География История Экономика Образование Культура Личности

Автогараж Н.Соколова и З.Иванова


Этот небольшой двухэтажный дом на Московской улице наверняка обращал на себя ваше внимание. И вы предчувствовали какую-то историю, скрытую за необычным бетонным декором фасада.

Но со временем для многих, дом становился привычным. Предчувствия исчезали. И уже редко взгляд городского жителя, озабоченного бесконечными дневными делами, поднимался выше витрин магазина “Узоры”. А там, наверху, на серой трапеции стены, мчится из другой эпохи в клубах дыма и пыли, рожденный веселой мыслью скульптора-фантазера, автомобиль, управляемый лихим водителем. Над “бензиновым чудовищем” парит бог торговли и дорог — Меркурий, веселятся беззаботные путти на тумбах парапета...

Этот дом тесно связан с историей автомобилизма в Саратове. Он построен в 1887 году, принадлежал Николаю Ивановичу Седову. До 1913 года здесь размещалась первая Волжская фабрика зеркал и фацетов товарищества “Н.И. Седов и С.П. Борисов-Морозов”. Выпускались зеркала всевозможных размеров и фасонов или, как говорилось в рекламе, “фантази в громадном выборе”.

Неожиданно для всех один из совладельцев зеркального производства Семен Павлович Борисов-Морозов в 1913 году пишет заявление в Московский коммерческий суд с просьбой объявить его несостоятельным за долги, оплатить которые он не может. Вскоре суд рассмотрел дело о несостоятельности и старшего Борисова-Морозова, Павла Прокофьевича. Началась распродажа заводов и движимого имущества, и странным образом разорившиеся купцы уехали за границу.

Братья Седовы вскоре вновь открыли зеркальное производство, только в другом месте. А в бывшее здание фабрики переехал Саратовский автомобильный гараж.


Первый автомобиль появился на улице Саратова в начале августа 1900 года. Его привез из Парижа со Всемирной выставки граф Анатолий Дмитриевич Нессельроде, предводитель Вольского уездного дворянства, а также гласный Саратовского губернского земства.

Во время пробного рейса, который совершал смотритель Александровского училища Курныгин возле дома, где была зеркальная фабрика и где в 1914 году разместится знаменитый Саратовский автомобильный гараж, произошла первая в городе автомобильная авария. Газеты точно зафиксировали ее день и час: 8 августа 1900 года в 2 часа дня. Как объяснил водитель, “остановка случилась не от порчи машины, а оттого, что слетел один из передаточных ремней”. С. Курныгин, между прочим, высказал предположение, что мостовые (в том их виде, конечно) будут тормозить ход автомобилей: они слишком раскачивают его.

В 1903 году в мастерских Александровского училища была сделана копия автомобиля графа Нессельроде. На ней совершались поездки на Кумысную поляну, в Поливановку, Разбойщину и на ученическую дачу около Трофимовского разъезда. Скорость по ровной и жесткой дороге достигала 40 верст в час.

В училище в то время работали талантливые инженеры Иван Федорович Бунин и Василии Иванович Миллер. Оба получили образование за границей, были знакомы с новейшими достижениями техники. Под их руководством, вероятно, и сделан автомобиль. По воспоминаниям старожилов, машина была маленькая, с закрытым кузовом-тентом, деревянными колесами, цепной передачей, двигателем фирмы “Фиат”, двухцилиндровым, мощностью 1,5—2 лошадиных силы.

Дорогой и экзотический вид транспорта быстро стал использоваться не только как “средство передвижения”, но и как средство наживы. Уже в 1907 году на улицах Саратова был замечен автомобиль, возящий пассажиров за известную плату. Это вызвало, кстати, решительный протест со стороны Бельгийского общества, прибравшего к рукам Саратовскую конно-железную дорогу и не желавшего нести убытки от новоявленного конкурента.

А Саратовская уездная земская управа даже решила организовать автомобильное сообщение “Саратов—Базарный Карабулак”, сдав его частному лицу с гарантией минимального заработка.

