География История Экономика Образование Культура Личности

Мамин И.В.


Мамины - известная фамилия в Балакове. С Иваном Васильевичем и его старшим братом Яковом Васильевичем связаны многие важные события в истории города и, прежде всего, зарождение и становление машиностроительной промышленности. О “создателе русского дизеля”, Якове Васильевиче Мамине сохранилось немало сведений, его жизненный путь и изобретательская деятельность хорошо изучены. Талантливый инженер и предприниматель до революции, Яков Мамин при Советской власти стал крупной фигурой в отечественном дизеле- и тракторостроении. Подводя своеобразный итог жизни, Яков Васильевич в 1948 году писал своему земляку Ярцеву: “... выпустил общей мощностью 150 000 л.с. в разных вариантах стационарных, тракторных, судовых, перевозных для освещения, одно-, двух- и трехцилиндровых двигателей. Сколько пережито интересных моментов с начала моей деятельности по сей день!” Техническое наследие Якова Мамина составляют не только двигатели, но и тракторы. Свои первые колесные машины он собирал на заводе в Балакове, выпустив до 1917 года шесть экспериментальных моделей. До недавнего времени история заводов братьев Маминых писалась с упоминанием только одного имени - Якова Васильевича. Его младший брат Иван оставался в тени, а если и вспоминали о нем, то только в негативном аспекте. На самом деле Иван Мамин был не менее яркой личностью и заслуживает благодарной памяти потомков. А молчание о нем объяснялось страхом говорить правду о “враге народа”, до конца испившем горькую чашу сталинских репрессий.

В 1899 году на восточной окраине села Балакова, около хлебной площади, над небольшим зданием появилась вывеска “Чугунно-литейный механический завод бр. Я. и И. Маминых”. К этому времени Иван Васильевич закончил свое образование в Саратове, получив аттестат инженера. Яков Васильевич, талантливый изобретатель-самоучка, ученик Ф. Блинова, к моменту открытия завода освоил кузнечное дело, литейное, слесарное и механическое производство, в своих технических поисках вплотную подошел к созданию двигателя внутреннего сгорания, собственной конструкции.

Именно под эту его идею и создавался завод братьями Мамиными. Первые три года в мастерских завода ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь, изготавливали запчасти к сельхозмашинам, производили мелкий ремонт различных механизмов, а однажды выполняли церковный заказ - отливали чугунные решетки для ограды церкви Иоанна Богослова.

Кузница, вагранка и механический цех составляли мощности завода, а работали" там всего пять рабочих и один конторщик. Именно в этих полукустарных условиях и был создан в 1903 году первый двигатель конструкции Я. и И. Маминых мощностью 9,5 лошадиных сил. Прототипом послужил керосиновый двигатель английской фирмы “Горнсби”. Но сделанная в Балакове машина работала на сырой бакинской нефти, была экономичнее, проще в управлении и, следовательно, дешевле аналогичных зарубежных образцов. Двигатель успешно прошел заводские испытания. Вывеска на мастерских была заменена на новую - “Специальный завод нефтяных двигателей бр. Я. и И, Маминых с. Балакова на Волге”. Предположительно, в этот период появилась идея серийного выпуска в Балакове машин подобного типа.

Братья Мамины понимали, насколько необходима их машина в сельском хозяйстве. Выросли они в крестьянской семье на большом хуторе, с раннего детства были знакомы с тяготами труда хлебопашца (их отец служил помощником управляющего, а затем управляющим в имении землевладельца И.В. Кобзаря). Будущее крестьянского труда в России в своих помыслах связывали только с механизацией.

Перед изобретателями встал главный вопрос - где взять деньги на модернизацию завода. Без этого серийный выпуск двигателей был немыслим. Балаковские хлебопромышленники-толстосумы давали ссуду только под кабальные проценты. Иван Васильевич предложил следующее решение: подарить землевладельцу Кобзарю недавно собранный локомобиль, а затем попросить ссуду. Переговоры с Кобзарем закончились успешно. Мамины получили ссуду в 22 тысячи рублей под залог всего завода с выплатой шести процентов годовых и сразу же стали строить и оснащать свое производство.

Началась энергичная работа по улучшению качества двигателей. В 1904 году братья подали заявку на первое изобретение, а в 1908 году получили привилегию и патент № 14061 на русский нефтяной двигатель под названием “Русский Дизель”. Все эти годы, при наращивании и расширении производства, на заводе выпускались нефтянки мощностью от 3,5 до 30 лошадиных сил.

Продукция заводов Маминых быстро нашла сбыт. Дело оказалось выгодным и приносило хорошую прибыль. Этому способствовала рациональная организация производства, хорошо поставленная реклама, дешевизна рабочей силы (взрослый токарь получал 2 рубля в день, ученик от 5 до 20 копеек), продуманная кадровая политика.

1908 год - новый этап в предпринимательской деятельности Маминых. Братья разделили свой завод на два самостоятельных в коммерческом отношении отделения.

Иван Мамин, стремясь к финансовой стабильности своего дела, решил заниматься дизелестроением, постепенно реконструируя и модернизируя производство. Яков Васильевич хотел пойти дальше и осуществить давнюю мечту - выпускать не только двигатели, но и колесные тракторы собственной конструкции.

