География История Экономика Образование Культура Личности

ОАО "Троллейбусный завод"

Адрес: 413105 Саратовская обл., г. Энгельс. Тел.: (845 11)91 301,91 1 52
Тел./факс:(845 11)63945,62247


Трудно представить современные городские улицы многих стран без такого вида траспорта, как троллейбус. Это действительно очень удобный транспорт - шума от него немного, экология города страдает минимально, пассажиров перевозит по любой погоде. И с каждым годом на улицах появляются все более новые и совершенные модификации троллейбусов - знай себе "вершат по бульварам круженье". И что очень приятно, большинство троллейбусов нашего, российского производства.

Вот уже более полувека работает на волжских берегах в городе Энгельс троллейбусный завод. Сейчас он называется ОАО "Троллейбусный завод", или "Тролза", а многие десятилетия был известен как завод имени Урицкого.

А свою историю предприятие ведет от небольшого заводика, основанного в 1868 году генералом С.И. Мальцевым для постройки железнодорожного транспорта. Находился этот завод в селе Радица Брянского уезда Орловской губернии. Это было небольшое производство, которое, тем не менее, выпускало классные пассажирские вагоны и даже построило два парохода.

В 1918 году завод был национализирован, а в 1926 переименован в Государственный вагоностроительный завод им. Урицкого.

После начала Великой Отечественной войны произошла эвакуация на Волгу. В августе 1941 года в г. Энгельс прибыли первые эшелоны с оборудованием и рабочими на территорию трактороремонтного завода, которая была выделена для эвакуированного предприятия и находилась неподалеку от станции Покровск. Люди трудились практически день и ночь, и уже в сентябре 1941 года дали первую продукцию - 76-миллиметровые артиллерийские снаряды со стальными оболочками боеголовок, которые хорошо пробивали танковую броню.

В 1943 году заводу были отпущены большие средства на строительство новых цехов, а затем был получен привычный заказ - на восстановление подвижного железнодорожного состава, а с 1946 года - на строительство новых грузовых вагонов.

Время диктовало свои условия - в 1951 году ряд вагоностроительных предприятий по решению правительства был переориентирован на выпуск городского транспорта.

С тех пор минуло более полувека. Завод жил и живет точно так же, как и вся наша страна. С изменением экономической политики завод далеко не стразу нашел свою нишу. Появились неведомые при советском строе конкуренты, исчезла запрограммированность в ассортименте и смене технологий.

Работа в новых условиях потребовала улучшения качества машин, повышения их надежности, электробезопасности, экономичности, новых подходов в области маркетинга. И коллектив завода успешно справляется со всеми проблемами.

Совместно с германской фирмой "Симонес" и АЭК "Динамо" изготовлен троллейбус "Тролза 52643". В короткое время была изготовлена новая машина "ЗиУ 52642", которая очень комфортабельна, электробезопасна, позволяет экономить до 20 процентов электроэнергии.

Эта машина позволила заводу выиграть международный тендер Всемирного банка по поставке троллейбусов в Монголию.

"Тролза" выходит и на международный уровень. Разрабатываются бизнес-планы на поставку троллейбусов в Мексику, Индию и другие страны.

Недавно завод выиграл международный тендер под кредит МБРР в рамках проекта "Городской общественный транспорт РФ" по капитальному ремонту 55 троллейбусов для городов Омск, Тверь, Саранск на сумму 2201100 долларов США. Совсем скоро станет известен результат тендера на поставку 40 троллейбусов в г. Ашхабад (Туркмения), и заводчане надеются, что именно они выиграют. В ближайшей перспективе участие еще в нескольких тендерах.

Коллективом завода разработан и изготовлен опытный образец пятидверного троллейбуса "ЗиУ 6206" - машины будущего. Этот троллейбус очень понравился мэру Москвы Ю.М. Лужкову, который увидел его при посещении завода "Тролза". Лужков обещал профинансировать изготовление серии этих машин, взяв на себя эксклюзивное право их реализации как для Москвы, так и для других городов России.

Надо также отметить, что крупнейший в мире производитель троллейбусов, обладающий мощностью для выпуска 2500 машин в год, предлагает не только поставку троллейбусов, но и запчастей к ним, а также гарантийное обслуживание.

Кроме своей непосредственной производственной деятельности, "Тролза" предлагает клиентам также услуги по участию в формировании городской и региональной программы развития троллейбусных перевозок с учетом финансово-экономических, технологических и коммерческих возможностей региона, организацию обучения обслуживающего персонала и многие другие коммерческие проекты.

ОАО "Троллейбусный завод" всегда готово рассмотреть предложения по совместному изготовлению троллейбусов путем создания СП со всеми заинтересованными сторонами..

Потребителями продукции являются 87 городов России, города стран СНГ, Восточной и Юго-Восточной Европы (Венгрия, Польша, Югославия, Болгария, Греция), а также Латинской Америки (Аргентина, Колумбия) и Монголии с организацией троллейбусного движения.

Использованные материалы:
Н. ПОЛУЛЯХ, генеральный директор ОАО "Троллейбусный завод". Транспорт будущего века // Бизнес. 1998. №7.