География История Экономика Образование Культура Личности

Набережная


Наша набережная — это гостеприимно распахнутые ворота города. От Волги берет свое начало Саратов и Набережная Космонавтов — его визитная карточка, отсюда начинаются маршруты по городу.

Кто бы ни приезжал в Саратов, он стремится побывать на Набережной Космонавтов, которая получила свое название в честь полетов в космос Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова, приземлившихся на саратовской земле. На набережной отмечаются праздники, посвященные Дню космонавтики; здесь собираются трудящиеся, учащиеся школ, коллективов индустриально-педагогического техникума, где учился Ю.А. Гагарин. Примыкающая к набережной привокзальная площадь, именуется площадью имени Ю. Гагарина. В январе 1965 года, когда Саратовский индустриальный техникум отмечал свое двадцатипятилетие, на торжество по этому случаю приезжал сам космонавт - воспитанник техникума. В период своего пребывания в Саратове он побывал во Дворце спорта, в доме-музее Н.Г. Чернышевского и на новой набережной.

Набережной в Саратове в полном смысле этого слова не было до середины XX века. Поначалу набережными в городах Поволжья было принято называть просто берег реки, в какой-то мере приспособленный к грузообороту транзита. Поэтому эти набережные являлись задворками городов, были грязны, завалены всевозможными грузами, ждущими иногда очень долгое время дальнейшего своего движения. Так выглядел и берег Волги в Саратове… Голые откосы, сильно замусоренная набережная часть, с многочисленными промоинами, выходящими на поверхность грунтовыми водами, а также протоками талых и дождевых вод. Грунт естественного берега был зыбким, размываемым. Крутизна существующих взвозов сильно затрудняла перевозку грузов.

Прибрежная часть Саратова представляла собой узкие, захламленные улочки с маленькими складами и лабазами, домишками и грязными лачугами. Здесь проживали грузчики и другой рабочий люд. Улица, тянувшаяся вдоль Волги, получила ироническое название Миллионной. Впервые вопрос о создании Набережной впервые был поставлен перед саратовской городской думой в 1902 году, затем в 1906 году, но ввиду отсутствия средств по русской традиции ничего не делалось. “Саратовский дневник” в 1896 году так описывал берег Волги: “Набережные во всякое время - это нечто невозможное: не замощенные, заваленные беспорядочно бревнами, досками, полно ям. Спускаясь к какой-либо из пароходных пристаней, рискуешь покалечить себя”.

После Октябрьской революции 1917 года сразу был поднят вопрос об улучшении санитарного состояния города и условий жизни населения. Городу требовалась плановая застройка и зеленые насаждения. На техническом совещании при губкоммунотделе в 1922 году на повестке дня стоял доклад профессора А.М. Фролова “О сооружении в Саратове Набережной” (материалы публиковались в “Саратовских известиях”). Сооружение оной предполагалось в два яруса. Нижний ярус мог затапливаться при паводках, и поэтому у берега предусматривалась установка дебаркадеров. Выше планировалась улица шириной в пять саженей, отводилось место для временных складов, полотна железнодорожной ветки и для движения гужевого транспорта. Верхний ярус - улица, застроенная жилыми домами. Перпендикулярно им шли 12 взвозов с односторонними тротуарами. Причальная линия должна была проходить от Глебучева до Белоглинского оврагов.

Позже, в 1926 году, был предложен и другой вариант набережной. Причальная линия также решалась в пределах от Глебучева до Белоглинского оврагов, и набережная предполагалась двухъярусной. Верхний ярус — с аллеями, скверами и пассажирским трамваем (предусматривались сходы на нижнюю площадку). Нижняя площадка должна была быть приспособлена к грузообороту Волги. Здесь намечалась стоянка пароходов, колея грузового трамвая и железнодорожного сообщения. Внизу, на нижней площадке, планировались складские помещения. Рекомендовалось также устройство складов на плавучих платформах. Некоторые улицы-взвозы предполагалось расширить и оборудовать для пуска грузового трамвая.

Эти проекты не были претворены в жизнь: финансовые средства города вкладывались в более неотложные объекты — промышленность, транспорт, жилье. В предвоенные годы набережная не получила своего развития.