Балаковские двигатели экспонировались как на российских, так и на международных торговых и промышленных выставках в Самаре, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Брюсселе, Париже, Милане, Лондоне, о чем свидетельствуют шесть серебряных медалей, высшие награды и золотая Гран-при за “изящество конструкции”.

Волевой, инициативный, честолюбивый Иван Мамин вскоре снискал - себе среди деловых кругов города и губернии авторитет удачного, умного хозяина. Деятельность его не ограничивалась производством и коммерцией. Он активно занялся общественной и благотворительной деятельностью. Хорошо зная нужды крупного торгового села Балакова, Иван Васильевич приложил немало усилий к тому, чтобы ускорить преобразование села в город. Им проводились исследования городских проблем, составлялись докладные записки, анализировались финансовые и статистические отчеты, где со всех сторон доказывались необходимость и выгодность для государства и балаковцев подобного преобразования. Эти труды не прошли даром. В 1911 году Балаково получает статус города. Ровно сто лет балаковцы добивались этого пожалования - первое прошение о преобразовании было отправлено в Петербург еще в 1811 году. Ивана Мамина избирают городским старостой, он возглавляет выборный орган управления города - Собрание городских уполномоченных.

Запущенное городское хозяйство тяжелым бременем легло на его плечи. Благодаря организаторскому таланту, энергии, трезвому хозяйственному расчету, продуманной последовательности многие городские проблемы стали решаться. Вскоре начинается первая мировая война, и на повестку дня, наряду с городскими, ставятся вопросы военных поставок продовольствия, мобилизации, помощи семьям погибших и инвалидам. И все это в условиях нарастающей инфляции, экономической и политической нестабильности.

Несмотря на трудности военного времени, Иван Мамин субсидирует Женскую начальную школу для девочек из бедных семей (обучение было бесплатным), вкладывает деньги в больничную кассу завода (рабочие и их семьи пользовались бесплатным медицинским обслуживанием), организует сбор средств на подарки фронтовикам. В результате балаковцы собрали целый вагон подарков, который был отправлен на Кавказский фронт с эшелоном Красного Креста в декабре 1915 года. Иван Васильевич с женой Лидией Ивановной побывали на артиллерийских батареях, в казачьих и драгунских частях.

События 1917 года прервали успешную деятельность Ивана Мамина на общественном поприще. В новую власть он не верил. С началом народных волнений предприниматель закрыл свой завод, выдав рабочим двухнедельное содержание.

4 марта 1918 года в Балакове вспыхнул эсеровский мятеж. И на Хлебной площади во время митинга выстрелом из толпы был убит первый советский военком города Григорий Чапаев. Документов, подтверждающих участие Ивана Мамина в организации мятежа, нет, а очевидцы событий утверждают, что он был на митинге, слушал выступающих, но сам на трибуну не поднимался. После рокового выстрела толпа быстро рассеялась. Ночью в городе производились аресты недовольных Советской властью. Мамин немедленно уехал из города и больше туда не возвращался.

В двадцатых годах Иван Мамин с семьей жил в Саратове, служил инженером в различных учреждениях, занимался изобретательской деятельностью, писал статьи по вопросам дизеле- и тракторостроения, поддерживал идею Якова по строительству тракторного завода в Саратовской губернии - готовил чертежи и проектную документацию. В тридцатые годы он переезжает в Подмосковье, принимает участие в экспертной оценке различных машиностроительных заводов в Новороссийске и Москве.

В 1936 году по доносу был арестован и выслан административно в поселок Дудинка Красноярского края.

К моменту ареста Ивану Васильевичу было около шестидесяти лет. В трудные для него два десятилетия после 1917 года, когда, казалось, вся жизнь была опрокинута, он не сломался. Потеряв все: любимое дело, которому отдана большая часть жизни, общественное положение, семью, налаженный быт, он становится изгоем в своей стране, человеком, лишенным прошлого и не имеющим права на будущее. Его жизнь омрачалась личными переживаниями - смерть старшей дочери Лиды от тифа, развод с женой, одиночество, оторванность от близких, арест сына Николая. И все же ему удалось сохранить здоровое любопытство к жизни, постоянное желание реализовывать свои знания и опыт, которое не уничтожили даже лагерные условия жизни. Поразительным свидетельством его оптимизма являются письма к жене и дочери Галине из Дудинки. Попав сюда в качестве политического ссыльного. Мамин был освобожден от конвоя, но при этом лишался права на работу. С этим он не мог смириться, постоянно находился в поиске дела. В одном из последних писем жене он сообщает о своем “проекте строительства жилого городка для местных жителей”, то есть для поселенцев и заключенных, из бросовых бревен - “топляка”. С идеей проекта он начинает хождение по местным инстанциям. Во что он верил, когда говорил, что “люди должны жить в человеческих условиях”? Вскоре письма от него поступать перестали.

В 1938 году последовал повторный арест, после которого Иван Васильевич получает по приговору “тройки” десять лет лагерей без права переписки. Больше о нем никаких известий семья не получала. Предположительно, Иван Мамин был расстрелян в Красноярске в 1938 году.

Постановлением Президиума Московского областного суда от 8 апреля 1986 года И.В. Мамин реабилитирован посмертно за отсутствием состава преступления. ”

Использованные материалы:
- Тупикова Л. Правда об Иване Мамине. - Памятники Отечества: Вольная губерния. - М.: Памятники Отечества, 1998.
Партнер рубрики
  • https://ru-complect.ru сайдинг.