География История Экономика Образование Культура Личности

Культура нашего края в XVII - XVIII веках


Образование и медицина

В 1781 году саратовский комендант И. К. Бошняк получил указ Екатерины II о том, что нужно открыть народные школы для обучения российской грамоте, письму и арифметике всех тех, кто добровольно пожелает в них обучаться. Однако саратовские обыватели заявили, что своих детей они будут обучать, как прежде, нанимая домашних учителей. Только через пять лет, 22 сентября 1786 года, в Саратове открылось Главное народное училище. Позднее для него построили каменное здание (ныне Лермонтова, 36). Хотя здание перестраивалось, оно сохранило черты русского классицизма.

Создается также военно-сиротское отделение для солдатских и еврейских детей. Позднее сюда стали направлять “живущих праздно при отцах” сыновей церковнослужителей. Воспитанников отделения (кантонистов) обучали и готовили к службе в армии.

Посетивший в 1769 году Саратов академик И. И. Лепехин писал, что в городе “находится почти целый медицинский факультет с аптекой”. Видимо, по сравнению с другими городами медицинское обслуживание здесь было лучше. В Саратове в это время работали один врач и один лекарь. Имелся небольшой лазарет, существовала частная аптека Палиса, сгоревшая во время пожара в 1774 году. В конце века открылась общественная аптека с лабораторией.

Архитектура

С конца XVII века в Саратове появляются каменные постройки. Первыми из них были церкви. До наших дней сохранился Троицкий собор, стоящий на Музейной площади. Он выстроен в стиле нарышкинского барокко. Название стиля связано с Нарышкиными, богатыми родственниками Петра I, которые в конце XVII-XVIII веках строили в Подмосковье живописные и роскошные здания.

Таким был Троицкий собор в 1695 году
Троицкий собор сооружен в 1694-1701 годах. Как предполагают, строителем саратовского собора мог быть один из мастеров круга Я. Г. Бухвостова, известного крепостного архитектора и создателя ряда интересных зданий храмов в Подмосковье в нарышкинском, или московском, стиле.

Композиция собора традиционна для того времени. На четырехугольном основании (четверике) покоится восьмигранный объем (восьмерик). На восьмерике поставлен изящный барабан, образующий как бы башенку с золоченым куполом. Тонкие колонки по углам, ребрам граней, орнамент под карнизом, золотая “луковица”-купол образуют живописный наряд. Он дополняется пышными наличниками окон и их затейливыми узорами. Все это создает неповторимый, праздничный облик здания.

Еще красивее стал собор после пристройки к нему (середина XVIII века) колокольни. Высокий шатер с маленькой золоченой главкой, открытая галерея, украшенная резными балясинами, легкими арками, кокошниками, окна-“слухи” по граням шатра придают колокольне нарядную декоративность. Выглядит она легкой, стройной, как бы устремленной ввысь.

Собор не повторяет какой-либо храм той эпохи. Он оригинален и самобытен. Как памятник русского зодчества рубежа XVII - XVIII столетий находится под охраной государства.

На колокольне собора имелись большие часы. Изготовил и следил за их ходом механик-самоучка, кузнец Василий Решетов, которого прозвали “часоводцем”. При пожаре 1757 года часы сгорели, но Василий Решетов с тремя кузнецами и двумя плотниками восстановил весь механизм, и часы вновь были установлены на колокольне. “А дабы оные всегда в своем действии порядок имели”, следить за часами снова поставили часоводца Решетова.

К сожалению, этот уникальный памятник кузнечного искусства не сохранился.

Кроме церковных, в Саратове строили общественные и частные каменные здания. В описи 1752 года у купца Кривопалова значится “палатка каменная с комнаткою, в ней печь веницейская, в ней 5 окончин стеклянные, под нею выход каменный же”.

Богатые купцы в таких палатах заводили новую обстановку. В домах, наряду с шелковой, парчовой и жемчужной “пажитью” (добром, пожитками), появился “палатный” убор: на стенах висели портреты, картины, зеркала, в шкафах была выставлена фарфоровая, хрустальная и серебряная посуда.

В Саратове “на горах” (улица Лермонтова, 65) сохранился каменный двухэтажный дом последней четверти XVIII века. Окна его имели решетки и железные ставни (их еще можно видеть на некоторых окнах второго этажа). Помещения первого этажа - сводчатые, комнаты второго - с плоскими потолками. В одной из них стояла изразцовая печь с лежанкой. Изразцы по белому полю имели повторяющийся сине-голубой орнамент с рисунками. Такими изразцами можно было любоваться как картинами.

Использованные материалы:
- История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000. 416 с.
- Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1: С древнейших времен до отмены крепостного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993