География История Экономика Образование Культура Личности

Социально-экономическое развитие Саратовского края


Землевладение и землепользование

В пореформенный период в крае окончательно сложился земельный товарный рынок. По количеству продаваемой земли в Поволжье лидировали Самарская и Саратовская губернии. С 1893 по 1902 год в Самарской губернии было продано 1 миллион 30 тысяч десятин земли, а в Саратовской — 1 миллион 203 тысячи десятин. В дальнейшем темпы продажи земли снижаются, как и в целом по стране. В купле-продаже земли принимали участие все сословные группы. Но дворяне больше продавали, чем покупали. Особенно интенсивно распродавались дворянские поместья в 1906—1908 годах, т. е. в период первой русской революции и в ближайшие годы после нее. Так, в 1906 году дворяне Саратовской губернии продали свыше 196 тысяч десятин земли, почти столько же, сколько вместе взятые многоземельные Бессарабская, Екатеринославская, Таврическая и Херсонская губернии.

Несмотря на массовые распродажи, дворянское землевладение в Саратовской губернии оставалось значительным. В 1905 году дворянам здесь принадлежали 1 миллион 311 тысяч десятин земли, или 19,5% территории губернии. В Саратовской губернии дворянское землевладение было сосредоточено в северных и центральных уездах: Балашовском, Аткарском, Сердобском, Петровском, Саратовском, Вольском. На лучших землях многие помещики вели свое хозяйство, ориентированное на потребности рынка.

ДОКУМЕНТ
Описание имения “Пады” крупного балашовского помещика В. Л. Нарышкина в начале XX века.
“...Всей земли более 77 тыс. десятин, в том числе леса, расположенного по реке Хопру, свыше 6,5 тыс. десятин. Почва имения черноземная. Имение разделено на одно лесничество и 6 экономии; причем последние в свою очередь разделены на 3-4 хутора каждая.
Установленная ныне система хозяйства - многопольная с травосеянием, 4- и 3-польная с удобрением, последняя на землях, лежащих вблизи хуторов.
...Зерновых хлебов засеивается ежегодно за счет имения свыше 15 тыс. десятин. Ввиду такого большого посева в имении содержится до 2000 волов и до 500 голов рабочих лошадей...
В имении заслуживает особенное внимание овцеводство, которое состоит из стада: летом свыше 50 тыс. и зимою в 42-43 тыс. голов мериносовых овец... За качество шерсти падовское овцеводство на Парижской всемирной выставке 1900 г. премировано большою золотою медалью. Из падовского стада ежегодно... продается на Московском рынке... около 6000 голов...
Свиней йоркширской и беркширской пород содержится до тысячи голов, которые откармливаются на мельнице для продажи партиями...
На реке Хопре имеются три водяные мельницы... При станции Пады имеется паровой маслобойный завод, перерабатывающий более 1000 пудов подсолнечника в сутки...
Мельничные продукты - мука всех сортов - сбываются в С.-Петербурге, Москве, Ростове, Новочеркасске и в среднем российском районе, а в 1900 г. открыт сбыт в Сибири, в районе Омска, а отруби - в Кенигсберг, Данциг и другие места”.

Земли качеством похуже сдавались в аренду крестьянам. В конце XIX века помещики Саратовской губернии сдавали в аренду 64% своей посевной площади. Для ведения хозяйств помещики прибегали к получению ссуд в Государственном банке, Государственном дворянском земельном банке, Саратовско-Симбирском акционерном земельном банке. Но часто эти ссуды использовались нерационально или не по назначению, что вынуждало владельцев отдавать земли под залог. Накануне первой русской революции в Саратовской губернии было заложено 66% всей частновладельческой земли.

Крупными землевладельцами в Саратовской губернии и заволжских Николаевском и Новоузенском уездах были купцы. Самарская губерния по количеству купеческой земли занимала первое место в России. Но купеческая земельная собственность, как и дворянская, имела тенденцию к сокращению. В Саратовской губернии она уменьшилась с 431 тысячи до 352 тысяч десятин.

Наряду с дворянским и купеческим землевладением значительные территории, имеющие сельскохозяйственное значение, принадлежали казне, удельному ведомству, церкви, частным компаниям и учреждениям.

Владельцами земли были и состоятельные крестьяне, приобретавшие ее через посредничество Крестьянского банка. На долю купленной земли приходилось в 1905 году 10% всей крестьянской пашни. Особенно обширные хозяйства были у богатых крестьян Николаевского и Новоузенского уездов. В таких хозяйствах применялся наемный рабочий труд. Самарская губерния занимала в России второе место по частному крестьянскому землевладению. Но еще большее количество земли крестьяне арендовали. В 1905 году 26,6% крестьянских посевов пришлось на долю арендованной земли. Зажиточная часть деревни арендовала земли для ведения товарного хозяйства, а аренда бедных крестьян носила в основном вынужденный характер, так как своей земли не хватало. В связи с ростом сельского населения интенсивно шел процесс измельчения крестьянских наделов. При потребности нормального крестьянского двора не менее чем в 15 десятинах земли, в 1905 году средний надел бывших помещичьих крестьян составлял 5,3 десятины, бывших удельных — 9,8, бывших государственных — 12,5.

Малоземелье, высокие арендные цены, неурожаи разоряли многих крестьян. Накануне первой русской революции бедняцкие хозяйства составляли 51% крестьянских дворов. Хозяйства зажиточных крестьян — почти 24%. Социальная напряженность в деревне нарастала.

ФАКТ
Землевладение и землепользование в Саратовской губернии в 1905 году:
Принадлежность землиТысяч десятинПроцент
Частновладельческая,2 63138,7
     в том числе дворянская1 311
Надельная крестьянская334949,2
Государственная, различных учреждений, церкви82012,1
И т о г о:6 800100,0

Сельское хозяйство

В первые десятилетия XX века ведущая роль в экономике Саратовского края по-прежнему принадлежала сельскому хозяйству, имевшему здесь ярко выраженную зерновую специализацию.

Земледелие продолжало оставаться в основном экстенсивным, поэтому одним из важнейших условий его развития по-прежнему являлось расширение посевных площадей. К этому времени был достигнут относительно высокий уровень освоения земель для сельскохозяйственного производства.

По размерам распаханной земли Правобережье края сравнялось с Центральным земледельческим районом. И площади земель, отводимых под запашку, продолжали расти. По темпам их роста Самарская и Саратовская губернии занимали соответственно первое и второе места в Поволжье. Так, в Саратовской губернии в 1897 году посевная площадь занимала 2 миллиона 401 тысячу десятин, а в 1913 году — уже свыше 3 миллионов (т. е. выросла на 25%). Запашка росла на всей территории края, но главным образом в южных уездах Правобережья и в Заволжье, где еще имелся фонд неосвоенных государственных земель.

Под пашню осваивались и те земли, которые прежде считались "неудобными" для хозяйствования, вырубались остатки лесов. Наконец, земельный голод заставлял крестьян прибегать к распашке лугов и пастбищ там, где не было возможности осваивать "неудобные" земли и не имелось средств арендовать их на стороне. Даже в обширном степном Новоузенском уезде только с 1902 по 1906 год сенокосная площадь сократилась с 323 тысяч десятин до 89 тысяч. Многие крестьянские хозяйства страдали от недостатка пастбищ для скота.

ДОКУМЕНТ
Как сообщали из Сухово-Карабулакской волости Саратовского уезда в 1905 году, "крестьянские коровы и лошади, как и сами хозяева, малосильны и тощи - кожа да кости... и зиму и лето на домашнем корму. Пастьба очень плохая, лугов нет..."

Разумеется, такое состояние лошадей — единственной тягловой силы в крестьянском дворе — в свою очередь, крайне отрицательно сказывалось на производственных возможностях хозяйства. Растущая площадь пахотных земель использовалась малоэффективно. На общинных землях крестьянских хозяйств сохранялась отсталая трехпольная система землепользования, а в некоторых общинах юга Заволжья — залежная система. Часто в малоземельных крестьянских хозяйствах правильный севооборот (яровые, озимые, пар) не выдерживался. Так, в 1900 году в Саратовской губернии вместо трети полей 70% посевной площади были засеяны яровыми культурами. Значит, часть земли осталась в режиме предыдущего года, что истощало почву.

