География История Экономика Образование Культура Личности

Саратовская первая мужская гимназия


Ещё в правление Александра I в 1803 году Высочайшим указом были утверждены в России "Предварительные правила Народного просвещения", согласно которым во всех губернских городах надлежало открыть гимназии, а в уездных городах - реальные училища. Но прошло более десяти лет, прежде чем из Петербурга, из министерства народного просвещения, поступило указание саратовскому губернатору А.Д. Панчулидзеву открыть гимназию - это случилось 29 апреля 1815 года. Начался сбор пожертвований на новое учебное заведение, поиск удобного помещения. Наиболее подходящим оказался предложенный Панчулидзевым собственный дом, который, правда, пострадал от пожара в 1814 году. Для окончательного решения вопроса о покупке дома в Саратов приехал архитектор Казанского учебного округа Мари. Совместно с саратовским архитектором В.И. Сурановым он осмотрел предлагаемые под гимназию усадьбу и строения на ней и пришел к выводу, что дом Панчулидзева, “каменный, двухэтажный, с деревянным оштукатуренным мезонином, обращенным к Волге, оказался весьма удобен и приличен для гимназии по его обширности и красоте помещения, по сосредоточенности в городе и по близости к собору, созидаемому усердием граждан”. В 1815—1816 годах Суранов и Мари составляют большое количество чертежей: фасадов главного дома, флигеля при нем, поэтажные планы... В июне 1817 года из Петербурга пришло разрешение на приобретение губернаторского дома для гимназии. Получив от города изрядную сумму, Панчулидзев обязался восстановить здание. Ремонт обошелся губернатору в 40 тысяч рублей ассигнациями, почти в три раза больше положил он в свой карман. Восстановительные работы пришлось вести Василию Ивановичу Суранову. Все строительные завершились к исходу 1818 года.

9 ноября 1819 года в здании открылись начальные и приготовительные классы гимназии, а 30 августа 1820 года гимназия официально была открыта в своём основном качестве.

Это было торжественным мероприятием, в котором, кроме новоявленных гимназистов, участвовали губернская и городская администрации, родовитые дворяне и высокопоставленные чиновники, представители высшего духовенства. Окропив главный вход в гимназию святой водой, известный саратовский протоиерей Н.Г. Скопин держал прочувствованную речь, в коей отметил важность свершаемого события для Саратовского края и высказал нужные надежды и назидания.

Основной груз забот по устройству гимназии принял на свои плечи директор Главного народного училища, действовавшего в Саратове с 1786 года Андрей Иванович Шестаков. Но до открытия своего детища он не дожил, скончавшись весной 1820 года. А первым директором мужской гимназии стал Алексей Михаилович Ченыкаев, прослуживший на этом посту до 1823 года. Он был выходцем из рода служилых татарских мурз, принявших православие. Закончил кадетский корпус, с 1793 года служил в гвардии, вышел в отставку в чине капитана, был близок к графу Н.П. Румянцеву, служил под его началом в Петербурге, затем пребывал в родовом имении в Саратовской губернии. Место директора гимназии А.М. Ченыкаев получил по протекции и к исполнению служебных обязанностей главы учебного заведения готов не был, ибо вся его предшествующая служба не имела ничего общего с педагогической деятельностью. К тому же грешил финансовыми злоупотреблениями и вёл с учителями "тайную войну", обвиняя всех "в кощунстве и богохульстве". Следствием этого была нездоровая обстановка как среди преподавателей, так и гимназистов. В результате в 1823 году А.М. Ченыкаев был отстранён от должности, затем долгое время жил в собственном имении и умер в 1842 году. Пребывание его на посту директора было признано "бесславным", ибо он "своими действиями - неумелыми и даже недобросовестными - чуть было не погубил с такой любовью лелеянное его предшественником А.И. Шестаковым дело обучения в гимназии".

