География История Экономика Образование Культура Личности

Вебер Я.Я.


“Ледоход”, “Золотая осень”, “Поселок в степи”, “Ветер на Волге”, “Наводнение”, “Лодка с парусом”, “Баржи на Волге”, “Варка арбузного меда”, “Беляна на Волге”, “Буксир с баржами” — эти картины с безыскусственными названиями хранятся в Энгельсском краеведческом музее. Их автор — Яков Яковлевич Вебер, наш земляк, саратовец, замечательный мастер, к сожалению сегодня известный лишь немногим.

Вебер, по мнению специалистов живописи, оставил более 50 картин и несколько сотен этюдов. Однако цифры эти приблизительны. Некоторые полотна Вебера исчезли еще при его жизни. Из Рима не вернулась картина “Гумно”. Не возвращены были на родину семь произведений, которые Вебер передал в свое время представителю фирмы “Ришар” для изготовления цветных репродукций. Отдельные картины приобрели коллекционеры, следы этих работ тоже затерялись. Правда, сын Я.Я. Вебера — Александр Яковлевич в одном из писем Энгельсскому краеведческому музею сообщил, что в Ленинграде ему удалось отыскать четыре картины отца: “Золотая осень”, “Баржи на Волге”, “Вьюга. Лошадь под навесом”, “Волга ночью”.

Самая большая коллекция произведений Я.Я. Вебера находится в Энгельсском музее: 15 картин и несколько эскизов. Сегодня интерес к творчеству самобытного художника из немцев Поволжья резко возрос.

Яков родился в 1870 году в селе Голый Карамыш Саратовской губернии в крестьянской семье. Затем Веберы переехали в село Ровное на Волге. В раннем детстве Яков проявил интерес к рисованию, особенно выделялся этим среди учащихся сельской школы. Местный аптекарь научил его изготовлять масляные краски. Когда ему исполнилось 16 лет, Яков попытался написать большую картину “Спасение жертв на корабле “Вера”. И он выполнил эту задачу; хотя работа и была несовершенной, она доказала, что молодой художник обладает незаурядным художественным дарованием и огромным трудолюбием.

А воспитывали эти качества у художника, в первую голову, родная природа, Волга. Все свободное время он старался проводить на реке: рисовал, впитывал красоту, запоминал. Особенно ему нравился весенний разлив Волги, ледоход, когда солнце рождало на воде причудливые узоры. В семье не одобряли его увлечение рисованием. Отец был против того, чтобы сын стал художником, он считал: рисованием можно заниматься в свободное от полезной работы время. Против желания Якова поступить в художественное училище выступил и сельский сход, который отказался выдать Веберу отпускное свидетельство, а без него не принимали в училище.

В 1892 году Яков после службы в армии вернулся домой и увидел, что его семья и земляки находятся в тяжелом положении: в результате сильной засухи хозяйство пришло в упадок. Единственный выход из создавшегося положения — на стороне искать заработок. Наиболее подходящим местом, где можно найти работу, был крупный купеческий город Саратов.

В 1885 году внук А.Н. Радищева профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов открыл здесь художественный музей. Сюда в 1892 году и поступил копировальщиком Яков Вебер. За четыре года работы он написал два десятка копий и 40 оригинальных картин, которые принесли ему известность. Художник Ф. Корнеев пригласил Вебера работать в своей мастерской. Здесь Яков познакомился с художниками В. Коноваловым, В. Борисовым-Мусатовым. Они оценили способности Вебера и помогли ему осознать необходимость серьезной профессиональной учебы. Получив напутствие мастеров, Вебер уезжает в 1897 году в Москву с 20 рублями в кармане. Некоторое время Вебер работает в мастерской художника Константина Коровина, который быстро разглядел в саратовце талантливого живописца, прочил ему большое будущее.

Непродолжительная работа Вебера в мастерской К. Коровина сблизила двух художников. Как впоследствии писал в своей автобиографии Я. Вебер, К. Коровин приглашал его с собой в Париж и рисовал перед ним яркую картину его будущего. Но 27-летний Яков хотел учиться. В это время в Пензе открылось художественное училище, куда принимали детей крестьян, ремесленников, мещан. Это дало возможность Веберу беспрепятственно поступить в художественное училище.

Учеба давалась легко. Упорство, умение работать, страсть к живописи выдвинули его в число лучших учеников. Ректором училища был известный художник-передвижник К.А. Савицкий, который оказал большое влияние на Вебера. Его картины поначалу перекликались с работами К. Савицкого. Одна из первых картин Вебера “Вьюга. Лошадь под навесом”, эскиз которой был написан в Пензе, носит явные следы влияния передвижников. Вебер изобразил рыжую лошаденку в упряжке, стоящую в зимнюю вьюжную погоду у двора под открытым небом. На веревке висит жалкая крестьянская одежонка.

Училище Я.Я. Вебер успешно окончил в 1901 году и как лучший ученик был направлен в Академию художеств. Приняли его без экзаменов. И здесь он проявил себя с самой лучшей стороны. Его этюды получили высокую оценку, на них обратил внимание великий Репин.

Находясь в Петербурге, Вебер не забывал Волгу. Сюда он наведывался во время каникул, здесь находил много тем для этюдов. Уже на втором году учебы три его волжских этюда были приобретены музеями, что помогло ему получить крестьянскую стипендию. Но средств все равно не хватало, и Вебер вынужден давать уроки, выполнять частные заказы.

В 1909 году Вебер окончил академию и получил звание художника — за картину “Сумерки на Волге”. Немногим позже ему было выдано свидетельство на право преподавания чистописания в учебных заведениях. Работы студента академии Я. Вебера экспонировались на ежегодных “Весенних” и “Акварельных” выставках в Петербурге. Кроме этого, произведения волжанина “путешествовали” по Италии, Голландии, Швеции. Он был удостоен премии имени Куинджи. К 1914 году Вебер был уже известным художником, автором таких картин, как “Ледоход”, “Сумерки на Волге”, “Золотая осень”, “Беляки на Волге”. Перед ним открывалась перспектива работать в больших городах России, стать профессором. Ему предлагали принять кафедру пейзажа в Академии художеств в Петербурге. Но он отказался от заманчивого предложения: Волга перетянула, только здесь он мог работать с полной отдачей, вдохновенно.

Приютом художника стало село Щербаковка, расположенное на юге Саратовской губернии, на правом берегу Волги. Богатая растительность, живописные хутора, древние холмы, посеребренные полынью и ковылем, дыхание Волги, меловые выступы — все это волновало воображение, вызывало желание творить. В Щербаковке Яков Яковлевич построил дом и просторную светлую мастерскую. С 1915 года по 1937-й он жил здесь постоянно. В эти годы он много работает над картинами, учит крестьянских детей грамоте и рисованию. По отзывам современников, Вебер был исключительной души человек, никогда и никому не отказывал в помощи, крестьяне обращались к нему по самым различным вопросам.

С первых дней Советской власти Вебер работал учителем в крестьянской школе и в детской коммуне, где учились дети, родители которых погибли в годы империалистической и гражданской войн. Вебера прозвали “отцом молодых коммунистов”, и это почетное звание едва не стоило ему жизни. В 1921 году в Поволжье действовали банды Пятакова. Они расправлялись со всеми, кто был причастен к Советской власти, кто ей сочувствовал. Пятаковцы схватили Вебера и хотели его казнить. Но за него горой встали ученики и жители села. