География История Экономика Образование Культура Личности

Саратовский Мариинский институт благородных девиц


В институтах благородных девиц, закрытых учебных заведениях, дочери состоятельных и обедневших дворян (реже - купцов) получали среднее образование по программам, близким к курсам классических гимназий.

Существовал такой институт и в Саратове, давший 56 выпусков: его окончило около 1200 воспитанниц. Подчёркивалось, что "задача института - давать учащимся девицам не только научные знания, но всестороннее развитие способностей и добрых наклонностей... воспитание в широком значении этого слова - что достигается соединёнными усилиями истинно образованной семьи и школы".

История Саратовского института благородных девиц восходит к 1839 г., когда на губернском съезде Саратовского дворянства было принято постановление об учреждении института - "для образования и воспитания недостаточных дворянских детей за счёт сумм, пожертвованных дворянством". Для чего был назначен "сбор со всех помещичьих имений в губернии - по 25 копеек с ревизской души ежегодно", что за 10 лет должно было составить необходимую сумму в 817 542 рубля. Её должно было хватить на строительство или приобретение "приличного дома для помещения института" и образование постоянного капитала, на проценты с которого можно было бы поддерживать деятельность института, в коем предполагалось наличие как своекоштных, так и казённокоштных учениц. Помимо прочего, в постановлении содержалось обращение к Её Императорскому Высочеству Великой княгине Марии Николаевне с просьбой "принять под своё высокое покровительство предполагаемый в Саратове институт и дозволить ему именоваться Мариинским институтом благородных девиц Саратовского дворянства".

Через посредство саратовского губернатора Власова и министра внутренних дел графа Строганова данное постановление было рассмотрено и завизировано императором Николаем Павловичем, который "соизволил разрешить приведение в действие постановления Саратовского дворянства" о сборе необходимых средств и "подчинить предполагаемое заведение" Главному начальству Е. И. В. Государыни Императрицы с наименованием "Мариинский институт благородных девиц".

Вскоре начался сбор денег, продолжавшийся вплоть до начала 1850-х гг. ибо требуемая сумма всё время увеличивалась по тем или иным причинам. Первоначально институт планировали разместить в бывшей усадьбе А. Д. Панчулидзева. Но впоследствии от этой идеи отказались "по ветхости намечаемого здания" и решили на его месте выстроить новый каменный трёхэтажный дом. Проект его был заказан петербургскому архитектору Плавову, но по исполнении был несколько упрощён и удешевлён саратовским губернским архитектором Г. В. Петровым. В 1854 г. подряд на строительство взял саратовский купец Василий Викулович Гудков совместно со своей матерью Пелагеей Мнемоновной. Они обязались к весне 1858 г. закончить строительство и отделку здания.

Пока же институт открылся 10 октября 1854 г. во временном помещении - в доме А. Н. Челюсткиной на М. Сергиевской улице. К этому сроку была назначена первая начальница института - вдова подполковника Ольга Ивановна фон Швенсон, приняты на службу классные дамы, учителя, технический персонал, призванные обеспечивать постоянную опеку над только поступившими в заведение 22 воспитанницами - девочками 9 - 11 лет, образовавшими первый по счёту младший институтский класс.

Сначала обучение в институте длилось 6 лет, затем, с 1875 г., срок был увеличен до 7. Причём старший выпускной класс именовался первым, тогда как начальный - седьмым. Из первых 22 институток 19 учились на дворянские стипендии, а трое было своекоштных. На торжественном открытии присутствовали "начальствующие лица и почётные члены местного общества". Епископ Саратовский Афанасий Дроздов совершил на открытии молебствие с водоосвящением, а по завершении "усердной молитвы" присутствующие "с чувством" исполнили народный гимн "Боже, царя храни".