Сменивший Ченыкаева Иван Павлович Менделеев (отец выдающегося химика Д.И. Менделеева) был опытным педагогом и администратором. Был он выходцем из семьи священнослужителя Тверской губернии, окончил Петербургский Главный педагогический институт в 1807 году, затем служил учителем в Главном народном училище в Тобольске, преобразованном в 1810 году в гимназию. Преподавал философию, политическую экономию, логику, русскую словесность, а потом - и Закон Божий. Был был ревностен и усерден в службе, заслужил много поощрений и в 1818 году был переведён в Тамбов на пост директора училищ Тамбовской губернии. "Менделеев был хотя и строгий, но добросовестный и заботливый начальник", - пишет о нем исследователь местной старины П. Черняев. "За всё время своей службы в Тамбове Менделеев выдавался своей честностью, добросовестностью и учёностью" и заслуженно получил повышение по службе - с назначением на должность директора Саратовской гимназии. В Саратове он также пользовался "общей любовью, но прослужил здесь недолго - пал жертвой несправедливых действий со стороны попечителя Казанского учебного округа М.Л. Магницкого". За свое недолгое пребывание на посту директора гимназии И.П. Менделеев осуществил ремонт зданий гимназии, ввел преподавание искусств, составил опись книг библиотеки. В 1825 году он был отставлен от должности и в следующем году вернулся в Тобольск на своё прежнее место.

В 1828 году появился новый устав гимназий и училищ, в основу обучения положили сословность, директор получал больше прав, утверждалась должность инспектора для надзора за нравственностью педагогов и учеников. Создавался педагогический совет. Срок обучения устанавливался семь лет, увеличивалась плата за обучение. Изменился курс наук: российская словесность, логика, математика, география, история, физика, закон божий, чистописание, рисование, статистика, иностранные языки.

С 1825 по 1831 год и с 1834 по 1837 год директором саратовских училищ был Яков Александрович Миллер. Деятельность его в директорском качестве оценена современниками и потомками сугубо положительно - "был обновлён преподавательский персонал, обогащены кабинеты, введено преподавание славянского и греческого языков, усилен нравственный надзор за учащимися". При нем в гимназии сформировалась группа способных педагогов, которые проработали там продолжительное время: учитель истории Н.Г. Немолотышев (1827-1850), логики и словесности Ф.П. Волков (1827-1850), старший учитель математики и физики И.М. Глебов (1836-1848), учитель русского языка и грамматики Д.А. Афанасьев (1836-1851), греческого языка И.Ф. Синайский (1836-1851). В это время гимназию окончили: поэты Э.И. Губер и А.К. Жуковский, историк и географ А.И.Артемьев, химик Н.Н. Зинин и другие известные личности. Четыре раза приезжавшие ревизоры не выявили никаких финансовых и хозяйственных нарушений. На ежегодно устраиваемых торжественных выпускных актах постоянно присутствовали почётные гости - губернаторы, предводители дворянства, епархиальные епископы, визитёры из Казани и даже августейшие особы из Санкт-Петербурга. На таком акте весной 1830 года выпускник Э. Губер, впоследствии прославившийся как поэт и переводчик, прочёл собственные "тёплые стихи, посвящённые гимназии":

"Здесь кротостью наставников водимый,
Наш слабый ум под сению родимой
Свой ранний плод впервые приносил.
Здесь, здесь, друзья мы истину познали,
Здесь сделали мы благость бытия
И, мудрый перст судьбы боготворя.
Мы к небесам молитвы возсыпали...".

C 1831 по 1833 год гимназию возглавлял Алексей Сергеевич Пономарёв. Он был выходцем из семьи священника, окончил Московскую духовную академию. Служил сначала по линии министерства внутренних дел, затем - по линии министерства просвещения. В 1820-1827 гг. был директором Казанской гимназии. Затем служил в канцелярии генерал-губернатора Западной Сибири. 5 сентября 1831 года был назначен директором училищ Саратовской губернии и пребывал здесь вплоть до своей смерти 15 декабря 1833 года. Хотя был А.С. Пономарёв опытным и квалифицированным работником, но для гимназии его служба признана "малоплодотворной" - "она ознаменовалась непрерывной борьбой директора с учителями, от которых поступали к начальству частые жалобы". Можно представить, что возвращение к директорской должности Я.А. Миллера было всеми встречено с одобрением.

