География История Экономика Образование Культура Личности

Саратовский край в годы великой Отечественной войны
(1941—1945 гг.)


22 июня 1941 г. нападение фашистской Германии на Советский Союз нарушило мирную жизнь нашего народа. В истории Советского государства наступил суровый период Великой Отечественной войны.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало у трудящихся Саратовской области чувство гнева и возмущения. На митингах, состоявшихся в области в первые дни войны, представители рабочих, колхозников, интеллигенции призывали всех советских людей еще теснее сплотиться. Трудящиеся заявляли о своем горячем желании идти добровольцами в действующую Армию, громить врага.

Клочков В.Г.
Панфилов И.В.
На фронтах Великой Отечественной войны тысячи саратовцев проявили высокую боевую доблесть. За мужество и героизм, проявленные в боях, 47 тысяч солдат, сержантов и офицеров-саратовцев были награждены орденами и медалями. Более 200 воинов-саратовцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Всему народу известны имена Героев Советского Союза: генерал-майора И.В. Панфилова, уроженца г. Петровска, политрука В.Г. Клочкова-Диева, уроженца с. Синодское, Саратовского района, слова которого прозвучали на всю страну: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!”.

В начале войны в Вольский военкомат пришла хрупкая девушка Зина Маресева, положила на стол военного комиссара Воробьёва заявление: "Прошу зачислить меня в ряды РКК Армии, так как хочу наравне со всеми защищать свою Родину — оказывать помощь бойцам, учусь на медкурсах запаса медицинских сестёр. Прошу в просьбе не отказать. Мой адрес: улица Льва Толстого, г. Вольск, дом № 110. Маресева Зинаида Ивановна. Год рождения: 1923 г., 20 июня".

Ныне на этом доме — мемориальная доска, гласящая, что тут жила Герой Советского Союза Зинаида Маресева. Не прав оказался граф, чьим именем названа улица, учивший непротивлению злу насилием. Со злом, ворвавшимся в наш дом, боролись все, кто мог, и победили. Многие — ценою своей жизни. В их числе — и Зина Маресева. В Центре документации новейшего времени хранится рассказ о подвиге 19-летней девушки из Вольска. 2 августа 1942 года немцы прорвались на участке передовой, где воевала медсестра Маресева, командир подразделения был убит, бойцы дрогнули, и тут Зинаида "схватила автомат и с криком "Ура-а! За мной!" — бросилась вперед, за ней ринулись на немцев бойцы. Атака была отбита, и она продолжала оказывать помощь раненым. Наступила ночь, и она начала переправлять их за реку. Около лодки разорвалась мина. Зина стремительно прикрыла раненого, и осколки впились в её тело. Рана оказалась смертельной..."

Трудящиеся нашей области, оставшиеся в дни войны в тылу, проявляли повседневную заботу о сражавшейся на фронтах Красной Армии. Единодушно подписывались на государственные займы, передавали свои личные сбережения и отчисления от зарплаты на постройку эскадрилий самолетов, танковых колонн и т. д.

Як-3 на заводском аэродроме. Саратов. 1941 год
Огромная часть средств, по различным оценкам около 400 миллионов рублей, сданных саратовцами государству, пошла на строительство самолётов для фронта. Большая часть именных самолетов была построена на Саратовском авиационном заводе (в то время завод № 292 НКАП) - это прославленные истребители Як-1 и Як-3. Но среди именных самолётов были и бомбардировщики Пе-2 (например, самолёт В.И. Лозгачева из Куриловского района, на его самолёте воевал сын Пётр стрелком-радистом), По-2 (например, самолёт студентов и преподавателей Саратовского СХИ, подаренный ими И.В. Дрягиной).