Хозяйство в помещичьих имениях, особенно крупных, велось на более рациональной основе.

Основной зерновой культурой края, посевы которой постоянно расширялись, была пшеница. В 1913 году ею в Саратовской губернии было засеяно свыше 1 миллиона 113 тысяч десятин. Наиболее крупные ее посевы были в Камышинском, Царицынском, южных и центральных частях Аткарского, Балашовского, Саратовского, в прилежащих к Волге местностях Вольского и Хвалынского уездов. При этом границы ее посевов постепенно продвигались к северу, тесня с полей рожь и овес. Но особенно выросли посевы пшеницы в Заволжье. В Новоузенском и Николаевском уездах под посевами этой культуры было занято 70—80 % посевных площадей. Причиной повышенного интереса земледельцев и владельцев поместий к этой культуре служило то, что она пользовалась устойчивым спросом на рынке. Таким образом, структура посевов была приспособлена к потребностям внутреннего и внешнего рынков.

На втором месте была рожь. В 1913 году в Саратовской губернии она заняла немногим более 1 миллиона десятин. Большая часть ее посева принадлежала крестьянам, для которых ржаной хлеб оставался одним из основных продуктов питания. Как крестьянский хлеб она сеялась везде, но больше всего ржаных полей было на севере и северо-западе губернии — в Кузнецком, Сердобском и Петровском уездах.

Всероссийскую известность приобрел Саратовский край в выращивании некоторых технических культур.

Торговое значение имели, как и прежде, посевы подсолнечника. Хотя в начале XX века его посевы, по сравнению с предыдущим периодом, сократились по причине истощения почв, снижения урожайности и неудачной конкуренции с более доходными полями Кубани и Сибири, подсолнечник оставался заметной технической культурой. На ней основывалась маслобойная промышленность края.

В 1913 году под подсолнечник было занято свыше 151 тысячи десятин земли — в основном в Аткарском, Балашовском и Саратовском уездах.

Немецкие крестьяне продолжали выращивать табак для местной табачной промышленности. Под его плантации было отведено около 4 тысяч десятин.

Большой известностью пользовалась горчица, которую выращивали на самом юге губернии, в Сарепте. Во многих крестьянских и помещичьих хозяйствах сеяли картофель, коноплю, лен.

Юг Саратовского края по-прежнему был известен своими бахчевыми культурами, особенно арбузами, которые развозились по Волге и по железным дорогам во многие регионы страны. А обширные сады, располагавшиеся вокруг поволжских городов и селений, поставляли на рынок фрукты.

ДОКУМЕНТ
Газета "Саратовский дневник" сообщала своим читателям в 1899 г.: "За последнее время по железной дороге отправляется в Москву масса яблок, урожай которых в Саратове очень хорош; идет только самое лучшее яблоко, снимаемое с дерева в слегка недозрелом виде, с тем чтобы оно могло дозреть в дороге. Средняя цена 1 руб. за пуд".

Урожайность же ведущих зерновых культур — пшеницы и ржи — оставалась низкой. Так, средний урожай пшеницы в 1882—1897 годах в Саратовской губернии бывал на частных землях по 40 пудов с десятины, а на крестьянской общинной — 32 пуда; в 1909—1913 годах — соответственно 52 и 41 пуд.

Некоторый рост урожайности связан с повышением агрокультуры в помещичьих имениях и увеличением количества металлических плугов у зажиточных крестьян и помещиков. Если в 1900 году в хозяйствах Саратовской губернии имелось 57 тысяч плугов, то в 1914 году — более 200 тысяч. В крупных хозяйствах появились жатки, молотилки, веялки, на некоторых полях стали применяться удобрения.

У подавляющего большинства крестьян-общинников средств на обзаведение современными пахотными орудиями и другой сельскохозяйственной техникой не было. По-прежнему, как и сто лет назад, на их полях использовались одноконная соха и деревянная борона. Посев шел "от руки", а уборка — косами и серпами. Конечно, такие хозяйства особенно зависели от капризов природы.

Распашка громадного количества земель во второй половине XIX — начале XX века привела к уничтожению лесов, обмелению водоемов, росту оврагов, выводящих из хозяйственного оборота огромное количество земель.

ДОКУМЕНТ
Из Саратовского уезда, где в начале столетия было 122 оврага, занимающих площадь в 830 десятин, сообщали, что "овраги эти причиняют большой вред полевому и луговому хозяйству, сильно иссушая почву и содействуя высыханию озер и рек. Овраги за последнее десятилетие здесь быстро растут, рядом и их ростом все сильнее мелеют реки, уровень грунтовых вод значительно понизился, ухудшились сенокосы, пастбища, что отразилось на скотоводстве, а поля часто страдают от засух".

На поля наступали пески. Только в Балашовском уезде их площадь составляла 2208 десятин и продолжала расти. Неудобряемая почва постепенно истощалась, не успевая восстанавливать плодородие естественным путем. Громадный ущерб сельскому хозяйству приносили засухи, которые часто посещали Поволжье.

Для 70—80-х годов XIX века характерными были семилетние промежутки между двумя голодными или двумя высокоурожайными годами, а в начале XX века стал проявляться пятилетний цикл колебаний урожайности. А неурожаи ржи повторялись даже через 3—4 года.

В Поволжье всеобщие неурожаи были в 1897, 1898, 1901, 1905, 1906, 1911 годах. Частичные неурожаи, поражавшие отдельные уезды, бывали еще чаще. Так, в 1899 году, когда урожай зерновых по губернии в целом оказался наилучшим за предыдущие 17 лет и в Балашовском и Сердобском уездах собиралось по 106 пудов с десятины, в некоторых немецких волостях Камышинского уезда сбор составил всего 11 пудов с десятины.

Участившиеся неурожаи часто разоряли малоземельные и слабосильные крестьянские хозяйства.

ДОКУМЕНТЫ
В бедственный 1905 год современник отмечал: "...Саратовская губерния почти сплошь поражена столь значительным недородом всех хлебов, какого не было с 1891 года. Наиболее пострадала центральная полоса - Балашовский, Саратовский, Аткарский и Вольские уезды, где многие местности охвачены почти полным неурожаем".
"Урожай настоящего года, - писали из Нижней Жуковки Вольского уезда, - дал населению полное разорение, вплоть до нищеты".
"Последствия голода, - сообщали из Нееловской волости Саратовского уезда, - будут плохие: поджоги и вороство. Скорее земли, земли, земли и свободы!"

Степень влияния неурожаев на крестьянские и частновладельческие хозяйства была неодинаковой. Как отмечали специалисты, считалось обычным явлением, что недород на владельческих землях был значительно слабее, чем у крестьян, за счет более рациональной техники и лучшего качества почвы.

В благоприятные годы ситуация изменялась к лучшему. Годами высокой урожайности в крае были 1902-й, 1904-й и особенно 1909-й и 1913-й. Урожай 1909 года считался в России рекордным. Пшеницы в Самарской губернии было собрано в 3 раза больше обычного. В Саратовской губернии сбор составил 183% от среднего урожая. Но эти высокие урожаи не всегда могли поправить положение крестьян. Они, как правило, сопровождались падением цен на товарное зерно. Итак, в Саратовском крае территориальная специализация сельского хозяйства зашла довольно далеко. Сформировались зоны пшеничного и ржаного товарного производства при сохранении районов бахчевых и технических культур. В крестьянских и частновладельческих хозяйствах выращивались и другие культуры для собственного потребления, для корма скоту.