С 1837 по 1843 год директором гимназии был Василий Фёдорович фон Гине, родом из дворян Нижегородской губернии, имевших баронский титул. В 1819 году В.Ф. фон Гине окончил Казанский университет, затем служил на должности старшего учителя в Казанской гимназии, был помощником инспектора Казанского университета. Проявил себя со всех сторон положительно, обладая "большим педагогическим тактом и опытностью". Дослужился до надворного советника, имел знак отличия за беспорочную службу и орден Св. Станислава 2-й степени. Столь же положительное впечатление В.Ф. фон Гине произвёл на всё своё окружение в Саратове. Но "...при всех своих располагающих качествах - гуманности, общительности, готовности помогать другому Гине имел одну несчастную слабость - он страстно любил играть в преферанс" и проигрывал крупные суммы, заимствованные из гимназической кассы. В результате, имея недостачу в размере 8153 рубля 19 копеек серебром (деньги огромные!), В.Ф. Гине утром 21 декабря 1843 года вышел из дому и исчез - полагают, что он покончил жизнь самоубийством, бросившись в полынью на Волге. Но никаких его следов найдено не было. Разыгравшаяся трагедия тяжело ударила по семье Гине - всё его движимое имущество было продано в счёт долга.

Новый директор гимназии Любим Петрович Круглов заступил на пост в январе 1844 года и пребывал на нём до августа 1847 года, когда скончался во время эпидемии холеры. До Саратова Л.П. Круглов 8 лет служил первым инспектором в пензенской гимназии, получил много благодарностей и чин коллежского советника. Вот как пишет о Круглове П. Черняев: "Ласковый и приветливый с учениками. Любим Петрович не позволял себе ни брани, ни тем более физической расправы. По привычке он называл учеников "братец". В своих отношениях к учителям ровный, сдержанный и справедливый, Круглов всегда держал сторону слабого. За какие-нибудь три с половиной года своей директуры Круглов успел расположить к себе как преподавательский персонал гимназии, так и всё саратовское общество - все видели в нём добросовестного педагога и симпатичного человеках. Смерть Л.П. Круглова вызвала широкий сочувственный резонанс в Саратовской губернии и среди коллег по народному просвещению.

Круглова осенью 1847 года заменил Валериан Александрович Лубкин, сын профессора Казанского университета. Он окончил физико-математический факультет этого университета в 1818 году и начал службу учителем в Уфе, в гимназии. В 1843 году он был переведён директором в Астрахань, откуда через 4 года переместился в Саратов. Здесь служил до 1851 года, затем переехал в Пензу, где находился на службе до 1860 года. Это был опытный педагог и администратор, хотя, как пишет П. Черняев, он был не чужд слабости своего времени, выражавшейся в форме "принятия благодарностей". В его правление в 1850 году умер учитель русской словесности Ф.П. Волков, место которого в апреле 1851 года занял уроженец Саратова, свежий выпускник Петербургского университета Николай Гаврилович Чернышевский.

В письме от 28 мая 1851 года товарищу по университету М.Л. Михайлову Николай Гаврилович писал: "В Саратове я нашел еще большую глушь, чем Вы в Нижнем... Воспитанники в гимназии есть довольно развитые. Я по мере сил буду содействовать их развитию. Учителя смех и горе... Директор страшный реакционер". Уроки Чернышевского поразили учеников новизной и необычностью. Он не требовал зазубривания, советовал читать больше книг. Приносил на уроки сочинения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, учил критически разбирать их. Ученики его отличались глубокими знаниями.

Однако с директором гимназии А.А. Мейером у Чернышевского отношения не сложились сразу. Мейера раздражали антикрепостнические настроения учителя. В 1853 году Чернышевский оставил гимназию и уехал в Петербург, хотя учителем был прекрасным - это свидетельствовали и коллеги Чернышевского по службе, и его ученики.

Численность учащихся в гимназии непрерывно увеличивалась. Если при её открытии в приготовительном и первом классах обучалось всего около 50 человек, то к первому выпускному акту 1827 года уже числилось более 200 гимназистов. В 1863 году их имелось уже 316, в 1875-м - 382, из них: детей дворян и чиновников - 217 человек, духовенства - 18, городских сословий - 103, сельских сословий - 41, иностранцев - 3 человека. Учителей и обслуживающего персонала - 24 человека. Источниками содержания гимназии являлись средства государственного казначейства, сборы за учения, пожертвования.

