География История Экономика Образование Культура Личности

Рязанова Е.М.


“Молодость — это время горячих сердец, смелых умов, сильных рук и добрых устремлений”. Так написала в одном из своих очерков Екатерина Михайловна Рязанова о светлом, радостном и полном прекрасных порывов времени в жизни человека. Эти слова можно взять эпиграфом ко всему ее творчеству. Большинство произведений писательницы обращено к юным, к нашей молодежи, к тем, кто вступает в самостоятельную жизнь. Недаром говорят, что книги, как и люди, имеют свои судьбы. Чаще всего судьбу книги определяют ее читатели, которым писатель доверяет творческие замыслы и воплощения. О книгах Екатерины Михайловны Рязановой немало добрых слов могут сказать сотни тысяч читателей, которых они не оставили равнодушными. В этом смысле судьба произведений саратовской писательницы оказалась поистине счастливой. Книги Рязановой — всегда откровенный разговор на самые волнующие темы, достоверный рассказ о том, что ей хорошо известно. Ведь прежде чем начать писать, она прошла нелегкую жизненную школу, уроки которой получили отражение во многих рассказах и повестях.

Родилась Екатерина Михайловна в феврале 1915 года в Москве. Как у многих из ее поколения, детство было трудным, а юность выпала на бурные, ознаменованные созидательной деятельностью тридцатые годы. Уче6а в школе давалась без усилий. Боевой, “мальчишеский” характер позволял девочке быть лидером и в других делах. Но учиться довелось недолго. Страна остро нуждалась в рабочих кадрах, и после окончания семилетки Катя Рязанова поступила в ОЗУ при Казанской железной дороге. Здесь состоялось знакомство с ремесленной молодежью, завязалась настоящая дружба. Быстро пролетело время учебы. Девушка успешно закончила училище и получила специальность слесаря-электрика. В числе лучших выпускников ее назначили электриком по монтажу в депо. Потом работала по своей специальности на Сокольническом вагоноремонтном строительном заводе. Как и многие ее одногодки, мечтала стать летчиком-испытателем или капитаном дальнего плавания. Именно по этой причине решила обязательно поступить учиться в технический вуз. Но семилетнего образования было недостаточно, и Екатерина Рязанова поступила вначале на вечерние курсы по подготовке в институт. Заниматься приходилось после работы, и порой от усталости девушка засыпала на лекциях по физике и математике. Однако когда в аудитории появлялся немолодой, с “чеховской” бородкой преподаватель русского языка и литературы, усталость куда-то улетучивалась, хотелось бесконечно слушать его вдохновенные и увлекательные рассказы о литературе и тайнах родного языка. Однажды он предложил написать сочинение на традиционную тему “Кем я хочу стать и почему”. Екатерина Рязанова написала о том, как нужно воспитывать силу воли и закалять характер, чтобы достичь избранной цели. Преподаватель оценил сочинение на “отлично”. В тот же день он долго беседовал с девушкой и настоятельно посоветовал ей изучать гуманитарные науки, а в обычном сочинении сумел разглядеть и определенные литературные способности своей ученицы.

Девушка последовала совету учителя, к которому на всю жизнь сохранила благодарность. Летом того же года она решила сдавать экзамены в Московский институт истории, философии и литературы имени Н.Г. Чернышевского. В приемной комиссии не хотели брать ее документы. И здесь на пути Рязановой встретился еще один настоящий учитель — Илья Саввич Галкин. Доброжелательность и свойственное ему неформальное отношение к людям помогли ей стать студенткой исторического факультета. Когда в школах Москвы после длительного перерыва ввели уроки истории, обнаружилась острая нехватка учителей. За помощью обратились к студентам. В числе многих других студентка третьего курса МИФЛИ Екатерина Рязанова пришла работать в школу.

Не расставалась со школой она и по окончании института в 1939 году. Продолжала преподавать историю в старших классах, была классным руководителем. Работа очень нравилась, хотя уже в то время начинала чувствовать недостаточность школьного общения с ребятами. Хотелось откровенно поговорить с ними о различных серьезных, волнующих их проблемах, выйдя за привычные рамки учебно-воспитательных отношений. Уже тогда думалось о книге как способе такого общения.

