География История Экономика Образование Культура Личности

Здание биржи


Конец XIX века. Прошло то время, когда можно было сделки заключать на лавочках около трактиров и “Петербургской гостиницы”, что на углу Московской и Большой Сергиевской (Чернышевского) улиц. Назрела необходимость по солидному поставить дело купли-продажи товаров большими партиями. В 1880 году саратовское купечество организует Биржевой комитет, существующий на членские взносы и на основе устава и правил производящий оформление биржевых сделок знатоками торговых операций — маклерами. Первоначально биржа находилась в здании пассажа, тесном и неприспособленном помещении.

В 1889 году академик архитектуры Ф.И. Шустер составляет проект здания биржи для саратовских купцов, предпринимателей, фабрикантов, деловая активность которых в “столице Поволжья” настойчиво искала выхода. Весной этого же года состоялась закладка здания на углу Московской и Никольской, а 7 сентября 1890 года торжественно открылось новое здание биржи — двухэтажное, довольно красивое. Биржа называлась товарной: предметом сделки являлся товар, продающийся по стандартам или образцам; заключались контракты (договоры) на его поставку по заранее обговоренной цене, в нужном количестве и определенный срок.

Входной портал этого храма коммерсантов представляла торжественная лоджия с широкой лестницей, витиеватыми чугунными решетками, фонарями, лепными украшениями. Главный вход был с Московской улицы, второй - с Театральной площади. Первоначальный объем здания был небольшим — примерно вполовину нынешнего и, как оказалось, недостаточным, чтобы “держать” угол двух центральных, самых представительных в городе улиц.

Со временем увеличивался не только рынок товаров, но и ценных бумаг (акции, облигации, казначейские векселя и пр.). Значение такого рынка понимали и местные купцы. В 1900 году появляется проект учреждения в Саратове фондовой биржи, которая обслуживала бы (и управляла) продажу и покупку ценных бумаг на основе их биржевых курсов. Биржевой комитет принимает решение расширить здание биржи пристройкой. По плану и смете архитектора А.М. Салько к прежнему объему биржи за два строительных сезона достраивается новый блок, который позволил расширить здание в сторону часовни, и в конце 1904 года были открыты новые операционные залы.

В результате этой реконструкции постройка значительно переменилась к лучшему. Прежде всего, увеличившись в размерах, биржа, раньше терявшаяся на фоне лавок и оживления гостиного двора, получила новый градостроительный масштаб, соотносимый с величиной и значением окружающих построек. Нейтральность декоративного убранства здания (оно ограничивается лишь рустовкой стен да простыми по рисунку пилястрами) — не недостаток, а свойство, позволившее ему органично вписаться в контекст застройки. Напомним, что в предыдущее десятилетие поблизости были возведены окружной суд, городской пассаж и, наконец, художественный музей. Таким образом, биржа стала завершающим звеном как в застройке важнейшего квартала Никольской улицы, так и ансамбля Театральной площади. Поэтому первоначальный замысел Ф. Шустера заключался в подчинении декора биржи ведущим архитектурным темам соседних, более представительных и значительных построек, и, прежде всего, боголюбовского музея.

А.М. Салько, расширяя здание, развил и его идею “быть достойным в ансамбле первых”. Биржа просто и естественно заняла свое, словно предуготованное ей место. И хотя считается у специалистов, что композиционное единство, — во-первых, а уж стилевое — во-вторых, определяет ансамбль, — посмотрите: вся застройка центрального (между Ново-Соборной и Театральной площадями) отрезка Никольской улицы выстроилась за одну последнюю четверть XIX века. Выстроилась в едином ключе, общем масштабе, ритме, кажется, даже одной рукой. Облик Никольской определила эклектика, точнее, классицистическая ее ветвь.

От биржи к Липкам застройка Никольской облегчалась, стройнела, пропорции тянулись вверх, заостреннее становились детали... Общий хор вертикалей центра достигал самой высокой ноты в шпиле лютеранской церкви. А назад, к Московской улице, и дальше, к “горам”, — наоборот: дома укрупнялись, набирали солидности, веса и не торопясь “наплывали” на Театральную площадь, сливались с ней, двигались дальше по Московской, вместе с городом, который безостановочно, неуклонно продолжался, одевая в камень все новые и новые кварталы.

В 1918 году здание биржи было отдано под солдатский, а затем красноармейский клуб. После перевода клуба в особняк бывшего Дворянского собрания в годы нэпа возродилась биржа, уступившая свое место рабфаку. В 1935 году в этом Доме открылся исторический факультет Саратовского университета, находившийся здесь до 1999 года, когда был переведен в новый корпус.

 

Использованные материалы:
- Максимов Е. Путешествие в историю знакомой площади. - Годы и люди. Вып.7.- Саратов, Региональное Приволжское издательство "Детская книга", 1992.
- Мелодия Саратова. - Саратов: Приволж.изд-во "Детская книга", 1995.
- Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.