Количество учеников непрерывно росло, а здание гимназии не расширялось, хотя администрация неоднократно ставила вопрос перед городской думой о строительстве новых помещений. С 1860 по 1900 год помещения гимназии неоднократно перестраивались, были снесены деревянный мезонин, колонны со стороны сада, часть каменных служб была приспособлена под жилые помещения для учителей, были возведены пристройки к главному дому. В 1900 году губернский архитектор Тихомиров составил смету на перестройку главного здания и пристроек. В 1897-1898 годах построили церковь для гимназии и столовую.

В гимназию поступали мальчики 9-11 лет, прошедшие курс начальной подготовки - как правило, в домашних условиях, с помощью гувернёров и гувернанток. Срок обучения равнялся 7 годам, причём старший класс именовался первым. В качестве обязательных дисциплин преподавались предметы:

  • Закон Божий;
  • русский язык с церковнославянским, словесность, латинский язык (греческий преподавался примерно до 1890-x гг.), немецкий и французский языки;
  • логика;
  • законоведение;
  • арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия;
  • физика, космография;
  • природоведение, география;
  • история всеобщая и история русская;
  • чистописание, черчение, рисование, гигиена.

Кроме учебных дисциплин, в табеле отдельными строками указывались внимание, прилежание, поведение.

В 1898 году к гимназии была сделана пристройка, где разместилась гимназическая домовая церковь во имя Кирилла и Мефодия. При домовой церкви существовал хор, преподавалась нотная грамота. Одно время в гимназии функционировал духовой оркестр и оркестр народных инструментов, но это было в рамках кружковой работы. Необязательной дисциплиной были и танцы. В старших 1-м и 2-м классах по желанию гимназисты могли посещать уроки танцев, на которых специально нанятый преподаватель обучал гимназистов принятым в обществе танцам (краковяк, полька, кадриль, падекатр, вальс).

Гимнастики как специальной дисциплины в программе обучения не было. Но при гимназии в конце XIX - начале XX века имелся прилично оборудованный гимнастический зал со знакомыми снарядами - турником, кольцами, брусьями, конём, шведской стенкой. Сюда приходили члены гимнастической секции с целью "телесной подготовки". В 1909-1914 гг. существовали при гимназии футбольные команды, члены которой постоянно вызывали она состязание" "реалистов" или "техников", или "коммерсантов" - воспитанников иных средних учебных заведений Саратова. Матчи такие обычно проходили на пустыре на окраине города и отличались азартом и острым духом соперничества. Были и разбитые носы, и испачканная форма.

Ношение формы было обязательным условием посещения гимназии. В повседневное время - чёрная суконная рубашка, подпоясываемая ремнём, и такие же брюки. В парадные дни - китель со стоячим воротником и рядом металлических пуговиц посредине. В зимнее время - чёрная шинель офицерского образца. Зимой и летом носилась форменная фуражка с лакированным козырьком. Никаких шапок, даже в мороз, не полагалось, как и валенок. Разрешалось в особо студёные дни надевать башлык, укутывавший шею и уши гимназистов, а на ноги - только чёрные ботинки и галоши. Над козырьком синей фуражки и на пряжке ремня были выгравированы перекрещивающиеся листики и буквы С1Г - Саратовская первая гимназия. Буквы СГ провоцировали учащихся иных учебных заведений обращаться к гимназистам с презрительной кличкой - их называли "синей говядиной": "Синяя говядина, почём за фунт?" или "На носу то снег, то иней у говядины у синей".

Дисциплина в гимназии была довольно строгой. Классные наставники бдительно следили за опозданиями, поведением на переменах и уроках, за случаями "недозволенных действий". Таковыми считались "употребление вина", "курение табаку", неразрешённые игры, появление в общественном месте в неприличной компании или в неопрятном виде. Учащихся обязывали не гулять по улицам позже определённого часа, не посещать "нерекомендованные спектакли" в театрах или - Боже упаси - не смотреть в синематографах "парижский жанр" - ленты с названиями "Тайны гарема" или "в паутине греха".