Сельское хозяйство Саратовского края, как и всей России, оставалось в основном экстенсивным. Но рост пашни, использование усовершенствованной техники и новых систем хозяйствования в крупных частных имениях, продажа зерна крестьянами (которые вынуждены были его продавать, даже когда особых излишков не было, чтобы уплатить налоги и купить необходимые товары) приводили к появлению на рынках страны большого количества товарного хлеба. Не случайно Поволжье называли "зерновой фабрикой" России. Накануне первой мировой войны Самарская, Саратовская и Симбирская губернии давали 10% от всего валового сбора зерна.

Фабрично-заводское производство

В 90-х годах XIX века, в условиях большого экономического подъема в России, постепенно растет и промышленное производство Саратовской губернии. В 1891 году на всех крупных и мелких предприятиях губернии было выработано продукции на общую сумму 22 миллиона рублей, а в 1899 году — почти на 34 миллиона. По-прежнему промышленность края была ориентирована на переработку сельскохозяйственного сырья. На долю перерабатывающей промышленности приходилось 85% общей суммы производства, в ней было занято свыше 75% рабочих. Но к концу XIX века изменилось соотношение различных отраслей внутри этой промышленности.

В 80—90-х годах XIX века в Саратове и некоторых других городах и селениях края было построено большое количество крупных мельниц с паровыми двигателями, которые были во много раз производительнее старых — ветряных или водяных. Новые паровые мельницы имели современное оборудование и постоянно модернизировались. В 1899 году их было 90, а сумма производства на них составляла 8,7 миллиона рублей, значительно опередив по показателям винокурение.

ФАКТ
Саратов стал крупнейшим центром мукомолья всего Поволжья. Его 16 мельниц выдавали ежесуточно 59 тыс.пудов муки, тогда как 13 мельниц Самары - 45 тысяч, 10 мельниц Нижнего Новгорода - 42 тысячи.

Одной из важнейших поволжских фирм было "Торгово-промышленное товарищество братьев Шмидт". Его главная контора и основные мельницы находились в Саратове. Помимо этого, были три отделения в других городах и свои представители по скупке зерна на крупнейших пристанях Волги.

В 1892—1893 годах мельницы этого товарищества перемололи 2,5 миллиона пудов зерна, которое поступало главным образом с пристаней Заволжья: Балаковской, Екатериненштадтской (Баронской) и Покровской. Не уступали Шмидтам по известности такие саратовские мукомольные фирмы, как Торговый дом "Кондратий Рейнеке и сыновья", Торговый дом "Эммануил Иванович Борель". Крупными считались также мельницы саратовских русских купцов В.В. Богословского, С.И. Степашкина, Н.В. Скворцова.

Известным центром мукомольного производства края становится Балашов. Во второй половине 90-х годов прошлого столетия здесь были построены четыре паровые мельницы. Наиболее мощной из них была мельница при женском монастыре, построенная в 1895 году.

Саратовская губерния оставалась одним из центров винокуренного производства. В 90-х годах XIX века, в отличие от мукомолья, сконцентрированного в городах, винокуренные предприятия размещались главным образом в имениях помещиков в Сердобском, Петровском и некоторых других уездах. Но появились заводы, расположенные в городах и принадлежавшие купцам. Одним из центров водочного производства становится Саратов, на который в 1904 году приходилось 45% производства водки и спирта в губернии.

В Саратове концентрировалось и производство растительного масла. В 1899 году на 20 маслобойных предприятиях города было произведено продукции на 615 тысяч рублей, а накануне первой мировой войны — уже на 2,6 миллиона. В Саратове же располагались и известнейшие в Поволжье табачные фабрики. В середине 90-х годов предшествующего столетия их было три: 3.Я. Левковича, К.А. Штафа и К.А. Какицати. Последняя в 1898 году была закрыта. Производство табака на двух оставшихся расширялось. В 1911 году оно составило 1,2 миллиона рублей.

В конце XIX века начинается промышленное строительство в Вольске, который до этого времени был известен в основном купеческой хлебной торговлей, а из промышленных объектов имел лишь небольшое судостроительное предприятие К.Е. Гильдебранда. На окраине города были построены заводы по производству цемента, чему способствовало наличие в окрестностях Вольска высококачественного сырья и усилившийся строительный бум в городах юго-востока страны. В 1897 году здесь начал действовать первый цементный завод, принадлежавший Глухоозерскому товариществу по производству портланд-цемента. В 1901 году стал выпускать продукцию второй завод, построенный Вольским купцом М.Ф. Плигиным и вскоре проданный саратовскому мукомолу Д.Б. Зейферту. В 1912 и 1914 годах в окрестностях города вступили в строй еще два цементных завода.

Вольский цемент отличался высоким качеством и пользовался повышенным спросом во всех крупных городах Европейской России, Сибири, а также в Туркестане.

ФАКТ
По количеству производимого в 1908 году портланд-цемента Саратовская губерния занимала третье место в стране, а по мощности предприятий вышла в предвоенный период на первое место.

В не имеющей своего строевого леса Саратовской губернии успешно развивалась лесоперерабатывающая промышленность, чему способствовали дешевый и удобный сплав бревен с Камы и Верхней Волги и важное значение Саратова и особенно Царицына как транспортных узлов степного юго-востока России.

Именно Царицын был самым мощным центром лесоперерабатывающей промышленности всего юга страны, а его предприятия по своей мощности занимали первое место в России. В 1916 году их было 45 с общей производительностью 1,6 миллиона кубометров пиломатериалов. В 1916 году известные предприниматели братья Максимовы построили лесопильный комбинат, который по своей механизации не имел равных в России.

В условиях экономического подъема 90-х годов XIX века в России быстро развивалась металлургическая и металлообрабатывающая промышленность. Появились новые производства и в Саратовской губернии.

К уже имевшимся в Саратове небольшим чугунолитейным и механическим заводам в 1895 году добавились ремонтные мастерские Рязанско-Уральской железной дороги, вскоре ставшие крупнейшим по количеству рабочих предприятием города (свыше 1000 работников). В 1898 году был открыт гвоздильно-проволочный завод фирмы Гантке, на котором в 1904 году было 440 рабочих, а сумма производства составляла 890 тысяч рублей. В 1901 году такой же завод, основанный братьями Серебряковыми, начал действовать в Царицыне.

В 1898 году в губернии были построены сразу два крупных и однопрофильных предприятия. Одним из них стал завод "Урал—Волга", построенный на окраине Царицына акционерным обществом, центр которого находился в Париже. Экономические выгоды от строительства этого производственного гиганта на Волге объяснялись тем, что сюда можно было доставить дешевым водным путем уральский чугун, из Баку — мазут, а из Донбасса по железной дороге — уголь. Царицын же, связанный рекой и сетью железных дорог с многими регионами страны, мог поставлять им готовый металл. Завод стал выпускать торговое железо, листовой прокат, рельсы, мостовые фермы и другую продукцию. Это было наиболее мощное предприятие подобного типа в Поволжье.

В 1898 году начал работать и Волжский сталелитейный завод в Саратове. Через год на нем трудились свыше 1000 человек. "Спутниками" завода стали поселки Юриш и Деконской, большинство жителей которых работали там. Но в отличие от царицынского завода он оказался недолговечным. Его строили с расчетом на разработки железной руды, обнаруженной около Саратова, Вольска и в Камышинском уезде, и использование дешевого топлива — мазута. Однако, когда новый завод был уже построен, выяснилось, что пласты руды слишком незначительны для промышленной разработки, цены же на нефть выросли вдвое. Соперничать с "Уралом-Волгой" он не смог. Предприниматели стали нести убытки, которые уже в 1898—1899 годах составляли 120 тысяч рублей. Почти вдвое сократилось количество работающих на заводе. Всего за год цена акции этого мертворожденного монстра упала со 187 рублей до одного рубля. В 1905 году завод был закрыт, а четыре года спустя его купил на слом и снос известный саратовский купец Колюбанов, который, продавая в розницу его станки, оборудование, имущество и здания, сумел получить немалый доход.

Крах Волжского сталелитейного завода стал в губернии первым печальным проявлением кризиса 1900 — 1903 годов, охватившего всю российскую промышленность. Саратовский край относился к числу районов, наиболее пострадавших от него.

