География История Экономика Образование Культура Личности

Богородицкий и Четверосвятский мужские монастыри г. Саратова


Сведения о том и другом монастырях очень скудные.

Богородицкий монастырь был уже в 1652 г., когда упоминается его строитель Макарий. После Макария был игумен Филарет с 1658 г., игумен Гурий с 1679 г., архимандрит Иосиф с января 1686 г. В 1691 г. монастырь был приписан к Московскому Высокопетровскому монастырю. С ноября 1699 г. там значился строитель Антоний и в 1704 г. - строитель Лаврентий.

Из ревизской сказки Высокопетровского монастыря узнаём, что на 1704 г.: "В приписном Саратовском Богородском монастыре строитель иеромонах Лаврентий да братии 5 человек; в том монастыре церковь деревянная во имя Казанской Богородицы. А за жильё им в даче бывает из тамошних доходов строителю по 5 рублёв, братии по 2 рубля человеку на год; да на монастырском скотном дворе один человек дворник, да в монастыре хлебник да водовоз живут, и опричь строителя с братиею и вышеописанных служебников, никого нет". В 1704 г. Казанская церковь была обращена в приходскую. Что стало с монастырём - точных сведений нет. Вероятно, монахи вошли в состав либо Четверосвятского монастыря, либо Московского Высокопетровского, а может быть, с течением времени в живых из них никого не осталось и монастырь перестал существовать сам по себе.

Четверосвятский монастырь тоже существовал в Саратове уже в XVII в. Вопрос - "где"? Первым по нему высказался А. Ф. Леопольдов: "Спасо-Преображенский (так с 1764 г. стал официально называться этот монастырь) монастырь сперва находился при Казанской церкви г. Саратова, потом был переведён на речку Увек, после опять перемещён в город и устроен на горах". Как видим из вышеизложенного, при Казанской церкви был Богородицкий монастырь, значит, остаётся Увек и место "на горах" в Саратове.

Другой исследователь Поволжья - Ф. Ф. Чекалин утверждает: "В 1691 или 1692 году по указу царей Ивана и Петра Алексеевичей была отведена земля в Горной слободе под Четверосвятский мужской монастырь, за упразднением в городе Богородицкого монастыря, вероятно, вследствие тесноты". Опять неувязка с Богородицким монастырём. Остаётся отвод земли в 1691 или 1692 г. в Горной слободе.

В. П. Соколов в своей работе "Саратовский Троицкий (старый) собор" соглашается с существованием в Саратове двух монастырей, но пишет: "Богородицкий монастырь сгорел в 1695 г., когда выгорел весь Саратов. Другой монастырь находился на Увеке и назывался Четверосвятским. Он сгорел в том же году, после чего был возобновлён, но не на Увеке, а на месте сгоревшего Богородицкого монастыря". Опять несостыковка. Богородицкий монастырь, как мы видели, в 1704 г. ещё существовал.

А. Правдин пишет: "Первоначально он (Спасо-Преображенский) находился внутри города Саратова на возвышенном берегу Волги, по левую сторону Глебучева оврага, при подошве Соколовой горы, и именовался Четыресвятским Московских чудотворцев, с 1761 г. Спасским, иногда Спасским-Четыресвятским, а с 1764 г. именуется Спасо-Преображенским".

Гераклитов полностью соглашается с Правдиным по поводу Спасо-Преображенского монастыря и отмечает, что Богородицкий монастырь располагался на правом берегу Глебучева оврага, приводит доказательства тому и другому, но нигде не оговаривает, что Четверосвятский монастырь ранее был на Увеке, чему есть многие подтверждения.

Об этом пишет Амвросий: "Четверосвятский упразднённый монастырь находился в 7 верстах от губернского г. Саратова на р. Увек и был окружён рощами; строение от него осталось деревянное уже обветшалое и служит оно хутором (загородным домом) Саратовскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю".

Об этом же говорит и Щеглов: "До 1693 года существовала на Увеке мужская обитель, называемая Четырёхсвятским монастырём с церковью деревянною во имя московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа". В 1768 г. академик Лепёхин в своих "Дневных записках" писал: "Приехали мы в монастырь Четырепресвятский, отстоящий от Саратова в 7 верстах. Монастырь сей стоит на речке Увеке, в приятном месте, окружённом изрядными рощами. Строение в нём деревянное и уже обветшалое. В нём нет ныне никакой братии, но единственно служит хутором Саратовскому мужскому монастырю".

А вот что сообщает некто А. М. Матвеев о Четверосвятском монастыре: "На Увеке, действительно, был мужской монастырь, но когда он действовал и когда закрыт, неизвестно. Монастырь этот именовался Четырёхсвятским. Единственные сведения о нём находятся в "Полном собрании исторических сведений о монастырях и церквях" Ратшина, вышедших в Москве в 1852 году. Там по Саратовской епархии записано: "Уничтоженные монастыри: Четырёхсвятский, мужской, в 7 верстах от Саратова. Время основания и уничтожения сей обители неизвестно...".

"Теперь ещё вопрос: что за название монастыря - Четверосвятский? У нас, по святцам, только четырём святым празднуется одновременно - московским святителям: Петру, Алексию, Иону и Филиппу (5 октября), но это с 1875 года, а ранее праздновалось лишь трём первым. Вот тут-то, по-моему, и есть указание на время основания Саратовского монастыря на Увеке. В 1652 году перенесли с торжеством из Соловецкого монастыря мощи четвёртого упоминаемого святителя - митрополита Филиппа и от сего почитание сего святого в это время усилилось. В это самое время, вероятно, и был сооружён храм в монастыре Четверосвятском: вероятно, его основали москвичи и из уважения к тогда прославившемуся чудесами митрополиту Филиппу приставили его имя в своём монастыре. А что были москвичи на Волге в это время, известно достоверно. Монастыри московские владели рыбными ловлями в низовьях Волги, да и самый Увек был местом жития рыболовов московских. Он только именовался Увеком".

В конце XVII в. в Саратове существовало два мужских монастыря - Богородицкий в самом городе и Четверосвятский на Увеке. После пожара, в начале девяностых годов, Четверосвятский монастырь был перенесён "на горы" в Саратов, а Богородицкий оставался на своём месте до 1704 г., а быть может, и дольше.