Традиционная невозможность выполнения задуманного была нарушена в 1947 году планировкой береговых откосов, изготовлением сходов и большой деревянной лестницы. Правда, этим и ограничились. И только в 1959 году институт Гипрогор получил заказ от управления благоустройства на разработку проекта набережной. Авторами проекта стали саратовские архитекторы Э.М. Петрушко и инженер В.С. Делиникайтес. Проектирование озеленения было поручено областной проектно-сметной конторе облкомхоза. Автором проекта озеленения набережной являлась Е.С. Лузина.

Набережная строилась методом народной стройки. Горожане охотно откликнулись на призыв активно участвовать в сооружении набережной, ее озеленении и создании нового микрорайона. В строительстве принимали участие трудящиеся всех районов города. Каждому району отводился определенный участок земляных, строительных, дорожных и озеленительных работ. Между ними велось соревнование. Все работали с энтузиазмом, стремясь вложить свою долю труда в дело обновления города.

Саратовская набережная строилась одновременно со строительством Волгоградской ГЭС, с введением которой в строй уровень Волги у Саратова должен был подняться на десять метров. В связи с этим уже в 1958 году начала осуществляться инженерная защита берега, что, в свою очередь, потребовало форсирования застройки набережной. С созданием “Большой Волги” изменился режим реки, и потребовалась солидная инженерная защита в виде бетонных опорных стенок. Они протянулись вдоль всей береговой линии города.

Набережная возводилась при широком использовании рельефа, водных ресурсов и зеленых насаждений. Авторы старались, прежде всего, создать многоплановость. Находясь у Волги, посетитель должен был видеть четыре яруса набережной, верхний из которых граничит с линией застройки. Далее в ансамбль набережной вписывается глубинная городская застройка с многоэтажными зданиями узловых точек.

Проектанты задались целью создать благоприятные микроклиматические условия: так появились “зеленые языки” по улицам-взвозам, создающие хорошую проветриваемость. Таким образом, речной воздух с Волги стал проникать в центральную часть города. Авторы проекта стремились улучшить и городские условия — уменьшить вредное влияние природных явлений, одним из которых является “саратовский дождь”. В проекте 1959 года дан простор зеленым насаждениям. Мы должны быть благодарны нашим предшественникам, которые сохранили район набережной от капитальной застройки, что позволило в дальнейшем с меньшими затратами осуществить снос старых строений.

В оформлении набережной большую роль играет озеленение. В архитектурном отношении ее зеленый массив дополнил композицию большого ансамбля застройки Волжского района. В озеленении использован разнообразный ассортимент деревьев и кустарников — 23 вида деревьев и 18 видов кустарников; применены местные породы и экзоты. Озеленение проектировалось в увязке с архитектурой. Наиболее выразительно оформлены участки у лестниц, спусков, видовых площадок. Растения размещены с учетом создания живописных контрастных групп, путем противопоставления высоты, формы, окраски листьев и стволов, а также плотности крон (конические, шаровидные, раскидистые, плакучие, пирамидальные); по расцветке — краснолистные (клен Шведлера), золотистые (лиственница), серебристые (ель голубая), зеленые (ясень, вяз и другие породы). Внедрение хвойных пород позволило получить нужный эффект не только летом, но и зимой.

При озеленении набережной впервые в Саратове был использован крупномерный посадочный материал: производили посадку конского каштана, рябин 20-летнего возраста с большим земляным комом. Обогатило палитру красок введение в ассортимент декоративного кустарника. При проектировании озеленения набережной автор учел характерные особенности каждой породы. Насаждения на террасах оказывают эмоциональное воздействие на посетителей — в этом художественное достоинство объекта. Большую роль играет вертикальное озеленение — это оформление вьющимися растениями (диким виноградом) некоторых откосов и ряда подопорных стен. Вьющиеся растения не только украшают склоны, но и укрепляют их.

