Надеждино.
Путь к пейзажному реализму
Недалеко от Сердобска, у слияния рек Хопра и Сердобы, среди живописных берегов раскинулась известная усадьба Надеждино, названная так владельцем этих мест Александром Борисовичем Куракиным, прозванным "бриллиантовым князем". Он переименовал бывшее село Борисоглебское в село Надеждино и поселился там в конце XVIII века. "Сие прозвание, - писал брат "бриллиантового князя" Алексей Борисович Куракин, - изображает мысли, в то время утешительно его занимавшие…"
Еще с петровских времен земли эти были пожалованы прадеду А.Б. Куракина - Борису Ивановичу, который приходился свояком Петру I по первой жене Евдокии Лопухиной. После военной службы, отличившись в Азовских походах, битве под Нарвой, в знаменитом Полтавском сражении, командуя лейб-гвардейским Семеновским полком, Б.И. Куракин перешел на дипломатическую службу, уйдя в отставку.
Правнук его, Александр Борисович, был приближен к Екатерине II и являлся членом Государственного совета. Впавший в немилость за дружбу с цесаревичем Павлом, тридцатилетний князь Александр Борисович Куракин в самом расцвете придворной карьеры был удален в свое далекое родовое имение. Долгие годы опалы он таил надежду вернуться в Петербург. За неимением других дел Александр Борисович занялся благоустройством "глуши", решив приблизиться тем самым к светскому образу жизни. На возвышенном крутом берегу и высоком склоне реки, ставшем подиумом для дворца, в 90-х годах XVIII века Куракин возвел роскошный дворец по типу виденных им в юности Дармштадтского и Веймарского дворцов. К работе были привлечены крепостные мастера, крестьяне из различных деревень обширного имения.
"Я долго по неизвестной судьбе моей от сего строения удерживался. Наконец, сад мой и продолжающаяся одинаковость в моих обстоятельствах меня решили…" - писал Александр Борисович на девятом году своей ссылки.
Строительство дома началось осенью 1792 года. Автором проекта называли вошедшего тогда в моду Джакомо Кваренги. Однако брату в Петербург Александр Борисович сообщал, что внутреннее расположение начертил он сам и все три фасада сделаны по его мыслям. Вскоре появился ансамбль, о котором слух прошел и за пределами губернии. Окруженный каменной оградой дом, два полуциркульных фланкирующих флигеля. В глубине двора высился трехэтажный величавый дворец, вокруг, за Сердобой, простирались луга, окаймленные красивой извилистой рекой и дальше, за лугами, - вековой лес. У подножия откоса на берегу была устроена пристань с павильоном, к которому подходил серпантин - спуск от дворца до реки.
Огромный каменный дом с торжественным портиком включал в себя около восьмидесяти комнат, облицованных разного цвета алебастровыми массами, и домовую церковь. В саратовской усадьбе опальный князь создал целый двор. Бедные дворяне за большую плату принимали у него должности дворецких, управителей, даже шталмейстеров и церемониймейстеров. По его первому зову являлись секретарь, медик, капельмейстер и библиотекарь. Множество любезников без должностей составляли свиту князя и оживляли его "пустыню". Всякий день, даже в будни, за столом гремела у него музыка…
Кроме живописи художественное богатство надеждинской усадьбы составляла дорогая, редкой красоты и изящества мебель, изделия из французского фарфора, богемского стекла, мраморные скульптуры и другие произведения искусства. Здесь хранился огромный архив Куракиных.
С северной стороны дворца раскинулся обширный парк в английском стиле площадью более 100 гектаров, работы по разбивке которого шли в то же время, что и строительство самого архитектурного ансамбля. В структуре парка сочетаются две системы планировки: регулярная и свободная.
Регулярная, или радиально-лучевая, начинается от главного здания дворца широкой аллеей, пронизывающей с юга на север всю парковую территорию. По анализу И.К. Ежовой, "примерно на расстоянии 250 м от дворца на аллее была большая круглая площадка, на которой некогда стояла арка, зафиксированная на историческом генеральном плане. На продольной осевой длинной аллее, на ее пересечениях со свободно вьющимися дорожками были сделаны архитектурные или скульптурные акценты". Пять лучевых аллей веером расходились в восточную сторону от круглой площадки на основной аллее. Включая главную аллею, в общую композицию входили всего 7 подсобных аллей, из которых одна шла вдоль всего парка, с востока на запад. Она была более широкая и находилась под прямым углом к главной аллее. Каждая аллея-дорожка имела определенное затейливое название, пробуждающее сентиментальное настроение и напоминающее о приятных моментах из прошлого: Веселые мысли, Аленина, Милой тени, Гатчинская, брата Алексея, Отважная. На дорожках были площадки, в основном круглые, с павильонами и скульптурами. Одна из тех семи лучевых аллей называлась аллеей Антуанетты, так как она подводила к круглой площадке с домиком, посвященным Марии Антуанетте, который, к сожалению, не сохранился.
Храмы, беседки, галереи с символическими названиями, такими как храм Дружбы и Славы, галерея "Вместилище чувствий верных", храмы Истины, Верности, Терпения, фиксировали углы пересечения парковых дорожек и замыкали глубинные перспективы. Романтическая композиция парка создавалась на сочетании пейзажных и регулярных приемов организации его зоны. Влияние французского садово-паркового искусства чувствуется и в регулярной системе радиальных лучевых аллей, которая использовалась в XVIII веке в Царском Селе при создании Екатерининского паркового ансамбля.
После долгожданного вступления на престол Павла I князь был вызван в Петербург и осыпан милостями. Но дружба Александра Борисовича с неуравновешенным и подозрительным императором неожиданно оборвалась. Возможно, из-за слишком уж непринужденных отношений с императрицей Марией Федоровной и фавориткой императора Е. Нелидовой. Куракин вновь не по своей воле отправляется в Надеждино и живет здесь около двух лет.
В Надеждине родился побочный сын "бриллиантового князя", его любимый воспитанник Александр Николаевич Сердобин, получивший фамилию по названию речки Сердобы, а в придачу к ней и титул барона. Опекаемый князем и его бесчисленной дворней, мальчик получил впоследствии самое изысканное воспитание. Александр Борисович Куракин был прощен и призван ко двору незадолго до смерти Павла I. Князь вернулся к дипломатической службе и во время царствования Александра I находился в Вене и Париже. В своем великолепном имении он больше не бывал. При наследниках усадьба пустовала и постепенно стала приходить в упадок. Значительная часть имущества была вывезена в столицы, в тверские и орловские имения Куракиных. Надеждинский парк медленно умирал.
Некоторое оживление наблюдалось в Надеждине в семидесятых годах XIX века при А.Б. и Ю.Ф. Куракиных. Была восстановлена домовая церковь. С 1882 года в усадьбе постоянно жил Ф.А. Куракин (1842-1914). Последний владелец Надеждина из рода Куракиных принимал участие в работе Саратовской ученой архивной комиссии. На его средства на рубеже XIX-XX веков был частично издан семейный архив…
Около 1910 года Куракин продал усадьбу купцам Асеевым.
В 1921 году свободный художник и архитектор из Сердобска М.М. Черемисинов произвел обмеры и вычертил планы дворца Куракиных в Надеждине. А на следующий год пожар начисто опустошил некогда роскошный дворец.
Не сбылись слова устроителя Надеждина А.Б. Куракина: "Если не удастся мне сим домом пользоваться и в нем жить, пусть же останется он здешнему месту прочным украшением и памятником обо мне".