Предтечевский девичий монастырь в г. Царицыне


Сведения об этом монастыре сохранились лишь в его описи за 1739 -1741 гг., извлечённой из дел Коллегии экономии: "В том монастыре церковь каменная 1, а ней престолов 2, келий: настоятельских и монахинских 10, длиною на 20, поперёк на 5 саженях. В том монастыре против древнего установления надлежит быть игуменья, а ныне налицо: игуменья 1, монахинь 12, бельцов: поп 1, дьякон 1, дьячок 1, пономарь 1; за тем монастырём вотчин, земель и сенных покосов и никаких угодий не имеется и доходов в тот монастырь никаких не собирается, а питаются своими трудами и мирским подаянием".

Когда была образована эта обитель, какова была её история, не известно. Известно, что в 1747 г. она была упразднена.

Покровский девичий монастырь в г. Петровске


Монастырь начал свою деятельность в начале XVIII в., более точно сказать нельзя, и по штатам Екатерины II был упразднён.

8 апреля 1736 г. на место умершей игуменьи Ираиды заступила игуменья Марфа. По описи 1764 г., монастырь стоит неподалёку от городской крепости. "В том монастыре одна церковь деревянная ветхая с одним престолом. В том монастыре деревянное строение: одна келья игуменьи Марии, монашеская келия, в них 13 монахинь и 7 белиц.

Вокруг оного монастыря ограда деревянная со святыми воротами шириною 41, длиною 39 1/2 сажень, снизу озера шириною 34 сажени.

При том монастыре священно церковнослужители из бельцов - священник Парфён Иванов, дьякон Захар Степанов, дьячок, пономарь и сторож.

При монастыре ж для строения церкви Божий во имя тот же храм заготовлено на буть дикого камня 32 сажени, кирпича 70 тысяч; на оную постройку ещё подлежит суммы для уплаты мастерам и работным людям, также и на покупку кирпича и связей железных 1650 р.".

Саратовский Спасо-Преображенский мужской монастырь


История его неразрывно связана с историей города. Вместе с городом монастырь переживал эпидемии, пожары, встречал Петра I и Пугачёва. Но никогда не прекращал монастырское богослужение и монастырские работы.

В ведомостях российских монастырей 1739 - 1741 гг. Четверосвятский монастырь описан так:
ДОКУМЕНТ
"Астраханской епархии Четверосвятский монастырь подле г. Саратова при реке Волге. В том монастыре: церковь каменная 1, в ней престол 1, деревянного строения; келей настоятельских и брацких 3, длиною на 11, поперёк на 2 саженях, хлебная 1, поварня 1, погреб 1, конюшня 1; а школ и гофшпиталей не имеется. В том монастыре, против древнего установления, надлежит быть игумен, а ныне налицо: игумен, казначей 1, иеромонахов 2, монахов 5, итого монашествующих 9, бельцов: попов 2, дьякон 1, дьячков 2, пономарь 1. За тем монастырём земли пашенной 6 четвертей в полe, а в дву потому ж, сенных покосов на 300 копен, мельница 1, в г. Саратове в рыбном ряду анбар 1, кузниц 3. В тот монастырь окладных денежных и хлебных доходов не сбирается, а неокладных доходов надлежит быть в сборе на год: с мельницы, с анбара и с кузниц и за проданный хлеб и скот 79 рублев 75 коп., хлеба с пашни приплодного 16 четвертей, помольного 4 четверти, и иные доходы на год собираются и употребляются в том монастыре в расходе без остатку".
Монастырю принадлежали некоторые угодия, на которые имелись крепости:
  • на сенные покосы 1662 г. сентября в 1 день в урочищах вниз реки Волги, пониже россоши увековской реки;
  • на сенные покосы 1738 г. марта в 20 день в урочищах за рекою Волгою в межах в верхнем конце лощина, и с нижней стороны пожня Саратовской канцелярии рассыльщика Ивана Спирина;
  • 1691 г. апреля в 1 день в урочищах за рекою Волгою в межах подле пожни от реки Волги Семёна Карпова;
  • 1695 г. августа в 5 день в урочищах вверх реки Волги в Курдюмские луга;
  • 1695 г. апреля в 24 день Саратовского Спасо-Преображенского монастыря на огородные места саратовских посадских людей Якова Аксентьева с товарищи;
  • владенный указ, данный 1761 г. сентября 17 дня под N 340 в Саратовской Воеводской канцелярии на увековскую мельницу.

Монастырская опись 1762 - 1763 гг. значительно выросла по сравнению с предыдущей.