Как уже говорилось, набережная состоит из четырех террас. Таков ее профиль от Бабушкина до Обуховского взвоза. Верхний ярус набережной граничит с линией застройки, где расположены жилые дома. На следующей (третьей) террасе создан бульвар с тенистой аллеей и лентой зелени, на которой развертываются композиции из различных деревьев и кустарников. Отсюда Волга просматривается в интервалах между насаждениями. Садовые скамьи обращены к Волге. Здесь приятно отдохнуть в тени, подышать чистым воздухом. Тенистая аллея — это своего рода зеленый тоннель: здесь высажены вязы мелколистные, чередующиеся с конским каштаном. Осенью вязы долго не сбрасывают листву и стоят зелеными, в то время как каштаны приобретают золотистую окраску. Насаждения хорошо контрастируют между собой и одновременно дополняют друг друга. На зеленой полосе этой террасы из деревьев создан четкий ритмический рисунок, придающий своеобразный силуэт набережной — это группы пирамидальных тополей, чередующихся с голубыми елями. Полоса имеет протяженность более 1,5 километра. Посадки рябины, калины и других кустарников - прекрасная столовая для птиц, поэтому на набережной можно увидеть скворцов, ласточек, стрижей, снегирей, щеглов, синиц, свиристелей, сорок. Некоторые из птиц не улетают и зимой.

Цветочное оформление набережной сочетает разные приемы: у лестниц и сходов цветники геометрического очертания — преимущественно из летников. На зеленой полосе второй террасы асимметричные пятна многолетних цветов: пионов, ромашек, гвоздик; вкомпоновано много роз. Вдоль подопорных стен инженерной защиты высажен бордюрный кустарник — кизильник блестящий, приобретающий осенью багряно-оранжевую окраску. Кустарник расположен на фоне зеленого ковра газона, всегда аккуратно пострижен, придает четкое очертание всему облику террасы.

Третья и четвертая террасы — это прогулочные аллеи. Отсюда открывается чудесная панорама волжских просторов. Волга манит к себе, речная гладь радует глаз, снимает усталость.

На последней террасе, ближе к урезу воды, расположен так называемый клуб “Нептун” — передвижной деревянный домик. Здесь проводится спортивно-оздоровительная работа среди населения. Против центральной лестницы зимой во льду вырубается небольшой бассейн для любителей зимнего плавания - "моржей" из клуба "Здоровье".

В контуры набережной гармонично вписались крупные объекты, созданные в конце 60-х годов: автодорожный мост через Волгу, берущий свое начало от набережной, речной вокзал, пассажирский пригородный павильон. Покрылась зеленью территория, расположенная в направлении автодорожного моста, органически вписался в общий ансамбль сквер, находящийся у бальнеологической лечебницы. Создан сквер напротив речного вокзала.

По проекту института Гражданпроект в преддверии юбилея Саратова были реконструированы подходы к Набережной Космонавтов. Был парадно решен подход к ней с улицы Чернышевского по Бабушкиному взвозу. А при пересечении набережной с Октябрьской улицей создана бульварная полоса, где установлен памятник нашему замечательному земляку Константину Александровичу Федину. Оригинальные цветники вокруг памятника композиционно увязаны с широкой лестницей-спуском и каскадом фонтанов на Октябрьской улице, создают с ними единый архитектурный ансамбль.


Однако по прошествии двух десятилетий стало ясно, что многие аспекты функционирования этой части города нуждаются в изменении. В конце 80-х годов историческое ядро города оказалось в центре внимания общественности, а в Союзе архитекторов, в средствах массовой информации развернулась широкая дискуссия по этой проблеме. Во второй половине 90-х годов резко возрос интерес к судьбе центральной части набережной (появилась серия публикаций в газете “Саратовские вести”). В итоге длительных споров определились три пути ее дальнейшего развития.

Первый путь, условно консервативный, полное сохранение исторических зданий и сооружений, реставрация их изначального облика, запрещение нового строительства, сохранение функции каждого отдельного строения, выборочная модернизация элементов благоустройства.

Второй - снос устаревших зданий района набережной и застройка ее современными общественными зданиями повышенной этажности с целью эффективного использования дорогой освободившейся территории. Так, например, после сноса известного дома Акимова на суд архитектурной общественности был предложен проект киноконцертного зала на 800 мест на площади перед зданием Речного вокзала.

Третий путь - сохранение общего историко-архитектурного колорита этой части города, внутренняя реконструкция квартала, активная санация дворовых пространств, с одной стороны. А с другой, ревалоризация зданий Речного вокзала, кинотеатра “Экран” и возведение новых сомасштабных объектов выставочного и торгового характера. Изменение, где это целесообразно и возможно, функционального использования жилых зданий. Все это должно проводиться на фоне полной реконструкции инженерной инфраструктуры, создания условий для движения и парковки транспорта и обслуживания туристов.