Первым в строю именных самолётов стоит самолёт ворошиловских колхозников села Усть-Курдюм, подаренный Герою Советского Союза В.И. Шишкину в ноябре 1942 года. Колхозники собрали на этот самолёт свои трудовые рубли. Почин был сделан, и десятки, сотни именных самолетов полетели на фронт. На заводе изготовили трафарет для нанесения надписей на борту именных самолетов: "Защитникам Сталинградского фронта от колхозников... района Саратовской области". В конце декабря 1942 года в 8 воздушную армию прибыл боевой самолёт с фамилией Ф.П. Головатого на фюзеляже, и тогда на фронтах зазвучали фамилии саратовских колхозников Ф.3. Бунина, Е.В. Желтовой, Я.К. Кошепева, С.Г Решетова, М.А. Савельевой, А.С. Селивановой, И.Д. Фролова и многих других колхозников. Таковых было около 70. Имя А.С. Селивановой наносилось на три самолёта, Ф.П. Головатого - на два. Есть среди патриотов и имя академика В.Н. Образцова - депутата Верховного Совета СССР от ртищевцев, организатора железнодорожного дела в стране. Подаренный им фронту самолёт Як-1 "Ртищевский железнодорожник" принёс славу Героя лётчику А.Ф. Лавренову, впоследствии сбитому над Сивашем 26 марта 1944 года. Ещё один самолёт, но уже балашовских колхозников, также сделал Героем П.М. Вострухина, погибшего 19 июля 1943 года. Ему 3 сентября 1999 года был открыт памятник в Москве на улице Вострухина. Таких примеров можно привести великое множество. Сейчас известно около 100 фамилий лётчиков, получивших в дар боевые машины от саратовцев. Среди них есть и генерал-полковник А.Н. Катрич, совершивший первый ночной высотный таран в небе под Москвой. Долго после войны продолжалась его дружба с колхозником И.Д. Фроловым, подарившим фронтовику самолет. Бывшая лётчица 46 гвардейского полка И.В. Дрягина, ныне доктор сельскохозяйственных наук, с гордостью показывает записи в своей лётной книжке, где кроме её сотен боевых вылетов на бомбёжку противника ночью записан и маршрут с фронта за дарственным самолётом в родной Саратов, откуда она со студенческой скамьи ушла в бомбардировочную авиацию. Получить именной самолёт было большой гордостью для лётчика, а бить фашистов на таком самолёте - святой обязанностью.

Это было в сентябре 1942 года. С саратовского аэродрома поднялся самолёт, ведомый Героем Советского Союза гвардии майором Василием Шишкиным. Самолёт был выкрашен в серебряный цвет, а на борту его алела надпись: "Герою Советского Союза майору Шишкину В.И. от колхозников колхоза "Сигнал революции", Ворошиловского района, Саратовской области".

Из статьи, опубликованной 7 января 1945 года в газете "Коммунист"
Это был первый в Союзе самолёт, приобретённый на средства колхозников. Идея его родилась так. Колхозники сельхозартели "Сигнал революции" привезли в город в подарок авиационному заводу продукты. Они видели, как напряжённо трудятся в цехах завода рабочие, как с заводского аэродрома улетают на фронт, к Сталинграду собранные рабочими самолёты. Здесь особенно наглядно была видна помощь тыла фронту, помощь оружием. Сейчас в колхозе не помнят, кто предложил: "Купим на колхозные средства боевую машину", кажется, что эта мысль возникла сразу у всех побывавших на заводе. 170 тысяч рублей были собраны. Самолёт был приобретён и вручён лётчику Шишкину. Нынешнее поколение жителей села Усть-Курдюм на всю жизнь запомнит те волнующие дни, когда к ним в колхоз приехали лётчики, как клялись они драться на колхозном самолёте, не щадя своей жизни, как давали они слово прогнать врага с русской земли. А стоял тогда враг под Сталинградом.
Ныне всё это - история. И сам самолёт - первый в Союзе подарок колхозников фронту - стал историческим экспонатом, музейной ценностью, призванной рассказывать будущим поколениям о патриотизме русских людей в тылу и на фронте в годы Великой Отечественной войны с немецкими захватчиками.
Ныне этот самолёт, по распоряжению генерал-лейтенанта, в соединении которого сражается тов. Шишкин, прибыл в Саратовский областной музей. Двое лётчиков - младший техник-лейтенант Шевчук и механик-старшина Ваховский сопровождали самолёт в Саратов из Бреста, где закончила "по старости" свой боевой путь эта историческая машина.
Герой Советского Союза ныне гвардии подполковник командир Н-ского истребительного гвардейского авиационного Харьковского полка В.И. Шишкин: "После приёма на заводе дарственного самолёта я его опробовал в воздухе. Мне было дано разрешение пилотировать над колхозом "Сигнал революции". Отпилотировав над селом, я сбросил вымпел, после чего улетел на фронт.
С половины ноября 1942 года я начал летать на этом самолёте под Сталинградом, где за всю операцию произвёл 55 боевых вылетов, во время которых сбил в воздушных боях три самолета противника и - командир жил на земле 31 автомашину, 45 повозок, свыше 70 солдат и офицеров.
В мае 1943 года я на самолёте ворошиловцев вместе с полком был направлен на Орловско-Курское направление, где с 25 мая по 10 июля произвёл 15 боевых вылетов. Особенно знаменателен вылет 6 июля 1943 г. под Орлом в районе Поныри, где я патрулировал над линией фронта с группой из 12 истребителей "Як-1". Вместе со своим напарником майором Петровым я оторвался от своей группы и встретился с группой самолётов противника, состоявшей из 20 истребителей и 30 бомбардировщиков. Мы завязали с ними бой. Мне запомнилось, как легко было драться на вертикалях с "ФВ-190" -дарёный самолёт был облегчённый, и в бою я имел преимущество в высоте. Вместе со своим ведомым мы сбили в этом бою 5 самолётов, из которых два "Фокке-Вульф 190" сбил я лично. Самолёт за свою боевую работу не имел ни одной пулевой пробоины или повреждения от осколков снаряда. После выполнения задания я нередко производил несколько фигур высшего пилотажа над линией фронта, после чего проходил бреющим полётом, показывая надпись на самолёте своим войскам. Самолёт хорошо знали на фронте, лётчики считали честью участвовать с ним в одном задании.
После Орловской операции мне было приказано сдать самолёт, так как нашему полку дана была материальная часть другой системы. Жалко было расставаться с подарком, но надо было выполнять приказ. Дальнейшего пути самолёта я не знаю. Знаю только, что он был в полку гвардии майора Моторного, а потом в полку гвардии майора Макарова".

