География История Экономика Образование Культура Личности

ООО "Югтрансгаз"


История ООО "Югтрансгаз" фактически начинается с октября 1942 года, когда по 16-километровому газопроводу природный газ был подан из Елшанского месторождения на Саратовскую электростанцию.

Сейчас даже трудно представить, что вокруг небольшой вышки на первой газовой скважине никому не известного поселка Елшанка под Саратовом кипели страсти экспертной комиссии геологов, проектировщиков и строителей. Но именно так закладывалось первое звено новой в стране отрасли - газовой. А первооткрывателями Елшанского, а затем и Курдюмского месторождений газа стали геолог И.И. Енгуразов и профессор Саратовского госуниверситета Б.А. Можаровский.

В июне 1942 года в Елшанке была пробурена еще одна скважина, которая также оказалась высокопродуктивной, что позволило специалистам сделать заключение об открытии месторождения с промышленными запасами природного газа. И уже вскоре началась его эксплуатация. Значение этого факта трудно переоценить, особенно если учесть драматическую обстановку того периода на фронтах Великой Отечественной войны.

Июль 1942 года. В Саратове электростанции, заводы и фабрики по выпуску военной продукции вот-вот остановятся — нет топлива.

В ту пору внимание всего мира было приковано к Сталинграду, где в сражении на Волге решалась судьба второй мировой войны, судьба нашей страны, народов большинства государств Европы.

В такой обстановке Совнарком СССР принимает 5 сентября 1942 года постановление "Об эксплуатации природного газа Елшанского месторождения в Саратовской области и снабжении этим газом Саратовской ГРЭС".

Тысячи горожан-патриотов вышли на рытье траншей под газопровод. Работа велась круглосуточно. Сварщики работали по ночам под колпаками, чтобы соблюсти светомаскировку.

Через 35 дней и ночей, 28 октября 1942 года, газопровод протяженностью 16 километров подал первые кубометры газа в топки Саратовской ГРЭС.

18 января 1943 года Елшанский газ пришел на Саратовскую ТЭЦ. Электростанции СарЭнерго получили прочную топливную базу. Вскоре на местный газ перешли ведущие промышленные предприятия, хлебзаводы и бытовые учреждения города.

Еще не закончилась война, еще за победно продвигающимися на Запад войсками шли эшелоны с военной техникой и боеприпасами, еще вся страна жила только одним лозунгом — "Все для фронта, все для победы", а Государственный Комитет обороны СССР принимает в конце 1944 года решение о строительстве 800-километрового газопровода для обеспечения газом промышленности и населения столицы страны. Это была первая послевоенная стройка в России.

На строительство газопровода Саратов—Москва как в бой шли солдаты, сменившие автоматы на лопаты. Но подавляющее большинство строительных отрядов составляли женщины, девушки и подростки. На стройку выходили целыми селами, колхозами и бригадами. Практически все работы производились вручную.

О сложности строительства говорят хотя бы такие факты: трасса протяженностью 843 км пересекала 80 больших и малых рек, в их числе — судоходные Цну, Оку, Москва-реку, 125 км лесных массивов и болот, десятки населенных пунктов, шоссейные и железные дороги. На объекте ежесуточно работало до 30 тысяч человек. Десятки заводов машиностроения, приборостроения, тяжелого машиностроения, электропромышленности и других отраслей изготовили почти 9 тысяч наименований различного оборудования и материалов, необходимых газопроводу.

Строители возвели шесть поршневых компрессорных станций общей мощностью 35 тысяч лошадиных сил. Этим были заложены основы создания и развития в стране новых типов компрессоров и газоперекачивающих агрегатов. На трассе были внедрены многие технические, технологические и организационные новшества. Ученые и специалисты в те годы проложили пути к основам современной организации, сооружения и эксплуатации магистральных газопроводов высокого давления, определили главные направления в создании специальной техники, обучили кадры строителей и эксплуатационников.

За стройкой следила вся страна. И она завершилась за фантастически короткий срок. В июле 1946 года природный газ уже горел в квартирах москвичей.

Так была пробита брешь в стене консерватизма по ориентации топливно-энергетической стратегии экономики страны на уголь, нефть, торф и дрова.

