География История Экономика Образование Культура Личности

"Кочующая" крепость


Весной 1674 года, во исполнение указа царя Алексея Михайловича “Саратов на горах строить новый”, саратовский городок был перенесен с левого берега на правый. Для строительства нового города послали горододельца Александра Шеля. Он выбрал территорию около большого оврага и залива реки Волги (сейчас это старейшая часть современного города, лежащая вокруг Троицкого, или Старого, собора).

Город имел в плане трапециевидную форму. Крепостные сооружения были из земли и из дерева, по периметру их шли ров и вал, на котором располагались деревянные стены с башнями. Несколькими годами позже крепость была усилена полевыми укреплениями - надолбами.

В северной части вала находились Московские ворота, откуда был выезд на Московскую дорогу. С западной стороны Царицынские ворота открывали путь на Царицынскую дорогу. В городе было четыре главные улицы: Московская, Часовенная (ныне Кутякова), Царицынская (ныне Чернышевского) и Покровская (ныне Лермонтова). Центр - площадь с Троицким собором. Здесь располагались воеводская канцелярия и другие государственные учреждения, а также базар. Вокруг площади селились дворяне и купцы, далее - ремесленники и обыватели.

Вначале застройка не занимала всей территории внутри вала (она доходила примерно до улицы Мичурина и Обуховского переулка). На рубеже XVII-XVIII веков из города выселились жители разных чинов и званий и образовали Введенскую, или Покровскую, слободку (в районе нынешних улиц Лермонтова и Октябрьской). Сюда перенесли деревянную церковь. Затем появилась слобода за Глебучевым оврагом. Туда же из города перевели мужской монастырь.

В городе появлялись новые деревянные строения, мелкие усадьбы, которые располагались скученно. Де Брюин свидетельствует: “В городе несколько деревянных церквей, и эти-то церкви и составляют самые достопримечательные здания в нем”. Тесная застройка не раз была причиной страшных пожаров, когда выгорал почти весь город.

Вскоре после переноса на правый берег Саратов стал крупным центром торговли. Саратовцы продавали калмыкам рыбу. Кочевники пригоняли табуны лошадей, стада овец и крупного рогатого скота. Сухопутным путем их гнали в центральные районы страны.

Саратов был известным перевалочным центром рыбной торговли. Рыбу ловили здесь в иргизских, чардымских и других водах, а также привозили из Астрахани (соленую, зимой - мороженую).

В Саратове проходили ярмарки. Волга связывала город со многими областями России. Были и сухопутные дороги в Москву, Казань и другие места.

Использованные материалы:
- Донецкий Б. "Кочующая" крепость // Памятники Отечества. 1998. №39.
- История Саратовского края. Саратов:Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000.
- Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1: С древнейших времен до отмены крепостного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993.