География История Экономика Образование Культура Личности

Музей К.Федина


Музейная тишина обманчива. Нам только кажется, что время в музее законсервировано, что стрелки часов навсегда застыли на определенных делениях циферблата истории. Тишина особого (высшего) сорта царит в уютных старинных особняках — мономузеях, призванных хранить реликвии, связанные с одним именем, которое носил человек, почитаемый и уважаемый при жизни. Человек ушел, имя осталось в мире живых.

Времена изменились, иным стало и отношение к имени, потому как ничто не вечно. Имя, вписавшееся в историю страны, города, литературы, носит музей — государственный музей Константина Федина.

Государственный музей К. Федина создан в 1979 году согласно императивному постановлению Москвы об увековечивании памяти писателя — лауреата Государственной премии СССР, председателя правления Союза писателей СССР, общественного деятеля. В конце июня 2001 года музей отметил двадцатилетие с того дня, когда двери его распахнулись для посетителей.

За двадцать лет времена успели круто измениться. По принципам работы и по характеру коллекции, основой которой послужил архив Константина Федина, музей зарекомендовал себя как музей русской литературы ХХ века. Такого не могло бы случиться, не будь Константин Александрович Федин личностью содержательной и интересной, с чрезвычайно широкими связями, в том числе зарубежными. Отрицать это сегодня невозможно, несмотря на новые, пусть и более объективные, оценки его литературного творчества.

Федин был не только советским писателем, но и человеком разносторонних талантов: хорошо разбирался в музыке, посещал рисовальную школу (к слову, Константин Александрович поначалу хотел стать художником, но страсть живописать словом пересилила). Содержание архива позволяет судить о полноте литературной жизни того времени. В музее Федина есть подлинные письма Достоевского, Тургенева, рукописи Зощенко, Лунца и бесценные раритеты, благодаря которым знаешь скрытое. Например, письмо Чехова к Лейкину. Федин переписывался с Ахматовой, Зощенко, Шишковым, Алексеем Толстым, Всеволодом Ивановым, Слонимским, Соколовым-Микитовым... В музее есть автографы Стефана Цвейга, Анны Зегерс, Максима Горького. Причем Константин Александрович был знаком со многими из этих известных людей. И, по счастью, телефон тогда еще не заменил живого общения. Фединская страсть к собирательству стала бесценным даром. Он коллекционировал письма, рукописи и даже корректуры журнальных публикаций. Все это хранилось у писателя-коллекционера долгие годы. В войну архив сгорел. И Константин Федин дал себе слово с собирательством покончить. Слава Богу, слова не сдержал.

Кстати, благотворительность Константина Федина была вровень со страстью к коллекционированию. Он выбивал деньги для Ольги Книппер-Чеховой и помогал Марье Павловне Чеховой. С просьбой о помощи в издании стихов Бориса Пастернака обращалась к Федину жена Пастернака Зинаида Николаевна. Благодаря Константину Александровичу стихи вышли в серии “Библиотека поэта”.

Дачи Пастернаков и Фединых в Переделкино были рядом. Писатели тесно общались друг с другом. Константину Александровичу Пастернак подарил машинописный вариант стихов из романа “Доктор Живаго” и посвятил рукопись “Освобожденный город”, которая была написана в память о совместной поездке в освобожденные города. Все это теперь тоже хранится в саратовском музее Федина. Но главная музейная ценность сегодня — это письмо Бориса Пастернака к Константину Федину. Обнаружили его сотрудники музея случайно. Среди архива, подаренного Ниной Константиновной. Дочь писателя отдала архив музею города, в котором родился Федин, безвозмездно. За что ей благодарны и сотрудники музея, и все саратовцы.