На углу Московской и Ильинской открылась контора по продаже трехколесных феноменов, “самых экономичных как по цене, так и по содержанию 2-3-4-5-местных изящнейших и оригинальнейших экипажей”. “Шофер излишен” — гласила реклама. “Скорость 70—100 верст в час, имеет обратный ход. Вполне пригодны для русских дорог”.

Но пионером автомобильной торговли в Саратове является, по-видимому, Роберт Карлович Эрт. Его сообщение об этом появилось в справочнике “Весь Саратов” еще в 1908 году. На боковой стене здания бывшего “Торгового дома” Р.К. Эрт” на бывшей Константиновской улице (Советская,10) до сих пор видны следы той торговой деятельности — нарисованные еще 80 лет назад “фантастические” экипажи с огромными колесами”.

В июне 1910 года саратовские автолюбители Соколов, Лебедев, Мошинский, Агафонов совершили первый автопробег Саратов—Уральск. Путь в 1000 верст был покрыт за двое суток.

“В степи с бегом автомобиля пробовали состязаться на лучших своих лошадях киргизы, но их скакуны отставали, и изумленные степняки обращались вспять, разводя руками”, — писал “Саратовский листок”. Гонки устраивались не только в степи, но и на городских улицах. “Саратовский вестник” сообщал в номере 84-м за 1911 год: “Помещик Волков мчался на автомобиле по Московской улице. Ему хотелось догнать также мчавшийся автомобиль Н.Г. Очкина. Но состязание окончилось плохо. Волков наскочил на агента сыскного отделения Ефимова, причинил ему ушибы”.

В Саратове участились несчастные случаи по вине автолюбителей, и губернатор предложил городскому голове внести на заседание городской думы вопрос об издании постановления, регулирующего движения по улицам города. Оно было принято 11 февраля 1911 года. Скорость на улицах города для трамваев устанавливалась 10 верст в час, для автомобилей — 12 верст. Но превышение скорости было не единственным нарушением правил движений. 20 апреля 1914 года за неимением номеров были арестованы машины Э. Бореля и братьев Соколовых. 2 июля полиция составила протокол “за езду на автомобиле без света и фар” на городского голову М.Ф. Волкова...

Богатый город на Волге наполнялся автомобилями. И в 1914 году Императорское русское автомобильное общество решило провести в Саратове... международные состязания! Для обследования дорог в Саратов прибыл студент Санкт-Петербургского политехнического института А.Д. Халкиопов, уроженец Саратова. Им был намечен маршрут: Саратов—Вольск—Хвалынск—Сызрань—Самара.

1 августа 1913 года в 11 часов около здания Саратовского гаража (!) состоялся старт мотоциклетного пробега, предпринятого Халкиоповым для обследования маршрута предстоящего большого автомобильного состязания. В 6 часов вечера студент уже телеграфировал из Хвалынска. Но проведению наметившихся международных соревнований помешала начавшаяся в 1914 году первая мировая война.


Первое упоминание о гараже появилось во вторник 29 марта 1911 года в газете “Саратовские ведомости”:

“Известные предприниматели — автомобилисты гг. Соколов и Иванов исходатайствовали разрешение от городской управы на перевозку кладей и пассажиров по всем улицам Саратова, до пассажирского вокзала и волжских пристаней включительно. С этой целью предприниматели приобрели 10—12 автомобилей легкой конструкции, которые будут стоять в центральных местах города. Главным местом центральной стоянки назначена Театральная площадь. С течением времени предполагается перевозить пассажиров на отдаленные саратовские дачи. Дешевые и быстрые автомобили явятся серьезным конкурентом не только для легковых извозчиков, но и для трамвая, у которого, кстати сказать, слишком высокая дачная такса”. Автомобильный гараж С.И. Соколова и 3.И. Иванова был открыт в доме купца Егорова на углу улиц Московской и Вольской. Этот крепкий двухэтажный кирпичный дом с огромными, как триумфальная арка, воротами и сейчас стоит на своем месте (улица Московская, 97). Во дворе его можно увидеть длинную кирпичную постройку с небольшими аккуратными воротами — это и есть гараж первых саратовских такси. В 1914 году Соколов и Иванов переводят свой гараж в купленное ими здание бывшей зеркальной фабрики.