ФАКТ
По числу рабочих, оставшихся без средств к существованию в результате закрытия предприятий, Саратовская губерния, в целом не относившаяся к числу наиболее развитых промышленных регионов, стояла на 5-м месте среди 64 губерний Европейской России. Всего за период кризиса в Саратовской губернии уволено больше рабочих, чем в таком промышленном центре империи, как Варшавская губерния.
Только в 1902 году, который стал годом наибольшего спада в промышленном производстве губернии, было закрыто 10 предприятий с 1633 работниками.

Промышленный спад охватил не только металлообрабатывающую промышленность. Уже в 1900 году была учреждена опека по делам признанного несостоятельным машиностроительного завода О.Э. Беринга. В 1902 году прекратил платежи мукомол и цементозаводчик Д.Б. Зейферт. Прекратили или отсрочили свои платежи мукомолы Н.В. Скворцов и В.В. Богословский, было признано несостоятельным "Товарищество Э. Шиллер", владевшее заводом по производству промышленного оборудования, сельскохозяйственных орудий и других.

В годы кризиса сократилось промышленное строительство в первую очередь в ведущих отраслях производства. Так, в 1900 году было построено 4 мельницы и 5 лесопильных предприятий, а в 1901 году — уже ни одного.

Поиски путей преодоления кризиса заставляли предпринимателей ликвидировать второстепенные и побочные производства, переходить к более узкой специализации предприятий. Так, завод "Сотрудник" О.Э. Беринга, который ранее выпускал различные приспособления для маслобоек, мельниц, винокуренных заводов, даже для пароходов и, сверх того, осуществлял различного рода ремонтные работы, с 1903 года стал производить более узкий ассортимент изделий, а позже перешел на изготовление только двигателей для предприятий и сельскохозяйственных машин. Маслобойные заводы, отказываясь от производства льняного и конопляного масла, сконцентрировались на производстве подсолнечного масла, как более выгодного в условиях региона. В последующие годы промышленность края постепенно преодолела последствия кризиса и в основном развивалась стабильно. Если в 1906 году вся промышленность губернии (крупная и мелкая) произвела продукции на 61 миллион рублей, то в 1914 роду— почти на 88 миллионов. Причем в ее развитии и размещении произошли значительные структурные изменения.

По-прежнему на первом месте находились отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Самой известной из них оставалась мукомольная промышленность, на долю которой в 1914 году пришлось свыше 25% суммы производства всей промышленности губернии. Удельный вес других, наиболее заметных отраслей, базирующихся на продукции местного земледелия, — винокуренной и маслобойной — тоже был высок и составил соответственно 17 и 4%. Признанным центром перерабатывающей промышленности оставался Саратов.

Укрепились позиции лесопильной промышленности с центром в Царицыне. Выпуск ее продукции составил в 1914 году 17% от общей суммы промышленного производства.

В период экономического подъема 1909—1913 годов быстро возрастал удельный вес металлообрабатывающей промышленности. В 1914 году доля металлообрабатывающих и ремонтных предприятий (мастерских РУжд, депо) губернии составляла уже почти 24%. Тяжелая промышленность размещалась главным образом на самом юге губернии — в Царицыне и его окрестностях. На базе металлургического производства здесь было создано 16 предприятий, большая часть которых представляла собой сравнительно небольшие заводы с 50—300 рабочими.

Крупнейшим предприятием всей губернии стал Царицынский металлургический завод, который в 1914 году выпустил металла и изделий из него на сумму 12 миллионов рублей. На заводе трудились свыше 3 тысяч рабочих.

В 1913 году около Царицына был заложен орудийный завод, который должен был стать мощнейшим в Европе среди подобных предприятий. Завод оснащался по последнему слову техники. Техническое руководство строительством завода взяла на себя известная английская фирма "Виккерс и К°". На нем предполагалось открыть 10 тысяч рабочих мест. Даже рабочий поселок при заводе должен был застраиваться кирпичными коттеджами. Но война помешала окончательному завершению строительства этого промышленного гиганта юго - востока страны и внесла значительные коррективы в состояние всей промышленности губернии.

Образование монополий

В конце XIX — начале XX века в Саратовском крае, как и во всей России, шел процесс концентрации промышленности, транспорта в крупные объединения акционерного типа и товарищества. К началу первой мировой войны крупный капитал полностью контролировал железные дороги и водный транспорт региона, имел прочные позиции в торговле топливом.

Синдикат "Продуголь", объединявший все лучшие шахты юга страны, поставлял 95% всего угля, потребляемого промышленностью края. Поставки нефти и продукции из нее шли в Саратовское Поволжье в основном через акционерное общество "Братья Нобель", построившее свои предприятия и нефтехранилища в крупных поволжских городах, в том числе Саратове и Царицыне. Акционерные общества "Ассерин" и "Железо -цемент", вошедшие в 1914 году в новый цементный синдикат, контролировали крупнейшие цементные заводы Вольска.

"Максимовское лесопромышленное и торговое общество" с центром в Царицыне концентрировало до 40% капитала деревообделочной промышленности всего Нижнего Поволжья.

Между монополиями велась упорная борьба за рынки сбыта и контроль над промышленными предприятиями. Так, царицынский завод "Урал—Волга" вначале входил в сферу влияния крупного уральского синдиката "Кровля", производившего кровельное железо и торговавшего им. Его неудачная конкуренция с другим гигантом— синдикатом "Продамет" — привела к тому, что завод перешел в собственность объединения металлургических предприятий юга страны — Донецко-Юрьевского металлургического общества, которое в свою очередь входило в состав "Продамета". В него же был включен саратовский гвоздильно-проволочный завод (бывший Гантке).

Владельцы частных предприятий, чтобы выстоять в острой конкурентной борьбе, объединялись. Так, в начале XX века саратовские предприниматели вошли в "Союз волжских мукомолов". В его центральный орган были введены К. Рейнеке и К. Борель.

Таким образом, ведущие отрасли промышленности края контролировались крупным капиталом.

Мелкотоварное производство

Наряду с крупной индустрией в губернии по-прежнему развивалась мелкая кустарная промышленность, в которой были заняты тысячи крестьян и горожан. В отличие от многих районов Европейской России, где поле деятельности мелкой промышленности сужалось из-за роста крупного производства, в Саратовском крае мелкотоварное производство и численность мелких производителей в основном росли. Так, количество работников, занятых в мелкой промышленности Саратовского уезда, с конца XIX века до 1913 года выросло на 56 %.

В Саратовском и некоторых других уездах крестьяне отдельных сел занимались выделкой кож, изготовлением сбруи, ремней, рукавиц и прочих необходимых в хозяйстве кожаных изделий, валяли из шерсти валенки. В Кузнецком уезде традиционно существовало производство колес, телег, деталей крестьянских ткацких станков, других изделий из дерева. В Хвалынском и Вольском уездах жители некоторых селений поставляли на рынок рогожные кули.

Но особенное развитие промыслы получили в немецких селениях Камышинского уезда. К 90-м годам XIX века за камышинскими немцами утвердилась репутация производителей таких видов сельскохозяйственной техники, как веялки и плуги.

ФАКТ
В 1896-1900 годах в 10 селениях уезда веялки изготовляли 278 кустарных мастерских. В 1902 году их было уже 310, и в них изготовили свыше 15 600 веялок. Они сбывались в Поволжье, области Войска Донского, на кавказе и в Сибири.

Производство веялок дало толчок кузнечному и чугунолитейному производствам. В начале XX века металлические части для веялок поставляли 41 кузница, 2 слесарные мастерские и 2 механических завода (в Голом и Лесном Карамыше).

Не столь крупным, но все же довольно известным производством было изготовление плугов, сосредоточенное в селениях Норкской волости, в селе Каменка Камышинского уезда. Известным за пределами немецких сел было также производство курительных трубок, молотильных камней, вязание корзин из хвороста, плетение соломенных шляп.