Для уличения нарушителей по городу буквально рыскали надзиратели и помощники классных наставников, которые записывали в кондуит встреченных в предосудительном виде учеников и на следующее утро докладывали об этом начальству. Наказание не замедляло следовать. Нарушителям приговаривалось - по мере увеличения "тяжести преступления" - "лишение гимназического завтрака", положенного на большой перемене; "задержание в гимназии в воскресные и праздничные дни до 3-х часов"; карцер от 1 до 4 часов - "с назначением письменной работы"; карцер от 4 до 8 часов - "с содержанием на чёрном хлебе"; и наконец - "удаление из гимназии" - с правом поступления в иные заведения или без оного. Все эти виды наказания закрепились в обиходе гимназии после реформ 1860-х гг. А до этого вовсю практиковалась в гимназии и порка учащихся розгами, для чего содержался в штате специальный экзекутор.

В связи с революционными событиями 1905-1906 годов в гимназии прерывались занятия, некоторая часть учащихся участвовала в демонстрациях, посещала сходки, революционные кружки. За антиправительственную деятельность исключили из гимназии учащихся А. Юловокого, Н. Березина, М. Жегина и других. Сходки учащихся в учебных заведениях запрещались. Публичные спектакли, концерты, литературные чтения проводились только с разрешения начальства. В 1915 году в гимназии числилось пятьсот четыре ученика и тридцать четыре преподавателя. В 1918 году 1-я мужская гимназия прекратила свое существование в связи с реорганизацией системы образования и созданием школ 1-й и 2-й ступеней.

Среди выпускников гимназии есть видные ученые, революционеры, писатели, путешественники, врачи, художники, артисты. Назовем некоторых из них.

В первом выпуске в 1827 года был будущий поэт Алексей Кириллович Жуковский (1810-1864). Алексей Кириллович родился 10 (22) сентября 1810 года в Пензе. Детские годы провел в Царицыне. В 1822 году поступил в Саратовскую 1-ю мужскую гимназию, по окончании которой в 1827 году пошел на военную службу в артиллерию. Участвовал в Турецкой, Польской кампаниях. В 1836 году вышел в отставку, поселился в Петербурге, работал в Министерстве финансов. В печати впервые выступил в 1837 году со стихами в журнале "Библиотека для чтения". Печатался в журнале "Современник". Первые произведения были встречены критикой доброжелательно, в нем находили талант, подающий надежды. Но слава Жуковского жила недолго. Его перу принадлежат поэмы "Граф Мец", "Елена", "Вечный Жид" и другие, несколько повестей. Умер 8 (20) декабря 1864 года в Петербурге.

В 1830 году гимназию закончил Николай Николаевич Зинин (1812-1880), выдающийся русский химик. Он был автором ряда открытий в области органической химии, что положило начало российской анилино-красочной промышленности, производству синтетических лаков и красок, фотоматериалов, взрывчатых веществ.

Выпускником того же года был Эдуард Иванович Губер (1814-1847). Эдуард Иванович Губер родился 1 (13) мая 1814 года в немецкой колонии Усть-Золиха Камышинского уезда Саратовской губернии. В 1823 году семья переехала в Саратов. В 1824 году он поступил в 1-ю мужскую гимназию. Учитель словесности Ф.П. Волков разгадал в Губере способного ученика, стал с ним заниматься. В 1830 году Губер закончил гимназию и поступил в Петербургский корпус путей сообщения. Работая в Петербурге, много занимался поэзией, переводами. В 1838 году был напечатан "Фуст" великого Гете в переводе Губера. Умер 11 (23) апреля 1847 года в Петербурге.