Сейчас известны многие именные самолёты и эскадрильи саратовцев, но всё-таки о многих нет никаких сведений - ведь в годы войны не всегда была возможность зафиксировать это событие, да многие и не думали об этом. Сколько патриотических дел остались безымянными!

В годы войны в Саратове дислоцировались многие военные учебные заведения. Здесь размещался штаб Приволжского военного округа - одного из центров формирования частей и соединений для фронта. Саратов подготовил и отправил на фронт свыше 500 различных войсковых единиц. Около тридцати военных школ, училищ и курсов готовили командиров и специалистов для действующей армии. Наиболее известны в Саратове были 1-е и 2-е танковые, пехотное и пограничное училища. Первое Саратовское Краснознамённое ордена Красной Звезды танко-техническое училище имени Героя Советского Союза генерал-майора А.И. Лизюкова создано в 1918 году как военно-инструкторское училище. В годы войны готовило командиров и техников средних и лёгких танков, политбойцов, специалистов горюче - смазочных материалов /ГСМ./. Училищем командовали полковник Д.А. Роганин, генерал-майор И.А. Сафонов, полковник И.Ф. Дергачев. В 1943 -1944 годах произведено два выпуска офицеров для польской и чехословацкой народных армий.

Второе Саратовское танковое училище имени генерал-лейтенанта П.В. Волоха /1938-1959/, образованное на базе первого СТУ, готовило командиров средних и тяжёлых танков. Училищем командовали полковник И.А. Чернов, Герой Советского Союза полковник Н.Я. Кпыпин, генерал-майор С.М. Тимофеев.

За годы войны первое и второе СТУ произвели 50 выпусков, подготовили около 12 тысяч командиров и техников-танкистов. Среди их воспитанников - 130 Героев Советского Союза, трое из них стали Героями дважды.

Ныне историю, традиции и боевую славу обоих танковых училищ наследует Саратовское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск имени Героя Советского Союза генерал-майора А.И. Лизюкова, с 1998 года - Саратовский филиал военного артиллерийского университета.

Саратовское военно-пехотное училище /1942 - 1953/ в годы войны подготовило около 5 тысяч командиров стрелковых, пулемётных и миномётных подразделений. В числе его воспитанников военных лет Герои Советского Союза Н. Ерощенко и В. Кузьмин, Герой Социалистического Труда писатель Василь Быков, известный кинорежиссер П. Тодоровский. Училищем руководил генерал-майор И.С. Гогунов. Ныне на его базе расположен Военный институт химической защиты.