ДОКУМЕНТ
"В том монастыре: каменных 1 церковь с приделом, в оной 2 престола; келей каменных 2: первая настоятельская длиной - 8 саж. 2 1/2 аршина, шириной - 4 саж., монашеская - длиной 2 1/2 саж., шириной - 2 саж. и 3 четверти, однопартаментная; две братских кепии - длиной - 10 саж. и шириной - 4 саж. с арш.; кухня; погреба; житница; конюшня; старые кухня и келия. Ограда кругом монастыря вся каменная, высотой 4 арш., толщиной - 5 четв.
Около ограды монастырский двор длиной на 25 саж., шириной на 11 саж. На нём построены деревянные избы для приезду архиерейским служителям.
Того ж монастыря двор за городом, за Московскими воротами, при часовне, для приезду монашеским людем: длина 14 саж., 2 арш.; ширина 13 саж., 2 арш.; оный двор огорожен тёсом. На дворе деревянные строения.
Оного же монастыря, состоящий расстоянием от города Саратова в 7 верстах, двор при р. Увековке. Обширностью оной состоит: длина - 39 саж., ширина 40 саж. На том дворе строения: изба деревянная о двух партаментах, изба хлебная, погребица, кухня, анбар мушной, конюшня, баня. При том же дворе яблонный сад длиной - 22 саж. и шириной на 18 саж. При том саде анбар для хлеба и овин.
На р. Увековке при том же дворе мельница и анбар. С мельницы оброку платится ежегодно в казну по 1 р. 75 коп. При той же мельнице изба.
Подле монастыря по данной 1695 г. крепости пожалованы вкладные в монастырь для поминовения огородные места, на коих местах поселилось разных чинов жителей самовольно дворов 110.
При том монастыре никаких школ, учителей и учеников, также богаделен не имеется. В том монастыре ныне налицо: настоятель архимандрит Макарий, казначей монах Андреям, 4 иеромонаха и 9 монахов. Все оные из великороссиян и находятся в монастырских трудах. Монастырю денежного и хлебного жалованья не определено, а имеют пропитание архимандрит с братиею от своих трудов и от подаяния мирского.
Монастырю принадлежат угодья:
  • вниз р. Волги по нижней россоши Увековки, от Торного буяраку, а на низ по рубеж Увековки речки, а по сторон тое пожни Яблонной буярак, по обе стороны и с лугами, на которой становится сена на 50 копен, т.е. 2 стога;
  • за р. Волгою, в межах подле пашни от р. Волги Семёна Карпова, а от степи по степной ерик, а вверх по Дубовую Гриву, а на низ по озеро Буде, на коем становится сена на 50 копен, т.е. 2 стога;
  • за р. Волгою, в межах в верхнем конце лощина, а с нижнею сторону пожня Саратовской канцелярии рассыльщика Ив. Спирина, а промежу сухой ерик, а по правую сторону озеро до речки Мечетной, а по левую сторону пожнях саратовского посадского Андрея Украинцова, а промежу пожень Суха Грива, на коем становится сена на 50 копен, т.е. 2 стога;
  • вверх р. Волги в Курдюмских лугах, от мирских лугов стоят ветельники к ерику которой течёт из озера, и где было мирское стойло и зимовая изба, и на тех ветельниках положена грань к степи прямо до кочкарного ерика, и на том кочкарном ерике на ветле положена грань прямо до степи, а от тех граней вверх по р. Волге под Медведсковую речку, а на Медведсковой речке на дубу положена грань, а от той грани до Чердым реки прямо до степи, на коем становится сена на 200 копен, т.е. 8 стогов, а егда бывает в сухменные годы, то становится менее того.
При помянутом же дворе на р. Увековке хлеба немолоченного, ржи да пшеницы небольших 2 одонья, овса и ячменю небольших 2 же одонья. Вокруг оного гумна с одной стороны от мельницы по речке Увековке саженая ольховая и ветловая роща, а с другой стороны городьба плетневая, длина гумна на 57 саж., ширина против овина на 36 саж.; молоченого хлеба: гороху 5 четвертей, семя конопляного 1 осмина, проса 2 четверти. Оной хлеб сеется для монастырского обиходу поблизости двора вверх по речке Увековке на поросшей степной земле, в дачах Саратовского округа по дозволению градских жителей, и ныне посеяно ржи 6 четвертей. Меж двора и сада саженая карабучевая небольшая роща.
При монастыре содержится скот: лошадей - 15 голов, рогатого скота - 12 голов, овец - 35 голов".

Таким образом. Саратовский Спасо-Преображенский монастырь в XVII в. отличался небольшим числом насельников, которые содержали себя сами, своим трудом, без помощи от казны. Угодия составляли сенокосы, которые прежде, чем что-то с них получить, необходимо было обработать. Нас не должно обманывать кажущееся большое количество монастырских построек. В основной массе они были небольших размеров, деревянные, крытые соломой и к 1764 г. пришли в крайнюю ветхость. И тем не менее монастырь не был упразднён по штатам 1764 г. "Он был оставлен заштатным, на своём собственном содержании, с семью братиею".

Монастырь так и оставался заштатным до 1816 г.

Сохранились некоторые сведения о настоятелях монастыря, очень скудные и неполные. "Строителем монастыря значится Паисий Дубенский, поэтому и сам монастырь часто называли Дубенским - 1695 год".

В 1810 г. настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал игумен Савва, который был вызван епископом Пензенским и Саратовским из Московского Законо-Спасского училищного монастыря для спасения близкой к разрушению обители.

Именно на плечи Саввы легло тяжелейшее время истории Спасо-Преображенского монастыря. В 1811 г. при сильном ветре монастырь практически полностью сгорел. На этот период он заключал в себе каменную церковь с двумя престолами, деревянный дом для приезда епархиального архиерея, деревянное здание духовного правления, настоятельскую и братские келий, братскую трапезную, два погреба, каретный сарай, деревянную конюшню, другие хозяйственные постройки, которые благодаря стараниям нового игумена только-только приняли божеский вид. Сверх семибратнего числа монашествующих на содержании монастыря находилось до 15 человек духовных и военнослужащих, большею частью немощных.

Пожар уничтожил все постройки. Оставшиеся каменные стены растрескались, такой силы был пожар.

Средств на восстановление обители в Саратове не нашлось. Настоятель игумен Савва в том же году поехал в Петербург. Там он обратился к обер-прокурору Св. Синода князю Александру Николаевичу Голицыну с просьбой о помощи. Александр I, выслушав доклад обер-прокурора, повелел составить план строительства и смету расходов, причём исключить всякую роскошь и лишние издержки. Все расходы должны были быть отнесены на счёт казны. По составленной смете требовалось вложить 184 тыс. 779 руб., но впоследствии было ещё выделено 47 тыс. 545 руб. на исправление недостатков.

В начало строительства внесла свои коррективы Отечественная война 1812 г. Только в 1814 г. по одобренным императором планам было начато воссоздание обители.

Для постройки монастыря в 1811 г. саратовским губернатором Алексеем Давыдовичем Панчулидзевым из числа выгонной земли было отведено 11 дес. 2300 саж. верстах в трёх к северу от города. Строительство началось 22 июля 1814 г. под руководством губернского архитектора Суранова.

В 1816 г. для исправления ошибок из Петербурга был прислан каменных дел мастер Дюзуве-Берри. Но и он не смог поправить положение. В 1819 г. было поручено уже архимандриту (с 1816 г.) Савве взять на свою ответственность окончание постройки монастыря, о чём регулярно отчитываться перед саратовским гражданским начальством. Архимандрит взялся за строительство со всей своей энергией. Меньше чем за 2 года Савва 4 раза ездил в Петербург по делам постройки.