К осени 1857 г. собственное институтское здание было закончено постройкой (годом раньше, чем предполагалось), и 23 сентября состоялся перевод института из наёмного дома Челюсткиной в новые апартаменты, в коих он размещался до 1918 г. В 1860 г., уже в новом здании, состоялся первый выпуск института. Курс его закончили 35 девушек (к первым 22-м в процессе обучения присоединились вновь поступавшие), а всего в тот год обучалось уже 136 воспитанниц в шести классах. В дальнейшем, с введением седьмого класса, число обучающихся несколько возросло и в среднем составляло от 160 до 180.

Институт на протяжении 64 лет содержался за счёт разных средств. Главным источником были проценты с основного капитала в 300 000 рублей, собранных по постановлению Саратовского дворянства от 16 декабря 1839 г. Процентная сумма позволяла выплачивать жалованье административному, учительскому и хозяйственному персоналу, обеспечивать содержание здания и всех служб, а также содержать 30 дворянских стипендиаток Саратовской губернии и двух уездов (Николаевского и Новоузенского) соседней Самарской губернии.

Дополнительно к процентным суммам институт имел ежегодные поступления от частных лиц и от сдачи в аренду пожертвованной институту земли и имений. 3000 рублей поступало из Тульчинского и Ольховатского имений (бывших графа Михаила Потоцкого) в Подольской губернии. Значительную сумму образовывала пансионерская плата за содержание своекоштных воспитанниц. Плата за обучение на первых порах составляла 200 рублей в год, затем непрерывно возрастала и с 1905 г. равнялась 360 рублям (сумма весьма немалая).

Далее, в пользу института поступали проценты с частных пожертвований, сделанных для учреждения именных стипендий. В 1858 г. пожертвовала 4 тыс. рублей вдова коллежского асессора Варвара Андреевна Маурина. В 1868 г. жители губернии пожертвовали 5300 рублей для учреждения стипендии имени саратовского губернатора В. А. Щербатова. Стипендия имени императора Николая I выплачивалась с 1896 г. - на неё содержалось 8 воспитанниц. Ещё были стипендии 1812 года, Романовская (в честь 300-летия дома Романовых), экономическая, 10 стипендий военного министерства, стипендия имени графа И. А. Протасова-Бахметева, стипендия Пензенской Киселёвской богадельни, стипендия дворянки А. Ф. Алексеевой, стипендия дворянки Камиллы Ивановны Радищевой (вдовы сына А. Н. Радищева). Значительный капитал поступал в фонд института с доходов от колычевских пожертвований. Саратовский помещик Сергей Васильевич Колычев, отставной майор, по своему завещанию оставил значительный земельный надел в Балашовском уезде - с целевым назначением употребить вырученные за аренду средства на воспитание и образование недостаточных выходцев из дворянской среды. В результате долгих тяжб и разбирательств часть этих средств была предоставлена институту. В 1916 г. колычевских стипендиатов было всего 100, в их числе - и обучающихся в институте.

ДОКУМЕНТ
Устав Мариинских женских институтов России был утверждён в 1855 г. Высочайшим рескриптом. Он был общим для всех заведений подобного рода. Приведём наиболее интересные извлечения из сего Устава.
В нём указывалось, что Саратовский институт учреждён "для образования детей женского полу" дворян Саратовской губернии. Управление институтом возлагалось на совет, который под председательством саратовского гражданского губернатора составляли: начальница института, губернский предводитель дворянства, директор Саратовской гимназии со званием члена по учебной части, член для заведования по хозяйственной части и "особый чиновник по усмотрению начальства" (последний, надо полагать, был наблюдателем по части идеологической крамолы и финансовых злоупотреблений).
"Ближайшее управление институтом" вверялось: по воспитательной линии - "воспитанию нравственному и физическому" - начальнице, "по образованию умственному" - директору гимназии, по содержанию - члену по хозяйственной части. А "непрерывный надзор" за поведением и занятиями воспитанниц поручался классным дамам.
При определении девицы в институт "родители, родственники и опекуны" выдавали подписку в том, что они обязуются в случае увольнения девицы по каким бы то ни было причинам или по выпуске - "взять оную на своё попечение". При этом указывалось (что очень важно!), что "девицы, имеющие физические или умственные недостатки, равно как и одержимые прилипчивою или хроническою болезнию, не могут быть приняты в институт". "Все воспитанницы пользуются полным содержанием от института - как-то: пища, платье, обувь, бельё, а также учебные книги".

