|
|||||||||||||
Гостиница "Астория" ("Волга") В 1911 году известный торговец недвижимостью купец 1-й гильдии Д.В. Тихомиров откупил у городской управы бывшее дворовое место князя Н.Е. Куткина на Немецкой улице. Эту улицу дореволюционные репортеры справедливо окрестили местным "Невским проспектом". Чистая, мощеная, с роскошными витринами богатых магазинов, в три квартала, она производила тогда, как и сейчас, сильное впечатление. С 1908 года по Немецкой улице курсировал трамвай, а теперь это пешеходная зона. После оформления нужных бумаг и получения солидного кредита Д.В. Тихомиров начал здесь строительство крупной гостиницы. Новое здание предполагалось обустроить на лучшем для тому времени уровне – с рестораном, электрическим освещением, душевыми и ванными комнатами, подъемными электрическими машинами. Первый камень был заложен весной 1914 года. Надо отдать должное смелости тем, кто участвовал в финансировании строительства (среди них немцы Э. Борель и А. Бендер), которое велось в атмосфере национал-шовинистической истерии, развернувшейся во время первой мировой войны, что сильно тормозило и осложняло ход строительных работ. Проект гостиницы, названной "Асторией", подготовил 40-летний архитектор Семен Акимович Каллистратов (1874-1966). Он работал в Саратове с недавних пор, но успел к тому времени прославиться проектом перестройки здания консерватории, ставшего архитектурным символом города. Каллистратов обучался специальности в Швейцарии, отсюда неслучайное тяготение к западным образцам архитектуры. Это наиболее четко прослеживается в проекте гостиницы “Астория”, ставшей апофеозом творчества зодчего, равно как и его лебединой песней. Строгий чёткий силуэт гостиницы, геометрически безукоризненные несколько острые линии фасада. В этой постройке нет ничего манерно-готического, переусложненного. Ритмы пилястров, разделяющих узкие прямоугольные окна, массивные пилоны, вытянутые во всю высоту здания, на которых величественно застыли средневековые рыцари-риттеры, открытая галерея четвертого этажа, непривычная для саратовских домов мансарда — все это заимствовано из европейской строительной практики начала века. В России же эти приемы использовались разве только в Москве и Петербурге. Оттого-то и вид у "Астории" получился столичный. Все скульптурные детали были выполнены по эскизам саратовского скульптора Павла Федоровича Дундука, которому было тогда всего 25 лет. Саратовцам хорошо знакомо творчество Павла Фёдоровича — это памятник Дзержинскому на Привокзальной площади, бюст Чернышевского на его могиле на Воскресенском кладбище, скульптурные украшения бывшего дома Бендера (здание горсовета), барельефы на здании Крытого рынка. То, что его работы целы и ухожены — это лучшая память об их авторе. Редкое единство, уместность в общей композиции каждой детали, фрагментов, линий орнамента взяты автором из ранних построек колонистов. В четких линиях, в торжественном ритме и величавом силуэте здания гостиницы "Астория" руками прекрасных мастеров сложена последняя рифма баллады о переселенцах. К осени 1917 года возведение отеля завершилось. Это событие почти совпало с началом новой советской эры, – хозяина гостиницы вскоре репрессировали. Но на первых порах отель использовали для размещения разных революционных структур: штабов, отделов, секций. В дальнейшем здание все-таки осталось гостиницей, где останавливались высокие и почетные гости нашего города. В января 1927 года, например, в одном из номеров "Астории" на втором этаже в течение пяти дней проживал В.В. Маяковский. Нижний этаж здания всегда занимали магазины и кафе. Название гостинице заменили в 1956 году. Она стала называться "Волгой", хотя, по правде говоря, старое имя более соответствует этому зданию. Недавно отель был переоборудован с учетом современных требований комфорта. Самое время вспомнить легенду о том, что скульптуры рыцарей на крыше гостиницы символизируют стражников, охраняющих покой отдыхающих постояльцев, а замершие в стартовой позе юноши рядом с рыцарями обозначают гонцов, готовых ринуться навстречу усталым гостям, дабы встретить их и помочь отнести в номер тяжелый багаж… Творению Каллистратова повезло — его пощадили большевики, его любили советские деятели, его и сейчас любят, берегут, охраняют. Только не мешала бы хотя бы маленькая табличка на той же гостинице “Волга” с указанием фамилий архитектора и скульптора.
Партнер рубрики
|