География История Экономика Образование Культура Личности

Театральная площадь


Театральная площадь в Саратове. Трудно представить, что когда-то это была окраина города, где размещалось торговое место, а позже Гостиный двор, лабазы. Давайте заглянем в прошлое этого центрального уголка города, пройдем неспешным шагом по периметру площади, вспомним, что здесь было.

В начале XIX века городская застройка подступала к линии нынешней улицы Радищева. Здесь, на огромном пустопорожнем месте, была образована новая городская площадь, рассекаемая Московской дорогой на правую сторону, получившую название Хлебной площади, и левую — с постройкой театра именовавшуюся Театральной. Первыми строениями на площади были хлебные амбары да мучные лавки. Саратов с упадком соляной и рыбной торговли и при интенсивном сельскохозяйственном освоении края набирал силу в хлебной торговле. Со временем здесь возник конный базар, где продавали сено, были устроены колодцы и колоды для водопоя, конюшни для жандармских лошадей и стоявшего гусарского полка, а также кузницы.

По плану Саратова 1812 года на площади отвели место для постройки церкви. Благодаря стараниям саратовского купца Г.Я. Крюкова были собраны пожертвования, да из церковных средств выдано 3000 рублей. Летом 1818 года освящены два придела — Петропавловский и Никольский, главный же, Сретенский, — только в 1827 году. В 1829 году построены первые торговые лавки с северной и восточной стороны церковного места, в последующие десятилетия — еще и со стороны Московской улицы. Аренда лавок приносила церкви неплохой доход. Сретенская церковь не раз перестраивалась, расписывалась, обновлялись иконостасы.

В 1839 году губернатор распорядился перенести за Глебов овраг кузницы, от которых безобразней стеснение торговцам. Кузнецам-мастеровым это место не понравилось, и они просили отвести другое, на левой стороне Глебова оврага, в конце вала. Только в 1860-е годы с Хлебной площади были убраны все кузницы. Торговая площадь все более обрастала палатками, лавками, лабазами, амбарами, пока Городская дума не решила построить каменные торговые корпуса. В 1895 году построены два корпуса, через два года еще 6 корпусов с 168 лавками из них около сотни — с ледниками. Словом, существующий здесь базар, прозванный в народе Верхним, был застроен 22 каменными корпусами с залитыми асфальтом проездами.

В путеводителе по Саратову об этом базаре писали:

“Тут ряды городских корпусов с бакалейной торговлей, рядами железных лавок, церковью, а за ними обширный мясной пассаж, зеленная торговля, торговля рыбой, птицей и тут же лотки со всякой мелочью, лавки мебели, гробов, масса харчевен, постоялых дворов, кабаков, портерных и проч.”.

Но торговля велась и на Театральной площади. Между корпусами под праздники начиналась торговля с возов или саней. Между театром и музеем расставлялись временные прилавки — столики.

“Театральная площадь, — как писал местный репортер, — приобретает свой рабочий вид выставки мясных и свиных туш... Выставка свиных туш и выставка картин знаменитых художников!” Если на правой стороне площади стояли одни торговые корпуса да возвышающаяся над ними церковь Сретения, то на противоположной стороне торговые лавки перемежались с иными строениями. Застройка начиналась с углового здания биржи, выполненного по проекту архитектора Ф.И. Шустера и торжественно открытого 7 сентября 1890 года. Рядом с биржей, где ныне вдоль Московского проспекта расположен небольшой сквер, высился Гостиный двор.

С ростом города и образованием Хлебной площади торговля переместилась сюда из старого Гостиного двора на Старо-Соборной (ныне Музейной) площади. В 1854 году слева от Московской улицы построен одноэтажный Гостинный двор.

“Здесь появился новый Гостиный двор, богаче и изящнее старого, народный рынок и биржа, — писали о Хлебной площади “Саратовские губернские ведомости”. — Сюда перешли лавки с красным и галантерейными товарами... Сюда передвинулись заведения модисток, портных... Здесь бродит толпами народ. Жизнь перешла сюда со всем своим шумом и говором”. Спустя сорок лет здание расширяется по проекту архитектора С.И. Тихомирова: надстроен второй этаж, галерея первого этажа переоборудована под магазины, на крыше сооружены три башни. Словом, здание выглядело нарядным, но общий вид его несколько портила лавка купца Лисенко. Новый Гостиный двор, вмещавший 18 магазинов, долго сосредоточивал в себе почти всю торговлю. С открытием мануфактурных магазинов на центральных улицах города торговля здесь приходила в упадок, становилась невыгодной. В канун первой годовщины октябрьской революции Гостиный двор на Театральной площади сгорел.