С 1833 по 1837 год в первой саратовской гимназии учился Алексей Иванович Артемьев (1820-1887), знаток русской географии, этнографии, статистики, издавший немало выдающихся трудов о народах, населяющих Россию, на базе материалов, лично собранных в разных географических экспедициях. А.И. Артемьев родился 24 (5 ноября) октября 1820 года в городе Хвалынске Саратовской губернии. Первоначальное образование получил в Хвалынском училище, затем семья переехала в Саратов, где он и поступил в мужскую гимназию. Затем - учеба в Казанском университете, который Артемьев окончил в 1841 году, получив за выпускное сочинение золотую медаль. Артемьева оставили библиотекарем при университете, с этого времени он начинает писать свои топографические, исторические заметки в "Казанских губернских ведомостях". С 1844 по 1852 год был редактором этой газеты. В 1846 году защитил диссертацию на звание магистра на тему: "О влиянии варягов на славян".

Алексей Иванович Артемьев регулярно писал статьи в столичные журналы. В 1852 году он переехал в Петербург. В течение многих лет принимал активное участие в разных экспедициях, которые занимались изучением России. Его труды: "О составе и движении населения по губерниям Нижегородской и Ярославской" (1861), "Списки населенных мест Курской губернии" (1868), "25 лет императорского русского географического общества" и другие. Умер 29 (11 октября) сентября 1847 года в Петербурге.

С 1839 по 1847 год в 1-й мужской гимназии обучался Григорий Антонович Захарьин (1829-1897), выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской школы терапевтов. С 1869 года он в течение 35 лет возглавлял терапевтическую клинику Московского университета. В основу своих методов лечения Захарьин положил принцип: лечить больного человека, а не болезнь какого-либо органа. Лечение понимал как комплекс мероприятий. Созданный им анамнестический метод исследования больных принес ему громкую славу. Г.А. Захарьин создал научные теории возникновения и рпспознавания желчнокаменной болезни, бледной мочи, сифилиса, сердца и легких и других заболеваний. Захарьин воспитал много врачей, среди которых И.Ф. Филатов, В.Ф. Снегирев, А.А. Остроумов, Г.Н. Минх и другие. Он был избран почетным членом Российской Академии наук.

Русский и украинский писатель Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905) в 1844 году поступил, а в 1848 году закончил гимназию. После учёбы на историко-филологическом факультете Петербургского университета он долгое время жил в Саратове, был редактором "Саратовских губернских ведомостей". Д.Л. Мордовцев - автор популярных в России исторических романов "Самозванцы", "Понизовая вольница", "Новые русские люди" и других.

Русский этнограф, историк, путешественник, публицист Павел Аполлонович Ровинский (1831-1916) - выпускник гимназии 1848 года. Затем окончил филологический факультет Казанского университета. Будучи корреспондентом различных газет, он побывал во многих странах, впечатления о которых изложил в интересных книгах "Мои странствия по Монголии", "Очерки Восточной Сибири", "Черногория в её прошлом и настоящем" и других.

Александр Николаевич Пыпин (1833-1904), уроженец Саратова, двоюродный брат Н. Г. Чернышевского, учился в гимназии в 1842-1849 год (его называли здесь "Пыпочкой"). Стал академиком, исследователем русской и зарубежной литературы и фольклора.

Известный инфекционист, эпидемиолог и патологоанатом Григорий Николаевич Минх (1836-1896), один из четырёх братьев знаменитого саратовского рода, окончил гимназию в 1853 году. Известен в России и за рубежом своими трудами по борьбе со страшными болезнями всех времён - чумой, проказой, холерой, сибирской язвой. Внёс большой вклад в дело профилактики и лечения этих распространённых тогда недугов.

Композитор Виктор Николаевич Пасхалов (1841-1883) - выпускник 1859 года. Учился в Московской консерватории, написал оперу "Первый винокур", получившую высокую оценку В. П. Стасова и М. П. Мусоргского. Автор многих популярных романсов - "Нивушка", "Под душистою веткой сирени", "Сбылись ожидания" и других.

Актёр, режиссёр, антрепренёр Михаил Валентинович Лентовский (1843-1906) окончип гимназию а 1860 году. Учился в театральной школе, работал в Московском Малом театре. Занимался антрепризой, режиссурой, создал в России ряд общедоступных театров и театров оперетты.