Но всероссийскую известность Камышинскому уезду принесло производство сарпинки. Этот промысел успешно выдержал проверку временем. Сарпинка продолжала пользоваться спросом и в начале XX века, конкурируя с более дешевым, но менее качественным фабричным ситцем. Выделкой этой ткани в уезде занимались свыше 12 тысяч человек.

Мелкие производители — кожевники, деревообделочники, ткачи и другие, как правило, в начале XX века зависели от крупных предпринимателей, которые поставляли им сырье и полуфабрикаты для производства и скупали по дешевке готовые изделия. Особенно заметным это было в сарпинковом промысле.

ЛИЧНОСТЬ
Наиболее известным сарпинковым “фабрикантом” стал А. И. Бендер, выходец из немецкого селения Голый Карамыш (оно же Бальцер, а ныне - город Красноармейск). Бендер вначале занимался покупкой у селян сарпинки и ее перепродажей. Выгодность дела привела его к созданию собственной раздаточной конторы с тремя ткацкими мастерами и 250 ткачами. Мастер снабжал ткачей пряжей и следил за работой. Разбогатев, Бендер переносит центр своей деятельности в Саратов, где уже действовали крупные фирмы по торговле сарпинкой. Вначале он кооперировался с другими сарпинковыми фабрикантами, но позже организовал свою фирму “Торговый дом "Андрей Бендер и сыновья". Торговый дом существовал за счет нещадной эксплуатации ткачей Голого Карамыша и округи. Его предприятия по отделке сарпинки находились и в Саратове. Фирма Бендера развернула торговлю не только в Поволжье, Москве, но и на окраинах империи: в Баку, Тифлисе, Коканде. В последнем Бендер приобрел хлопкоочистительный завод. Сарпинка успешно сбывалась и на многих российских ярмарках.
Для специализированного магазина по продаже сарпинки Бендер купил дом другого известного сарпинкового предпринимателя В. И. Кузнецова. Этот дом в 1914 году был перестроен по проекту архитектора В.К. Карпенко. Особенно удачно, в стиле господствовавшего тогда в архитектуре модерна, был оформлен фасад, g нише арки на крыше здания была установлена скульптура льва, напоминавшего о торговой марке фирмы, на которой тоже был изображен лев. В 1911 году оборотный капитал торгового дома “Андрей Бендер и сыновья” достиг 1,2 миллиона рублей. Накопления позволили ему скупить к 1917 году огромное количество акций бумагопрядильной фабрики “Саратовская мануфактура”, построенной на рубеже XX века для обслуживания местной ткацкой промышленности в селе Шахматовка, в 30 верстах южнее Саратова (ныне поселок Красный Текстильщик). Но начавшаяся революция не дала ходу дальнейшим замыслам сарпинкового фабриканта.

Положение рабочих

Общая численность работников фабрично-заводской и мелкой кустарной промышленности Саратовской губернии накануне первой мировой войны достигла 93 тысяч человек.

Состав рабочих был неоднородным. В губернии, где ведущей оставалась промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, которая зависела от урожаев и не требовала большого количества квалифицированных работников, за исключением обслуживания паровых мельниц, было большое количество временных, сезонных рабочих. В летнее время, особенно в урожайные годы, в деревню уходила даже часть рабочих больших фабрик, еще тесно связанная с деревней.

В отдельных производствах применялся, и довольно широко, низкооплачиваемый труд женщин и детей. На кирпичных и горчичных предприятиях до 35% работников составляли женщины, на суконных — 28%. Процент детей среди рабочих был высок на конфетной фабрике (48%), на стекольных заводах (40%), в типографиях (19%). Зарплата женщин и подростков при том же рабочем дне, что и у мужчин, была значительно меньше. Так, в типографиях мужчина получал в месяц 23 рубля, а подросток — 3—6 рублей.

За годы революции рабочие добились некоторого повышения заработной платы. Если в 1900 году средний годовой заработок рабочего в Саратовской губернии составлял 250 рублей, то в 1913 году — 284 рубля. Но выросли и цены на предметы массового потребления, часто сводившие на нет завоевания рабочих в оплате их труда. Самые крупные заработки были на металлообрабатывающих предприятиях Царицына и Саратова, самые низкие — на производствах по переработке продуктов животноводства (салотопенных, кожевенных, суконных).

Реальная зарплата рабочих снижалась и из-за многочисленных штрафов. На саратовских предприятиях в начале века существовало более двух десятков различных видов штрафов. Так, в 1903 году на рабочих Саратовской мануфактуры, численность которых составляла 628 человек, было наложено 1842 штрафа.

Особенно тяжелыми были условия труда. Рабочий день на предприятиях Саратовской губернии составлял 9—12 часов. На чугунолитейных и сталелитейных заводах работа производилась в две смены по 12 часов. Рабочим полагались перерывы — полчаса на завтрак и полчаса на обед. 12-часовой рабочий день был и на маслобойных предприятиях. Работа здесь шла двумя сменами через каждые 6 часов.

ДОКУМЕНТ
"При такой напряженности работы, - сообщал санитарный врач Н. И. Ковалевский, проводивший обследование фабрик и заводов Саратова, - жизнь рабочего представляется совершенно безобразной. В течение всей недели он периодически переходит от работы на нары и обратно. Этот вид сменной работы, два раза в течение суток, не дает возможности восстановить вполне истощенные силы и не оставляет места для какого-либо удовлетворения духовных потребностей и потому требует полного осуждения"

Крайне тяжелыми и вредными для здоровья были условия труда на табачных фабриках.

ДОКУМЕНТ
Из обследования врача Н.И. Ковалевского: "Всем, конечно, известно, что присутствие табачной фабрики ощущается на далеком расстоянии вследствие существующей в воздухе табачной пыли. Но если это заметно в наружном воздухе, то что же должно быть на самой фаб-рике. Человек, никогда в ней не бывавший, безусловно, не сможет пробыть там более 2-3 минут. Крайне раздражающий воздух моментально заставляет задерживать дыхание, иначе является беспрерывный кашель. Тучи табачной пыли в воздухе, пыль на полу, стенах, потолках, машинах и проч. Довольно сказать, например, на табачной фабрике Левковича ежемесячно собирается 2 тысячи пудов табачной пыли".

Самыми лучшими, по мнению санитарных врачей, были возможности для труда на мукомольных предприятиях Саратова.

Рабочие в то время не получали пособий по болезням, инвалидности, старости. Они не имели права на проведение стачек и создание профсоюзов. Организация стачек была запрещена законом, а организаторы и участники их подвергались увольнениям с работы, арестам, высылке и даже ссылке. По свидетельству фабричного инспектора 1-го участка города Саратова, "трех рабочих уволили за то, что они обращались с жалобой к инспектору". Такое положение вынуждало рабочих подниматься на борьбу за свои права.

Торговля

ДОКУМЕНТ
В одном из отчетов Саратовского биржевого комитета сказано, что "Саратов является передаточным пунктом с Волги многомиллионного груза, не считая соли, керосина и проч., по линиям железных дорог, так что в общем в Саратове обращается около 1/4 груза всего волжского транзита".

Но Саратов не только "передавал". Он торговал разнообразными товарами и продуктами, что производились в самом городе и уездах губернии. Своими изделиями Саратов снабжал не только Поволжский район, но и целые регионы и далее отправлял продукцию за границу. Некоторые саратовские товары везли на Кавказ и в Сибирь (кондитерские изделия, конфеты, шоколад, ткань сарпинку, пряжу, мыло), отправляли в Петербург, Москву, западные губернии России и далее в иностранные государства (мука, вата, пряжа, сарпинка, отделочные кожи и пр.), отсылали на Дальний Восток и даже в Америку (глицерин).

В крае давно сформировались известные в стране центры хлебной торговли. В Саратовской губернии их насчитывалось около 50. Крупным потребителем зерна был Саратов, на мельницах которого перерабатывалось от 10 до 23 миллионов пудов.

