамидальна и его судьба: сначала по нарастающей, до предела, потом медленно, но неотвратимо вниз, к камням и праху. На противоположных склонах пирамиды есть общие отметки: в конце XVIII века при церкви была открыта школа (первая в Саратове) для детей колонистов, а в середине века XX — детский театр кукол; в конце прошлого столетия псалмы во время служб пелись в сопровождении органа, а через полвека великолепная акустика зала усиливала голоса артистов филармонии.

В начале 70-х годов ХХ века бывший храм сломали, снесли. Теперь на его месте корпус сельхозинститута.

Этот храм был самым крупным, важнейшим из переселенческих. Умение и любовь тех, кто возводил его, скрепили толстые каменные стены. Теплое дыхание мастеров наполнило кирху изнутри, защитило снаружи — и вознесло над суетливой городской жизнью. 3атем ли, чтобы неосторожно уронить, разбить на осколки в памяти горожан? Осколки, которые очень трудно собрать.

Использованные материалы:
- Валеев В. Из истории саратовских церквей. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.
- Каминская В. Кирха, филармония, банк, кукольный театр…//Саратов. Столица Поволжья, 26 января, 2001.-с.3
- Ларина Л., Солодовниченко Л. Из истории католической и евангелической церквей в России. - Годы и люди. Вып.7 - Саратов: Приволж.изд-во "Детская книга", 1992.
- Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.