Учебный год начинался 20 августа и заканчивался в середине июня. Время между этими сроками оставлялось для летних вакаций. В течение учебного года институтки покидали учебное заведение лишь на рождественские и пасхальные каникулы (примерно по 10 дней в каждом случае).

В институте преподавались "учебные предметы и искусства":

  • Закон Божий - пространный катехизис, священная история, понятия о литургии и других службах;
  • российская словесность - грамматика, общие понятия о словесности, замечания о литературе древних и средних времён, история русской литературы;
  • французская словесность - грамматика, общие понятия о словесности, история французской литературы;
  • немецкая словесность - грамматика, указания на некоторых великих писателей и их важнейшие творения;
  • арифметика и понятия об измерениях;
  • естествоведение;
  • физика и космография;
  • география всеобщая - сокращённо, с изъятием некоторых государств;
  • география России;
  • история всеобщая - сокращённо, несколько подробно о первенствующих в Европе государствах;
  • история России - сокращённо древняя и достаточно подробно с времён Ивана III;
  • педагогика;
  • изящные искусства: рисование, чистописание (каллиграфия), пение, музыка, танцевание, изящные и хозяйственные рукоделия, гармония и пластика. Сверх того, воспитанницы получают знания по ведению домашнего хозяйства.

Гимнастика была необязательным предметом.

Распорядок дня воспитанниц был следующий: в 6 часов они встают, одеваются, делают туалет и совершают общую молитву. От 7 до 8 - приготовление к урокам. От 8 до 8.30 - завтрак. До 12.30 - 3 урона по основным дисциплинам. Между уроками - полчаса отдыха. В 12.30 - обед, а потом до 2 - отдых и прогулка. От 2 до 5 часов - опять уроки (чаще по вспомогательным дисциплинам) с перерывами на отдых. От 5.30 до 6.30 - отдых. Затем до 8 - приготовление к урокам и другие занятия. В 8 часов - ужин. В 9 часов по совершении молитвы воспитанницы ложатся спать.

Для удостоверения в успехах воспитанниц ежегодно перед летними вакациями проводятся частные испытания по всем предметам учения. Воспитанницам высшего класса перед выпуском из института, сверх того, производятся испытания публичные, в присутствии всего совета, приглашённых почётных особ, родителей и родственников девиц.

Воспитанницы, отличившиеся поведением и успехами в науках, удостаивались установленных наград: высшая из них - золотое вензелевое изображение имени императрицы для ношения на левом плече с бантом с голубыми и белыми полосками. Кроме того, каждому выпуску выдавались большая и малая золотые медали и такие же серебряные. "При удостоверении к наградам обращается особенное внимание на поведение, которое предпочитается успехам в учении".

Главный институтский корпус располагался в пределах обширной усадьбы площадью 7 десятин 2200 кв. сажен. Территория института была обнесена каменной оградой высотой 4 аршина (2 с небольшим метра). На первом этаже главного корпуса размещались квартира начальницы, швейцарская, лазарет (в пристройке), рисовальный класс и библиотека, служившая и учительской комнатой. На втором этаже - актовый зал, рекреационный зал, музыкальная комната, приёмная и все семь учебных классов. На третьем этаже - дортуары (спальные комнаты), туалетные комнаты, 2 квартиры для классных дам и пепиньерская комната.