В 1821 г. строительство было закончено, но переехать братия ещё не смогла: исправлялись недоделки, готовилась к освящению соборная церковь.

Во время строительства были возведены:

  1. Соборная церковь длиной - 17, шириной - 16 и высотой - 26 саж. с четырьмя куполами, трёхпрестольная: первый - во имя Преображения Господня, второй - во имя Тихвинской иконы Божьей Матери и третий - во имя св. благоверного Великого князя Александра Невского.
  2. Два корпуса длиной - 20 саж. и шириной - 5, имеющие в себе настоятельские покои, кельи для братии, кухню и трапезную.
  3. Два корпуса по 7 саж., помещающие в себя погреба, конюшню, каретный сарай и т.д.
  4. Монастырь обведён каменной оградой. В восточной стороне ограды - часовня и караульня. С западной стороны монастыря учреждено кладбище.

В 1818 г. по предписанию Правительствующего Сената присоединено к вышеозначенным 11 дес. 2300 саж. ещё 22 дес. и 2046 саж., в том числе 14 дес. 721 саж. леса, украсившего вид монастыря.

В 1816 г. 16 мая именным Высочайшим указом Саратовский монастырь из заштатного возведён в штатный 2-го класса, с переведением на него штата и окладов Полтавского Вознесенского второклассного мужского монастыря, обращённого в архиерейский дом. 18 мая 1822 г. монастырь освящён преосвященным Амвросием, епископом Пензенским и Саратовским. Оставшаяся на прежнем месте монастыря каменная церковь во имя Преображения Господня с придельным храмом во имя святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа обращена в приходскую церковь.

Шло время, монастырь обстраивался. В 1826 г. была построена каменная тёплая церковь во имя св. великомучеников Дмитрия и Екатерины длиной 9 1/2саж., шириной 5 саж. А в 1829 г. на средства помещика Петра Григорьевича Железнова с западной стороны к ней была приделана небольшая церковь во имя св. великомученицы Параскевы. Кроме этого, была воздвигнута церковь на монастырском кладбище, а при большой Московской дороге устроена часовня и колодец для проезжающих.

Для приходящих в монастырь богомольцев рядом с оградой монастыря был построен гостиный двор.

Таким образом, насельники монастыря заботились о совершенно чужих им людях, создавая им все условия для богослужения, а также для временного проживания при монастыре.

В 1903 г. в монастыре была заложена пятиэтажная колокольня-усыпальница со шпилем. Средства на её постройку - 50000 руб. - пожертвовали потомственные почётные граждане братья Иоаким и Пётр Александровичи Никитины с условием, чтобы под главным храмом была построена нижняя церковь и усыпальница, которая всецело принадлежала бы им и их семейству. Условие было выполнено, в нижнем этаже был построен храм во имя мученицы Иулании (память жены Иоакима Никитина) и святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Церковь освящена епископом Гермогеном в 1904 г. В верхнем этаже построена церковь во имя праведных Иоакима и Анны, которая была освящена епископом Дамианом 21 октября 1917 г. За устроение церкви-колокольни её создатели были награждены орденом Св. Анны 3-й степени.

В 1912 г. монастырская часовня была переделана в церковь во имя Знамения Божьей Матери. И, наконец, в 1907 г., усердием иеромонаха Иоасафа при участии благодетелей, была устроена при больничном корпусе деревянная церковь во имя Успения Божьей Матери. Церковь освящена в 1908 г. епископом Гармогеном и при церкви устроена школа для мальчиков-сирот.

Спасо-Преображенский монастырь владел некоторыми земельными угодиями, часть из которых сдавалась в аренду, а часть обрабатывалась своими средствами. Так, Высочайшим указом от 18 декабря 1797 г. монастырю были отведены рыбные ловли на левой стороне Волги на протяжении 7 1/2, вёрст. Указом Правительствующего Сената от 11 марта 1803 г. они были закреплены за монастырём навечно. Указом Сената от 1 августа 1801 г. монастырю отмежёвано сенокосное займище при селе Чардым Саратовского уезда с лесом и хворостняком в количестве 337 дес. 1329 саж. 27 июня 1807 г. по указу Сената монастырю отмежёвано 73 дес. пахотной и сенокосной земли при селе Увек Саратовского уезда. На ней построена водяная мельница. При селе Нечаевке по указу Сената от 11 июня 1846 г. монастырю приписана лесная дача площадью 50 дес. 1487 саж.

Монастырь имел своё подворье в Саратове на Горянской площади. На средства купца Пулькина деревянная часовня подворья в 1827 г. была переделана в каменную церковь во имя Воздвижения Честного Креста.

Возраст монашествующих в 1860 г. составил от 39 до 74 лет. Все 10 грамотные. По национальности 8 русских, один малорос и один перс. Все русские - выходцы из духовного сословия. Послушники от 25 до 85 лет, все грамотные. По социальному положению - 9 из духовного сословия, 3 из мещанского.

Характерно, что к концу XIX в. социальный состав насельников изменился коренным образом. Так, в 1898 г. монашествующих было 9, от 30 до 80 лет. Из них только трое духовного звания, один бывший писарь военного попка и 5 крестьян. Резко снизился возраст послушников - от 16 до 29 лет. Из 16 человек - 7 крестьян.

В 1905 г. из монашествующих только настоятель, наместник, духовник и казначей монастыря были выходцы из духовенства. Из остальных 16 - 2 мещанского и 14 крестьянского звания. То же и среди послушников. Из 52 человек - 1 дворянского, 1 духовного, 7 мещанского и 43 крестьянского звания.

Николаевский мужской монастырь в г. Петровске


Начало истории Николаевского монастыря относится ко второй половине XVII в. Основателем его был некий инок Макарий, современник царя Фёдора Алексеевича. Первоначально монастырь находился за городом, затем постепенно был окружён строениями жителей Петровска. Монастырь находился на Монастырской площади, на возвышенном берегу р. Медведицы, занимая всеми своими постройками и огородом 4 дес. земли, обведённой каменной и плетёной оградой.