Саратовское военное училище пограничной и внутренней охраны НКВД образовано в 1932 году как 4-я школа пограничной охраны и войск ОГПУ. В годы войны, кроме основных специальностей, готовило политруков, командиров химических подразделений, связистов, сапёров, радиооператоров, медиков и ветеринаров. Всего подготовлено свыше шести тысяч специалистов для фронта. Училищем командовали полковник А.В. Воробейников, генерал-майор И.Ф. Городничев. 19 воспитанников училища стали Героями Советского Союза. Ныне Военный институт внутренних войск МВД.

Саратовское военное училище пограничной и внутренней охраны НКВД образовано в 1932 году как 4-я школа пограничной охраны и войск ОГПУ. В годы войны, кроме основных специальностей, готовило политруков, командиров химических подразделений, связистов, сапёров, радиооператоров, медиков и ветеринаров. Всего подготовлено свыше шести тысяч специалистов для фронта. Училищем командовали полковник А.В. Воробейников, генерал-майор И.Ф. Городничев. 19 воспитанников училища стали Героями Советского Союза. Ныне Военный институт внутренних войск МВД.

Большую заботу проявляли саратовцы о раненых воинах, о трудовом устройстве и обучении инвалидов Отечественной войны, об оказании помощи семьям военнослужащих.

Ещё накануне войны с Германией Наркомздрав АССР НП разработал план развёртывания эвакогоспиталей в г. Энгельсе. В первые дни войны начали действовать ЭГ-1695 и ЭГ-1694.

24 июля было принято решение открыть третий по счёту эвакогоспиталь, получивший впоследствии № 3659. Начальником его был назначен Лев Николаевич Полянский.

Вся история здравоохранения г. Энгельса с 1934 г. связана с его именем, именем Почётного гражданина города.

ЛИЧНОСТИ
Родился Л.Н. Полянский в 1901 г. в Саратове. Отец его, железнодорожник, был неординарной личностью. Много читал, обожал Л.Н. Толстого. Как только услышал об уходе писателя из дома и его смерти, тут же выехал на станцию Астапово. И сына назвал в его честь. После окончания школы юноша служил в транспортных войсках Юго-Восточного фронта, в Саратовском уездном военном комиссариате. После увольнения со службы поступил на медицинский факультет СГУ, который окончил в 1925 г. Работал в г. Бальцере (ныне г. Красноармейск), где и начал специализироваться в области отоларингологии. Поэтому ему было предложено организовать в столице Немреспублики при городской больнице № 2 отделение уха, горла, носа. Л.Н. Полянский возглавлял его вплоть до начала войны. За это время он стал замечательным руководителем, учёным, освоившим новейшую хирургическую оперативную технику, имел целый ряд научных публикаций. Был избран депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.

В считанные дни Л.Н. Полянский после своего назначения начальником эвакогоспиталя создал команду единомышленников в лице помощника начальника медицинской части военврача II ранга В.И. Кармилова, военного комиссара Г.С. Лутцева, техника-интенданта I ранга П.А. Олейникова, бывшего начальника строительства Энгепьсского мясокомбината и др. Началась трудная работа по подготовке зданий средней школы № 10 и партийных курсов к приёму раненых.

В ночь с 18 на 19 августа 1941 г госпиталь принял первую партию раненых - 541 человека. В истории ЭГ 3659, написанной самим Л.Н. Полянским и красочно оформленной художником Ю.Я. Гапоном, показан процесс становления первого сортировочного ведущего госпиталя в городе, весь его боевой путь с 1943 г., когда он ушёл вслед за фронтом и прошёл нелёгкими дорогами войны через Воронеж, Украину, Молдавию, Румынию, Чехословакию и Венгрию. В своей рукописной истории Л.Н. Полянский отдал дань уважения каждому работнику. Рисунки фотографии, диаграммы, тщательно подобранные документы показывают каким трудом ковалась победа. 1454С раненых принял эвакогоспиталь только за период дислокации в г. Энгельсе а всего за весь период войны - 27064 раненых. Процент умерших от ран составил только 1,2.