Великий русский электротехник Павел Николаевич Яблочков (1847-1894) завершил учёбу в гимназии в 1862 году. Он является автором электрической свечи, изобретателем знаме-нитого "русского света", ярко засиявшего на улицах европейских городов в конце XIX века.

Основоположник отоларингологии, академик медицины Николай Петрович Симановский (1854-1922) - выпускник гимназии 1870 одаг. Учился а Военно-медицинской академии в Петербурге, работал в клинике С.П. Боткина, создал первую в России школу ушных, горловых и носовых болезней. В 1912 году Н.П. Симановский пожертвовал значительную сумму из личных сбережений на строительство в Саратове клиники болезней уха, горла и носа. До сих пор клиника функционирует и носит имя своего создателя.

Биолог и эмбриолог Сергей Гаврилович Навашин (1857-1930) после окончания Саратовской гимназии в 1877 году учился в Московском университете. Сделал ряд блестящих открытий в области морфологии мхов и их систематики, удостоен звания академика. Его именем в Саратове названа одна из улиц.

Российский и советский арктический исследователь Леонид Михайлович Старокадомский (1875-1962) - выпускник 1894 года. Затем окончил Петербургскую военно-медицинскую академию. Работал в качестве старшего врача на ледоколе "Таймыр" в географических экспедициях по освоению Северного морского пути, сделал ряд весомых открытий.

Знаменитый химик-органик Владимир Васильевич Челинцев (1877-1947) - тоже воспитанник Саратовской гимназии. Закончил Московский университет. С 1917 года работал профессором на кафедре органической химии Саратовского университета, написал ряд учебников и монографий, выполнил ценные исследования по органической химии.

Художник Александр Иванович Савинов (1881 1942) после выпуска из гимназии в 1897 г. учился в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове. Картины его и ныне хранятся и экспонируются в Русском музее, Третьяковской галерее, в Радищевском музее.

Исторический писатель Сергей Николаевич Голубов (1894 - 1962), автор романов "Багратион", "Солдатская слава", "Из искры пламя", "Сотворение века" и других, учился здесь в 1906-1911 гг.

Выдающийся советский артист и режиссёр Борис Андреевич Бабочкин (1904 - 1975) учился в 1-й мужской гимназии накануне революции. С 1927 г. снимался в кино. Мировую известность принесла ему блестяще исполненная роль В. И. Чапаева в одноимённом фильме братьев Васильевых.

И это далеко не полный перечень славных выпускников старейшего среднего учебного заведения Саратова.

Но справедливость требует назвать и иные фамилии бывших учеников Саратовской 1-й мужской гимназии, отнюдь не прославивших местное дворянство, а заслуживших его осуждение и даже проклятие. К таким можно отнести террориста Дмитрия Каракозова, учившегося в гимназии в 1850-х гг. и снискавшего "чёрную славу" после свершённого покушения на императора Александра II в 1866 г. Покушение, как известно, не удалось, а Каракозов был повешен.

Безусловно, не стал гордостью саратовского дворянства и местный уроженец Владимир Павлович Антонов (Саратовский), который, по выпуске из гимназии в 1901 г., занялся революционной деятельностью и впоследствии руководил вооружённым восстанием в Саратове в октябре 1917 г. В советское время был причастен к массовым репрессиям, возглавляя ряд громких политических судебных процессов.

Вплоть до 1918 г. 1-я гимназия исправно функционировала. В 1915 г. в её штате числилось 34 преподавателя, занимавшихся с 504 учениками. Авторитет гимназии и в последние годы её существования оставался высоким - она считалась самым престижным учебным заведением Саратова, в стенах её по-прежнему обучались дети из самых богатых привилегированных семей. А попытка создания в Саратове специального привилегированного учебного заведения - Дворянского пансиона - не удалась. Хотя здание для него в 1894 г. выстроили на Соборной улице, но набрать необходимый контингент учащихся не смогли - к тому времени потенциал дворянства (прежде всего материальный) был не тот, что при организации института благородных девиц.

С 1918 г. вступила в силу новая, советская система образования. В здании гимназии впоследствии разместились суд и нотариальная контора.

Использованные материалы:
- Сизов В. Из истории первой мужской гимназии. - Годы и люди. Вып.4. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989.