При институте, помимо 7 основных классов, существовал так называемый пепиньерский класс - набранный из числа воспитанниц, готовящихся к деятельности воспитательниц в начальных и средних школах. Занятия пепиньерок включали теоретические курсы (углублённое изучение русского, французского и немецкого языков и ознакомление с методикой их преподавания) и практические, заключающиеся в помощи классным дамам и учителям, работе с отстающими воспитанницами, иногда замене основных преподавателей. Каждый год при институте оставлялись 4 пепиньерки, содержавшиеся на казённом коште.

На территории усадьбы были также многочисленные пристройки и флигеля, где размещались канцелярия, квартиры учительского и технического персонала, баня, прачечная, сушилки, склады, погреба, конюшня и сараи. Весь институт отапливался голландскими печами и центральным водяным отоплением. Освещение производилось керосиновыми лампами, в начале 1910-х гг. заменёнными электричеством. Домовая институтская церковь во имя Марии-Магдалины сначала находилась в специальной комнате на третьем этаже, но в 1897 г. к институту была сделана каменная пристройка, куда переместили иконостас и всё церковное имущество и где проводили ежедневные службы. Среди икон институтской церкви имелись дорогие и редкие, дарственные, преподнесённые благодетелями и меценатами, а также воспитанницами разных курсов.

В первом этаже этой же пристройки находились столовая и лазарет. Питание воспитанниц регламентировалось специальным Высочайше утверждённым положением, где приводились научные выкладки, учитывающие, что "воспитанницы институтов находятся в периоде роста и развития телесных сил" и что "они несут усиленный умственный труд", а посему "их пищевой рацион по количеству белков и жиров никоим образом не должен быть ниже нормы, требуемой для взрослого работающего человека". Как следует из институтских отчётов и смет, пищевая норма на каждую воспитанницу определялась в 16,5 коп. в 1875 г. и 41 коп. а 1914 г.

Казалось бы, немного, но судя по сохранившимся меню, питание в институте было вполне удовлетворительным или даже хорошим. Приведём некоторые сведения. 3 ноября 1863 г. воспитанницы получили на завтрак говядину духовую, на обед - бульон, пироги с капустой и яйцами, жаркое - телятина и кисель клюквенный. Об ужине данных нет. 19 января 1892 г. - обед: суп, пирожки с капустой, телячьи котлеты с соусом из груздей и пирожное. Ужин - солонина с картофельным пюре. 2 марта тяжёлого военного 1915 г.: 1-й завтрак - сыр и масло, 2-й завтрак - котлеты и салат картофельный и гречневая каша с маслом сливочным. Обед - рассольник с почками, ростбиф с яблоками и пирожное занд-кухен.

При составлении меню обязательно учитывались посты и церковные праздники. В первую, четвёртую и седьмую недели Великого поста подавалась только постная пища: суп гороховый, рисовые котлеты с грибным соусом, винегрет, пирожное с черносливом, рыба (осётр, сом, судак), жареный картофель с салатом из свёклы, пироги с капустой и грибами. На масленицу обязательно пекли блины.

Помимо питания институтки обеспечивались одеждой, обувью и постельными принадлежностями. На эту статью при основании института отпускалось 25 рублей, а в 1915 г. - почти 52 рубля. Приводим полный перечень положенных каждой воспитаннице вещей: зимнее пальто из шевиота на шерстяной подкладке с ватой; весеннее или осеннее полупальто или кофта драповая без подкладки; 3 смены камлотовых платьев - цветов зелёного (1 и 2 классы), синего (3 и 4 классы) и бордо (5, 6 и 7 классы); лёгкая блузка из бумажной материи; летняя пелерина из тонкой шерстяной материи; платок байковый; башлык; шляпа летняя соломенная или шапочка пикейная на пуговицах; фетровая шапочка (берет); шапочка тёплая барашковая; муфта из материала пальто; сорочек денных полотняных 9 смен; нижнего белья бумазейного 10 смен; пелерин, передников, рукавчиков из бумажной материи 10 смен; носовых платков 14 смен; сорочек ночных 5 смен; юбок из бумазеи и бязи 8 смен; чулок бумажных 12 смен; ботинок прюнелевых 3 пары; галош резиновых зимних 1 пара и летних 1 пара; перчатки шерстяные; перчатки лайковые для старших воспитанниц; гимназический костюм (блузка, юбка, чулки и обувь); полотенец личных 8, санитарных - 6, для ванн - 4; простынь полотняных на тюфяки 6 и под одеяла 6; одеяло зимнее байковое; пикейные одеяла 2; наволочки полотняные 7; полупуховая подушка; волосяной тюфяк и тюфяк из морской травы; железная кровать с сеткой.

