|
|||||||||||||
ОАО "Саратовский Подшипниковый Завод" Адрес: 410039, г. Саратов, просп. Энтузиастов, 64 А Подшипник — обязательная часть любой машины, без него не взлетит самолет, не будут двигаться автомобиль, комбайн, работать станок. До 1932 года наша страна не имела подшипниковых заводов, покупала подшипники в других странах за золото, поскольку требовалось их много (в 1930 году потребность составила 4 млн. штук). В 1932 году вступил в строй действующих первый отечественный подшипниковый завод в Москве, а в 1935-м Экономсовет при СНК СССР решил построить еще один завод, в Саратове — мощностью 50 млн. штук подшипников в год. Рассматривалось 6 вариантов мест для строительства, и решено было строить завод на большом пустыре за городом, между заводами комбайнов (авиационным) и нефтеперерабатывающим. В Саратове не было готовой строительной организации, она была создана и названа "Заводстрой "Шарикоподшипник". Первая важная дата в истории завода — 8 апреля 1938 года — день закладки фундамента первого корпуса. В его основание каменщиком С.И. Курицыным была заложена бронзовая мемориальная доска. Первые подшипники были выпущены 11 февраля 1941 года. Изготовили их в экспериментальном цехе, который возглавлял O.K. Пязоке, участник проектирования предприятия. 11 февраля 1941 года традиционно считается днем рождения завода, а 15 февраля предприятие получило имя — ГПЗ-3. По проекту предприятие было задумано как завод тракторных и комбайновых подшипников, т.е. наиболее легких в производстве и массовых. Но начавшаяся Великая Отечественная война заставила сразу же научиться производить сложные подшипники специального назначения. И коллектив успешно выдержал ответственный экзамен. Военные страницы — самые трагические в истории завода. Люди работали на износ, же жалея себя ради Победы. Отступать было не куда: до начала 1942 года ГПЗ-3 был единственным в стране, выпускавшим подшипники для военной техники, поскольку в Саратов эвакуировались работники московского родственного предприятия и технологическое оборудование, которое смонтировали всего за полтора месяца. Работы велись по 12 часов в две смены. Завод практически не отапливался, хотя для обогрева были установлены паровозные котлы, не хватало дров и угля. Не было и никакого сообщения с городом — трамваи не ходили. Тяжело было с водой, питанием. Но, стремясь помочь бойцам, сражающимся с врагом, работники ГПЗ-3 преодолевали все трудности. 25 и 26 июня 1942 года первым из промышленных предприятий города фашисты бомбили завод. 26 рабочих погибло, 35 было ранено. Но работы продолжались. В декабре 1942 года число стахановцев и ударников составило 23% от общего числа рабочих. Лучших из них наградили орденами и медалями СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1944 года за успешное выполнение заданий правительства по обеспечению подшипниками авиационной, танковой и автомобильной промышленности ГПЗ-3 был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 33 работника предприятия удостоились высоких правительственных наград. В 1946 году началась первая послевоенная пятилетка, разворачивается строительство корпуса для цеха прецизионных подшипников, организуется экспериментальная мастерская, позволившая найти решение ряда сложных производственных задач. Проходит первое собрание рационализаторов, число которых достигло 200 человек. Лучшие из них: начальник роликового цеха М.И. Лаптев, мастер сепараторного цеха В.М. Фомин, механик цеха роликовых подшипников Л.С. Каганов, мастер инструментального цеха Г.А. Егоров были занесены в заводскую Книгу почета. В мае 1946 года поступает на работу слесарем в инструментальный цех А.