Около 10 миллионов пудов зерна поставлялось сюда из Самарского Заволжья, остальные — из правобережных уездов и со станций РУжд. В Заволжье славилось хлебной торговлей Балаково. По количеству и качеству отпускаемого хлеба оно занимало второе место после Самары. Его огромные амбары вмещали 7 миллионов пудов хлеба. Всего с балаковской пристани ежегодно отправлялось 10 миллионов пудов. Значительными центрами хлебной торговли были также Царицын, Камышин, Покровск, Николаевск, Кузнецк, Сердобск.

Находясь в центре хлебородного района, Саратов перерабатывал огромное количество зерна в муку, не только доставлявшуюся на продажу в России, но и идущую на заграничные рынки. В 1904—1907 годах с саратовских пристаней по Волге вывозилось ежегодно по 1,7100 тысяч пудов пшеничной и по 700 тысяч пудов ржаной муки. Из отправляемых по железной дороге грузов (из Саратова) почти 14% составляла мука. Крупные партии муки, кроме саратовских мукомолов, продавали торговые дома "Ф.А. Рыбакин с сыновьями" в Аткарске, "Ф. Александров с сыновьями" в Петровске. Первое товарищество мукомолов города Балашова, Товарищество николаевского купца 1-й гильдии Н.С. Менькова, Вольские купцы Я.В. и И.В. Меркульевы и другие.

Второе место из пищевых продуктов занимала в торговом обороте соль, которая поступала по Волге с Эльтонского и Астраханских соляных озер по 2—3 миллиона пудов в разные годы. Из Саратова соль развозилась по городам и селам европейской части России. Следует отметить, что в связи с разработкой более дешевой бахмутской соли на Украине, которая вытесняла поволжскую соль, ее поставка в Саратов и продажа стали сокращаться.

Большое место в саратовской торговле занимало подсолнечное масло. Только водным путем отправлялось ежегодно 150— 200 тысяч пудов подсолнечного масла. На железной дороге масло и колоб (жмых) подсолнечный составляли почти 10% отправляемых грузов. В огромном количестве вывозился из Саратова спирт, который оптовые торговцы закупали на винокуренных заводах нашей и других губерний. Всего собиралось до 300 тысяч ведер спирта, который отправлялся в Самарскую, Астраханскую, Бакинскую губернии и Закаспийский край.

Большая часть рыбы в Саратов доставлялась из Астрахани. Но к концу XIX века торговля ею упала из-за хищнического лова на Волге. Купцы стали закупать рыбу в Уральске и Ростове-на-Дону. И если ранее привозилась в основном красная рыба (осетр, белуга, стерлядь), то теперь 80% привоза составляла частиковая (лещ, судак, сазан и др.) и сельди. На долю же красной рыбы (которая из-за дороговизны пользовалась плохим спросом) приходилось лишь 20%.

К 1905 году торговля рыбой и ее продуктами несколько повысилась за счет продажи воблы. В 1910 году ввоз всякой рыбы достиг 1535 тысяч пудов.

Среди других продуктовых товаров можно назвать сахар, ввозимый с Украины для местного рынка. Сахара (рафинада и песка) расходовалось до 650 тысяч пудов. Таким же распределительным рынком для уездов губернии и Заволжья являлся Саратов в бакалейной и гастрономической торговле и в снабжении чаем, китайским и цейлонским.

В связи с развитием в Саратове и губернии металлообрабатывающей промышленности увеличились поставки железа. Главными поставщиками всех сортов железа были "Продамет" и "Кровля". Синдикат "Продамет" продавал саратовским складам сортовое железо до 500 тысяч пудов, а фирма "Кровля" сбывала кровельное железо до 280 тысяч пудов.

Заводы и фабрики, железная дорога, речной флот стали использовать в качестве топлива нефтепродукты. В Саратов поставлялось в среднем до 15 миллионов пудов мазута и до 5 300 тысяч пудов керосина. Торговля нефтепродуктами в Саратове была сосредоточена в руках таких крупных фирм, как товарищество "Братья Нобель", общество "Мазут", "Восточное общество" и некоторые другие, которые имели свои промыслы и заводы в Баку. У этих фирм приобретали нефтепродукты для торговли мелким оптом и в розницу саратовские купцы Н.И. Селиванов, Д.Е. Акимов.

Часть нефтепродуктов отправляли из Саратова по железной дороге в Московский, Петербургский, Варшавский и другие районы. Недостаток нефтяных продуктов и повышение на них цены заставили железные дороги и почти всю промышленность России перейти на каменный уголь. В Саратов привозили до 600 вагонов угля с юга, из Донецкого бассейна. Здесь был не только простой уголь, но и антрацит, кокс всех сортов.

Для улучшения торговли в Саратове работала в специально построенном здании (ул. Радищева, 41) товарная биржа. Здесь совершали сделки, контракты (договоры) на поставку товаров по стандартам или образцам. Для осуществления денежных операций по торговле, кредитованию крупных фирм и частных лиц и так далее в Саратове, кроме отделения Государственного банка, были открыты отделения коммерческих банков: Волжско-Камского, Русско-Азиатского, Русского для внешней торговли. В Саратове и Вольске местные купеческие общества открыли собственные городские общественные банки. Отделения коммерческих банков были в Балашове, Вольске и других уездных городах и даже в крупных торговых селах, как, например, в селе Беково Сердобского уезда.

Таким образом, Саратов на рубеже веков, несмотря на высокие железнодорожные тарифы на перевозку и неудобный подход к пристаням из-за обмеления Волги у города, продолжал оставаться крупным торговым центром Поволжья с большим объемом перерабатываемых товаров.

Железные дороги

1 января 1891 года Тамбовско-Козловская и Тамбовско-Саратовская дороги, выкупленные правительством, были соединены в одну под названием Козлово-Саратовская линия. В этом же году Общество Рязанско-Козловской дороги внесло в правительство предложение о преобразовании его в общество Рязанско-Уральской железной дороги путем слияния с Козлово-Саратовской линией и постройки новых. 11 января 1892 года царь утвердил создание Рязанско-Уральской железной дороги. Правление Общества РУжд разместилось в Петербурге, а Управление дорогой обосновалось в Саратове.

На новое общество правительством была возложена постройка ширококолейных дорог протяженностью 3381 верста. С момента образования общество начинает кипучую деятельность по развитию сети линий. В течение пяти лет их протяженность возросла на 1205 верст. Часть новых путей пролегла по территории нашей губернии, как, например, Тамбов — Камышин, Аткарск — Вольск, Покровск — Уральск, Ершов — Николаевск (ныне Пугачев), Урбах — Александров Гай, Красавка — Баланда и другие. Одновременно проводилось переустройство Тамбовско-Саратовской линии в целях усиления ее пропускной способности, причем без перерыва движения.

Движение на Москву осуществлялось на последнем участке только по (и без того загруженной) Московско-Рязанской железной дороге. Возникла необходимость в сооружении линий Павелец — Москва, чтобы иметь собственный свободный выход к этой станции и дальше на запад, от Данково до Смоленска.

Конкуренцию Рязанско-Уральской железной дороге пыталась составить Московско-Казанская железная дорога, которая тоже хотела строить западную линию. Но целесообразность соединения Москвы с РУжд взяла верх над устремлениями руководства Московско-Казанской дороги. В 1899 году открылось движение до Смоленска, а через год — и по линии Павелец — Москва.

Небольшое здание вокзала, которое существовало в Саратове, уже не удовлетворяло потребностям пассажирских перевозок, и в 1899—1900 годах оно было перестроено и немного расширено.

К началу нашего века все крупные города Поволжья были связаны железной дорогой с центральными областями России. Не было таковой только у Астрахани. РУжд дала согласие на постройку линии до этого губернского города, началось долгое обсуждение, где и как строить: одни предлагали по правому берегу, другие — по левому, третьи хотели вести линию от Царицына, их противники настаивали на Саратове. Дело дошло до Николая II, который сказал, что "пора кончать". 25 апреля 1903 года под его личным председательством состоялось совещание, на котором было решено связать Астрахань с центральными районами железной дорогой через Саратов. Строительство развернулось на левом берегу Волги, и в декабре 1909 года в Астрахань пришел первый поезд.