На противоположной стороне Театральной площади на пустыре на углу Александровской улицы (ныне ул. Горького) находилась биржа (ныне мы сказали бы “стоянка”) извозчиков. В конце прошлого века городская дума решила на этом пустопорожнем месте выстроить здание, где разместились бы аудитория для народных чтений и помещения для городской библиотеки. 7 мая 1898 года состоялась закладка Народной аудитории и библиотеки, а через год здание было уже готово. С самого начала мнение о нем разделилось: одни считали, что это самое смелое архитектурное сооружение города, поражающее своими красивыми ломаными линиями и разнообразными по величине и форме окнами; другие утверждали, что два конца здания выстроены по разным проектам — отсюда сходство дома с двугорбым верблюдом...

Рядом с Народной аудиторией, занимая часть площади, высится новое здание театра оперы и балета, сооруженное в 1957—1962 годах по проекту группы саратовских архитекторов на месте уничтоженного городского театра. В июне 1978 года театр оперы и балета был удостоен звания “академический”.

За проходящей по краю площади транспортной магистралью стоят от улицы Горького до улицы Радищева многоэтажные здания. Их адрес: Театральная площадь, № 1—15. Когда-то здесь начиналась Театральная, или Большая Казачья улица. Продолжим знакомство с этими зданиями, двигаясь от улицы Горького до улицы Радищева.

Дом № 15. Первое упоминание об этом двухэтажном здании относится к осени 1864 года, когда здесь, в доме А.П. Тюльпиной, открылась гостиница Беляева под названием “Вновь открытый вокзал”, где будет “играть и петь прибывший музыкальный артист Франц Крегель с семейством”. На лето Беляев переводил на Волгу к Бабушкиному взвозу свое увеселительное заведение, а на зиму возвращался в дом Тюльпиной. Через двадцать лет здесь уже была “Театральная гостиница” Волкова. В начале века на втором этаже процветал ресторан “Медведь”, а с 1907 года сменяли друг друга различные страховые общества: “Московское”, “Генеральное”, “Страхования жизни и пожизненных доходов”, “Русский Ллойд” и, наконец, “Второе общество взаимного кредита”, которое и купило дом осенью 1916 года у Тюльпиной (вышедшей к этому времени замуж за бывшего саратовского вице-губернатора А.А. Тилло).

В 1886 году здесь была основана литография Г.X. Шельгорн, довольно быстро набравшая силу и превратившаяся в “Товарищество типографии Г.X. Шельгорн и К°”. Типолитография занимала весь первый этаж. После октября 1917-го типография была передана артели “Печатник”, преобразованной в 60-е годы в типографию № 2. В начале 70-х годов типография была переведена во вновь построенное здание на Вишневой улице, а в отремонтированном помещении разместилось Приволжское книжное издательство.

Дом № 13 известен как Дворец творчества юных. А в последней четверти прошлого века здесь стоял небольшой особняк Мокшанцева. Газета “Саратовский листок” в 1885 году писала:

“Между зданием театра и домом Мокшанцева с весны во все лето и осень стоит, как говорится, невылазная грязь с гниющими в ней отбросами и навозом”. Но это нисколько не мешало присутствию в доме ресторана “Северный полюс”. В 1910 году дом Мокшавдцева был куплен под застройку городского общественного банка, открытого в 1864-м и не имевшего собственного помещения. Здание банка строилось по проекту П.М. Зыбина, и уже к осени 1913 года завершились городской общественный банк открыл операции в собственное доме. С 1946 года в этом здании размещался Дворец пионеров и школьников, переименованный в конце 90-х годов ХХ столетия в Дом творчества юных.

Дом № 11, занимаемый ныне государственным социально-экономическим университетом, выстроен в 1887—1889 годах Волжско-Камским коммерческим банком для своего Саратовского отделения, открытого в 1871 году и арендовавшего для нужд частные помещения. Два этажа надстроены в начале 30-х годов. Волжско-Камский банк считался крупным и по размерам своих основных активов и пассивов занимал шестое место среди акционерных банков России. Он имел в стране 60 филиалов, среди них и саратовский.

