География История Экономика Образование Культура Личности

Саратов


Если бы среди российских городов был объявлен конкурс на "самое-самое" или "самое, первое", то по ряду номинаций несомненную победу одержал бы Саратов. Здесь самый длинный в стране мост - 3,5-километровая автомобильная магистраль через Волгу. Саратов - родина первого в России цирка и первой в провинции консерватории. На саратовской земле "обрел крылья" и приземлился первый космонавт планеты - Юрий Алексеевич Гагарин, один из первых российских демократов Николай Гаврилович Чернышевский - уроженец Саратова.

Саратовская область расположена на Волге - "главной улице России". Отрезок реки на ее территории составляет 420 километров. С Волгой же связаны многие страницы истории края. На севере он начинается с города Хвалынска, названного так по прежнему имени Каспийского (Хвалынского) моря, куда впадает Волга. А недалеко от южной оконечности области находится сорокаметровая скала, с которой связано романтическое предание. Это легендарный утес Степана Разина. Помните? "Есть на Волге утес, диким мохом оброс от вершины до самого края..."

На Волге расположены крупнейшие города области - Хвалынск, Балаково, Вольск, Маркс, Энгельс, сам областной центр. Что касается Саратова, то его история примечательна: город дважды "переходил" через Волгу. По одной из версий Саратов был основан летом 1590 года как крепость для охраны Волжского пути на правом, высоком берегу Волги князем Засекиным и боярином М. Ф. Туровым. Сгорел в 1613 году и был вновь отстроен на левом берегу Волги в устье реки Саратовки в 1616 - 1617 годах, напротив теперешнего своего местоположения. Наконец, в 1674 году по указу царя Алексея Михайловича - "Саратов на горах делать новый" - город вернулся на старое место.

В 1670 - 1671 годах Саратов был одним из центров Крестьянской войны под предводительством Степана Разина, а в 1773 году город был взят отрядами Емельяна Пугачева.

С 1708 по 1739 г.г. Саратов неоднократно менял свою административную принадлежность, входя в состав то Казанской, то Астраханской губерний. И лишь только в 1780 году Саратов становится самостоятельным центром, главным городом Саратовского наместничества. Однако спустя год с небольшим после официального открытия наместничества название наших краев все-таки изменилось. Произошло это несколько странно: без положенного в таких случаях указа или другого распоряжения свыше. Просто слово "наместничество" с апреля месяца 1782 года стало постепенно исчезать из документов. Его заменило другое - "губерния". С 1782 года Саратов - центр Саратовской губернии, хотя официальный документ о переименовании так и не был найден.

23 августа 1781 года императрицей Екатериной II высочайше был утвержден герб города Саратова, как центра Саратовского наместничества: “В голубом поле 3 стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами”. Составлен был герб в 20-е годы XVIII столетия графом Франциском Санти в лучших традициях геральдической науки: строгий щит, слегка округленный снизу; всего два цвета - голубой и серебряный, которые придают гербу легкость, а по геральдическим правилам обозначают величие и красоту города, ясность неба над ним и чистоту вод около него; всего одна фигура на щите, гармонично составленная из трех одинаковых предметов - трех серебряных рыб.

За 300 лет существования саратовского герба не раз предпринимались попытки как-то его видоизменить. Император Николай Первый в 1851 году повелел пририсовать над щитом корону. Главный столичный герольдмейстер барон Бернгард Кене вдруг расположил вокруг щита дубовые венки, перевитые орденской лентой. Некоторые художники пытались изменить форму щита, делая ее более округлой и легкомысленной.

К чести современной Саратовской городской Думы, решавшей в 1997 году каким быть "важнейшему отличительному знаку" города, надо отнести постановление, которым Саратову оставлен самый первый его герб, созданный еще при Петре Великом.

В XVII—XIX веках Саратов - важный торгово-промышленный центр, крупный перевалочный пункт на водном и сухопутном путях. Основные статьи торговли - рыба, соль, зерно.

При основании города в нем проживало около 400 человек взрослого мужского населения, а уже в 1780 году - 14 тыс. человек. С переселением в Саратов немцев (137 человек) и старообрядцев, основавших за городской чертой особые слободы, число жителей возросло к 1811 году до 27 тыс. человек. С 1813 года в Саратов ссылали пленных французов, которых использовали на общественных работах. Многие из них остались потом здесь, приняли русское подданство. В конце XIX века Саратов был одним из благоустроенных городов России с мощеными улицами, в центральной части города с асфальтированными или каменными тротуарами. В 1856 - 1857 годах был проведен первый водопровод с деревянными трубами, который позднее, в 1876 году, был заменен на новый. Впоследствии город был телефонирован.

