География История Экономика Образование Культура Личности

Памятник Н.Г. Чернышевскому


12 апреля 1918 года В.И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров “О памятниках республики”, который предусматривал уничтожение памятников царей и сооружение новых революционных памятников. 5 июля 1918 года газета “Известия ВЦИК” опубликовала план “монументальной пропаганды” за подписью наркома просвещения А.В. Луначарского, где был утвержден список с именами; великих людей, которым предполагалось поставить монументы. Среди них значилось и имя нашего земляка, великого революционного демократа Н.Г. Чернышевского. В Саратове сразу же откликнулись на это событие. 9 сентября 1918 года исполком Саратовского Совета обязал Совет городских комиссаров в десятидневный срок убрать памятник Александру II, а отделу искусств было предложено объявить конкурс на проект памятника Чернышевскому.

Памятник решено было поставить на месте памятника царю Александру II, который находился в центральной части города, рядом с садом “Липки”. Это место было выбрано не случайно. Здесь многое напоминало о Н.Г. Чернышевском. Неподалеку — улица его имени и дом, в котором он родился и жил в молодости, совсем рядом — улица, на которой он жил последние месяцы и умер. В саду “Липки” он любил прогуливаться. Кроме того, трудящиеся Саратова хотели восстановить историческую справедливость, свергнув с пьедестала монумент царя, жестоко расправившегося в 1862 году с Чернышевским, и установить памятник человеку, бесстрашно вступившему на путь борьбы с самодержавием.

Время не сохранило для нас проекты первого памятника Чернышевскому. Известно лишь, что выбор пал на работу П.Ф. Дундука. Он сделал небольшой бюст Чернышевского (по одним данным — гипсовый, по другим — бетонный), изобразив Николая Гавриловича как мыслителя, носителя революционных идей. Бюст выкрасили черной краской, чтобы придать ему торжественный вид и предохранить от разрушения дождевой водой. Это был первый памятник революционному демократу, поставленный в нашей стране в первые годы Советской власти.

7 ноября 1918 года на улицы вышли жители города. Сигналом к началу праздничного шествия стал мощный гудок железнодорожных мастерских. Рабочие фабрик и заводов, служащие со знаменами шли на Московскую площадь (сейчас — территория университетского городка). Здесь в 11 часов начался митинг саратовского пролетариата и войск гарнизона. Колонны с площади направились к зданию исполкома Совета на Константиновской (ныне Советской) улице и на Соборную площадь (теперь — площадь Чернышевского), где предстояло открытие памятника великому демократу. Очевидец событий тех дней Н.М. Чернышевская вспоминала:

“...когда наша огромная колонна железнодорожников пошла по Никольской улице (ныне Радищева), мы увидели на пьедестале бюст Чернышевского. Он был невелик, не соответствовал размерам пьедестала, но иначе и не могло быть: бюст выполнили за одну ночь. Единственным скульптором, который согласился выполнить столь срочный заказ, оказался Павел Федорович Дундук. Он работал хорошо и удивительно быстро. Памятник украшен сосновыми ветками, перевитыми широкими полосами красного кумача. Скульптурный портрет изображал Чернышевского в старости и был скромен, но удивлял поразительным сходством с оригиналом”.

В 1935 году наша страна отмечала 18-ю годовщину со дня Великой Октябрьской социалистической революции. В Саратове, как и в других городах страны, готовились к празднику. Отметить его было решено созданием нового памятника “Российскому Прометею”, жизнь которого для многих поколений людей была примером подвига. Газета “Коммунист” опубликовала условия конкурса на проект памятника Чернышевскому. Памятник должен был иметь высоту 8—10 метров, фигура на памятнике во весь рост, отлитая из металла, пьедестал из естественного камня (гранит). Но эта задумка была осуществлена лишь в 1953 году.

В дни празднования 125-летней годовщины со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского, 26 июля 1953 года, на площади его имени в центре города был открыт монументальный памятник российскому Прометею, выполненный скульптором Александром Павловичем Кибальниковым и архитектором Н.П. Гришиным.

…Однажды в московскую мастерскую скульптора Александра Кибальникова пришли зарубежные гости. А мастерская у него, как у каменотеса, мастерового — глыбы гранита, цемент и глина, голая лампочка под потолком и табуреты, заляпанные раствором.

— Но где же ваше ателье? — спросили гости.
— Ателье у меня там, где стоят мои памятники, — ответил Кибальников. — А первое ателье — Саратов.

Саратов стал почти родным городом для Кибальникова. Сюда пришел он парнишкой из донской станицы, здесь закончил художественное училище, работал декоратором в театре. Увлекся ваянием. Старожилы должны помнить изваяние бойца, стоявшее в пору войны на главной площади — то был один из первых опытов молодого Кибальникова. С тех же давних лет вошел в его жизнь Чернышевский.

Нет, не тот Чернышевский, что возвратился в родной город больной и усталый после вилюйской ссылки. Воображение рисовало Николая Гавриловича молодым и дерзким. По свидетельству современников, был Чернышевский красив — высокий, стройный, и благородство душевное отражалось в его внешнем облике. Виделся скульптору тот Чернышевский, что по окончании Петербургского университета преподавал в Саратове словесность в городской гимназии, окруженный восхищением своих учеников, которым нес “души прекрасные порывы”. Он верит в себя, но уже чувствует надвигавшуюся грозу, знает, что она обязательно разразится, и идет ей навстречу. И тверд он и нежен душой.

Как-то Николай Гаврилович искренно говорил женщине, которую любил, что не смеет предложить ей свою любовь, потому что судьба его может оказаться жестокой. Вот эту твердость и нежность в характере молодого Чернышевского хорошо почувствовал Кибальников — и романтическую окрыленность, и тот внутренний свет, которым жил Чернышевский.

С самого начала явилось у Кибальникова свойство драгоценное для скульптора-монументалиста — умение наполнить памятник психологическим содержанием. Многолетние поиски, опыты, размышления Кибальникова отлились в законченный образ. В Саратове встал памятник Чернышевскому. Свободной, летящей красотой наделена бронзовая фигура на постаменте: волосы на ветру и сложенные на груди руки, и взволнованная, темпераментная лепка. Видим Чернышевского таким — словно он из числа героев его знаменитой книги, о которых он сам говорил: “Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало — это двигатели двигателей, это соль соли земли”.

С памятником Н.Г. Чернышевскому связана одна история, прекрасно иллюстрирующая характер его автора. Когда памятник был еще в глине, скульптуру сфотографировали, повезли показывать Сталину — тому до всего было дело. “Вождь” волосы велел обрезать — почему-то не понравились. Взяли ножовку, обрезали. Но когда статую готовили к отливке, отрезанную часть на шпунтах поставили на место. Пусть знают саратовцы, когда смотрят на своего бронзового Чернышевского, кого “переспорил” Кибальников!..

В наши дни к памятнику Николаю Гавриловичу Чернышевскому, ставшему символом Саратова, приводят школьников, здесь назначают свидания, сюда несут букеты цветов молодожены. Памятник великому русскому демократу, беззаветно любившему Россию, как бы дышит временем, самим воздухом старого города...

Использованные материалы:
- Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979.
- Ольшевский В. Слово о большом мастере. - Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - М.: Памятники Отечества, 1998.
- Яшин, А., Валеев, В. Сто страниц о Саратове. – Саратов, 1990.