Именно на строительстве магистрали Саратов—Москва закладывался тот фундамент опыта и корпоративных традиций газовиков, который потом обогащался и укреплялся на создании газовых магистралей Ставрополь—Москва, Средняя Азия — Центр, Бухара - Урал, "Сияние Севера", Уренгой-Помары–Ужгород и сейчас служит при сооружении трансконтинентальных газовых магистралей Ямал—Европа. "Голубой поток".

Вторым важнейшим этапом формирования коллектива ООО "Югтрансгаз" стали 60-е годы — один из важнейших периодов развития отечественной газовой промышленности. В это время были открыты крупнейшие месторождения газа в Узбекистане и Туркмении.

В июле 1966 года руководство страны приняло решение о строительстве первой очереди магистрального газопровода Средняя Азия-Центр протяженностью свыше 2000 километров и с пропускной способностью 10,5 млрд. кубометров газа в год. Фактически начиналось сооружение одной из крупнейших в мире газотранспортных систем. Вдоль газопровода предстояло построить десятки компрессорных станций с комплексом жилых домов и культурно-бытовых объектов. Гигантской магистрали предстояло преодолеть около 300 естественных и искусственных преград, в том числе такие крупные реки, как Амударья, Эмба, Урал, Волга, Ока. Задача была грандиозная. На ее выполнение были брошены мощные силы. На строительстве применялись лучшие технические достижения того времени: мощные землеройные и подъемные механизмы, аппараты для автоматической сварки и контроля качества швов, машины для изоляции труб. Все это и многое другое значительно облегчило труд строителей, повысило его производительность. На стройку были собраны лучшие специалисты, лучшие руководители.

Саратов стал центром строительства, поскольку именно здесь находилась дирекция строящегося газопровода, на базе которой потом было создано газотранспортное управление "Саратовтрансгаз", трансформированное в Главное управление "Югтрансгаз".

Темпы работ оказались настолько высокими, что значительно сократили сроки строительства. Первую очередь газопровода намечали сдать в 1968 году, но она вступила в действие уже в 1967 году. Газопровод сдавался участками, и первым прошел испытание и вступил в строй основной участок — Кунград—Петровск.

Приказом Министерства газовой промышленности от 4 августа 1967 года № 369 эксплуатация этого участка была возложена на созданное в Саратове управление "Средазцентр". Этим же приказом на базе существовавших отделений были организованы районные управления магистрального газопровода — в Кульсарах, в Бейнеу, Индерборге, Александровом Гае, Елшанке и Среднеазиатское управление магистральных газопроводов, на которое была возложена эксплуатация подводящих газопроводов и магистрального газопровода от Кунграда в сторону юга.

К этому же времени было закончено строительство компрессорных станций в Александровом Гае и Мокроусе, которые вошли в состав управления "Средазцентр".

А чуть позже, в сентябре, был сдан последний участок первой очереди газопровода от Петровска до кольцевого газопровода Московской области. Приказом Министерства газовой промышленности от 25 сентября 1967 года эксплуатация участка трассы от Петровска до 1863 км была возложена на Управление "Средазцентр", а эксплуатация остальной части трассы — на Московское управление магистральных газопроводов. Этим же приказом было организовано Башмаковское районное управление, тоже вошедшее в состав "Средазцентра".

Была создана крупнейшая по тем временам газотранспортная система.

Построенный великим трудом газопровод стал той артерией, которая начала питать ряд уже действующих газовых магистралей — Саратов—Горький—Черепвец. Северный Кавказ — Центр, Шебелинка—Канаково и другие. По сути дела это было началом создания новой географии расположения предприятий газовой промышленности, ее магистральных газопроводов, географии, которую затем продолжили и расширили Западная Сибирь и Якутия.

Интересно, что уже в то время был сделан вывод с четким предвидением: ускоренное развитие газовой промышленности, создание сверхмощных промыслов, транспортных магистралей из труб большого диаметра, использование крупнейших месторождений позволит в короткие сроки обеспечить промышленность и заселение страны дешевым топливом и сырьем, улучшить в центом топливно-энергетический баланс и будет способствовать техническому прогрессу, улучшению условий труда и быта населения. Тогда это было по сути мечтой, сегодня — это уже реальность. И воплотили ее в жизнь те, многие из которых и сегодня работают в газовой отрасли России.