В. Воронцов и через год создает свой первый автомат для сборки велосипедных подшипников. Ему, человеку, постоянно нацеленному на создание нового, более эффективного, на счету которого 160 внедренных рацпредложений и 18 авторских свидетельств об изобретении, в 1965 году присвоено почетное звание "Заслуженный изобретатель РСФСР". Впервые в стране, в 1951 году, завод начал выпуск железнодорожных роликовых подшипников, что позволило перевести подвижной состав советских железных дорог на подшипники качения вместо букс. В 1957 году предприятию окончательно определили годовую производственную мощность в 50 млн. подшипников в год, закрепили его специализацию. Установленные ему тогда конструктивные группы подшипников он делает и сейчас. В этом же году были созданы отдел автоматизации и механизации производственных процессов, а на базе экспериментального цеха - цех новой техники. Эти подразделения стали ведущими в обеспечении технического совершенствования производства. А спустя четыре года, в 1961-м, ГПЗ-3 впервые демонстрировал свои достижения на главной выставке страны - ВДНХ. В дальнейшем завод был ежегодным ее участником, много раз награждался дипломами, а работники завода - медалями выставки. В 1966 году, к 25-летию завода, в торжественной обстановке в цехе шариковых подшипников был собран 500-миллионный подшипник. В этом же году первую Звезду Героя Социалистического Труда получила шлифовщица цеха № 15 А.В. Нуждина. Всего за самоотверженный труд награждены орденами и медалями 676 работников предприятия. В 1971 году завод первым в подшипниковой промышленности аттестовал 20 типов выпускаемых подшипников на Государственный Знак качества. 1976 год — заводчанами выпущен миллиардный подшипник, прецизионный, особоточный. И последующие годы на предприятии активно развивалось производствоособоточных подшипников для станкостроения, авиации, космической техники. Первые в подшипниковой промышленности автоматические роторные линии для производства и сборки игольчатых подшипников ЛКП-1 и ЛКП-2 были введены в эксплуатацию в 1977 и 1978 годах. Для их разработки был создан конструкторский отдел автоматических роторных линий, который возглавил А.Г. Блажнов. С целью морального поощрения передовиков производства в 70-е годы на заводе вводятся почетные звания: "Лауреат премии ГПЗ-3" (удостоены 10 человек), "Заслуженный рабочий ГПЗ-3" (341 человек), "Заслуженный мастер ГПЗ-3" (32 человека), "Ветеран ГПЗ-3" (7 тысяч человек), "Почетный ветеран ГПЗ-3" (более 800 человек). За время существования завода его возглавляли более 10 директоров, наибольший вклад в развитие производства и социальной сферы внесли Виктор Иванович Федоров-Цицин (с 1951 по 1957 год), Игорь Константинович Ховрин (с 1964 по 1970 год), Иван Андреевич Яшкин (с 1970 по 1994 год). В марте 1994-го предприятие преобразуется в открытое акционерное общество "Саратовский подшипниковый завод", и в сложных условиях перестройки экономики на рыночные отношения генеральным директором его становится Анатолий Михайлович Чистяков, сумевший вывести предприятие на новый уровень развития. В следующем году ОАО "СПЗ" первым в подшипниковой промышленности и Саратовской области получило "Аттестат на право метрологической поверки средств измерений". В декабре 1996 года на все четыре конструктивные группы подшипников, выпускаемые ОАО "СПЗ", получен сертификат качества международной фирмы "Ллойд Регистр". В настоящее время по показателям производственной и социальной деятельности ОАО "СПЗ" уверенно входит в тройку лучших заводов подшипниковой промышленности страны и в десятку ведущих европейских подшипниковых производств. С 1957 года на предприятии начинает развиваться новое производство — собственное станкостроение. За эти годы на заводе было разработано и изготовлено! более 20 новых моделей станков позволяющих провести механизацию, автоматизацию технических процессов изготовления подшипников, улучшить качество продукции. В настоящее время закончена разработка и проведены испытания прибора вихретокового контроля, заменяющего метод химического травления деталей, технологически устаревшего. В состав прибора входит универсальное сканирующее устройство, вихретоковый преобразователь, персональный компьютер и устройство сопряжения. Внедрение новой технологии позволит намного улучшить условия труда рабочих, высвободить значительные площади, снизить производственные расходы, нейтрализовать