|
|||||||||||||
Транспорт (карта) Для Саратовской области характерно развитие практически всех основных видов транспорта. Через территорию области протекает река Волга, крупнейшая водная транспортная магистраль европейской части России, проходят крупнейшие железнодорожные, автомобильные, трубопроводные и воздушные пути. Это объясняется уникальным географическим положением Саратовской области. Транзитные транспортные пути, проходящие через ее территорию, связывают нашу область со многими регионами России и странами ближнего зарубежья. Железнодорожный транспорт. Ведущую роль в области играет железнодорожный транспорт. Уступая автомобильному по количеству перевозимых грузов, он превосходит его по размеру грузооборота. Особенно велика роль железнодорожного транспорта во внешних связях области. По железным дорогам области перевозятся преимущественно массовые грузы: нефть и нефтепродукты, зерно и мука, черные металлы и металлолом, химические и минеральные удобрения, цемент. Общая длина магистральных линий составляет около 2326 км. Железная дорога в области имеет три отделения: Саратовское и Ершовское, входящие в состав Приволжской железной дороги, Ртищевское — Юго-Восточной. Железные дороги обслуживают почти все города и районные центры Саратовской области. Основу железнодорожной сети Саратовской области составляют три основных направления — Ртищево — Саратов — Озинки — с дальнейшим продолжением в западном направлении на Мичуринск и Москву, в восточном направлении — на Уральск и Илецк. И “по меридианам” — Балашов — Ртищево и Сенная — Карамыш. От станции Аткарск идут две ветки: одна — через Петровок до Вольска, другая — через Лысые Горы до Калининска. Через станцию Урбах проходит железная дорога до Астрахани, от которой в Красном Куте отходит ветка из Новоузенска до Александрова Гая. Через Саратов проходит железная дорога с необычной судьбой Волгоград - Казань. Дело в том, что она была построена из рельсов и других материалов, предназначавшихся для первого БАМа, спроектированного и начавшегося строиться еще до Великой Отечественной войны. Но когда немецкие войска подошли к Волге, назрела необходимость строительства железной дороги в районе Сталинграда. В 1942 г. из привезенных с востока рельсов была построена эта железная дорога, получившая название “Волжская рокада”. Рокадой ее назвали потому, что в военной терминологии так обозначались дороги, идущие вдоль линии фронта. Большую роль играют железнодорожный мост через Волгу южнее Саратова и линия Балаково — Цементная, проходящая через плотину Саратовской ГЭС. Ветка Пугачев — Погромное связала нашу область с Оренбургской. Крупные железнодорожные узлы в области это: Саратов, Ртищево, Балашов, Ершов, Сенная, Аткарск, Анисовка и др. Пригородные электрички тоже привычный у нас вид транспорта. Водный транспорт. Водный транспорт - один из самых древних в истории человечества, и больше, чем какой-либо другой, окружен он ореолом романтики. В скольких приключенческих историях фигуриру-ют корабли, пираты, таинственные "летучие голландцы", овеянные легендами порты с их причалами, доками, тавернами - места пересечения и средоточия культур, товаров, информации, загадок всех стран и континентов. Чуть менее знамениты речные порты, однако они всегда представляли как бы кусочки цивилизации даже в самых необжитых местах, и без них не обходились ни путешественники, ни дельцы, ни миссионеры, ни военные. По рекам, подобно тропинкам разбегающимся от огромных чаш океанов и морей, бесстрашные исследователи забирались в поисках приключений в тропические джунгли, а предприимчивые купцы отправлялись в путь через таежные дебри осваивать новые рынки. В наш прагматичный век уже снята таинственная завеса со многих мифов и легенд, и все когда-то неизведанные земли уже нанесены на географические карты. Теперь мало кого поманят в дорогу неизвестность и романтика дальних странствий, но по-прежнему не утратили для нас своего магического обаяния морские и речные порты. Наш город издавна был центром торговли, и водный транспорт всегда имел для него важнейшее значение. С давних времен в Саратове, на берегу великой русской реки, воспетой поэтами и запечатленной художниками, существует речной порт. Много волжской воды утекло с тех далеких времен, когда у его причала был разгружен первый корабль. Минули века, но и теперь, как прежде, не обойтись без речных дорог деловым людям, путешественникам, туристам. Ведь водный путь зачастую самый короткий, и судно может перевезти за один раз намного больше груза, чем любое другое транспортное средство. Основа речной сети области — река Волга. Важнейший водный путь связывает Саратовскую область с Западным Уралом, с центром, со столицей страны Москвой, через Волго-Донской канал — с Украиной, через Каспийское море — с Северным Кавказом, государствами Закавказья, Казахстана, с Туркменией, Ираном. 364 километра по Волге - такое расстояние охватывает зона деятельности ОАО Саратовского речного транспортного предприятия (так называется теперь речной порт), включающей погрузочно-разгрузочные работы, перевозку пассажиров, добычу нерудных строительных материалов. В настоящее время на балансе у ОАО Саратовского речного транспортного предприятия находится порядка 100 единиц плавсредств, из них 13 пассажирских (омики, три "Москвы", две "Волги"), остальное - толкачи, баржи. Такого количества судов, по мнению начальник порта, достаточно, чтобы выжить, но слишком мало, чтобы обеспечить возможное увеличение объема перевозок. Среди объектов речного хозяйства области есть портальные краны, причальные стенки и вокзал в Хвалынске. Работает паромная переправа Хвалынск - Духовницкое, паром называется "Капитан Федосеев", а капитан на нем тот самый Федосеев. Он работает на