В 1895 году в Саратове насчитывалось 57 каменных и 7 деревянных храмов (православный женский монастырь и православные церкви, 9 старообрядческих молелен, лютеранская церковь, мечеть, синагога, 9 часовен).

Во второй половине XIX века в Саратове начался быстрый рост промышленности. В 1890 году работали 138 фабрик и заводов, 13 паровых мельниц, 27 паровых маслобоен, 3 табачные фабрики (одна из них - первая в России, построена в 1828 г.), 9 мыловарен. Были открыты университет (1909 г.), гимназии, духовная семинария, институт благородных девиц, училища, школы, 2 больницы, 21 лечебное заведение, 10 типографий.

Действовали ученые общества, биржа (с 1890 г.), отделения банков (государственного, дворянского, крестьянского и др.), театры (городской и народный), городская библиотека.

С 1928 года Саратов - центр Нижневолжского, а с 1934 года - Саратовского края. C 1936 года Саратов - центр Саратовской области.

Современный Саратов - один из крупнейших городов Поволжья, выделяющийся своим промышленным, торговым и культурным потенциалом. Город с более чем 400-летней историей раскинулся вдоль волжских берегов на 35 км, занимая площадь более 37 тысяч гектаров. Улицы, общая протяженность которых составляет около 920 км, расположились в обширной живописной котловине и взбегают на окружающие город невысокие (до 250 метров) горы. Считается, что и название областного центра произошло от тюркских слов: "сары" - желтая и "тау" - гора. Длинными "языками" жилые массивы протянулись от Волги и вдоль нее, вбирая в городскую черту пригородные населенные пункты. Рост населения города представлен в приведенной ниже таблице:

Годы 1897 г. 1926 г. 1939 г. 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1995 г.
Население
(тыс. человек)
137,1 220 372 579 757 856 900

Если до 1917 года Саратов называли городом мукомолов и маслобойщиков, то сейчас нет ни одной крупной отрасли промышленности, которая не была бы представлена в Саратове. Город обладает мощной промышленной базой, которая складывается прежде всего из крупных промышленных предприятий, некоторые из которых играют немаловажную роль в системе общероссийской экономики. Прежде всего это предприятия приборостроения, электронной промышленности, самолетостроения, нефтедобычи, химической промышленности. К ним относятся такие промышленные гиганты, как АООТ "Нитрон", "Саратовстекло", авиационный завод, подшипниковый завод, завод тяжелых зуборезных станков, нефтеперерабатывающий завод и многие другие. Продукция саратовских предприятий известна не только в России, но и за рубежом.

Функционирование промышленности города было бы невозможно без высокоразвитой инфраструктуры транспорта. Город Саратов является крупным железнодорожным узлом и имеет основную пассажирскую станцию Саратов-1, ряд сортировочных и грузовых станций, расположенных на московском, вольском, волгоградском, уральском подходах, обеспечивая транзит и переработку грузов европейской и азиатской частей России.

Узел саратовских автомобильных дорог включает шесть направлений: на Сызрань, Пензу, Тамбов, Воронеж, Волгоград, Уральск - дороги республиканского назначения. Очень важны в транспортной системе города мостовые переходы через Волгу, работающие с огромной перегрузкой. После трех с половиной десятилетий интенсивной эксплуатации автодорожный мост в городской черте Саратова перестал справляться с возросшим грузооборотом. Исправить сложившуюся ситуацию призван новый автодорожный мост через Волгу, первая очередь которого была сдана в эксплуатацию 16 декабря 2000 года. Новый мост станет частью большой дорожной системы, которая направит транспортные потоки в обход по объездной дороге Саратова и Энгельса и позволит снизить загрязнение этих городов как минимум на треть. Еще одно немаловажное следствие завершения строительства - выигрыш во времени для транзитных перевозок, благодаря бессветофорному графику движения транспорта. Вторую очередь моста запланировано сдать в 2005 году.