Уникальность газотранспортной системы ставила перед многими отраслями промышленности серьезные проблемы по разработке и созданию мощных газоперекачивающих агрегатов, труб большего диаметра, арматуры и аппаратуры, средств связи, автоматики и телемеханики, способных безотказно работать в условиях полупустынь и пустынь.

Тогда о многом в практике создания и эксплуатации газопровода говорилось: впервые в мировой практике.

Например, впервые сооружался газопровод из труб диаметром 1200—1400 мм, что требовало одновременно создания новой строительной техники.

Всматриваясь с высоты сегодняшнего дня в даль тех давно минувших лет, с особой ясностью понимаешь: это было великое дело. Газопровод Средняя Азия - Центр стал важнейшим этапом развития не только газовой промышленности страны, но и всей ее экономики. Он оказал влияние на жизнь всей страны. Новый газопровод позволил улучшить газоснабжение Московской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской и ряда других областей. Он принес большой экономический эффект, заменив собой значительную часть дорогого твердого топлива. Он способствовал и улучшению экологической ситуации: исчез дым из многих заводских труб. Лучше стали условия труда и быта людей. Прокладка газопровода ускорила освоение малообжитых и пустынных районов, ведь одновременно с газопроводом были построены сотни тысяч квадратных метров жилья, а компрессорные станции стали центрами социально-экономической жизни тех населенных пунктов, в которых они располагались.

Газопровод Средняя Азия — Центр стал кузницей кадров. Здесь работали многие специалисты самого высокого класса, опытные руководители. Они передавали опыт более молодым, и многие из них стали затем отличными специалистами, работающими на предприятиях газовой промышленности и внесшими большой вклад в ее дальнейшее развитие.

И сегодня в коллективе ООО "Югтрансгаз" работают десятки руководителей подразделений и ведущих специалистов, сотни рабочих, которые участвовали в формировании предприятия, пройдя путь от создания этой крупнейшей газотранспортной системы до ее эксплуатации.

Вплоть до конца 80-х годов предприятие осуществляло транспортировку газа из Туркмении, Узбекистана, Казахстана, с месторождений Оренбуржья и северной части России в системы центральных и украинских газопроводов, а также на экспорт в европейские страны. С образованием СНГ на части газопроводов "Югтрансгаза" были созданы национальные газовые компании новых суверенных государств, а также газотранспортные предприятия в Волгограде и Самаре.

Сейчас коллектив ООО "Югтрансгаз" занимается магистральным транспортом природного газа, эксплуатируя почти 7 тысяч километров магистральных газопроводов и отводов различных диаметров. Здесь находятся узловые точки мощнейших магистральных газопроводов и крупные подземные хранилища газа, что позволяет не только бесперебойно снабжать голубым топливом потребителей Саратовской, Тамбовской и Пензенской областей, но и поддерживать в заданном режиме работу газотранспортных систем в других регионах России.

Подписание договора с Туркменией о поставках туркменского газа в Россию открыло новую перспективу для коллектива ООО "Югтрансгаз". Уже сейчас структурные подразделения предприятия готовы принимать до 50 млрд. кубометров газа, что и определено взаимными договоренностями на перспективу.

Газовики Туркмении, Узбекистана и Казахстана, с которыми вновь налаживаются деловые связи, уже высказывают пожелания задействовать газопровод Средняя Азия — Центр на полную мощность, что позволит не только восполнить дефицит "голубого топлива" в регионах России, но и транспортировать его в страны Западной Европы. Возможности для этого у "Югтрансгаза" есть, ведь коллектив предприятия обслуживает узловые точки мощнейших магистральных газопроводов и крупные подземные хранилища газа, что позволяет не только бесперебойно удовлетворять запросы потребителей, но и поддерживать в заданном режиме работу газотранспортных систем в других регионах России даже в чрезвычайных ситуациях. Достаточно сказать, что для этого создана единственная в России перемычка между несколькими крупнейшими газопроводами.

Понятно, что впереди предстоят большие дела, и коллектив ООО "Югтрансгаз", который за 55 лет своей истории накопил богатейший производственный опыт, создал свою инженерную школу, развил замечательные трудовые традиции, готов к решению новых задач.

Использованные материалы:
Витова Л. Этапы большого пути: Исторические вехи ООО "Югтрансгаз" // Деловая газета. 2001. №40.
Живописная губерния. Саратов, 2000.