Как видим, обеспечение воспитанниц было очень приличным.

Организация работы всех служб (административной, учебной, хозяйственной) лежала на начальнице института, которая назначалась Мариинским ведомством из числа опытных педагогов и администраторов женского пола, проработавших в сфере образования многие годы. Чаще это были незамужние женщины или вдовы, целиком посвятившие себя благородному делу народного просвещения. В 1854 - 1856 гг., как упоминалось, первым должностным лицом Саратовского Мариинского института благородных девиц была вдова подполковника Ольга Ивановна фон Швенсон (она умерла 29 марта 1856 г.).

С 26 апреля 1856 г. по 15 декабря 1871 г. в должности начальницы института состояла Лидия Карловна Эрнст, вдова надворного советника, дочь лютеранского пастора из колонии Лесной Карамыш Камышинского уезда Саратовской губернии. Она окончила Петербургское Александровское училище.

С 25 декабря 1871 г. по 12 апреля 1880 г. эту должность занимала вдова генерал-лейтенанта Ольга Карловна фон Ретерн. Из Саратова она уехала в Москву на должность начальницы Николаевского сиротского института.

С 19 апреля 1880 г. из главных воспитательниц Московского Николаевского института в Саратов на должность начальницы была перемещена княжна Наталия Сергеевна Горчакова. Служила здесь 2 с небольшим года и покинула Саратов, получив назначение 14 июля 1882 г. на аналогичную должность а Московский Еписаветинский институт.

С 11 августа 1882 г. по 7 декабря 1900 г. институт возглавляла вдова полковника Надежда Павловна Загоскина. Скончалась в Нижнем Новгороде в 1916 г.

В 1901 г. 18 января начальницей института была назначена вдова капитана 1-го ранга, дочь действительного статского советника Татьяна Борисовна Семечкина. Она была дочерью Бориса Карловича Данзаса, брата лицейского товарища А. С. Пушкина, благодаря чему стала хранительницей редких пушкинских реликвий (в т.ч. посмертной гипсовой маски поэта). Родилась Татьяна Борисовна в 1845 г., получила хорошее домашнее образование и долгие годы трудилась на ниве народного просвещения. С 1891 г. она являлась главной надзирательницей Александровской гимназии в Петербурге. Состоя в этой должности, она Высочайшим указом в 1893 г. была командирована на Всемирную выставку в Чикаго в качестве представителя ведомства при императрице Марии и комиссара отдела свободных искусств от министерства финансов. В 1896 г. она участвовала в работе Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде в качестве помощницы заведующего отделом Благотворительных учреждений ведомства камергеpa Д. Князева. В 1900 г. была назначена в помощь заведующему группами ведомства на Всемирной выставке в Париже. За свою успешную деятельность на этой выставке Татьяна Борисовна получила от президента Франции Знак отличия. В Саратове Т. Б. Семечкина прослужила до сентября 1915 г., затем отбыла в длительный отпуск в Петербург и больше в наш город не возвращалась.