Первоначальную деревянную церковь во имя св. Николая Чудотворца в 1763 г. сломали. И на её месте, на средства помещика Семёна Афанасьевича Выропаева, была построена каменная соборная церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери с двумя приделами - во имя св. Николая Чудотворца и во имя преподобного Александра Свирского. В 1786 г. на его же средства была построена каменная трёхэтажная колокольня. В 1826 г. игумен Илларион на втором этаже колокольни устроил церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. В 1864 г. соборная церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери была перенесена и придел в ней во имя Александра Свирского был заменён в честь святителя и чудотворца Тихона Задонского.

В 1904 г. в монастыре был выстроен по рисунку русских церквей в Дармштадте каменый однопрестольный собор во имя Сергия Радонежского. Собор строился под наблюдением губернского архитектора Ю. Н. Терликова и был рассчитан на тысячу человек.

Монастырю принадлежали следующие угодья: участок земли в 162 дес. 1081 саж. при речке Камышинке в 6 верстах от монастыря, отведённый по Высочайшему указу в 1797 г. Там была построена водяная мельница. В 1837 г. монастырю отвели 50 дес. леса у с. Новая Лопатка, в 15 верстах от монастыря. Кроме этого, монастырь купил на свои средства участок земли в 16 дес., на части которого развели сад, а другую часть использовали под огород.

Первым настоятелем монастыря был игумен Палладий - 1676 - 1708 гг. Кто управлял обителью в последующие 57 лет, неизвестно. 1765 - 1796 гг. - игумен Мардарий. 1796 - 1799 гг. - строитель иеромонах Сергий, переведённый затем в Астраханскую Чурнанскую пустынь. 1799 - 1801 гг. - строитель иеромонах Афанасий, переведённый в Саратовский Спасо-Преображенский монастырь. 1801 - 1803 гг. - строитель иеромонах Никандр. 1803 - 1805 гг. - строитель иеромонах Филарет. 1806 - 1807 гг. - строитель иеромонах Гедеон. 1807 - 1810 гг. - строитель иеромонах Никандр, определённый затем в Пензенский Спасо-Преображенский монастырь. 1810 - 1813 гг. - строитель иеромонах Иларий. 1814 - 1823 гг. - игумен Иларий. 1823 - 1825 гг. - строитель иеромонах Паисий. В 1825 г. был возвращён из Наровчатовского Троицкого Спасова монастыря игумен Иларий второй, но в 1827 г. за старостью и болезненными припадками уволен в Саратовский Спасо-Преображенский монастырь. 1827 - 1835 гг. - игумен Иоанн. 1835 - 1843 гг. - игумен Моисей, определённый затем в Саратовский Архиерейский дом. При нём монастырь настолько обеднел, что на двух иноков приходилась при трапезе одна ложка.

После игумена Моисея в управление монастырём заступил игумен Владимир. В 1809 г. он закончил Костромскую семинарию, в 1834 г. по вдовству был пострижен в монашество в Петербургской Александро-Невской лавре. В 1840 г. поступил в Московскую Свято-Троицкую Сергиеву лавру, откуда и был указом Св. Синода определён в Петровск.

1855 - 1856 гг. - должность настоятеля исполнял иеромонах Вениамин, переведённый из Московского Симонова монастыря- 1856 - 1857 гг. - иеромонах Виктор, 1857 - 1858 - иеромонах Израиль, 1858 - 1859 - иеромонах Флегонт. 1860 - 1869 - снова иеромонах Вениамин из Московского Симонова монастыря. 1869 - 1873 - иеромонах Дионисий. 1873 - 1877 - протоиерей Петровского Петропавловского собора Симеон Успенский.

С 1877 г. настоятелем стал архимандрит Варнава. После окончания Черниговского духовного училища он был в 1835 г. определён послушником в Рыхловский монастырь Черниговской губернии. Потом перемещён сначала в Новгород-Северский монастырь, а затем в Батуринский Николаевский, где был пострижен в монашество. В 1843 г. рукоположен в иеродиаконы. В 1847 г. перемещён в Киево-Выдубицкий монастырь. В 1853 г. рукоположен в иеромонахи. В 1854 г. перемещён в число братства Александро-Невской лавры. С 1853 г. по 1856 г. находился на флоте для священнослужения. В память Крымской войны награждён бронзовым наперсным крестом на Владимирской и медалью на Андреевской лентах. 1856 - 1859 гг. - командирован во флот в заграничное плавание. В 1860 г. награждён наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества. 1867 г. - определён благочинным лавры. 1869 г. - возведён в сан архимандрита. 1872 г. - на год уволен для богомоления в Иерусалиме и на Св. Афонской горе. В 1873 г. перемещён в число братства в Иверский монастырь.

1880 - 1887 гг. - должность настоятеля исполнял бывший казначей иеромонах Нико-дим. 1887 - 1897 - иеромонах Вениамин.

С 1897 г. управлять обителью стал архимандрит Сергий. Сын дьячка, в 1854 г. закончил Саратовскую духовную семинарию. В 1886 г. представлен к ордену Св. Анны 3-й степени за усердие, проявленное при исполнении различных должностей. А за приведение Петровского монастыря в хороший вид, он был награждён орденом Св. Владимира 4-й и 3-й степеней, а также Кабинетным золотым крестом с украшениями.

Что касается насельников монастыря, то их число было приблизительно одинаковым на протяжении всего ХIХ в. и начало увеличиваться лишь с приходом в монастырь архимандрита Сергия:

Ахтырский девичий монастырь при слободе Гусевка Камышинского уезда


Ахтырская женская община была открыта и Высочайше утверждена 7 июня 1880 г., но существовала ещё и до этого. Средства на её открытие пожертвовали священник Иоанн Левитский и крестьянин Даойченков. Первый передал общине дом в сл. Гусевке и четыре дворовых места в г. Камышине, а второй 1708 дес. земли с ветряной мельницей и другими постройками. Участок включал 1132 дес. пахотной земли, 331 дес. луговой и 245 дес. леса.

В 1879 г. на средства Елизаветы Николаевны Годейн, дочери генерал-майора, была построена на каменном фундаменте деревянная церковь во имя Ченстоховской иконы Божьей Матери, с каменной колокольней.

