География История Экономика Образование Культура Личности

Памятник Александру II


4 января 1896 года Саратовская городская дума на чрезвычайном собрании постановила “для увековечения памяти Великого Преобразователя России царя Освободителя Александра 2-го соорудить в Саратове памятник..." на Ново-Соборной площади (ныне площадь им. Чернышевского) "...за счет городских средств и добровольных пожертвований жителей Саратовской губернии”. Был создан особый комитет по сбору пожертвований и постройке памятника.

Комитетом были разосланы просьбы о пожертвованиях во все уездные земства и городские думы, волостные и сельские общества Саратовской губернии. Всего пожертвований было собрано около 35 000 рублей. Остальную сумму (около 6500 рублей) дополнил от себя город.

На объявленный конкурс поступило одиннадцать проектов, авторство которых было скрыто под девизами. Модели будущего памятника были выставлены для обозрения публики в залах Радищевского музея. Для оценки проектов и присуждения премий было составлено жюри под председательством городского головы А.О. Немировского, с участием приглашенных от Императорской академии художеств академика Альберта Николаевича Бенуа и от Московского художественного общества профессора архитектуры Константина Михайловича Быковского. Из местных художественных сил участвовали Г.П. Баракки и В.В. Коновалов, архитекторы А.М. Салько, П.М. Зыбин и В.Л. Владыкин. Кроме того, в жюри входили гласные думы и члены комитета по сооружению памятника.

Два дня, 29 и 30 ноября 1901 года, жюри рассматривало проекты. После бурного обсуждения первая премия (1 500 руб.) досталась местному скульптору, преподавателю Боголюбовского рисовального училища Н.П. Волконскому, автору проекта "Царь освободил, мужичок не забыл". Вторая премия (500 руб.) была присуждена парижскому скульптору, уроженцу Саратова В.О. Перельману за проект под девизом "Не в силе Бог, а в правде".

Однако ни один конкурсный проект, по мнению Бенуа и Быковского, не годился для осуществления в натуре. Поэтому городская дума на заседании 27 августа 1902 года постановила: строительному комитету из всех проектов избрать наиболее подходящий как по художественным достоинствам, так и по стоимости.

Комитет принял решение соорудить памятник по моделям “Заря” — М.А. Чижова и “Правда” — С.М. Волнухина, взяв из первого проекта модель статуи Александра II, а из второго проекта пьедестал в виде четырехгранной пирамиды с символическими фигурами. Одна фигура изображала крестьянина с надетым на левое плечо лукошком, осеняющего себя крестным знамением. Это олицетворяло освобождение крестьян. Вторая композиция изображала склонившихся над книжкой учительницу с девочкой, что должно было олицетворять развитие народного образования. Третья фигура — богиня правосудия, держащая в одной руке книгу законов и в другой весы. И, наконец, фигура коленопреклоненной болгарки, показывающей рядом стоящей с нею девочке на освободителя славян от турецкого ига.

Для доработки проекта из Москвы приехал скульптор С.М. Волнухин, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Позднее, в 1909 году, по проекту Сергея Михайловича в Москве был открыт памятник первопечатнику Ивану Федорову, за что он и удостоился звания академика Императорской академии художеств.

Закладка памятника Александру II в Саратове состоялась 30 мая 1907 года на Ново-Соборной площади. В торжественном мероприятии приняли участие губернатор С.С. Татищев, городской голова В.О. Коробков, члены строительной комиссии, почетные гости. Богослужение перед закладкой совершил преосвященный Гермоген, епископ Саратовский и Царицынский.

Начались спешные работы по изготовлению моделей фигур и орнаментов, отливка их из бронзы. Пьедестал памятника возводили из красного финляндского гранита. Вокруг него была устроена цепная ограда, исполненная мастерскими местного Александровского ремесленного училища и площадка из метлахских плиток, сделанная технической конторой “В.И. Ляшковского - преемники”.