После её отъезда исполнение обязанностей начальницы института было возложено на Софью Александровну Демидову, дочь статского советника, опытного работника российского образования. Она окончила Патриотический институт, а потом педагогические курсы при нём. В 1890 - 1892 гг. была учительницей немецкого языка в Павловском институте. С марта 1898 г. состояла действительным членом Императорского женского патриотического общества. С 1904 по 1914 гг. служила на должности главной надзирательницы Царскосельской Мариинской гимназии, а затем работала начальницей Белостокского института императора Николая I. По случаю войны он был закрыт, и Софья Александровна в 1915 г. прибыла в Саратов на вакансию начальницы местного института благородных девиц. Софье Александровне выпала нелёгкая участь - видеть в конце 1917 - начале 1918 гг. развал вверенного ей детища и окончательное упразднение системы дворянского образования, которой она так верно и долго служила.

Ключевой фигурой в институте по учебной части был инспектор классов. Более 30 лет (1881 - 1914) на этой должности служил действительный статский советник Николай Александрович Бундас, кандидат естественных наук Казанского университета, кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава 1-й степени. Одновременно он на разных этапах преподавал воспитанницам арифметику, географию, естествоведение. Имел много печатных трудов по истории образования я России, истории церкви и т.п. В 1914 г. вышел в отставку и уехал в г. Николаев Херсонской губернии, а на его место заступил "временно прикомандированный" к институту статский советник Николай Иванович Теодорович - кандидат Императорской духовной академии, бывший инспектор классов Варшавского Александро-Мариинского института. В Саратове он преподавал историю и географию. Н. И. Теодорович - автор многих объёмных литературных и исторических трудов, описывающих прошлое, быт и этнографию западных регионов России. В Саратове он остался верен себе и за 2 года пребывания здесь написал и издал прекрасную книгу "История Саратовского Мариинского института благородных девиц. 1854 - 1916 гг.", которая явилась основным источником при подготовке настоящей главы.

Воспитание и непрерывный надзор за ученицами осуществляли классные дамы - их было по две в каждом классе. Всего в семи классах за 1854 - 1916 гг. сменилось 145 классных дам - среди них было немало воспитанниц института. Классные дамы присутствовали на уроках, в стоповой, при приготовлении уроков, при свидании с родителями, сопровождали своих подопечных на прогулках и экскурсиях, следя за поведением, разговорами, внешним видом воспитанниц. Их они покидали лишь на время ночного сна, когда в дортуарах на дежурство заступала ночная дама - одна на все классы. Она пресекала всякие вольности и ненужные разговоры в спальне, следила за состоянием девиц и сном и оказывала при надобности экстренную помощь.

Значительным в институте был штат учителей. Законоучители были представлены опытными богословами, преподавателями Саратовской духовной семинарии, имевшими, как правило, высшее духовное образование: кандидатами, магистрами, профессорами. Курс православного вероисповедания в последние перед революцией годы вёл профессор богословия Императорского Николаевского университета Алексей Феоктистович Преображенский, энциклопедически образованный служитель церкви, прекрасный проповедник, автор многих печатных трудов. 8 институте служили и законоучители римско-католического и евангелистическо-аугсбургского вероисповеданий - также опытные квалифицированные педагоги, ксендзы и пасторы. Лиц иных вероисповеданий - в т.ч. иудейского и магометанского - а институте за весь период его деятельности не отмечено; по-видимому, таковым в дворянское учебное заведение России поступать тогда не разрешалось.

Среди учителей русского языка и словесности отметим статского советника Антона Михайловича Добровольского, кандидата Императорского Петербургского университета, проработавшего в институте почти 20 лет: в 1886 - 1905 гг. он преподавал русский язык, а затем до 1916 г. читал курсы педагогики, географии и истории. А. М. Добровольский имел много печатных трудов в солидных российских журналах "Театр и школа", "Женское образование", а также в саратовских газетах. Прослужил он в Саратове более 30 лет и был здесь очень авторитетной и популярной фигурой, занимая учительские посты и в институте, и в городских гимназиях.