Последним звеном в развитии РУжд явилось сооружение Уральско-Илецкой линии, которая дала выход на Ташкентскую железную дорогу, а через нее и в Среднюю Азию. Впоследствии такого большого строительства новых линий РУжд не вела.

ФАКТ
Накануне революции РУжд была самой протяженной железной дорогой. Ее длина составляла 4377 верст.
РУжд обслуживала 12 губерний и область Уральского казачьего войска, простиралась от Уральска до Смоленска и от Астрахани до Москвы.

Для лучшего обслуживания клиентов и привлечения грузов на РУжд создается сеть элеваторов и зернохранилищ. Для притока нефтяных грузов сооружаются нефтяные склады. В Саратове на товарной станции были построены элеватор с паровым двигателем вместимостью в 1 миллион пудов зерна и четыре зернохранилища вместимостью до 200 тысяч пудов.

Моста через Волгу еще не было, поэтому для обеспечения перевозок в летнее время между обоими берегами была устроена паромная переправа —первая в России. Ее обслуживал сначала один товаропассажирский пароход "Саратовская переправа", построенный в Англии, а затем еще и построенный на Сормовском заводе мощный пароход "Переправа вторая".

На открытой палубе этих паромов были уложены рельсы, куда закатывали вагоны и перевозили на другой берег. Зимой, когда окрепнет лед, укладывали путь прямо по нему и при помощи конной тяги перекатывали вагоны с берега на берег.

С постройкой новых линий подвижной состав (паровозы и вагоны) стал расширяться. Поступившие в ведение РУжд паровозы и вагоны с объединенных дорог были преимущественно заграничного происхождения.

В 1894 году на Рязанско-Уральскую дорогу поступили первые 40 товарных паровозов отечественного производства с Брянского и Невского заводов. В следующем году с этих же заводов поступило еще 65 паровозов, а 30 — из-за границы, в основном из Австро-Венгрии, они и были последними заграничными локомотивами. Со временем на РУжд стали поступать с Путиловского и Сормовского заводов новые, более сильные четырехцилиндровые товарные паровозы. К 1916 году их было уже 98.

ФАКТ
Большой популярностью среди железнодорожников пользовался коломенский паровоз серии "О", отличавшийся простотой и надежностью конструкции. Железнодорожники окрестили его "овечкой". Еще совсем недавно, в 60-70-е годы, можно было встретить на железных дорогах этот маневренный паровоз-"овечку". В дни Сталинградской битвы "овечка" подвозила к фронту составы с боеприпасами и военной техникой. В честь этого подвига возле депо Волгограда паровоз OВ установлен на пьедестале.
С ростом веса поездов и скоростей появляются более мощные и скоростные локомотивы. Одним из них был паровоз серии "Э", который стал основным грузовым локомотивом. До 70-х годов они служили на дорогах страны.
Именно паровоз ЭЛ-З-2432 был отремонтирован рабочими Саратовского паровозного депо и железнодорожных мастерских на коммунистическом субботнике в июле 1919 года. Ныне этот паровоз установлен на территории локомотивного депо.

В 1912 году в Сормове начали выпускать пассажирский локомотив серии "С". В отличие от черных грузовых он был зеленого цвета, с большими колесами, с сияющими латунными частями и считался одной из красивейших машин того времени.

Парк вагонов тоже пополнялся, и постепенно их количество увеличилось в четыре раза. Среди товарных вагонов появляются специализированные: ледники для перевозки скоропортящихся продуктов, цистерны для нефтепродуктов и другие.

Для обслуживания подвижного состава имелись депо в Тамбове, Ртищеве, Аткарске, главные мастерские в Саратове и другие предприятия.

На железной дороге работало до 55 тысяч человек. Со своими семьями они могли бы составить целый город со 180-тысячным населением. Накануне революции для железнодорожников и членов их семей имелись 35 врачебных участков с приемными покоями, больницами, лазаретами. Действовала Эльтонская грязелечебница. На 36 станциях были построены здания и открыты 44 начальные школы с разным сроком обучения. Ученики школы, чьи родители имели жалованье менее 300 рублей в год, освобождались от платы.

Рязанско-Уральская железная дорога оказала огромное влияние на развитие обслуживаемых ею городов и станций, на образование новых поселений, превратившихся со временем в города, ставших значительными торгово-промышленными центрами для новых обширных районов.

Водный транспорт

Саратов был крупным торговым и перевалочным пунктом на Волге. Через его пристани проходил многомиллионный груз, что составляло примерно около четверти груза всего волжского транзита. К концу прошлого века многие железные дороги подошли вплотную к Волге и начали усиленную борьбу с судоходством за грузы. Неурожаи конца 80-х — начала 90-х годов вели к уменьшению хлебных грузов. Но настоящим бичом для судоходства стало сильное мелководье, образование перекатов на Волге.

Начавшееся в 1869 году обмеление вызвало отклонение Волги к левому берегу. Вдоль правого берега образовались пески на протяжении 9 верст. Сохранившийся небольшой рукав реки был настолько узок, что с трудом расходились два парохода, да и плоты провести надо было ухитриться. Принимаемые меры, чтобы "вернуть" Волгу Саратову, не давали благоприятных результатов. Огромные убытки терпели владельцы судов и товаров. И только начавшиеся с 1904 года работы по углублению дна позволили сделать у Саратова судоходный канал и восстановить судоходство.

В 1904 году на саратовские пристани прибыло более 7 миллионов пудов разного груза, а отправлено 14 миллионов пудов. Преобладающими грузами были мазут, керосин, различные лесоматериалы, пшеница и мука (пшеничная, ржаная), соль, железо, рыбные товары, масло подсолнечное, арбузы. Особенно был велик товарный обмен с Астраханью, куда поступало до 70% всего потребления астраханским рынком муки и до 100% — подсолнечного масла. Из Астрахани в Саратов и губернию доставляли товары персидские и азиатские (хлопок, рис, сушеные фрукты, пряности и пр.), рыбные продукты.

В больших городах, в том числе Саратове и Царицыне, каждое пароходное общество имело свой дебаркадер. На мелких промежуточных пунктах было по одной пристани, к которой приставали пароходы всех обществ. Поэтому сюда капитаны старались прийти первыми, чтобы забрать всех пассажиров и большую часть груза. Товарные перевозки для некоторых пароходств были жизненно необходимы. Кроме крупных пароходных обществ, на Волге действовали и частные судовладельцы, создавая объединения, гремевшие по всему Поволжью. К началу 60-х годов прошлого века из 220 волжских судов 130 принадлежали акционерным обществам, а 90 — частным лицам.

В конце прошлого века Вольский купец Егор Любимов завел два буксира, а позднее довел свой флот до четырех пароходов, которые занимались грузовыми перевозками. Пароход "Иосиф" хвалынского купца Ф. Плигина работал между Казанью и Рыбинском. В Вольске же К.Э. Гильдебранд и А.А. Минклейт тоже занялись судоходством, купив два парохода, но затем основали завод и стали строить пароходы.

За десять лет со стапелей завода были спущены 5 пассажирских и 24 буксирных парохода. С 1904 года завод Гильдебранда прекратил судостроительную деятельность и занялся чугунолитейными заказами. Несколько буксирных пароходов было построено на механическом заводе княгини Ливен в селе Терса вблизи Вольска.

Но самым крупным пароходным объединением было организованное саратовскими судовладельцами "Купеческое пароходство по Волге". В 1886 году купцы 2-й гильдии братья И.Н. и В.Н. Польские и И.И. Прянишников двумя пароходами "Аскольд" и "Олег" стали перевозить грузы и пассажиров вниз от Саратова до Ровного. Тогда же купец Ф.Е. Шебенин организовал перевозки вверх от Саратова до Балакова и попутных пристаней три раза в неделю. Через год эти купцы соединили свои усилия и пароходы и наладили ежедневные рейсы между Балаковом и Золотым. Купив у общества "Кавказ и Меркурий" пароход "Великий князь", компаньоны протянули линию до Камышина. С покупкой братьями Польскими нескольких пароходов линия была открыта от Астрахани до Самары, а с постройкой новых пароходов — до Симбирска. Успешные дела братьев Польских и их компаньонов привлекли в товарищество новых купцов-судовладельцев. Купеческое пароходство выходит на всеволжский простор, открыв беспосадочное сообщение Казань — Астрахань.