Первый путь, полностью отвергая необходимость дальнейшего развития центра города, сосредоточивает внимание лишь на консервации застройки городского исторического ядра. Однако законсервировать значительную часть общегородского центра развивающегося города нельзя. Второй путь, близкий потенциальным инвесторам, исходит только из экономических и функциональных соображений, отвергая историко-культурное значение этой важной части города. Поэтому и второй путь, ведущий к гибели исторического наследия, неприемлем. И только третий путь, ставящий своей целью сохранение исторического колорита и градостроительной структуры и в то же время, радикальное улучшение функционального использования исторического ядра, представляется наиболее продуктивным.

Однако сложность и многоаспектность проблемы и возможные необратимые последствия приводят к необходимости разработки научно-обоснованного долгосрочного прогноза. Еще в середине 80-х годов в Саратовском политехническом институте была разработана научно-исследовательская и проектно-экспериментальная тема “Разработка модели и системы охранных зон, памятников истории и культуры города Саратова”. В этой комплексной работе в частности отмечалось, что “проблемы разработки перспективных проектов реконструкции исторически сложившегося городского ядра Саратова с условием сохранения культурного наследия являются чрезвычайно актуальными. При научно обоснованном совершенствовании исторической части города очень важно определить перспективы реконструкции, может быть выходящие за рамки расчетного срока. Опыт показывает, что даже при быстром развитии города необычайно сильны тенденции “малой экономии” и общая инерция развития, сводящие градостроительную политику к решению относительно частных задач и на определенных этапах осложняющих осуществление жизненно важных для города кардинальных реконструктивных работ. Это еще раз подтверждает, что первостепенное значение для формирования целостных архитектурных ансамблей и для их последующего сохранения как памятников градостроительства имеют долгосрочные прогнозы, рассматривающие проблему развития города на далекую перспективу.

В рамках этой концепции под градостроительным объектом Набережная - архитекторы представляют территорию, ограниченную улицами Чернышевского, Валовой, Обуховским переулком и берегом Волги, которая может выступать в качестве зоны комплексной реконструкции. В этих границах она в настоящее время является узлом второго порядка системы общегородского центра и характеризуется высокой плотностью учреждений общественного обслуживания, а также достаточно высокой насыщенностью трудовыми ресурсами. Пересечение улиц Чернышевского и Московской сегодня один из крупных пересадочных узлов общественного транспорта с высокой плотностью транспортных потоков (2200 приведенных автомобилей в час). Наряду с этим исследуемая часть города функционирует в качестве исторического ядра Саратова, оставаясь его наиболее древним и ценным элементом с частично сохранившейся средневековой планировкой и большим количеством памятников архитектуры.

Кварталы на рассматриваемой территории мелкоразмерные с высокой плотностью застройки. Сохранность капитального фонда различная, при относительно низком проценте износа зданий, возведенных в 60-90-е годах, сохраняется большое количество исторической малоэтажной застройки, находящиеся в предаварийном состоянии. Свободными от застройки остаются береговая полоса вдоль Волги, площадь перед зданием Речного вокзала, участок у устья Глебучева оврага. Таким образом, сложившееся экстенсивное использование чрезвычайно ценной территории и насущные проблемы города требуют безотлагательного пересмотра градостроительной политики.

Предлагаемая концепция реконструкции Набережной направлена на использование территории в новом качестве, с целью более эффективного землепользования, развития инфраструктуры, повышения регионального престижа во имя прибыли. Это главные явные и скрытые ценности. При такой постановке проблемы нужны новые модели регулирующих норм: многофункционального использования, ограничения высоты, отступа от “красных линий”, рисунка “воздушных” пешеходных связей, наконец, необходима дифференциация землепользования. Инвестиции должны вкладываться не только в новые объекты, но и в реставрацию исторического фонда, в реконструкцию систем транспортного и инженерного обеспечения, создания различных видов автостоянок и др. Только осознав перечисленное, а также другие сопутствующие факторы, можно получить в итоге принципиально новое градостроительное решение на уровне требований XXI века.

Реализация концепции, напрямую зависящая от инвестиционной политики, очевидно, должна начаться с радикального расширения уже существующего Поволжского выставочного центра (ПВЦ). В пространственно-планировочном аспекте комплекс ПВЦ включает три основные планировочные зоны.