Шла первая мировая война. В Саратове началась мобилизация, была объявлена автомобильная повинность, и в распоряжение военного ведомства взяты все автомобили и мотоциклы частных владельцев. Вслед за своим автомобилем был мобилизован на фронт и С.И. Соколов. А гараж с 1915 года стал официально называться по имени оставшегося владельца — 3.И. Иванова.

Кто же они — основатели Саратовского автомобильного гаража?

Братья Соколовы Петр и Степан (а по документам Стефан) были весьма популярны в городе Саратове. Братья являлись владельцами фабрики целебных трав. Их магическое снадобье, утверждали они, вылечивало всякие болезни. Кто бы чем ни заболел, должен послать братьям Соколовым по 2 рубля 50 копеек за пакет с трухой. Вреда не будет, а Соколовым польза...

Против братьев было возбуждено даже уголовное дело. Потерпев фиаско с целебными травами, Степан Соколов решил вложить капитал в автодело. Компаньоном С.И. Соколова по гаражу был 3.И. Иванов, который до этого работал в “Тарифном бюро” — конторе по проверке железнодорожных накладных. Происходил Иванов из крестьян Егорьевского уезда, из села Запутное.

Захарий Иванович обладал не только коммерческими способностями, он был отличным спортсменом. Не раз побеждал в гонках на мотоциклах и автомобилях, был чемпионом Поволжья в велосипедных гонках, командором секции мотористов (мотоциклистов).

После того как Соколов был мобилизован на войну, Иванов решил не только приспособить бывшее помещение фабрики под гараж и мастерские, но и сделать реконструкцию фасада, выходящего на Московскую улицу, превратив его в своеобразную рекламу своего автомобильного предприятия. Мы можем и сейчас оценить, насколько смело и остроумно эта идея была осуществлена. Треугольный верх стены, образованный односкатной кровлей, был обыгран как наклонная плоскость булыжной мостовой, по которой мчится с бешеной скоростью автомобиль. Центральная часть фасада, придавая зданию стройность, сделана чуть выступающей из плоскости стены и заканчивается полукруглым аттиком.

Над входом, может быть на месте бывшего балкона, устроен эркер, весь как бы собранный из наклонных плоскостей, — этим усиливающий динамизм композиции. Летящий на всех парах автомобиль уже вырвался одним колесом из плоскости фасада азартный водитель, вцепившийся в руль, клубы дорожной пыли и выхлопных газов, острые лучи фар, пробивающие путь... Этот сюжет, возможно, был подсказан самим 3.И. Ивановым, большим любителем быстрой езды.

Более наглядной рекламы для разместившегося здесь предприятия встретить трудно. Следы гаража заметны и сейчас: подоконные части двух витринных окон магазина “Узоры” заделаны горизонтальной рейкой. Это были выезды для автомобилей Сложную бетонную композицию из барельефа, горельефа и круглой скульптуры, символизирующей триумф технического прогресса на заре нашего века, выполнили учащиеся Боголюбовского рисовального училища: Софья Резцова лепила амуров, а Надежда Хлестова — автомобиль. Кстати, Н. Хлестова стала впоследствии известным скульптором.

Архитектор — автор реконструкции фасада — неизвестен. Но можно предположить, что это был Семен Акимович Каллистратов, познакомившийся со способными ученицами Боголюбовского училища при оформлении фасадов консерватории, в котором они принимали участие. Скошенный снизу эркер гаража и эркер гостиницы “Астория” (ныне гостиница “Волга”), которую проектировал С.А. Каллистратов, могли быть выполнены рукой одного архитектора.

Первая мировая война. Местные автомобилисты очень горячо отозвались на призыв помочь при перевозке раненых с вокзала в лазареты. Свыше 30 человек изъявили желание предоставить автомобили для этих целей. С 21 сентября у Городского театра начался осмотр и прием реквизированных автомобилей и мотоциклов. Накануне войны 1 мая 1914 года в городе было зарегистрировано: извозчичьих экипажей — 3200, частных выездов — 1200, автомобилей — 45, мотоциклов — 15, велосипедов — 1204. На мобилизационный пункт прибыло около 50 автомобилей.