К сожалению, ныне живущим трудно объяснить, что такое быть официальным лицом во времена жизни писателя. В дневниках Федина (особенно, в неопубликованной части) немало свидетельств тому, что Константин Александрович не держался за кресло. Читая их, видишь, как он страдал, ненавидя свою должность и желая заниматься только литературой. Сейчас судить легко, когда над умами поколения не довлеет идеологический отдел правящей партии. Тогда было иначе. И все-таки Федин ухитрялся кому-то помочь, кого-то защитить. В критических ситуациях он старался подсказать линию поведения, найти доводы, способные смягчить суровые партийные приговоры. Федин всеми средствами избегал участи публичного обличителя. Насколько это было трудно, понять нам не дано: люди жили не в нашей, а в своей ситуации. Сейчас на даче Федина в Переделкино живет Андрей Вознесенский. Дочь же Константина Александровича оттуда выселили — не писательница, дескать. Отдельные предметы обстановки переделкинской дачи Федина, часть библиотеки, картины и хранятся сейчас в Государственном музее К. Федина.

Последние одиннадцать лет в музее нет постоянно действующей экспозиции. В чем же дело? Есть несколько причин смены экспозиции. С 1981 по 1990 год в музее была постоянная экспозиция, которая была достаточно идеологизирована, а потому обречена рано или поздно на замену. К тому же музей открывали спешно, к очередному съезду КПСС, и в экспозицию вошло 90 процентов подлинных документов, что противоречит правилам хранения: на свету бумага быстро портится. К тому же избыток документации нарушал общую концепцию оформления залов.

Третья причина необходимости смены экспозиции: за двадцать лет резко количественно выросли фонды, а потому часть экспозиционных помещений пришлось отдать под хранилища. Но тут подоспело 400-летие Саратова. Сделали выставку “Федин и Саратов”, уповая на временность варианта, но события бурных 90-х смешали все карты. Неожиданно кончились средства. При растущих фондах и не меняющихся условиях размещения положение музея в какое-то время стало просто драматическим...

Никакого другого выхода, кроме принципиально новой постоянной экспозиции, для музея в настоящее время не существует. Возможно, подойдет название “Писатель, искусство, время”. Под таким заголовком вышла книга Федина с эссе и материалами литературоведческого толка. Новая экспозиция даст возможность показать писателя в литературе, а не литературу вокруг него. Предполагается, что постоянная экспозиция разместится в шести залах верхнего этажа к 110-летию со дня рождения Константина Александровича в 2002 году. Работы ведутся. Благо областное министерство культуры не оставляет музей наедине с его трудностями.

Государственный музей К. Федина известен выставками современного изобразительного искусства, ведь “музей” — храм муз. Иногда сотрудникам музея ставят в упрек изобилие художественных выставок. Но они придерживаются мнения, что культурное пространство едино и не имеет четких границ, разделяющих его на сферы влияния между музеями. Сотрудники Государственного музея К. Федина гордятся, что первыми показали живопись Романа Мерцлина, Алексея Карнаухова, Александра Мухаровского. Частые гости в стенах музея такие известные художники, как Виктор Чудин, Владимир Гуляев, Елена Мальцева, Владимир Мошников. Весьма импонирует небольшим здешним залам изысканное камерное творчество Ольги Пегановой.

Авторитет в городе у музея есть, и вряд ли кто-нибудь будет возражать против этого. Есть у музея и своя аудитория, причем она не только в самом музее, но и около; в сквере свои дети, свои бабушки с колясками... Часто сотрудники музея задумываются, по тому ли пути они идут, привлекая людей в музей. Полные залы — подтверждение их правоты, что радует, безусловно. Однако и маленькие, полупустые залы не огорчают: камерность позволяет быстрее достичь цели. Камерность в таких музеях, как Государственный музей К. Федина, более чем уместна. С искусством возможен только тет-а-тет. В толпе экскурсантов мало что можно усвоить, разве что почувствовать искорку интереса. За рубежом музейная работа переориентирована на одиночного посетителя. Там не понимают, что такое “отчетность по количеству посетителей”, поскольку нет самого плана посещаемости. В музеях ждут личность.

Идеальный зритель — это подготовленный зритель, который знает за чем идет. И наша главная задача — не обмануть его ожиданий.

Использованная литература:
- Анатольева М. Февраль. Достать чернил и....//Саратов, 15 февраля, 2000. - с.3
- Проскурякова Н. В музеях всегда ждут личность.//Саратов СП, 30 августа, 2000. - с.3