Пешеходная зона - пешеходная площадь (условно Главная) перед зданием Речного вокзала, территория у кинотеатра “Экран” с юга, территория у устья Глебучева оврага с севера, а также участки улиц от остановки троллейбуса маршрутов № 2, № 2а до Музейной площади вдоль по верхнему ярусу Набережной. Зона в своем составе имеет: трассу (основная часть пешеходной зоны) для транзитных пешеходов, в том числе туристов; рекреационные пространства на Главной площади и нижних ярусах набережной, а также на акватории Волги; площади для сезонной торговли; рекреационные участки; площади для открытой экспозиции; пассажирские дебаркадеры.

Зона застройки (Экспоцентр, Турцентр, Торговый центр, Досуговый центр), предвходные площади, хоздворы и резервные территории.

Построение планировочных зон может проходить в 2 и 3 ярусах (уровнях), а также с частичным использованием подземного пространства. Общественно-пешеходное пространство (мол) становится источником и смыслом функционального пространства ПВЦ.

Состав проектируемых (А) и реконструируемых (Б) объектов и пространств: А1 - пешеходное общественно-торговое пространство (Shopp ярмарочно-выставочный центр - Экспоцентр:

  • торговый центр - универмаг;
  • здание речного вокзала - Турцентр;
  • Б2 - здание кинотеатра “Экран” - Досутовый центр; БЗ - территория в указанных выше границах. Основная часть пешеходной зоны представляет собой пространственную структуру и включает: открытое пространство площади перед Турцентром, поднятое на искусственную платформу и далее уходящее на север до устья Глебучева оврага; с южной стороны платформа может дойти до торца гостиницы “Словакия”, опуститься пандусами и лестницами на уровень Набережной и затем в этом уровне перешагнуть на здание Досугового центра (“Экрана”). Со стороны города и нижнего яруса набережной параллельно ей проходят частично сложившиеся пешеходные пути. Благодаря намечаемым распределительным зонам, пешеходным переходам в различных уровнях основания, пешеходная зона должна составить единство с другими коммуникациями и стать новой основой общественного торгово-пешеходного пространства. Транспортные коридоры под платформой вдоль набережной в свету должны иметь не менее 4,5м, под Главной площадью должны размещаться подземные и наземные стоянки на 400 мест, под крыльями платформы вдоль набережной также предусмотрены стоянки и движение обслуживающего грузового транспорта. Таким образом, пешеходно-транспортное движение и парковка являются ключом к решению всего комплекса в целом.

При детальной проработке Генплана особое внимание будет уделяться ландшафтному обустройству территории между Турцентром и Досуговым центром как уникального микропарка семейного отдыха. При этом предпочтение будет отдано организации пространств для активного отдыха и развлечения детей различных возрастных групп.

В свою очередь архитектурную среду ПВЦ должно отличать широкое использование динамических средств, светотехники, телекоммуникаций и пр. Актуально качественно новое представление общественных пространств, включающих пешеходно-торговые улицы, эспланады, достойный уровень инженерного благоустройства и ландшафтного обустройства территории.

ПВЦ основной целью имеет демонстрацию и рекламу достижений в области науки, промышленности и культуры. По статусу здесь могут проводиться международные, республиканские и местные выставки. В силу этого центр становится экспериментальной базой для проверки неординарных решений, современных приемов формообразования в градостроительстве и архитектуре, новых конструктивных решений и технологий. Архитектурно-пространственная среда ПВЦ должна стать своеобразным коммуникативным пространством, решающим три основные задачи: показ и реклама достижений; обмен информацией; заключение сделок. ПВЦ, будучи в новом типологическом понимании молом, должен соответствовать историческому и культурному контексту и органично вписываться в уникальную ландшафтную ситуацию. Поэтому функциональным и смысловым ядром набережной должно стать новое здание Экспоцентра.

Экспоцентр целесообразно разместить на линейном участке береговых террас между зданием Речного вокзала и завершением ул. Валовой. Здание обслуживается автомобильным и речным транспортом. Значительная часть посетителей направляется пешеходным путем - по основной платформе, а также по верхнему и нижнему ярусу набережной. Генпланом предусматривается площадь непосредственно под застройку, определяются конкретные пути движения посетителей, выделяются резервные территории, предвходные площади, хозяйственные дворы, разрабатывается система благоустройства. Пространство Экспоцентра решается в трех измерениях, регламентируется высота здания, позволяющая сохранить вид на Волгу с уровня пешеходной платформы. Устанавливается силуэтный ориентир и пространственная взаимосвязь со зданиями Турцентра и Торгового центра.