И в этом большая заслуга руководителя коллектива госпиталя, орденоносца, заслуженного врача РСФСР который при жизни оставался необыкновенно интеллигентным, доступным Человеком, прекрасным семьянином. Имя его стало легендой, неразрывно связанной с историей города Энгельса.

Значительно возросла роль районов Поволжья в народном: хозяйстве СССР. В 1942 г. в этих районах объем производства промышленной продукции составил 12 млрд. руб., а в 1943 г.—13,5 млрд. руб. против 3,9 млрд. руб. в 1940 году. Удельный вес районов Поволжья в промышленности СССР вырос за это время в 4 раза. Выпуск валовой продукции на предприятиях Саратовской области за годы войны увеличился вдвое.

В корне изменился уже в первый год войны промышленный облик Саратова. Особенно значительным был рост металлообрабатывающей промышленности. Только за 1942 г. объем продукции, выпущенной металлообрабатывающими заводами союзных наркоматов, находившимися в области, вырос по сравнению с 1941 г. в 3,8 раза, более чем в два раза увеличилось количество работающих на этих заводах.

Промышленные предприятия г. Саратова и Саратовской области изо дня в день увеличивали выпуск продукции для фронта. Коллектив крекинг-завода имени С.М. Кирова за девять месяцев 1944 г. дал прирост продукции, по сравнению с этим же периодам временя 1943 г., на 68%, и с июля 1944 г. держал переходящее Знамя Государственного Комитета Обороны.

Огромную роль в решении задач сельского хозяйства сыграли советские женщины. Если в 1941 г. в Саратовской области на тракторах работали 240 девушек-трактористок, то в 1942 г. 10 тысяч трактористок и 800 комбайнеров, а в 1943 г. 14 тысяч трактористок. В 1941 г. не было ни одной женской тракторной бригады, в 1942 г. работали уже 1047 женские тракторные бригады, а в 1943 г. 265 тракторных бригад.

Немалую помощь селу оказывали рабочие и служащие городов Саратовской области, а также студенты вузов и учащиеся старших классов школ. Только летом 1942 г. на полях колхозов и совхозов работало около 200 тысяч человек молодежи и школьников, из них 9000 студентов и 16000 школьников г. Саратова.

Бомбоубежище на территории музея Н.Г.Чернышевского
Большой вклад в повышение обороноспособности страны внесла советская интеллигенция. В заводских лабораториях, на кафедрах вузов г. Саратова решались вопросы, имеющие огромное народнохозяйственное и оборонное значение. В годы войны в госпиталях г. Саратова лечились десятки тысяч бойцов и командиров Красной Армии. Самоотверженно работал медицинский персонал области. Благодаря правильной организации лечения и ухода, саратовские звакогоспитали добивались возвращения в строй 80—90% раненых.

Работники искусств г. Саратова с первых же дней войны широко развернули художественное обслуживание фронта, госпиталей и войсковых частей Красной Армии, расположенных в городе я области.

Саратовчане у рейхстага.
Война была суровым испытанием для страны, для всего народа. Выдержав его, одержав историческую победу благодаря жизненной силе страна смогла вернуться к мирному строительству.

Говоря о Великой Отечественной войне нельзя умолчать о трагической судьбе немцев Поволжья.

Сдерживать наступление рвущихся на восток фашистских армий все не удавалось. Товарищ Сталин после десятидневного периода прострации выступил наконец-то по радио перед "братьями и сестрами", и призвал идти "вперед, за нашу победу". Когда она придет - не уточнил, а враг ежедневно продвигался к сердцу Родины - Москве. В сводке Советского Информбюро за 28 августа уже сообщалось о том, что "после ожесточенных боев наши войска оставили Днепропетровск".

В последний летний месяц Иосиф Виссарионович хотел нанести сокрушительный удар немцам. Правда, не тем, которые рвались к столице, а тем самым братьям и сестрам, к которым, по логике вещей, следовало бы отнести и советских немцев.

28 августа появился указ Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". Он начинается следующими словами: "По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, заселенных немцами Поволжья".