Очень солидной была подготовка воспитанниц во французском и немецком языках. По окончании института все они свободно ими владели и прекрасно знали классическую немецкую и французскую литературу. Выпускница института 1904 г. Магдалина Ивановна Славина, например, всю свою трудовую жизнь в советское уже время проработала в Саратовском педагогическом институте на кафедре иностранных языков, преподавая студентам немецкий и французский. Читала в подлиннике зарубежных авторов, делала прекрасные переводы. При этом не имела никакой иной подготовки, кроме учёбы в институте благородных девиц.

Рисование и чистописание (каллиграфию) преподавали профессиональные художники. Среди них самым известным, пожалуй, был Василий Васильевич Коновалов, первый учитель великого русского художника, уроженца Саратова В. Э. Борисова-Мусатова. Коновалов преподавал также в мужских гимназиях и училищах, в Боголюбовском рисовальном училище, писал интересные живописные работы, некоторые из них ныне хранятся и экспонируются в Радищевском музее. На уроках рисования воспитанницы получали нужные навыки работы с карандашом, кистью, пером. Рисовали разнообразные рельефы, вазы, натюрморты, пейзажи, портреты (кто как мог), используя краски, тушь, гуашь.

Очень серьёзно относились в институте к урокам музыки (игра на фортепиано, сольное и хоровое пение). 27 лет (1879 - 1906) трудился в институте на этом поприще Фёдор Михайлович Достоевский - племянник великого писателя и его полный тёзка. Он окончил Петербургскую консерваторию по классу профессора А. Г. Рубинштейна и был прекрасным пианистом и педагогом. Конечно, в основу музыкального образования институток была положена русская и зарубежная классическая музыка, а также церковные музыкальные произведения. Об этом можно судить по сохранившейся "Программе музыкального публичного испытания" в институте 20 июня 1860 г. На испытаниях в числе прочих серьёзных произведений были исполнены хоры и арии из опер Гайдна, Глинки, Бетховена, фортепианные пьесы того же Бетховена, Мендельсона, Моцарта, церковные хоры "Отче наш", "Достойно есть" и гимн "Боже, царя храни". Церковное хоровое пение преподавалось, как правило, регентами или регентскими помощниками, состоявшими на основной службе в лучших саратовских храмах.

Столь же ответственно велось преподавание танцев и рукоделия. Девицы обучались всем принятым в то время бальным танцам - польке, краковяку, мазурке, вальсу, занимались физической культурой - гимнастическими упражнениями, катались на коньках по замёрзшим институтским прудам, получали навыки по вышивке, раскрою и шитью одежды, воспринимали правила хорошего тона - как подать кавалеру руку на балу, как держать вилку и нож за столом в обществе, как приветствовать и отвечать на приветствие и многое другое.

На заведующих по хозяйственной части лежали многоплановые и непростые обязанности по обеспечению жизнедеятельности института - заготовка дров и продовольствия, уборка, стирка, организация питания, функционирование лазарета, обеспечение воспитанниц одеждой, обувью, постельным бельём и т.д. В их подчинении находился большой штат прислуги, поваров, конюхов, разнорабочих, истопников. Одним из главных работников этой сферы был эконом, занимавшийся закупкой и доставкой в институт продуктов, из которых готовились обеды, завтраки и ужины. Необходима здесь была смекалка, расторопность, умение считать отпущенные деньги и, безусловно, - честность и преданность своему делу.

Между прочим, с 1880 по 1883 гг. заведующим хозяйственной частью работал в институте Илья Александрович Салов - известный в России писатель-романист. А в 1908 - 1914 гг. на этой должности состоял полковник в отставке Александр Николаевич фон Баумгартен - представительный усатый мужчина с выправкой и внешностью важного государственного сановника. Вообще, в штате института - это бросается в глаза - служило много лиц немецкой национальности. Немало их было и среди воспитанниц. Примерно четверть всех фамилий и имён, причастных к институту, имели явно нерусские корни: Луиза фон Ререн, Бетти Пфейер, Амалия Гершень, Эмилия-Франсуаза Терре, Иоганна Метцер, Аделаида Неаидер, Юлия Клейнер и т.п.