В 1898 году в состав товарищества вошел саратовский купец 1-й гильдии П.М. Репин. В наследство от отца он получил торговлю лесными и строительными материалами, а на свободный капитал приобрел судоходное дело братьев Польских и вступил в "Купеческое пароходство", где быстро стал главным лицом — директором-распорядителем.

Репин прекрасно знал торговое и судоходное дело, состояние поволжских торгово-промышленных фирм. Он был членом целого ряда комитетов, комиссий, советов, попечительств, банков, обществ, учебных заведений, избирался гласным городской думы. Его общественная деятельность отмечена одной серебряной и четырьмя золотыми медалями "За усердие".

Репин представлял из себя классический тип купца, галерея которых была показана А.Н. Островским. Будучи директором-распорядителем компании, П.М. Репин провел ее реорганизацию и окончательно оформил в общество "Купеческое пассажирское пароходство по Волге", правление которого находилось в Саратове. Это общество обладало мощным флотом, не уступая таким крупным пароходствам, как "Самолет" и "Кавказ и Меркурий". Объединение купцов-судовладельцев в общество помогало им легче выжить в условиях конкуренции, что не всегда удавалось пароходчикам-одиночкам. Каждый член купеческого пароходства получал свою долю прибыли в зависимости от участия в общем деле. Отдельные купцы, будучи чем-то недовольны, уходили из "Купеческого пароходства", но через одну-две навигации, испытав тяжесть соперничества с крупными обществами, возвращались обратно.

В 1914 году казанский купец И.И. Савин со своими 13 пароходами вошел в "Купеческое пароходство", которое к этому времени весьма расширило свои операции и было преобразовано в "Акционерное общество Волжско-Камского коммерческого пароходства". Флот общества насчитывал до 40 товаропассажирских пароходов и до 75 дебаркадеров. Теперь появились рейсы от Астрахани до Нижнего Новгорода, были открыты новые линии по рекам Каме и Оке. Совместно с обществом "Самолет" продолжались рейсы по ранее созданной товаропассажирской линии у побережья Каспийского моря.

Свой флот (обычно несколько буксиров и десятка два-три барж) старались иметь крупные торговые фирмы, такие, как торговый дом "Э.И. Борель", торговый дом "Кондратий Рейнеке и сыновья", торгово-промышленное товарищество "Братья Шмидт" и другие.

В 1908 году царицынский коммерсант В.Ф. Лапшин, нижегородский купец Д.В. Сироткин и другие учредили пароходное товарищество на вере под фирмою "Русь", преобразованное вскоре в акционерное общество. Эта компания пароходчиков купила пароходы общества "Надежда" , суда у А.А. Зевеке, О.П. Карповой, арендовала у М.П. Зарубина и, построив два новых судна, начала свою деятельность открытием из Нижнего Новгорода линий: ежедневных — в Астрахань и Рыбинск и несколько раз в неделю — в Пермь. Главная контора акционерного общества "Русь" находилась в Царицыне.

ФАКТ
"Русинские" пароходы были светло-фисташкового цвета, с черными корпусами и трубой. На трубе и колесном кожухе выведена синяя буква "Р". Пароходы были прекрасно обставлены, имели великолепные музыкальные и читальные салоны с картинами из перламутровой инкрустации, богато меблированный и сервированный буфет, выделялись разнообразными удобствами (электроосвещение, паровое отопление, каюты). Даже пассажиры IIl и IV классов имели удобства и отдельные спальные места, в отличие от судов других пароходств. Но главное - проезд на "русинских" пароходах стоил дешевле, чем на судах других объединений.

Общество "Русь" со временем стало располагать полусотней пассажирских, товарных и буксирных пароходов, множеством различных барж, пристаней и товарных складов.

С 1907 года на Волге начинают плавание первые теплоходы. Это колесный буксирный теплоход "Коломенский дизель" общества "Океан" и буксирный теплоход "Беломор" товарищества "Братья Нобель". Появляются нефтеналивные теплоходы (танкеры) "Дело", "Русь", "Эммануил Нобель" и другие. Перевозка нефти и нефтепродуктов осуществлялась также 1500 наливными деревянными и железными баржами общей вместимостью до 200 миллионов пудов.

В Саратове были созданы верфи для постройки крупных железных наливных барж. В 1880 году в Москве инженер А.В. Бари основал строительно-техническую контору, деятельность которой совпала с развитием русской нефтяной промышленности и первыми опытами перевозки и хранения нефти и ее продуктов. "Строительная контора инженера А.В. Бари" быстро превратилась в объединение заводов, мастерских, проектных бюро, обзавелась филиалами и дочерними фирмами. В Саратове было открыто отделение — верфи для постройки наливных барж. Судьба свела Бари с талантливым инженером Шуховым, который почти сорок лет проработал в его строительной конторе, обогатив владельца своими изобретениями.

ЛИЧНОСТЬ
В.Г. Шухов (1853—1939) — один из ярких представителей русской школы инженеров, почетный академик, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Он сделал громадный вклад в развитие разных отраслей отечественной науки и техники. Шуховских паровых секционных котлов с горизонтальными и вертикальными трубками концерном Бари, а затем и советской промышленностью было произведено много тысяч, различных металлических резервуаров, в основном для хранения нефтепродуктов, было построено 20 с лишним тысяч. В.Г. Шухов признан изобретателем способа дробной перегонки нефти, получившей название "крекинг".
Этим не ограничиваются изобретения Шухова. Его блестящие инженерные решения вместе с глубоким знанием механики нашли применение в проектировании и постройке под его руководством более 500 железнодорожных мостов, в том числе переходы через Оку, Волгу, Енисей. На счету Шухова многочисленные водонапорные башни, портовые маяки и знаменитая башня для радиовещания, сооруженная в 1922 году на Шаболовке в Москве.

С именем Шухова связана постройка стальных наливных барж на саратовской верфи инженера Бари. Еще до Шухова были попытки постройки железных барж для перевозки нефти, мазута, керосина. Строившиеся, по опыту сооружения деревянных барж, железные баржи быстро расшатывались и давали большую утечку нефти.

На основе точных расчетов В.Г. Шухов создал новый метод сборки наливных судов, который позволял довольно быстро собирать громадные баржи из толстых стальных листов (применялись точные специальные шаблоны в натуральную величину). Главное внимание при постройке баржи обращалось на тщательную склепку и плавность обводов корпуса. Хорошие линии обводов делали ход баржи легким, что удешевляло стоимость буксировки. Известно, что на саратовских верфях было построено в 1884 — 1902 годах 54 баржи.

Саратовские верфи Бари находились прямо на берегу Волги в Затоне. Осенью начиналось строительство сразу нескольких барж. За 4—5 зимних месяцев судно было готово. Весною полая вода, затопляя берег, поднимала баржи, по открытии навигации начиналась их эксплуатация. За зиму 1901/02 года были построены баржи: две — для Восточного общества товарных складов в Петербурге, одна — для купца П.В. Меркулова из Астрахани и четыре — для Н.И. Соколова из Москвы. В следующую зиму были собраны шесть барж для С.М. Шибаева и К° из Москвы и одна — для Шамси Асадулаева из Баку.

В.Г. Шухов не раз приезжал в Саратов, чтобы проследить за производством барж. Его доверенный мастер-котельщик Л.Т. Дыньков, которого ученый научил по чертежам и шаблонам собирать громадные суда из стальных листов и отдельных деталей, руководил технической стороной дела. Знаниями техников, опытом мастеров и силой рабочих создавались огромные наливные баржи из металла.

Использованные материалы:
- История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000. 416 с.
- Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1: С древнейших времен до отмены крепостного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993