Но началась Великая Отечественная война. Добровольцем ушел на фронт муж. Екатерине Михайловне с новорожденной дочерью пришлось эвакуироваться в Татарию. Там, в селе Троицкий Урай на реке Каме, она сначала работала учителем истории, а вскоре стала завучем местной школы. Вместе с колхозниками пережила немало невзгод. В деревне не было дома, который бы минула похоронка. Особенно часто похоронки шли в 1943 году. Необходимо было поднимать моральный дух людей, как-то разнообразить жизнь, чтобы кроме трудовых будней у колхозников оставались еще и пусть маленькие, но праздники. И тогда Екатерина Михайловна добилась открытия сельского клуба, который бездействовал с самого начала войны. Здесь, в неотапливаемом помещении, стали репетировать пьесы, автором которых, режиссером и исполнительницей главных мужских ролей была она. Основу “актерского” коллектива составили учащиеся школы, появились свои гримеры, декораторы и художники по костюмам. По вечерам сельчане потянулись в клуб, где при свете керосиновой лампы смотрели самодеятельные спектакли. На первых порах Екатерина Михайловна написала инсценировки “Барышни-крестьянки” и “Метели” Пушкина. Потом со сцены зазвучали “Моцарт и Сальери” и чеховский “Медведь”. Нельзя было забывать и о современном материале. И тогда Екатерина Михайловна Рязанова сочинила пьесу “Дом в Сталинграде” о знаменитом Доме сержанта Павлова. Спектакль по пьесе пользовался огромным успехом у зрителей. О нем прослышали даже жители окрестных сел. Пришлось выступать и перед ними. После разгрома фашистов под Сталинградом была написана комедия о том, как сдавались в плен немецкие солдаты. По горячим следам недавних событий сочинялись и другие пьесы. 14 и 15 сентября 1943 года газета “Правда” опубликовала Указы Президиума Верховного Совета СССР о присвоении посмертно звания Героя Советского Союза Олегу Кошевому, Ивану Земнухову, Сергею Тюленину, Ульяне Громовой, Любови Шевцовой, о награждении орденами Отечественной войны тридцати пяти членов “Молодой гвардии”, о награждении орденами Красной Звезды оставшихся в живых молодогвардейцев. Тогда же был напечатан очерк А. Фадеева “Бессмертие”, рассказывающий о героических делах “Молодой гвардии”, с краткими, но очень выразительными характеристиками отважных комсомольцев. На основе этих материалов Екатерина Михайловна Рязанова написала пьесу “Краснодонцы”, которая также вызвала горячее сочувствие зрителей. В спектакле участвовали школьники и исполняли свои роли с особенным воодушевлением.

Конечно, серьезного значения этим первым литературным опытам Екатерина Михайловна не придавала. Скорее они вызывались требованиями времени. Настоятельная необходимость в самовыражении на бумаге проявилась лишь через несколько лет.

В конце войны муж Екатерины Михайловны получил назначение в Монголию и вызвал к себе семью. Вся деревня провожала учительницу. Много добрых слов услышала она в свой адрес от руководителей колхоза, коллег-учителей и сельчан, с которыми вместе прожила тяжкие годы и которые стали по-настоящему родными. В Монголии Екатерина Михайловна преподавала любимый предмет детям советских служащих, продолжала активно заниматься общественной работой. Возвратившись в Москву, сначала устроилась редактором в основанном в 1946 году Издательстве иностранной литературы, затем работала заведующим отделом “Семья и школа” в журнале “Советская женщина”. Все свободное время отдавала литературному творчеству.

В 1949 году в “Работнице” был опубликован ее первый рассказ. Эту публикацию Екатерина Михайловна считает началом своей писательской биографии. В литературу она пришла уже с собственной темой и особым видением мира. Рязанова писала о том, что хорошо знала. Сбылась и ее давняя мечта серьезно поговорить с ребятами о становлении человеческого характера, о выборе жизненного пути и о многих других проблемах, возникающих “на пороге юности”.

С тех пор как в 1950 году писательница переехала в Саратов, ее жизнь была связана с нашим родным городом. Работала корреспондентом областной газеты. Приходилось часто встречаться с людьми разного возраста, и разных профессий, быть свидетелем интересных событий. Впоследствии это нашло отражение в целом ряде произведений писательницы. В Саратове вышли ее первые сборники рассказов и первые повести, напечатаны яркие очерки по остросовременным вопросам.

