География История Экономика Образование Культура Личности

Саратовский авиационный завод (САЗ)

Россия, 410015 г.Саратов, пл. Орджоникидзе, 1.
Тел.:Факс: 007 (8452) 44 36 07 Телекс: 241110 FREZA SU


Знаменитый советский авиаконструктор А.С. Яковлев в автобиографической книге "Цель жизни" вспоминал, что свои первые летательные аппараты он начинал создавать в мастерской, где до того делали... кровати. Интересно, что история серийного авиационного завода, судьба которого оказалась прочно связанной именно с самолетами Яковлева, складывалась подобным же образом. Ибо построенное в 1931 году на берегах Волги, в Саратове, новое предприятие первоначально предназначалось для производства сельскохозяйственных машин. Однако обстановка тех лет требовала усиления оборонного потенциала страны, и было принято решение о перепрофилировании завода на выпуск авиационной техники. Тогда же и начал складываться прочный деловой союз САЗа - Саратовского авиационного с ОКБ А.С. Яковлева.

В годы войны на заводе было изготовлено свыше 13000 боевых машин, что составляло почти четверть истребителей, поставленных фронту всей авиапромышленностью. Большую часть составляли самолеты Як-3, признанные лучшими истребителями второй мировой войны.

После ее окончания и в последующий период ВВС страны получили с Саратовского авиационного завода около тысячи реактивных самолетов Як-15, Як-23, Як-25, Як-27. Важным этапом в развитии производства стало освоение выпуска в 60-70-е годы боевых самолетов вертикального взлета и посадки Як-36 и Як-38 и в 80-е годы -самолета Як-141, уникального по своим характеристикам. Машины вертикального взлета (в разных модификациях) могут применяться как с сухопутных площадок, так и в качестве палубной авиации на авианесущих кораблях ВМФ.

В 60-70-е годы ОКБ А.С. Яковлева и САЗ громко заявили о себе, как о создателях не только военной техники, но и прекрасного самолета для гражданской авиации. Это был поистине легендарный ближнемагистральный самолет Як-40, который нашел широчайшее применение не только на внутренних, но и на зарубежных авиалиниях. Эта надежная, неприхотливая, способная эксплуатироваться на грунтовых аэродромах и в то же время комфортабельная реактивная машина и до сей поры не имеет себе равных по многим показателям в своем классе. На заводе было изготовлено почти 1,5 тыс. Як-40 различных вариантов и модификаций. 120 этих самолетов ушли на экспорт в 16 стран мира.

Все лучшие достижения конструкторов и производственников, воплощенные в 40-м, в 80-е годы нашли свое отражение - в его "старшем брате" - Як-42, который также отлично знаком и специалистам и воздушным путешественникам. Этот самолет сегодня является основной продукцией Саратовского авиационного завода. Выпускается он в трех вариантах и модификациях. Имеется 4 варианта компановки салона: от стандартного на 120 мест до варианта VIP - на 39 пассажиров. При полной заправке топливом Як-42 способен покрывать расстояние 4100 км, его максимальная коммерческая нагрузка составляет 13000 кг. Самолет сертифицирован Госавиарегистром России и КНР. В настоящее время он эксплуатируется авиакомпаниями России, стран СНГ, Кубы, Литвы, Китайской Народной Республики, где на линиях работают свыше 150 машин. Заводом совместно с ОКБ им. А.С. Яковлева сейчас ведутся работы по созданию конвертируемого грузопассажирского варианта самолета, а также новой модели Як-242, который станет дальнейшим развитием самолета Як-42. Однако работает предприятие сегодня в очень сложных условиях. Переход России к рыночным отношениям сопровождается глубоким кризисом экономики, падением производства, платежеспособного спроса. Особенно больно это ударило по таким отраслям промышленности, как машиностроение, и в частности авиастроение.

К сожалению, правительство фактически не проводит протекционистской политики по отношению к отечественным производителям авиатехники, которая в свое время имела весьма высокую репутацию на международных рынках и продавалась в немалых количествах. Трудно согласиться и с позицией многих крупных авиакомпаний России, также все больше и больше использующих зарубежные самолеты. Впрочем, у рынка конечно же есть и свои положительные стороны. Российских авиастроителей он, например, заставил обратить самое серьезное внимание на развитие легкомоторной авиации, которая в условиях прежних экономических отношений пребывала как бы на вторых ролях, в тени. Для Саратовского авиационного завода такой перспективной машиной стал Як-54 - двухместный учебно-тренировочный и спортивнопилотажный самолет, предназначенный для подготовки летчиков-спортсменов, обучению высшему пилотажу и участия в соревнованиях по самолетному спорту. Самолет выпускается с 1995 года, он сертифицирован авиарегистрами России и США, к нему проявлен немалый интерес как в нашей стране, так и в мире. Так, 50 таких машин закупают Соединенные Штаты Америки.