В 1892 г. Ахтырская женская община была возведена в статус общежительного монастыря.

Первой настоятельницей общины была монахиня Мария. С 1874 г. начальницей общины состояла монахиня Нина. В 1880 г. она была утверждена в этой должности. В 1887 г. награждена золотым наперсным крестом за образцовое выполнение своих обязанностей, а в 1893 г. возведена в сан игуменьи. С 1910 г. монастырём управляла монахиня Августа; вероятно, - до 1918 г., т.к. в 1918 г. должность настоятельницы временно исполняла казначея монахиня Антонина.

Число насельниц монастыря медленно, но неуклонно возрастало, и к 1918г. в монастыре жили 112 монахинь.

В 1894 г. среди 14 монахинь выходцами из крестьян были 11, среди 64 послушниц - 58. Неграмотными были 2 монахини и 11 послушниц. Возраст монахинь - от 42 до 68 пет, послушниц - от 12 до 66.

Богородице-Владимирский девичий монастырь в г. Вольске


В 1858 г. Вольским городским обществом было выделено 13 дес. 2379 саж. земли в двух верстах от города под вновь образующуюся женскую обитель. Средства на ее постройку пожертвовали жители города Александр Алексеевич и Евдокия Титовна Леонтьевы. Они же и построили первые 5 больших деревянных корпусов для сестёр. В 1866 г. обитель была утверждена епархиальным начальством как женская община. А в 1892 г. - преобразована в девичий общежительный монастырь.

В 1865 г. - построили первую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы при больничном корпусе, в 1872 г. - храм в честь Владимирской иконы Божьей Матери, в 1875 г. - устроен придел к нему во имя св. Николая Чудотворца. И, наконец, в 1899 г. на средства купца Афанасия Давидовича Поликарпова возвели трапезную церковь во имя Афанасия, архиепископа Александрийского, и св. праведной Елизаветы.

Монастырю принадлежали и угодья. В 1860 г. Евдокия Титовна Леонтьева купила для общины участок пахотной земли в 50 дес. а Новоузенском уезде Самарской губернии, в 60 верстах от обители. В 1866 г. общиной с торгов приобретён плодовый сад на 10 дес. 849 саж. В 1896 г. тайный советник Александр Фёдорович Раев исхлопотал монастырю участок леса в 50 дес. 2100 саж. близ с. Воскресенского Вольского уезда, в 40 верстах от монастыря.

Кроме этого, титулярный советник Константин Яковлев пожертвовал монастырю участок пахотной земли в 3 1/2, две. в черте города, крестьянин Иван Безпалов - участок пахотной земли в 100 дес. в Новоузенском уезде Самарской губернии, смежный с участком монастыря.

Первой управительницей обители была Евдокия Титовна Леонтьева. В 1863 - 1867 гг. - мещанка г. Вольска Агафья Евдокимовна Ермолина.

С возведением общежития в общину из Саратовского Крестовоздвиженского монастыря была назначена начальницей монахиня Еванфия. Дворянка, дочь майора Эрихова, поступила в Саратовский монастырь в 1839 г., где долгое время занималась рукоделием и состояла учительницей и смотрительницей монастырского училища. За заслуги по управлению обителью была награждена в 1884 г. золотым наперсным крестом. С возрастом удалилась от управления и постриглась в схиму в 1890 г. под именем Павлы.

После неё настоятельницей была бывшая казначея монастыря монахиня Евпраксия. С 1892 г. монастырём управляла монахиня Еванфия (вторая). В 1899 г. она была возведена в сан игуменьи, в 1903 г. награждена золотым наперсным крестом, а в 1908 г. - золотым наперсным крестом из Кабинета Его Величества. С 1910 г. монастырём управляла игуменья Митрофания, сведений о которой нет.

По своему личному составу Вольский монастырь был одним из самых крупных в епархии.

В 1879 г. возраст 132 послушниц составлял от 10 до 79 лет. По социальному положению они определялись так; из крестьян - 96, из мещан - 18, жёны и дочери солдат - 8, из казачества - 4, из духовного сословия - 4, из купцов - 1, из дворян - 1. Только 6 человек не были обучены грамоте.

В 1894 г. из 33 монахинь в возрасте от 41 до 86 лет выходцы из крестьян составляли 22, из мещан - 4, из солдаток - 3, из казачества - 3, из дворян - 1. Неграмотных было трое. Среди 185 послушниц в возрасте от 14 до 71 года выходцы из крестьян составляли - 159, из мещан - 19, из казачества - 4, из купцов - 1, из духовенства - 1, из чиновничества - 1. Неграмотных было двое.

Вознесенский девичий монастырь при с. Скрябине Сердобского уезда


Монастырь был учреждён указом Св. Синода в апреле 1885 г. в 4 верстах от с. Скрябине Трескинской волости Сердобского уезда у реки Колышлей. На его постройку было пожертвовано 100000 руб. тамбовским почётным гражданином Андреем Михайловичем Носовым. И он же пожертвовал участок земли в 2074 дес., в составе которого было и 98 дес. леса.

В 1891 г. в монастыре построили каменную церковь во имя Вознесения Господня с двумя приделами - во имя преподобномученика Андрея Критского и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Кроме неё была возведена домовая церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

До нас дошли сведения лишь о трёх настоятельницах: в 1889 г. - монахиня Арсения, присланная из Саратовского Крестовоздвиженского монастыря, в 1898 - монахиня Магдалина и в 1910 - монахиня Серафима. О сестрах монастыря данных тоже очень мало.

Вознесенский девичий монастырь в посаде Дубовка Царицынского уезда


Обитель была устроена стараниями протоиерея Иоанна Покровского и мещанина М.Ф. Посохина, пожертвовавших на эту цепь по 18000 руб., не считая недвижимости. В 5 верстах от посада они купили земельную усадьбу с садом, двумя прудами, где и была построена первая монастырская келья. Здесь в ноябре 1865 г. и нашли приют первые пять насельниц.