После революции здание банка долгое время занимал губернский финансовый отдел, а затем организованный в 1931 году плановый институт. В первый послевоенный год плановый институт и соседний с ним финансово-экономический объединились в экономический институт. В 1982 году за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов для многих отраслей народного хозяйства и в развитии научных исследований и внедрение их результатов в практику Саратовский экономический институт был награжден орденом “Знак Почета”. В 1999 году экономический институт был преобразован в Саратовский государственный социально-экономический университет.

Дом № 9 принадлежал Паль. Еще в 1830-х годах К.X. Паль построил дом и открыл в нем первый в Саратове мебельный магазин. После его смерти магазин перешел к М.Я. Паль, в котором был большой выбор всевозможной ореховой, дубовой и липовой мебели собственной работы, венская и варшавская мебель. В 1870-е годы непродолжительное время здесь была гостиница “Русская”, которую сменил трактир Долгополова. На рубеже веков в доме Паль разместилась контора и главный магазин Е.В. Ступина. Другой его магазин был на Верхнем базаре, в Ухоботинском корпусе. На углу Вольской и Белоглинской улиц Ступин владел фабрикой мебели.

В 1893 году в доме Ю.Ф. Паль открывается Саратовское отделение “Русского для внешней торговли банка”, входившего в пятерку крупнейших российских банков. Вопреки своему названию банк не являлся специализированным в области внешней торговли. Он отмечался относительно большим кредитованием торгового оборота и сравнительно менее активным финансированием промышленности в России. Банк, оказывая влияние на крупнейшие сахарные заводы, контролировал до 30 процентов всего производства сахара в стране. Не отказывался банк хозяйничать и на крупных предприятиях других отраслей промышленности.

Дом №7, с двумя надстроенными этажами, принадлежал Коробковой, сестре городского головы (1906—1913 годы), “первостатейного” купца В.А. Коробкова. Нижнюю часть дома занимал магазин Любимова, который в 1912 году купил у Коробковой ее владение за 142 тысячи рублей. В доме Любимова известный российский кинопромышленник А.А. Ханжонков открыл отделение своего акционерного общества, а позднее и отделение своего издания “Вестник кинематографии”. 29 мая 1914 года съемочная группа кинофабрики Ханжонкова под руководством артиста Айдарова произвела съемки фильма из саратовской жизни. По утверждению местных газет того времени, это была первая киносъемка в Саратове.

Впервые с кинематографом саратовцы познакомились в мае 1897 года. В городском театре проводились сеансы синематографа Люмьера. Показывались ленты с незатейливыми сюжетами: прибытие поезда, ломка стены, улицы большого города, танец гопак, атака кавалерии. Приход поезда и атака кавалерии вызвали восторг публики и по ее требованию были повторены. В июне—июле несколько киносюжетов “Драка женщины”, “Дуэль”, “Русско-французские торжества” демонстрировались в театре Очкина на Соборной площади. И только в апреле 1906 года в доме Замоткина на Немецкой улице (ныне магазин “Спорттовары”) открылся первый в городе кинематограф.

Первые фильмы были преимущественно французского производства. Осенью 1908 года появляется русский фильм “Понизовая вольница” в исполнении артистов Петербургского народного дома. Он шел всего 10 минут и состоял из шести картин (сюжетов), в которых последовательно излагалось содержание популярной песни о Степане Разине “Из-за острова на стрежень”. С этой картины началось отечественное производство фильмов, вклад в которое внес и А.А. Ханжонков. В столице у него имелась кинофабрика с огромными съемочными павильонами, хорошим оборудованием, квалифицированным персоналом. Ханжонков организует первую в России постоянную труппу актеров для съемки своих фильмов. В ее составе одаренные актеры, в том числе П. Чардынин, впоследствии один из ведущих режиссеров дореволюционного кино. В фильмах Ханжонкова снимались звезды российского экрана Иван Мозжухин и Вера Холодная. После гражданской войны А.А. Ханжонков три года находился в эмиграции, но в 1923 году вернулся на родину. В Москве он работал в “Госкино” и “Пролеткино”. Его книга воспоминаний “Первые годы русской кинематографии” была издана в 1937 году.

Дом № 5, занимаемый ныне кафедрами медицинского института, принадлежал Н.И. Хватову. В 1898 году сюда перешло отделение Русского торгово-промышленного банка. Этот банк тоже входил в пятерку крупнейших банков России и занимал первое место среди всех русских банков по числу открытых филиалов. Собственных капиталов банк имел 44 миллиона рублей, вкладов 193 миллиона рублей. Большие вложения банк делал в кредитование торгового оборота. Тесные связи в операциях по финансированию торгово-промышленный банк имел с крупнейшим Русско-Азиатским банком, отделение которого тоже существовало в Саратове. В 1903 году торгово-промышленный банк приобрел дом Хватова в свою собственность.