этой переправе с 1967 года, а в прошлом году по случаю 60-летия капитана и празднования Дня города парому дали его имя. В наиболее сложных условиях находится Балаковский речной порт, поскольку к нему не подведена железная дорога. Однако последние два года этот порт понемногу стал оживать, что связано с некоторой активизацией деятельности строительных организаций. После длительного перерыва вновь заработал химзавод (бывший "Иргиз"), начал поставлять на экспорт минеральные удобрения - понадобился порт. И в этом году началось строительство в Горном объекта по переработке химического оружия, строительные материалы для которого поставляются через Балаковский порт. Работу Вольской пристани обеспечивает в основном завод "Большевик" ("Вольскцемент"). В Вольске работают также пассажирские линии на садовые участки и на пляж. Впрочем, пассажирские перевозки никогда не приносят прибыли. Работа ведь эта сезонная, расходы мы несем 12 месяцев, а доходы получаем всего 5. Поэтому пассажирские перевозки всегда были дотационными. Дотации, правда, за последние годы "возросли", но зато стали регулярными. К тому же после ликвидации зачетов мы в текущем году наконец-то получаем их деньгами. К сожалению, из-за колоссальных убытков практически по всей Волге прекратили свое существование скоростные перевозки. Если не работать, то экономятся средства в объеме 250-300 тысяч, а если работать - получаются убытки. На сегодняшний день в небольших объемах скоростные перевозки остались только в Волгоградском порту, но там нашли отдушину - возят иностранцев по Волго-Донскому каналу. По Волге перевозят основные грузы: строительные материалы, лес, хлеб, бахчевые культуры, нефть, Вольский цемент, соль. Пассажирские суда используются в туристско-экскурсионных целях (Саратов — Астрахань; Саратов — Нижний Новгород; Саратов — Москва). Однако необходимо отметить, что за последние годы грузооборот и пассажирооборот водного транспорта области значительно сократился. На берегах Волги расположены речные порты и пристани: Саратов, Балаково, Энгельс, Вольск, Маркс, Хвалынск, Золотое, Духовницкое и др. Автомобильный транспорт. Этот вид сухопутного транспорта получил в Саратовской области широкое развитие. Сеть автодорог области составляют дороги республиканского, областного и местного значения, общей протяженностью около 10 тыс. км. К числу дорог республиканского значения относятся дороги Саратов — Балашов — Воронеж; Саратов — Пенза; Самара — Энгельс — Волгоград и др. 9143 км приходится на автомобильные дороги с твердым покрытием. Автомобильные дороги как в Правобережье, так и в Левобережье расходятся лучами от Саратова и Энгельса, соединенных друг с другом одним из крупнейших в Европе автомобильных мостов. Его длина — почти 3 км. В настоящее время ведется строительство еще одного автомобильного моста, который пересечет Волгу севернее Саратова в районе села Пристанного. Большинство грузов в пределах области доставляется автомобильным транспортом, значительно превосходящим по грузообороту железнодорожный (381 176,4 тыс. тонно-километров против 36 057,0 тыс. тонно-километров). Автобусное сообщение связывает Саратов со всеми районными центрами Саратовской области. Осуществляется и междугородняя перевозка. Саратов и некоторые города области связаны регулярными маршрутами с Волгоградом, Воронежем, Пензой, Тамбовом, Ульяновском, Самарой, Тольятти, Уральском, Москвой. В последние годы наблюдается сокращение пассажироперевозок автотранспортом, однако в 1995 г. количество пассажиров и пассажирооборот увеличились по сравнению с 1994 г. в 1,5 раза (включая автобусные перевозки в городах). Какое из автопредприятий Саратова наиболее успешно вошло в рынок? Это СПАТП-4, где директором является Борис Абрамович Кайданов. Для развития автомобильного транспорта необходимы автомобильные дороги с твердым покрытием. По нашей области в среднем этот показатель составляет 91,2 км на 1000 км2. Однако наблюдаются его значительные колебания от 32,5 км (Екатериновский район) до 189,2 км (Саратовский район). Авиационный транспорт. В области авиационный транспорт играет весьма важную роль в перевозке пассажиров на дальние расстояния, в доставке срочных и особо важных грузов. Услугами авиации в 1995 г. воспользовалось 144,0 тыс. человек. Это на 25% меньше, чем за 1994 г. Пассажирооборот сократился на 23% и составил 291,8 млн. пассажиро-километров. Саратов имеет регулярную связь с городами Поволжья, Урала, Северного Кавказа, Москвой, Петербургом и странами ближнего зарубежья. Линии дальнего сообщения обслуживаются самолетами Як-42, Як-40 местного производства и Ан-24. Из Саратова и Балакова осуществляются перевозки на местных воздушных линиях. Трубопроводный транспорт. На территории Саратовской области сформировалась мощная трубопроводная сеть. Достаточно вспомнить, что именно Саратовская область стала родоначальником первых в стране промышленного и магистрального газопроводов. В настоящее время область имеет целую сеть магистральных трубопроводов: газопроводы Саратов — Москва, Средняя Азия — Центр, аммиакопровод Тольятти — Одесса и др. Транспорт и экология. Транспорт считается одним из главных источников загрязнения окружающей среды. На его долю приходится 60—70% химического и почти 90% шумового “загрязнений”. Самым сильным источником загрязнения атмосферы считается автомобильный транспорт. Один автомобиль в среднем поглощает ежегодно 4 т кислорода и выбрасывает с выхлопными газами около 80 кг окиси углерода, 40 кг окиси азота и 200 кг различных углеводородов. Решение проблемы загрязнений окружающей среды — в поиске способов снижения токсичности выхлопных газов, в совершенствовании старых и создании новых двигателей, в четкой системе контроля за выбросами выхлопных газов.
|