В 1915 году Саратовский военно-промышленный комитет обратился к владельцу гаража 3.И. Иванову с просьбой дать сведения для выяснения возможности привлечения частных шоферских школ к делу подготовки военных водителей. И в 1916 году в помещении гаража открылись автомобильные курсы, на которых было подготовлено около 200 шоферов.

Наступило время великих перемен. Когда произошла Февральская революция, в Саратов прилетела телеграмма из Парижа от владельца первого саратовского автомобиля графа А.Д. Нессельроде: “Наконец! Свободному русскому народу и старым друзьям-саратовцам шлю свои восторженные поздравления”.

После Великой Октябрьской социалистической революции гараж был реквизирован, он перешел в собственность саратовской автосекции Всероссийского автоцентра и стал называться “Автогараж-мастерская”. Захария Ивановича приняли в школу преподавателем. В 1919 году Саратов переживал исключительно трудное время. Фронт вплотную приблизился к городу. Объявили мобилизацию. От автосекции 33 человека подлежали призыву в Красную Армию. Но коллегия автосекции посчитала необходимым даже в этот критический момент оставить 3.И. Иванова на своей работе с резолюцией “незаменим”.

В 1920 году 3.И. Иванов был назначен уже заведующим автошколой, которую по праву можно считать предшественницей ДОСААФ в Саратове. На этом документальные сведения о 3.И. Иванове кончаются. По рассказам его родственников и старожилов, в годы нэпа 3.И. Иванов вновь создал частный автопрокат, а позже уехал в Москву, где продолжал работать механиком в гараже.

В марте 1925 года газета “Саратовские известия” сообщила своим читателям, что “в бывшем гараже Иванова открывается розничный электротехнический магазин”.


Читавшие роман И. Ильфа и Е. Петрова “Золотой теленок”, конечно, помнят Адама Козлевича, лихого водителя “Антилопы-Гну”, и его знаменитое “Эх, прокачу!”. Среди саратовских старожилов и краеведов по сей день живет легенда о том, что прототипом этого литературного героя стал автомеханик, поляк по происхождению, служивший до революции в гараже 3.И. Иванова на Московской улице. После революции гараж был национализирован, молодые шоферы ушли на фронт. Пожилой автомеханик остался не у дел. Существовал он на случайные заработки, но главным образом мастерил и продавал с рук на толкучке бензиновые зажигалки.

В годы нэпа, когда временно были разрешены частное предпринимательство и частная торговля, старый автомеханик собрал из деталей и железок, сохранившихся в гараже и найденных на свалках, легковую машину и пустился в автопрокат. Только она у него больше стояла — то у городского сада “Липки”, где была стоянка извозчиков, то у дома-гаража, а хозяин ее дремал. И чтобы его не будили напрасно, написал на дверце: “До Волги — один рубль, до вокзала — два, до Первой дачной — три”. Так гласит легенда.

Возможно, во время посещения Саратова Илья Ильф видел у сада “Липки”, на стоянке извозчиков, частное такси и дремавшего водителя? Чрезвычайно любознательный корреспондент “Гудка” подробно расспросил и о машине, и о ее водителе... Все сведения были занесены в записную книжку, которая, судя по всему, не сохранилась...

Давайте поверим авторам, утверждающим в предисловии к “Золотому теленку”: “Все рассказанное — не выдумка. Выдумать можно было бы и посмешнее”.

Прошли десятилетия, а там, наверху, на серой трапеции стены, все мчится, не зная усталости, совсем из другой эпохи, в клубах дыма и пыли, рожденный буйной фантазией скульптора, — автомобиль.

Дом № 116 на Московской улице взят на государственный учет как памятник истории и культуры республиканского значения.

Использованные материалы:
- Донецкий Б. "Эх, прокачу!" - Годы и люди. Вып.3 - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1988.
- Семенов В. Городские этюды: Первый гараж. -
- Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.