В 1866 г. была построена и первая небольшая церковь в честь Иоанна Предтечи. В 1880 г. заложили собор в честь Вознесения Господня. Строительство шло под наблюдением саратовского архитектора Езеровского. На пятом году строительства главный купол храма упал вниз. Лишь в 1891 г. храм был закончен постройкой и главный престол был освящён. В 1893 - 1894 гг. утвердили проект постройки новой церкви рядом со старой домовой. В 1896 г. новый храм был освящён в честь Пресвятой Богородицы. А в 1910 г. в главной монастырской церкви были освящены два боковых придела - во имя Тихвинской иконы Божьей Матери и во имя св. великомученика Пантелеймона.

В 1892 г. община была возведена в степень общежительного девичьего монастыря.

Монастырю принадлежало большое количество жилых и хозяйственных построек, поставленных как на собственные средства, так и на средства добрых людей. При учреждении общины Дубовское посадское общество пожертвовало обители 127 1/2 дес. земли. В 1891 г. дубовский купец Дмитрий Шестаков пожертвовал 938 дес. пахотной и луговой земли. От протоиерея Покровского перешло монастырю от 3 до 5 дес. сада. В 1904 г. потомственной почётной гражданкой Ю. Д. Репниковой пожертвован сад на 10 дес. в посаде Дубовка. Монастырю принадлежали два хутора: первый - около с. Песковатка со 120 дес. земли с водяной мельницей, второй - около с. Оленья с 938 дес. земли, пожертвованной Д. Шестаковым. Монастырь имел также дворовые места в п. Дубовка и в г. Царицыне. При с. Городище Царицынского уезда монастырю принадлежало 25 дес. земли, пожертвованной царицынским купцом Степаном Кирилловым. И, наконец. М.Ф. Посохин пожертвовал монастырю кирпичный завод, расположенный на 10 дес. земли.

Первой начальницей общины была послушница Виталия из Бежецка, при которой в новой общине начались раздоры. Узнав об этом, епископ Саратовский и Царицынский Тихон отправил Виталию в Саратов, а оттуда прислал монахиню Марию. Но раздоры не прекращались, пока в 1876 г. на должность начальницы не была определена монахиня Виталия. Дочь унтер-офицера, получив хорошее домашнее образование, она поступила в Саратовский Крестовоздвиженский монастырь в 1840 г., где исполняла различные послушания. В 1888 г. Виталия была награждена от Св. Синода наперсным крестом, а в 1892 г. возведена в сан игуменьи. С 1904 г. монастырём фактически управляла монахиня Августа, в 1906 г. она была утверждена в должности настоятельницы. В 1907 г. игуменья Виталия скончалась. В 1909 г. монахиня Августа возведена в сан игуменьи, а в 1913 г. за труды на благо монастыря награждена золотым наперсным крестом.

Число насельниц монастыри быстро росло, достигнув к 1915 г. более 300 человек.

Покровский девичий монастырь в г. Балашове


В 1862 г. на средства купца Иллариона Иванова в г. Балашове была открыта женская община, утверждённая епархиальным начальством в 1871 г. В 1884 г. община была возведена в степень общежительного девичьего монастыря. Тщанием того же купца в 1862 г. была возведена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. Была построена также домовая церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. В 1887 г. по проекту, разработанному саратовским архитектором Салько, началось строительство большого каменного собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы, но до 1917 г. монастырь не сумел завершить работы ввиду нехватки денег.

Монастырю принадлежали следующие угодья:

  • занимаемые монастырём с усадьбой 7 дес. 252 саж. земли, пожертвованной в 1873 г. купцом Илларионом Ивановым;
  • рядом с усадьбой 3 дес. земли, пожертвованной городом в 1883 г. под кирпичный завод;
  • пожертвованные городом же в 1886 г. ещё 5 дес. земли к северу от монастыря для расширения его построек;
  • в версте от города к юго-западу 1 дес. 2350 саж. земли, пожертвованной мещанином Григорием Терентьевым в 1873 г.;
  • в 10 верстах от города при с. Тростянка 3 дес. леса, пожертвованного прапорщицей Авдотьей Жуковой в 1866 г., и 2 дес. леса, пожертвованного коллежским асессором Алексеем Волосатовым в 1865 г.;
  • там же 30 дес. земли, пожертвованной в 1873 г. купцом Ивановым.

Кроме этого, монастырь приобрёл кирпичный завод. В 1880 - 1882 гг. монастырь купил 546 дес. 430 саж. земли у станицы Филоновской Хопёрского округа Области Войска Донского, где располагался хутор, постоянно жили сестры и была построена деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца на средства саратовского купца Фёдора Егорова.

Балашовский монастырь имел своё отделение в г. Царицыне, где в 1888 г. на средства монастыря была перестроена из часовни каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. К Царицынскому отделению монастыря была приписана каменная церковь в честь Всех Святых, находившаяся в с. Верхне-Ахтубинском Астраханской губернии.

Из настоятельниц монастыря известны лишь монахиня Сарра в 1877 г. и игуменья Мария, дворянка, имевшая высшее образование, в Балашов переведённая из Иоанно-Предтечевского монастыря Казанской губернии в 1885 г.; в 1913 г. она ещё исполняла эту должность. Число сестёр неуклонно повышалось, отражая общую для всех монастырей тенденцию.

Свято-Троицкий девичий монастырь близ с. Грязнухи Камышинского уезда


Монастырь расположен в 80 верстах к северу от г. Камышина и в 12 верстах к востоку от с. Верхней Добринки близ с. Грязнухи, при реке Грязнуха. В 1867 г. утверждён епархиальным начальством как женская община, в 1900 г. возведён в степень общежительного девичьего монастыря. Своим основанием монастырь обязан жене коллежского асессора Пелагее Бурковой, пожертвовавшей усадьбу и 125 дес. земли. Первая домовая церковь во имя св. Николая была построена в 1866 г., затем уже в начале XX в. она использовалась под школу. В 1889 - 18991 гг. была построена главная церковь во имя Святой Троицы с двумя приделами - во имя Пресвятой Богородицы и во имя Всех Святых. А в 1902 г. была построена новая домовая церковь во имя святителя Николая.