токсичные отходы. С целью более эффективной организации научного поиска и практического использования результатов исследований в 2000 году на базе ОАО "СПЗ" совместно с СГТУ создан Институт точного машиностроения (ИТМАС). Здесь занимаются реальной научно-исследовательской работой, а студенты имеют возможность пользоваться Интернетом и современными системами автоматизированного проектирования. Высокой технологической эффективностью отличаются созданные учеными и специалистами ИТМАС суперфинишные автоматы. Они работают по новой многобрусковой технологии и позволяют с высокой производительностью и качеством выполнять обработку деталей всего в один технологический переход, тогда как ведущие зарубежные производители подшипников могут вести подобную обработку только в два-три перехода. Суперфинишные станки ОАО "СПЗ" поставляет и другим предприятиям, они уже составили конкуренцию лидерам мирового станкостроения — фирмам "Супфина" и "Теленхауз". Сейчас сотрудники ИТМАС работают над созданием уникальной автоматизированной линии по выпуску высокоточных изделий для машино- и приборостроения. Создание такой линии позволит оснастить производство оборудованием, которое в 3-4 , раза увеличит производительность обработки, в 6-8 раз снизит трудоемкость, повысит качество и обеспечит высокую конкурентоспособность продукции на мировом рынке. Сегодня ОАО "СПЗ" - это не только около 3 тысяч наименований подшипников широкого применения, но и товары народного потребления, комплектующие изделия для автомобилей, суперфинишные станки, контрольно-сортировочные автоматы, моечное оборудование, продукция производственно-технического назначения, строительные материалы и конструкции. Нельзя не уделить внимания и деятельности руководства предприятия и заводчан по развитию собственной строительной базы созданию сети объектов социальной сферы. С начала 70-х годов ежегодно вводилось в строй более 5 тысяч квадратных метров жилья строительными организациями по генподряду и 2,5 тысячи квадратных метров хозспособом. С 1970 по 1990 год построено 32 объекта, 11 - этажное здание заводоуправления, общежитие для молодых рабочих на 515 мест, два детских комбината, машиностроительный техникум и много других объектов. В настоящее время ведется сооружение пяти многоэтажных жилых домов, сдана в эксплуатацию первая очередь 12-этажного дома по улице Барнаульской, производятся отделочные работы на строительстве хирургического корпуса медицинского комплекса. Далеко за пределами завода известны качество обслуживания, компетентность специалистов и современность методов диагностики в этом комплексе, а база отдыха "Зеленая гряда", существующая с 1966 года, на сегодняшний день единственная из подобных баз отдыха на берегу Волги, используемая по назначению. Сознавая значение религии в духовном возрождении России, руководство акционерного общества вышло с предложением в Саратовскую епархию построить рядом с заводом православный храм. Работы по сооружению храма Всех Святых в земли Российской просиявших, начатые заводскими строителями в апреле 2000-го, планируется завершить в декабре текущего года. Итак, шестидесятилетняя история завода ярко свидетельствует: у его коллектива стойкий, мужественный характер. Решая локальные задачи, здесь стремятся, чтобы выход из сложившейся ситуации был комплексным, позволяющим продолжить движение на новом системном уровне. Здесь не прячутся от необходимости менять систему работы, напротив, ищут все новые и новые пути развития. Когда в 1994 году предприятие стало акционерным обществом и должно было действовать по законам рыночной экономики, то есть само решать, сколько производить продукции, куда поставлять, по какой цене в зависимости от рыночной конъюнктуры, было создано управление маркетинга — подразделение, занимающееся изучением этих вопросов. А самое важное — здесь трудится более 6,5 тысяч человек, и число рабочих неуклонно растет, поскольку создаются все новые и новые рабочие места в неустанном поиске новых путей развития предприятия.
|