География История Экономика Образование Культура Личности

Ершовский район


Ершовский район расположен в центральном Левобережье. Площадь - 4,2 тыс. кв. км. Население - 54,6 тысячи человек, в том числе в городе Ершове - 25,1 тысячи, 62 сельских населенных пункта.

Район расположен в сухостепной зоне в пределах Сыртовой равнины. Это второй по величине район области, имеет крупное месторождение щебня и источники минеральных вод.

В экономике преобладает аграрное направление с зерно-животноводческой специализацией. Здесь 22 сельскохозяйственных акционерных общества, 2 колхоза, совхоз, 3 опытно-производственных хозяйства. Район обладает крупным массивом орошаемых земель на базе Саратовского канала. На его территории находится известное в России ОПХ "Ершовское". Промышленные предприятия специализируются на переработке сельскохозяйственной продукции, ремонте сельскохозяйственной техники, производстве строительных материалов. Имеются предприятия железнодорожного транспорта и железнодорожный узел.

Ершов основан в 1894 году, с 1963 года - город.

Работают музыкальная и спортивная школы, ПТУ. На территории района находится бальнеогрязевой курорт им. Чапаева.

Ершов - родина академика ВАСХНИЛ ботаника И.В. Ларина.


Когда, же родился населенный пункт Ершов? Скорее всего, в 1892-1893 годах, в начале строительства заволжской линии Рязано-Уральской железной дороги. В крохотном поселке Ершов, в 186 километрах от Саратова, строили станцию и железнодорожные пути. Метр за метром строили бывшие крестьяне железную дорогу, возводили станционные постройки и различные сооружения, необходимые для эксплуатации будущей дороги.

Несколько версий существует о происхождении названия города Ершова. Одна из них такова. Строительство линии от Мокроуса до Дергачей было поручено опытному инженеру Ершову. На почти равном расстоянии от Урбаха и Озинок, на месте, где буйно росла трава и на многие версты простирались бескрайние степи да одиноко стоял домик первопроходцев, инженер построил себе конторку, предполагая соорудить на этом месте станцию для остановки паровозов. И потянулись к конторке Ершова в поисках работы люди. Рядом с будущей железной дорогой, в небольших деревнях и селениях, помещики и кулаки "во время весенних полевых работ платили поденную плату конному рабочему, на своих харчах 1 рубль 20 копеек, пешему - 70 копеек, работнице - 20 - 50 копеек, а на уборке хлебов и того меньше: конному рабочему - 85, пешему - 45, работнице - от15 до 20 копеек". А на строительстве дороги хоть невелик заработок, но зато постоянный.

- Куда идешь? - спрашивали друг друга встретившиеся на степных дорогах путники.
- К Ершову! Как там?
Со временем строящееся селение стали называть Ершов.

Есть также предположения, что будущий город был назван по фамилии помещика, некогда владевшего этой землей, или инженера-геолога, проводившего первые изыскания. Вырастали в степи станционные сооружения, в поселок прибывали новые жители, купцы и предприниматели строили хлебные амбары, склады, открыли магазины и лавки. Недалеко от станционных построек сделали несколько бараков для рабочих, чуть поодаль жались друг к другу крестьянские домишки - мазанки с плоскими крышами. В поселке была церковь, два трактира, винная лавка, десять кабаков, или питейных домов.

В 1892 году была устроена плотина на реке Малый Узень, в результате образовался большой пруд, который позже назвали Казенным.

25 октября 1894 года был открыт участок Покровск-Уральск. 28 августа-1895 года вступила в строй ветка Ершов-Николаевск. Позже, с 1910 года, Ершов выполнял роль перевалочной базы. На станции грузы из вагонов ширококолейного пути перегружались в маленькие вагончики, и паровоз "кукушка" тянул их, скрипя буфера.

На станции работало свыше 160 человек. В темных бараках кроватями служили нары, не было воды, семьи жили, отделенные друг от друга тряпочными занавесками, всюду была непролазная грязь. Большинство рабочих квартировали в избушках и мазанках соседних деревень, сами строили землянки около железнодорожного полотна. Другие арендовали землю у богача Решетникова и строили там свои избушки. Плату он устанавливал разбойную: 50 копеек за квадратную сажень в год: Вот почему первые улицы Ершова между улицами Крестьянской и Терешковой имеют крошечные дворики, примерно 14 метров шириной и 20 длиной ....

Тяжелый труд и нищенская жизнь рабочих вызывали массовые заболевания, приводили к быстрому истощению людей.

Ершов рос. Развитию станции дала толчок дорога. В 1897 году Ершов впервые упомянут в отчёте земской управы Новоузенского уезда как населенный пункт. В 1898 году в Ершове начали строить паровозное депо, которое было сдано в эксплуатацию только в 1902 году. Одновременно шло строительство мастерской по мелкому ремонту узкоколейных паровозов. В 1900 году в Ершове начали открываться частные предприятия купцов-владельцев магазинов: Власова, Чакаева, Шевякина, Беккера, Калезина, Арбузова, Тимофеева и других. Несколько позже Власов открыл гостиницу "Номера".

Использованные материалы:
- Валеев В.Х., Кузнецов С.П. Город Ершов. Саратов, 1984.
- География Саратовской области. Саратов, 1997.
- Два века губернии. Саратовский край - из прошлого в настоящее. Саратов, 1997.
- Живописная губерния. Саратов, 2000.
- Саратовской губернии черты. Саратов, 1997.