Признание юных читателей получила уже ранняя книжка рассказов, вышедшая в 1952 году. “Силачка”, “Спасибо”, “Поведение — пять” и другие вещи, представленные в книге “Первый день”, раскрывают светлый мир ребенка, показывают свежесть, чистоту и непосредственность восприятия им окружающей действительности. Писательница не просто наблюдает за детьми, она прекрасно знает детскую психологию. Ей чужды штампы и неестественность интонации при описании мальчишек и девчонок. Ее маленькие герои активно общаются друг с другом и со взрослыми, думают и размышляют, оценивают свои поступки, как, например, герой рассказа “Поведение — пять”: “Я в эту четверть и вертелся совсем немного, и по коридорам редко бегал, а подрался всего один раз, и то — не в школе, а во дворе. Это когда Петрушин из пятого класса сказал, что я не дерусь потому, что боюсь, как бы мне нос не расквасили”. Почти в каждом рассказе Рязановой содержится определенная мораль, которая, как правило, преподносится читателям в веселой, непринужденной форме, без нередкой в подобных случаях назидательности и нудного морализирования. В сборнике “Первый день” четко определились основные черты творческой индивидуальности писательницы, развитые в последующих ее произведениях. Не случайно в своей рецензии на страницах “Литературной газеты” Анатолий Алексин назвал книгу “первым литературным днем молодой писательницы”. От главной темы “Первого дня” Екатерина Рязанова не отказалась и в других книгах, адресованных школьникам младшего и среднего возраста: “Трудный экзамен” (1953), “Хотеть и уметь” (1955), “День рождения” (1957), в рассказах из книги “Малая Рыбушка” (1959, 1962), вышедших в Саратове и в Москве. В них она обращается к самым обычным эпизодам из жизни ребят. Вопросы, затронутые писательницей, заставляют задуматься юных читателей об ответственности каждого человека за его поступки, учат отличать доброе и хорошее от плохого, не проходить мимо прекрасного.

Важный этап в творческой биографии Екатерины Михайловны Рязановой составляют произведения, посвященные подросткам. Заметным достижением на пути раскрытия психологии и внутреннего мира подростка является ее повесть “На пороге юности” (1956). В повести отображаются самые разнообразные стороны нашей жизни: и школа, и семья, и труд советских людей, и дружба, и рождение первой любви. И все это показано как бы через призму восприятия главного героя — Олега Павлова. Сразу же после опубликования повесть стала пользоваться огромной популярностью у юных читателей. Она неоднократно переиздавалась. А когда к сорокалетию Всесоюзной пионерской организации в издательстве “Детская литература” стала выходить двенадцатитомная “Библиотека пионера”, книга саратовской писательницы заняла в ней достойное место наряду с лучшими произведениями художественной прозы о юных пионерах и школьниках.

С повзрослевшими Олегом Павловым, Васей Кузьминым, Галей Чурносовой, Катей Михайловой и другими полюбившимися героями повести “На пороге юности” читатель вновь встретился на страницах книги “Драться так драться!” (1964).

Изображению школьной жизни было отведено заметное место и в повести “На пороге юности”, где писательница дала психологически выверенную, точную характеристику классного коллектива, показала взаимоотношения школьников и педагогов. Обоюдным непониманием омрачается поначалу встреча семиклассников с “Анной Второй”. Лишь мудрое вмешательство учительницы Анны Михайловны, чье слово, такт и душевная доброта были для мальчишек и девчонок непререкаемым авторитетом, помогло наладить отношения между молодым педагогом и учениками. В повести “Драться так драться!” педагог Анна Михайловна (прозвище “Анна Вторая” забылось само собой) уже выступает для ребят и как любимый учитель, и как человек, способный понять и помочь в трудную минуту словом и делом.

Читатель расстается с героями дилогии в день их прощания со школой. Для них “еще все впереди, даже экзамены. Но последний звонок прозвенел. И возврата нет. Теперь сам решай, как и куда идти. Олег невольно оборачивается. На ступеньках школы стоит Анна Михайловна. Она поднимает руку, будто провожая ребят. И кажется, что она говорит: “Приходи к нам, Олег, мы тебя ждем...”.

Повести “На пороге юности” и “Драться так драться!” по праву считаются главными произведениями Екатерины Михайловны Рязановой на школьную тему. Они завоевали заслуженное признание и читателей, и критики. Однако вопросы, связанные с формированием личности подростков, затрагиваются и в других ее произведениях. В повести “Ватага” и в рассказе “Золотые часики”, разделенных значительным промежутком времени, писательница обращается к годам Великой Отечественной войны. Действие произведений разворачивается в глубоком тылу, но война входит в жизнь буквально каждого из героев.

Повесть “Ватага” (1961; 2-е издание, переработанное и дополненное, — 1969) рассказывает о приобщении к труду подростков в суровые военные годы. Необычайно серьезная задача возникает перед фронтовиком Василием Ивановичем Бабиным, вернувшимся на родной завод после тяжелого ранения. Его, кадрового квалифицированного рабочего, назначают мастером-инструктором в группе подростков, волею различных обстоятельств оказавшихся на заводе. “Понимаешь ли, война — значит, сироты кругом, — говорит Бабину парторг. — Безотцовщина, безнадзорщина... Малышей-то детские дома подбирают. А как быть с подростками? Ремесленные от нас далеко, да и мест маловато, отбиваются ребята от рук! Так мы сами пытаемся их к делу приставить, обучить ремеслу прямо на заводе”. Только никто из старших не может найти с подростками общий язык. Мастер Платоныч прозвал ребят “чумой”, и это обидное прозвище преследует их по заводским цехам и в общежитии. Они оказались во всем предоставленными самим себе, работали из рук вон плохо, случалось за ними и воровство. Очень нелегко пришлось поначалу Бабину, который никогда не сталкивался с педагогической деятельностью. Медленно и “со скрипом” налаживаются отношения, между мастером и его подопечными, тем не менее ему постепенно удается растопить лед равнодушия, с которым встретили его на первых порах ребята.