В штате института состояли также доктора и медики-консультанты - по внутренним болезням, зубные врачи, фельдшерицы, надзирательницы лазарета, готовые в любой час оказать воспитанницам необходимую медицинскую помощь.

К институту примыкал большой парк, где были разбиты аллеи и устроены проточные пруды (ещё во времена бывшего хозяина этой территории губернатора А. Д. Панчулидзева). По всему парку стояли беседки и лавочки, воспитанницы много времени проводили на свежем воздухе, предавались различным детским играм и забавам (горелки, прятки, догонялки). Были здесь и качели, и "гигантские шаги", а зимой обладательницы коньков могли кататься по льду замёрзших прудов. Естественно, классные дамы и на прогулках по дворовой территории не покидали своих воспитанниц.

Программа обучения включала в себя и многочисленные экскурсии, посещения театров и концертов. Институтки бывали в Радищевском музее и на заводе Беринга, ходили организованно в оперный театр или в консерваторию. Иногда устраивалась поездка на пароходе по Волге или экскурсия на природу (на Увек или Кумысную поляну). Сопровождавшие воспитанниц педагоги (преподаватели по естествоведению или истории) давали при этом необходимые пояснения к увиденным ландшафтным или историческим достопримечательностям.

В четверг и воскресенье разрешались визиты в институт родственников. Встречи с воспитанницами проходили в зале на втором этаже, куда, оставив верхнюю одежду в гардеробной, поднимались мамаши, папаши, братья, сестры институток, захватив, конечно же, гостинец. Сей гостинец потом передавался в стоповую, где у каждой ученицы имелся персональный шкафчик для хранения домашних продуктов, которые они могли употреблять в завтрак, обед или ужин как дополнение к основному рациону.

Ежегодно на Масленицу в институте устраивался бал-маскарад, к которому долго и тщательно готовились. Шились по домам костюмы, репетировали концертные номера и даже целые постановки, приглашали именитых гостей.

Кроме того, устраивался, естественно, выпускной акт в июне, когда в торжественной обстановке, под звуки приглашённого военного оркестра, вручались выпускницам дипломы об окончании института, произносились тёплые напутственные речи, организовывалось небольшое чаепитие, а потом проходили концерт и танцы. Причём присутствовали на сих мероприятиях и младшие классы, и многие гости, и весь персонал института, прощавшийся со слезами на глазах с дорогими своими ученицами.

По окончании заведения многие девицы выходили замуж и использовали полученные знания и навыки уже при воспитании собственных детей. Но, как пишет Н. И. Теодорович, "сей рассадник женского образования дал немало полезных гражданок на разнообразных поприщах общественной деятельности. Многие из них работали на педагогической стезе - в должности классных дам, учительниц и даже начальниц средних и низших учебных заведений. Иные, получившие в том или ином объёме медицинское образование, трудились в качестве женщин-врачей или сестёр милосердия. Были трудившиеся в области литературы".

В целом же, как справедливо указывает автор, институт "воспитал множество религиозно-нравственных, просвещённых и честных русских женщин, приготовил массу тружениц для честного служения Родине".

...Осенью 1917 г. в институте начался очередной учебный год. Но после Октябрьского переворота новые власти в январе 1918 г. предложили начальнице заведения освободить помещение института для устройства в нём новых революционных структур. Софья Александровна Демидова связалась с Петербургом, вышла на наркома просвещения А. В. Луначарского. Только благодаря вмешательству последнего кое-как удалось завершить учебный год - в полухолодном и полуголодном режиме, по спешно скорректированным учебным программам. А затем Саратовский Мариинский институт благородных девиц прекратил своё существование.