С этим мириться было нельзя. Тем более что ни один немец, как явствует из указа, не сообщил советским властям "о наличии такого большого количества диверсантов и шпионов", скрывая в своей среде врагов. Дальнейшее развитие событий, согласно цитируемому документу, могло пойти по такому пути: после проведения диверсионных актов правительству придется по законам военного времени "принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья". Чтобы избежать "таких нежелательных явлений" и принимается решение о переселении.

Решение, принятое в Москве, надо выполнять на местах. 31 августа Саратовский обком КПСС четко определяет, как это будет сделано. В Особой папке за сорок первый год имеется перечень намеченного. Уже в начале этого документа, по-видимому, для пресечения произвольного толкования указа говорится: "Довести до сведения райкомов ВКП(б) и исполкомов райсоветов, что переселению подлежат все без исключения немцы, как жители городов, так и сельских местностей, в том числе члены ВКП(б) и ВЛКСМ". Грабли гребли вcex!

Далее излагалась "техническая" сторона дела. "Начать переселение немцев из области с 3 сентября и закончить 20 сентября 1941 года". Начальника РУжд т. Столяренко партия обязывает "обеспечить точное выполнение графика подачи вагонов для переселяемых немцев", а руководителя УНКВД т. Викторова и начальников райотделов НКВД - обеспечить это переселение "в установленные правительством сроки".

В цитируемом документе был еще один примечательный пункт №5: "В целях предупреждения возможных антисоветских выступлений, диверсионных актов и бегства от переселения со стороны отдельных элементов, обязать райкомы ВКП(б) и исполкомы райсорветов принять исчерпывающие меры к недопущению подобных вражеских действий".

Казалось бы, какие-то антисоветские действия, если указ Президиума Верховного Совета СССР не врал о наличии "тысяч и десятков тысяч" диверсантов и шпионов могли иметь место. Но Особая папка о таковых не упоминает.

Как же аукнулась эта акция целому народу? Цифры имеются, и, вполне возможно, в свое время они легли на стол товарища Сталина. Цитирую данные из также хранящегося в центре документации новейшей истории отчета поминаемого выше капитана госбезопасности начальника УНКВД Викторова. Из Саратова переселили 11330 человек (3427 семей), из районов, отошедших к нашей области после ликвидации Республики немцев Поволжья, - 291822 человека (63471 семья), из других районов области - 35063 человека (7958 семей). Сводим эти данные воедино: депортированы 338215 человек (74856 семей).

Между прочим, переселение такой массы людей создавало серьезные проблемы. Главная - кто же будет работать вместо уехавших? И местные власти обращаются в Совнарком СССР с просьбой "переселить в колхозы Саратовской области из прифронтовой полосы 10000 колхозных семейств". Принимаются также решения о выделении из колхозов области "в порядке трудовой повинности" доярок, свинарок и т.д. "для ухода за оставшимся поголовьем скота и птицы", а трактористов, комбайнеров и других специалистов - "для завершения хлебоуборки, озимого сева, взмета зяби".

В Особой папке имеются документы о включении в состав области 15 районов бывшей Республики немцев Поволжья (постановление ЦК ВКП(б) от 6 сентября 1941 года) и вселении в опустевшие районы 12 тысяч семей рабочих и служащих предприятий Наркомуголь Сталинской области.

В дальнейшем с репрессированным народом тоже не очень-то церемонились. Хотя уже после смерти Сталина, 13 декабря 1955 года, появляется указ Президиума Верховного Совета СССР о снятии немцев с учета спецпоселения и освобождении их от административного надзора органов МВД в местах выселки, им под расписку объявляют: это не влечет за собой возвращения конфискованного при выселении имущества и они не имеют права возвращаться в родные места.

Только в августе 1964 года Президиум Верховного Совета СССР признал: "огульные обвинения были неосновательными и явились проявлением произвола в условиях культа личности Сталина".

Хронология
Использованные материалы:
- Азеф В. Депортация под псевдонимом "Переселение": 60 лет назад трагически завершилась истории республики немцев Поволжья // Саратовские вести. 2001.-23 августа. - С. 3
- Живописная губерния. Саратов, 2000.
- История Саратовского края 1917-1965: Хрестоматия в помощь учителю истории. Саратов, 1967.
- Саратов - город прифронтовой. Саратов, 2001.
- Саратовской губернии черты. Саратов, 1997.