Образ наставника ребят следует признать серьезной удачей повести. Человек, у которого война отняла семью, не уходит в себя. Он проявляет не показную, а искреннюю участливость в горестной судьбе мальчишек. Где-то Бабину еще не хватает, конечно, педагогического опыта. И все же у Бабина есть главное, без чего невозможно представить настоящего мастера-наставника, — любовь к своим подопечным, справедливость, педагогический такт. В ряду положительных героев, созданных писательницей, Василий Иванович Бабин, безусловно, является одной из наиболее примечательных фигур.

При написании повести Екатерина Михайловна Рязанова использовала и автобиографический материал. Вспомнила себя и своих товарищей, в начале далеких тридцатых годов делавших первые трудовые шаги. Вспомнились и рассказы старейшего саратовского писателя-большевика В.Ф. Бабушкина о том, как он воспитывал учеников ремесленного училища. Памяти Виктора Федоровича и посвятила Рязанова “Ватагу”.

В рассказе “Золотые часики” перед читателем возникают картины жизни тылового города. В центре повествования судьба девочки-подростка Лены Сосновой. На всем, в том числе и на мировосприятии героини, лежит печать суровых военных будней. Лена воспринимает и оценивает происходящее и окружающих людей не по-детски серьезно. И может быть, поэтому судит обо всем столь категорично, часто заблуждается, способна даже совершить жестокость, хотя по натуре добросердечный человек. Когда в школе, где учится Лена, размещается госпиталь, она проводит долгие часы в палате тяжелораненых. Трогательная дружба завязывается между ней и искалеченным солдатом Егором Шитовым, который преподносит девочке уроки высокой нравственности и мужества. Дружба с Егором оказывает огромное влияние на характер Лены, не оставляет равнодушными и читателей рассказа.

Творчество Екатерины Михайловны Рязановой не ограничивается “подростковой” темой. В произведениях Рязановой находят отклик многие нравственные проблемы нашей жизни. На одном дыхании читается маленькая, удивительно поэтическая повесть “Малая Рыбушка” (1959), в которой получили отражение приметы колхозной деревни пятидесятых годов. Писательница заявляет здесь о себе как талантливый художник, тонко чувствующий красоту природы, даже в обыденной действительности обнаруживающий поэзию.

Нравственные проблемы остаются в центре внимания писательницы и в произведениях со “взрослой” тематикой. Книги “Замок с секретом” (1958), “Встреча” (1963), “Как это все непросто...” (1973) отражают самые разнообразные грани нашей действительности.

Потребность все время находиться на переднем крае происходящих событий, “не отставать” от жизни во многих случаях определила появление публицистических произведений писательницы. Еще работая в областной газете в начале пятидесятых годов, Е.М. Рязанова свою главную задачу видела в том, чтобы ее очерк или репортаж не только “дошел” до читателя, но был бы с интересом и полным доверием прочитан тем, о ком написан. Созданные, как правило, по горячим следам, ее очерки, зарисовки, репортажи публиковались на страницах местных газет, а также в центральной периодической печати. В них рассказывалось о тружениках села и рабочих саратовских предприятий, о строительстве Балаковского комбината искусственного волокна и Саратовского оросительно-обводнительного канала, о Юрии Гагарине и Германе Титове. Писательница размышляет о становлении молодого характера, о внешней и внутренней красоте человека и о других морально-этических проблемах. Заметное место в публицистике Рязановой занимают выступления по вопросам современной школы и воспитания подрастающего поколения. “Словом, она пишет о том, что ей близко, — отмечает в предисловии к книге Е.М. Рязановой “Зовут горизонты” Михаил Алексеев. — Она жизненной своей школой завоевала право писать и о школе, и о заводе, и о колхозной, милой ее сердцу, ниве. Право такое надо непременно завоевывать, иначе ничего из твоих писаний не получится”. Это высказывание можно в равной степени отнести и к художественным, и к публицистическим произведениям писательницы.

За заслуги по воспитанию молодого поколения и за достижения в области литературного творчества писательница была награждена орденом “Знак Почета”.

Ее произведения продолжают волновать разные поколения читателей. Они не устаревают, они по-прежнему актуальны, потому что всегда будут актуальны темы, раскрытию которых Екатерина Михайловна Рязанова посвятила свой щедрый писательский талант.

Использованные материалы:
- Портреты: Очерки о писателях Саратова. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1986.