Дом № 3 — унылый, безликий “шедевр” эпохи “развитого социализма” — учебный корпус сельхозинститута. А раньше на его месте стояли три небольших одноэтажных дома, когда-то принадлежавших Шадрину, затем Квасникову. Дома сдавались внаем. Здесь в прошлом веке был модный магазин Аделаиды Сервье, затем магазин готового платья, типография А. Тобиас, торговля сельскохозяйственными машинами и орудиями С. Петрова. В “советское” время — склад кавказских минеральных вод, кантора “Зооветснаба”, библиотека.

Угловой громадный дом №1, именуемый старым корпусом Саратовской Государственной аграрной академии, построен купцом Вакуровым в 1874 году по проекту архитектора А.М. Салько.

Напротив здания аграрной академии расположен художественный музей имени А.Н. Радищева. В год открытия (1885) он был первым в России общедоступным художественным музеем: Третьяковская галерея была тогда еще частным собранием, а Русский музей появится спустя двенадцать лет.

Основание Радищевского музея связано с именем известного русского художника А.П. Боголюбова, внука Радищева именем которого он назвал свое детище. Для создания музея Боголюбов подарил городу Саратову свое значительное собрание произведений русских и западноевропейских художников. Для помещения коллекции в 1883—1885 годах по проекту академика архитектуры И.В. Шторма было выстроено на Театральной площади специальное музейное здание. 29 июня 1885 года музей был открыт. Всего две тысячи экспонатов насчитывали его фонды. Но, тем не менее, открытие Радищевского музея оказало сильное влияние на развитие художественной культуры в Саратове. При музее создается общество любителей изящных искусств, а в 1897 году открывается Боголюбовское рисовальное училище. Музей стал средоточием культурной жизни города.

С постройкой здания Радищевского музея снова (в который раз) возник вопрос о создании на Театральной площади сквера. Все предложения управы были провалены гласными городской думы. Представитель купечества в думе А.Н. Епифанов заявил, что “нам не нужно ослаблять торговлю на Хлебной площади, а развивать, для этого не скверы нужны на рынках, а торговые помещения”. Только в 1903 году рядом с музеем был создан небольшой скверик. В 1933—1934 годах около музея и театра были проведены большие озеленительные работы по созданию сквера.

Между зданиями музея и биржи до конца 20-х годов нашего столетия стояла небольшая часовня, сооруженная саратовским цеховым обществом в память избавления царя Александра II от угрожавшей ему 4 апреля 1866 года опасности. Часовня была построена по проекту архитектора А.М. Салько.

На площади находится два памятника. Один из них сооружен в сквере между театром и музеем у братской могилы и посвящен Борцам социалистической революции 1917 года. К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина на другой стороне площади был открыт ему памятник (скульптор А.П. Кибальников, архитектор Ю.И. Менякин).

Многое помнит Театральная площадь. В первой половине XIX века здесь на праздники, особенно в неделю Пасхи, ставились палатки, столики для продажи напитков, закусок, лакомств. Тут же были качели, выступали кукольники, балаганщики, проводились скачки. Масса народа в праздничных нарядах сходилась на площадь. До заката солнца продолжалось веселье. Зимой перед театром устраивали каток. В конце 70-х годов, в связи с предстоящим строительством здания музея, каток был переведен в другое место.

9 мая 1891 года на Театральной площади отмечалось 300-летие города Саратова. Сюда с музыкой и барабанным боем прибыли части местных войск, пришли учащиеся мужских и женских учебных заведений. Необыкновенно яркую картину представляла процессия духовенства с иконами, хоругвями. После молебна соединенные хоры всех учащихся и военный оркестр исполнили “Коль славен”. Как отмечал корреспондент местной газеты, “общая картина всего происходящего на площади была необыкновенно грандиозна и живописна”. Спустя сто лет здесь же состоялись торжества, посвященные 400-летию нашего города.

В 1918 году Театральная площадь была переименована в площадь Революции. Ныне ей возвращено первоначальное название.

Использованные материалы:
- Максимов Е. Путешествие в историю знакомой площади. - Годы и люди. Вып.7.- Саратов, Региональное Приволжское издательство "Детская книга", 1992.
- Мелодия Саратова. - Саратов: Приволж.изд-во "Детская книга", 1995.
- Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.