География История Экономика Образование Культура Личности

ОАО "Волгодизельмаш" (Балаково)

Адрес:413600 Саратовская обл., г. Балаково, ул. Коммунистическая, 124
Тел.: (84570)4 17 13 Факс:4 11 42
Телетайп: 741458 ZAVOD ОАО "Волгодизельмаш"


Знаете ли вы, что... Что волжский город Балаково является родиной российского трактора. Первую в нашем Отечестве машину, которая должна была "прийти на смену крестьянской лошадке", построили здесь в начале века на заводе, созданном двумя предприимчивыми русскими людьми - братьями Мамиными Иваном и Яковом.

Начиналось же все 99 лет назад. Именно тогда, в 1899 году, в Балакове, который еще не имел статуса города, и возникло новое предприятие, которое официально именовалось так: "Специальный завод нефтяных двигателей братьев Маминых". Численность его персонала составляла 42 человека.

В первый период своего существования завод занимался ремонтом сельскохозяйственной техники и выпуском запасных частей к ней, а также специализировался на производстве калоризаторных нефтяных двигателей мощностью от 3,5 до 30 лошадиных сил. Этапным в истории предприятия стал 1908 год, когда здесь был изготовлен первый четырехтактный двигатель мощностью 9,5 л.с. с горизонтальным расположением цилиндра. В качестве топлива использовался газойль. В том же году завод объединил в своем составе три самостоятельных коммерческих отделения. Общее число работающих увеличилось до 1,5 тыс. человек. Расширилась номенклатура выпускаемой продукции. Основу ее составляли двигатели "Русский дизель" мощностью от 7 до 16 и от 20 до 40 л.с. Они послужили базой для выпуска таких машин, как упоминаемые сегодня только в исторических справочниках локомобили различной мощности и 20 сильных колесных тракторов с нефтяным двигателем высокого сжатия. В 1923 году состоявшееся в Москве собрание Политехнического общества официально признало основателя балаковского завода Я. Мамина пионером русского тракторостроения.

С первых лет продукция балаковских машиностроителей отличалась исключительно высоким качеством, экономичностью, оригинальными техническими решениями. Свидетельством тому стали высшие награды, полученные на международных выставках в Брюсселе, Милане, Париже, Лондоне, шесть серебряных медалей, завоеванные на престижных российских промышленных смотрах.

В последующие годы завод успешно развивался, приумножая свои традиции, превратившись в целое производственное объединение - ПО "Волгодизельмаш" (ныне акционерное общество открытого типа). Внимание было целиком сосредоточено на разработке и выпуске гаммы дизелей, находящих широкое применение в базовых отраслях промышленности, таких, как энергетика, судостроение, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, агропроизводство и ряде других. Продукция предприятия высоко котировалась на международных рынках и поставлялась в целый ряд стран.

Переход в конце 80-х - начале 90-х годов страны к формированию новых экономических отношений потребовал от руководства и коллектива "Волгодиэельмаша" изменения стратегии и тактики производственной деятельности, да и попросту стиля мышления. Как и другие крупные предприятия, объединение, преобразованное в акционерное общество, в полной мере испытало на себе все "ухабы" на пути рыночных реформ, ощутило последствия разрыва экономических связей между республиками бывшего СССР.

Ситуация многократно усугублялась еще и тем, что спад производства был особенно высок в машиностроении, на которое в первую очередь ориентирована продукция ОАО "Волгодизельмаш".

Однако рынок одновременно стал отличным учителем, хотя и очень суровым. Он заставляет выпускать только ту технику, которая пользуется спросом, ориентируясь на перспективные отрасли производства, искать новые рынки сбыта и постоянно повышать качество продукции, памятуя, что в условиях жесткой конкурентной среды об этом нельзя забывать ни на минуту.

Несмотря на все трудности, ОАО "Волгодизельмаш" экзамен выдержало. В этот период главные усилия были направлены на решение нескольких основополагающих задач. Во-первых, это повышение технических и экономических параметров выпускаемых изделий за счет внедрения передовых и ресурсосберегающих технологий, позволяющих балаковским двигателям быть более мощными, долговечными и в то же время менее материалоемкими, потребляющими меньше топлива, масла и т.д. Предприятие для этого обладает всеми возможностями: современным производственным оборудованием, таким как станки с ЧПУ известных в мире фирм "Берингер", "Шерман" и других, обеспечивающих высокий класс обработки узлов и деталей. Есть и собственные, разработанные на "Волгодизельмаше" оборудование и техника, позволяющие с особой точностью и качеством производить производственные операции.

В настоящее время акционерное общество выпускает 2 десятка видов дизелей, дизельгенераторов, силовых агрегатов. Приоритетное значение придается созданию двигателей для объектов энергетики, как одного из наиболее перспективных направлений. Год назад был освоен выпуск новой продукции - газовых двигателей для нефтяной промышленности, во многом превосходящих аналогичные мировые образцы. Производятся также дизели для нескольких марок тепловозов и для автомобилей "БелАЗ", грузоподъемностью 80 и 120 т.

Однако представление о предприятии было бы явно не полным, если не упомянуть о еще одной непременной составляющей любого современного передового производства - системе сервисного обслуживания. В акционерном Обществе этим занимается специализированная фирма "Волгодизельмашсервис". Она осуществляет быстрое и качественное техобслуживание дизелей; их текущий и капитальный ремонт на месте эксплуатации и снабжение запасными частями; фирменный базовый капремонт непосредственно на предприятии;

пусконаладочные работы по дизелям и силовым агрегатам; обучение специалистов по устройству, техническому обслуживанию и ремонту дизелей.

В составе ОАО "Волгодизельмаш" действует также экспериментальная лаборатория, имеющая статус базового испытательного подразделения Госстандарта РФ. Современное оборудование позволяет проводить здесь испытания по всем параметрам любых типов двигателей любого производства.

... На "Волгодизельмаше" никогда не забывали о своих корнях, всегда чтили традиции, с большим уважением отзывались об основателях предприятия - братьях Маминых. Мудрая наука философия утверждает, что все движется по спирали, явления повторяются, но на более высокой ступени развития. Судьба "Волгодиэельмаша" бесспорно подтверждает эту истину. Промышленности сегодня вновь особенно необходимы люди деловые, хваткие, предприимчивые - такие, какими были наши предшественники 100 лет назад. На предприятии они есть. А это значит, что у русских дизелей есть будущее.

Использованные материалы:
- Владимиров Л. Дело братьев Маминых живет и побеждает. Уже 99 лет... // Бизнес. 1998. №7.