Об угодиях монастыря, кроме пожертвованных Пелагеей Бурковой, сведений нет. Правда, есть заявление, что в 1895 г. монастырю принадлежало 288 дес. земли, из которых 50 - под лесом, но архивного подтверждения этому мы не нашли.

С 1872 г. начальницей общины была монахиня Херувима, из дворян. До какого времени она управляла обителью, сведений нет. В 1913 г. настоятельницей значилась игуменья Макрина.

Свято-Троицкий девичий монастырь при с. Пановке Сердобского уезда


Обитель находилась в 30 верстах к северо-востоку от г. Сердобска при с. Пановка Давыдовской волости. Пановская женская община утверждена епархиальным начальством в 1882 г. В 1896 г. община возведена в степень общежительного монастыря.

Община была основана на средства купеческой вдовы Пелагеи Григорьевны Поповой. В 1878 г. построена домовая церковь во имя Святой Троицы. Позднее была построена большая каменная трёхпрестольная церковь во имя Святой Троицы с двумя приделами - один во имя св. Николая Чудотворца, св. Александра Невского и преподобного Стефана Саввоита, а другой на 1912 г. был ещё не освящён.

Монастырь владел 225 дес. земли, из которых 39 дес. леса, пожертвованной Пелагеей Поповой.

В 1883 г. начальницей общины стала монахиня Арсения, присланная из Саратовского Крестовоздвиженского монастыря. В 1908 г. она ещё исполняла эту должность. Сведения о сестрах монастыря исключительно скудные.

Свято-Троицкий Белогорский девичий монастырь при сл. Каменный Брод Царицынского уезда


Монастырь располагался в 12 верстах к юго-западу от ел. Ольховка и а 60 верстах от ст. Арчеда Юго-Восточной ж.д. при ел. Каменный Брод у р. Иповли.

В 1873 г. община была утверждена епархиальным начальством, в 1903 г. возведена в степень общежительного монастыря.

Обитель была устроена на средства надворного советника Петра Ивановича и его жены Серафимы Персидских.

Первая домовая церковь в общине была построена в 1865 г. в честь иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Вторая церковь - в 1895 г. во имя Святой Троицы.

Монастырю принадлежал участок земли в 485 дес,, пожертвованный Серафимой Персидской в 1874 г., и в 109 дес. 970 саж., перешедший в его пользу по духовному завещанию вдовы хорунжего Астраханского казачьего войска Прасковьи Прохоровны Киботовой в 1887 г. Кроме этого, монастырю принадлежал кирпичный завод.

В 1865 - 1867 гг. общиной управляла Пелагея Николаевна Водолагина из мещан посада Дубовка. В 1868 г. - монахиня Смарагда из Рыбинского монастыря, в 1869 - 1874 гг. - Александра Агафоновна Виноградова, бывшая дворовая крестьянка Тульской губернии, в 1875 - 1879 гг. - Мария Игнатьевна Лобачёва, крестьянка Аткарского уезда. С 1879 г. начальницей стала Вера Филиппова, духовного звания, находившаяся в 1844 - 1865 гг. в Тульском Успенском монастыре, а с 1865 г. - в Саратовском Крестовоздвиженском. В 1889 г. она была пострижена под именем Афанасии. С 1895 г. настоятельницей общины, а затем монатыря являлась монахиня Сусанна.

Таловский Благовещенский девичий монастырь Аткарского уезда


Об этом монастыре сведений практически нет. Известно, что он был учреждён в 1905 г. на средства тамбовского купца Александра Ивановича Толмачёва. В 1904 г. на его же средства построена церковь во имя преподобного Серафима Саровского. В 1909 г. построена еще домовая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Угодмя, видимо, были обширными, так как в 1910 г. доход монастыря от сдачи угодий а аренду составил 17748 руб. 26 коп. Это был самый большой доход по этой статье среди всех монастырей епархии. Монастырь имел своё подворье в г. Аткарске.

Тихвинский девичий монастырь близ с. Краишевка Аткарского уезда


Обитель существовала с 1857 г. В 1865 г. была утверждена как женская община, а в 1899 г. - возведена в степень общежительного монастыря.

Первая церковь была возведена в 1866 г. во имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. В 1908 г. были построены к ней два придела во имя преподобного Серафима и великомученика Пантелеймона и в честь архистратига Михаила. В 1894 г. возведена церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. В 1900 - 1901 гг. был воздвигнут трёхпрестольный соборный храм во имя Успения Божьей Матери с приделами во имя Иоанна Предтечи и во имя святителя Николая Чудотворца. И в 1903 г. была перестроена из часовни церковь во имя св. мученицы Параскевы на монастырском источнике.

Монастырь имел значительные угодья. В 1857 г. Краишевское сельское общество пожертвовало ему 17 дес. земли под усадьбу. В 1877 г. у крестьянина Бердникова был куплен плодовый сад; в 1880 г. община приобрела землю в количестве 228 дес. 430 саж. в Области Войска Донского на Чёрной реке. В 1901 г. крестьянин И. В. Зимасков пожертвовал монастырю 50 дес. земли в 15 верстах от него.

Первой настоятельницей общины была Гликермя Загуменникова. С 1878 г. - монахиня Маргарита; её жизнь оборвалась трагически: в 1907 г. она погибла от рук разбойников. Её сменила бывшая казначея монастыря монахиня Ангелина. До какого времени она управляла обителью, неизвестно. В 1918 г. начальницей значилась монахиня Рафаила.

Сестёр в монастыре уже в 1909 г. состояло более 300.

Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Хвалынске


Учреждён в 1908 г. на месте подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря, открытого в 1903 г.

В 1904 г. построена церковь во имя Пресвятой Богородицы. Монастырю приписан скит в 4 верстах от него, в котором в 1904 г. построена церковь, по одним данным, в честь Сергия Радонежского, по другим - во имя Серафима Саровского.

В 1913 г. настоятеля иеромонаха Серафима сменил игумен Анатолий. В монастыре в том же году было 15 монашествующих и 23 послушника.

Свято-Духовный девичий монастырь в г. Царицыне


Открыт в 1912 г.

В 1910 г. устроен каменный храм во имя сошествия Святого Духа на Апостолов.