Географическое расположение города на берегу Волгоградского водохранилища определяет высокий уровень развития речного траспорта. Узел речных перевозок включает пассажирский порт с речным вокзалом и капитальной причальной стенкой. Дальнее сообщение по всей Волге с выходом через судоходные каналы в бассейны других рек, акватории портов позволяет принимать суда класса "река-море". Грузовой порт вместе с отдельными причалами в Саратове и Энгельсе обрабатывает в год до 17 миллионов тонн грузов.

Узел воздушных перевозок включает гражданский и военный аэродромы, а также аэродром авиационного завода. Гражданский аэропорт, получивший статус международного, после реконструкции сможет обеспечивать прием всех типов самолетов. Специально подготовленные экипажи компании "Саратовские авиалинии" совершают регулярные и чартерные рейсы более чем в 80 аэропортов Европы, Азии и Африки. В совокупности все отрасли транспортной сферы способны обеспечивать существующую потребность города по грузовым и пассажирским перевозкам, имеют достаточный потенциал для развития.

Любое развитие обуславливается прежде всего научным потенциалом региона, наличием высококвалифицированных специалистов различных отраслей хозяйства. Научно-образовательная база города представлена вузами, научными институтами и организациями. В городе 6 институтов Академии наук РФ, 21 научно-исследовательский институт, 19 проектных институтов, 12 высших учебных заведений: государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, государственный технический университет, государственный медицинский университет, государственный агроинженерная академия, государственная академия права, государственная сельскохозяйственная академия, государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологий, государственный социально-экономический университет, Поволжская академия государственной службы при Президенте РФ, государственная консерватория им. Л.В. Собинова. Разработки саратовских ученых известны во всем мире; в частности, уникальные сорта твердой пшеницы, разрабатываемые в научно-исследовательском институте "Элита Поволжья", распространены на широтах от Сибири до Египта. В 1995 году проект "Продовольственная пшеница" был одобрен Всемирным банком реконструкции и развития (г.Вашингтон).

Чрезвычайно разнообразен и культурный потенциал города. В Саратове много театров, концертных залов, библиотек, музеев. Театры города известны далеко за его пределами. Это прежде всего Академический театр оперы и балета, отметивший свое 120-летие, Академический театр драмы, театр юного зрителя, театр "АТХ", театр кукол "Теремок". Широко известен в мире симфонический оркестр Саратовской областной филармонии, многие другие музыкальные коллективы. Богатая и разнообразная коллекция картин и других произведений искусства собрана в музее им. А.Н. Радищева - первом общедоступном художественном музее в России.

Крытый рынокУникальное слияние европейских культур повлияло на архитектуру Саратова. В центре города сохранился ряд жилых домов и административных зданий, построенных в XIX и начале ХХ века в стиле провинциального модернизма, псевдоготики и московского барокко. Особенно интересными являются архитектурный ансамбль университетского городка, построенного в лучших европейских традициях, здание консерватории и здание Крытого рынка - аналог Крытого рынка в Париже.

До 1917 года Саратов считался крупнейшим религиозным центром волжского региона. На религиозную жизнь города влияет тот факт, что в нем проживают люди более 100 национальностей, представлены почти все мировые религиозные конфессии.

Саратов - родина писателей Н.Г. Чернышевского, К.А. Федина, художника В.Э. Борисова-Мусатова, архитектора Ф.О. Шехтеля, одного из основоположников химической физики, лауреата Нобелевской премии академика Н.Н. Семенова. С Саратовым связаны годы жизни и деятельности П.А. Столыпина, академика Н.И. Вавилова, космонавта Ю.А. Гагарина и многих других известных людей, прославивших Россию.

"Столица Поволжья"... Выражение это, появившееся в середине XIX века, к концу столетия стало повторяться все чаще и чаще. Потом как-то забылось. А вот сейчас, на рубеже тысячелетий, зазвучало снова.

В нем нет ни зазнайства, ни претензий на какие-то привилегии или на расширение своих территорий за счет соседей. В нем звучит только одно - желание видеть центр Земли Саратовской еще более красивым и добрым.

Использованные материалы:
- География Саратовской области. Саратов, 1997.
- Города Саратовской области: Экономико-географический очерк. Саратов, 1958.
- Два века губернии. Саратовский край - из прошлого в настоящее. Саратов, 1997.
- Живописная губерния. Саратов, 2000.
- Земля Саратовская: Саратов, Энгельс, Балашов, Балаково. М: АПН, 1985.
- Саратов на старых открытках. Саратов, 1990.
- Саратовской губернии черты. Саратов, 1997.
- Связаны одной судьбой. Саратов, 1997.