Здание должно служить визуально и функционально связующим элементом между исторической городской средой и природным началом. Спрятанное в прихотливых складках “естественного” берегового рельефа, полностью открытое на акваторию Волги, с террасами-крышами, облагороженными зеленью, оно должно создать эмоциональную связь прошлого и будущего.

Турцентр - второй по значимости объект новой набережной. Реконструкция здания Речного вокзала имеет своей целью создание туристического центра для обслуживания в первую очередь туристов, путешествующих по Волге. Таким образом, главная функция центра - гостиница первого разряда, включающая помещения высшего, первого, второго разрядов, из которых не менее 80% должны быть одноместными и двухместными. На нижних уровнях располагается ресторан первого класса, кафе, бар. Объемно-пространственная композиция здания Турцентра исходит из соответствующей компоновки здания Экспоцентра и должна составлять с ним композиционное целое в первую очередь со стороны Волги. Турцентр, являясь центральным доминирующим сооружением всего ансамбля ПВЦ, должен в своем объеме, силуэте, пластике фасадов отразить признаки ансамбля, соответствующие новым формам социальной организации.

Программа реконструкции здания кинотеатра “Экран” предусматривает его преобразование в комплекс развлекательного питания, а также клубное заведение Дом журналиста. В функциональном отношении Досуговый центр должен иметь следующий набор групп помещений: универсальный зрительный зал на 400 мест с плоским полом; клубные помещения с рестораном на 50 посадочных мест и ночным баром; “панорамный” ресторан с национальной кухней, варьете с банкетными залами. Характерной особенностью “панорамного” ресторана явится хорошо обозреваемый интерьер, раскрытый на Волгу и ландшафт набережной. При этом объем ресторанного зала, венчающий здание Досугового центра, должен активно участвовать в формировании его силуэта и всей панорамы ПВЦ как со стороны Волги, так и Набережной.

Общественно-торговый центр является “магнитом” тяготения населения и туристов. Размещенный на северной оконечности пешеходной платформы в начале ул. Валовой, он явится ориентиром и целью для большинства посетителей района Набережной. Главная проблема - это сочетание пешеходно-транспортных путей с хозяйственно-транспортными распределительными коммуникациями. Остановки общественного транспорта (без радикальной реконструкции всей транспортной сети этой части города) находятся на удалении 200-400 м, что допускается действующими нормативами. Частный транспорт может быть приближен на 50-100 м.

Торговые пространства располагаются на уровне надземной платформы, а транспортные пути в уровне земли. Таким образом, должна быть создана трехъярусная система, когда главная пешеходно-торговая зона расположена на верхних ярусах, а элементы транспортно-хозяйственной - под платформой в уровне земли и ниже.

В состав Торгового центра могут войти: дом моделей, сберкасса, телефонно-переговорный пункт, справочное бюро, центр информации и основной компонент - торговый пассаж, замыкающий пешеходно-торговую платформу. Архитектурная композиция Торгового центра строится на сочетании открытых пространств платформы и общей компактной формы здания центра и должна стать органичным дополнением всего комплекса ПВЦ.

Завершая изложение проблемного прогноза развития исторического ядра Саратова добавим, что в настоящее время группой саратовских специалистов разрабатывается проектное предложение по реконструкции Набережной, которое в целом наводит на мысль, что такой сложный градостроительный процесс может быть осуществлен только через противоречие целей и только на базе выработки разумного компромисса. Все ответственные за принятие решения участники проекта столкнутся с проблемой отказа от сложившихся стереотипов мышления и необходимостью действовать в новых условиях реформаторского подхода. Сегодня в рамках радикально изменившихся социально-экономических условий от заказчика, властей и проектировщиков требуются серьезные усилия для принятия неординарных, подчас рискованных решений.

Использованные материалы:
- Ищенко В.К. Концепция реконструкции Набережной в городе Саратове. - Саратовское Поволжье в панораме веков: история, традиции, проблемы. Материалы межрегиональных науч. краеведческих чтений 7-8 апреля 2000 года. – Саратов: Изд-во СГУ, 2000.
- Лузина Е.С. По паркам и скверам Саратова. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1987.