А теперь, уважаемые читатели, как говорится, вопрос на засыпку: "Верите ли вы в "летающие тарелки"? Если нет, то придется поверить. В доказательство и фото прилагается. Перед вами весьма необычная рукотворная машина, которую вполне можно принять за "космического пришельца". Однако собрана она в цехах Саратовского авиационного завода. Это "Экип" широкофюзеляжный, базаэродромный, высокоэкономичный летательный аппарат нового типа с аэродинамически несущим корпусом. В нем объединены функции крыла и фюзеляжа, он обладает большой грузоподъемностью и полезным объемом, в 8-Ю раз превышающим объемы сопоставимых по грузоподъемности пассажирских и транспортных самолетов.

"Экип", а речь идет не об одной, а о нескольких моделях аппаратов данного семейства, снаряжен устройством на воздушной подушке, что позволяет ему взлетать и садиться практически с любой площадки, а также с воды. Сегодня трудно даже определить границы, где могут с успехом применяться эти "летающие тарелки". Это грузопассажирские перевозки в любых, даже самых труднодоступных районах, например доставка вахт газо- и нефтедобытчиков на промыслы. Это и перевозка крупногабаритных грузов, и выполнение спасательных работ в районах стихийных бедствий, и участие в тушении пожаров, и перевозки с комфортом туристов. Сегодня на САЗе собраны "Экипы" двух моделей: со взлетной массой, соотвтственно, 9 и 35 тонн. Интересно сравнить и некоторые другие их характеристики и параметры. Так, скорость полета у двух моделей - до 550 и до 650 км/ час; высота полета до 6 и до 10 км; дальность полета, соответственно, 2000 и 4500 км, коммерческая нагрузка 2,5 и 10 т, число пассажиров - 19 и 100 соответственно. Впрочем, конструкторы утверждают, что можно создать машину и значительно большей грузоподъемности и пассажировместимости, например человек на 800. Безусловно, "Экипы" способны произвести настоящую революцию в авиации и найдут свою нишу в перевозках пассажиров и грузов. Намечается провести летные испытания опытного образца чудо-машины.

Несмотря на все экономические и житейские трудности сегодняшних дней, коллектив Саратовского авиазавода уверен, что пережить их удастся и предприятие вновь наберет достойную высоту. Руководство предприятия заинтересовано в заказах и гарантирует, что сумеет их безусловно выполнить. Все предпосылки для этого: современное высококлассное оборудование, специалисты высочайшей квалификации и главное - желание работать - имеются. САЗ также сегодня готов расширять сотрудничество с деловыми партнерами в области повышения эффективности и безопасности эксплуатации поставляемой авиатехники, ее технического сопровождения, ремонта и модернизации.

 

Точка зрения директора с позиции директора ...о заводе

"Предприятие нормально пережило конверсию. Для САЗа это означало 100% прекращение оборонных заказов. Падение производства в стране с 1994 года сказалось на взаимоотношениях с поставщиками, а их около 1500. Падение продолжилось, когда из 11 заказанных самолетов государство выкупило только 2.

Теперь за 2000 г. уплачены все налоги. С учетом того, что долги реструктурированы. Предприятие работает устойчиво, и за последние 3 года ежегодный прирост объемов производства составил от 10% до 15%".

Причина того, что происходит вокруг завода, для генерального директора неизвестна.

Несмотря на потребность в квалифицированных кадрах слесарей-сборщиков, администрация завода рассматривает проблему сокращения некоторых рабочих мест. Планируется сократить 880 человек. Половину из них ЗАО берет обязательство трудоустроить внутри холдинга САЗ".

Холдинг САЗ в разное время включал от 50 до 80 предприятий и фирм.

"Подход к производству у Совета директоров — с государственных позиций. САЗ рассматривается как корпоративный гражданин. Стратегия предприятия связана с позицией государства в части промышленной политики: экономика должна быть социально-ориентированной. Поэтому завод должен уметь делать то, что требуется в настоящее время обществу. Так, начат выпуск продукции для сельского хозяйства и для городского жилищно-коммунального хозяйства; катеров и яхт".

Пока путь завода таков: ежегодный выпуск одного нового и пяти модернизированных самолетов (в том числе после ремонта).

Использованные материалы:
С. Маринин. САЗ набирает высоту // Бизнес. 1998. №7.
Егошин А. ЗАО "САЗ": по слухам и достоверно // Деловая газета. 2001. №21