Торжественное открытие памятника состоялось 19 февраля 1911 года в день 50-летия со дня обнародования указа императора Александра II об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Город был разукрашен тысячами флагов. В окнах магазинов были выставлены портреты Александра II в рамках и венках из цветов, освещаемые электрическими лампочками. В 9 часов утра в Александро-Невском кафедральном соборе началось торжественное богослужение. По окончании литургии состоялся крестный ход с хоругвями, иконами и знаменами к памятнику, Здесь был отслужен молебен с провозглашением многолетия и вечной памяти. После чего при пушечных выстрелах скрывавшее памятник полотно упало и фигура императора открылась перед зрителями. Епископ Гермоген окропил памятник святой водой. Началось возложение венков, а затем церемониальным маршем во главе с генералитетом прошла пехота, артиллерия и в конце — казаки. Почти все время играли три оркестра духовой музыки.

Вечером состоялось торжественное заседание городской думы, где были оглашены приветственные телеграммы от бывшего саратовского губернатора, почетного гражданина Саратова, Председателя Совета Министров П.А. Столыпина, почетной гражданки Саратова княгини М.А. Мещерской, бывшего саратовского губернатора, почетного гражданина Саратова, члена Государственного совета М.Н. Галкина-Врасского.

Памятник Александру II простоял на Ново-Соборной площади чуть более семи лет. Советской власти не исполнилось и года, когда исполком Саратовского совета вынес решение в десятидневный срок убрать памятник царю. Монумент обнесли лесами и 21 сентября 1918 года приступили к разрушению. В первую очередь сняли с лицевой стороны постамента бронзовую золоченую надпись: "Царю Освободителю Саратов". Затем на землю была сброшена императорская корона, двуглавые орлы и другие бронзовые украшения. На площади вечером собиралась толпа любопытных, следивших внимательно за падением каждой принадлежности былого величия самодержавия.

На другой день, несмотря на воскресенье, работа продолжалась. 23 сентября 1918 года газета "Известия Саратовского совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и районного исполнительного комитета" писала:

“Фигура самодержца была опутана уже цепями и на шее красовался плотно затянутый столыпинский галстук, перекинутый через перекладину над головой... Скоро лебедка мелодично загремела и бронзовая площадка, на которой стояла фигура императора, вместе с ней отделилась от гранитного монолита. Вся фигура была закреплена на двух толстых металлических стержнях, которые при поднятии бронзового массива тоже поднялись: их пришлось долго перепиливать.

Поднятая затем чуть-чуть выше, фигура царя заколебалась, кивнула в сторону лютеранской церкви, повернулась в сторону архиерейских покоев и безнадежно поклонилась всем корпусом вниз. Канат, которым были опутаны ноги, натянулся, и фигура медленно стала сползать по двум заложенным на мраморный постамент длинным бревнам. Когда император стал по бревнам сползать вниз, один рабочий добродушно поддерживал его за громадную руку, весело улыбаясь в сторону. Другой рабочий в это же время ухватился за растрепанный конец пенькового каната, который был обмотан на шее царя, словно боясь, что царь нечаянно выскользнет из петли. Мимо памятника проходил красноармейский отряд... Отчеканивая шаг под музыку, красноармейцы не могли удержаться от улыбки и не проводить взглядом распластавшегося на бревнах венценосца.

Интересное зрелище привлекло много любопытных, но “чистая” публика, чувствовавшая себя очень нехорошо, смотрела из “Липок”, где в это время все свободные скамейки были заняты только ей".

Так, в сентябре 1918 года не стало одной из интереснейших достопримечательностей города.

В конце первой годовщины Октябрьской революции на старом постаменте появился небольшой бюст Н.Г. Чернышевского. В таком виде памятник простоял до 1935 года.

В связи с реконструкцией площади “царский” постамент перенесли к железнодорожному вокзалу, где место бюста заняла в полный рост фигура Дзержинского. А на бывшей Ново-Cоборной площади, где уже не стало и монументального Александро-Невского собора, и строился стадион “Динамо”, в 1953 году на новом постаменте был установлен памятник Николаю Гавриловичу Чернышевскому работы скульптора Кибальникова.

Использованные материалы:
- Хуторная О. Поверженный "Освободитель". - Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - М.: Памятники Отечества, 1998.
- Яшин, А., Валеев, В. Сто страниц о Саратове. – Саратов, 1990.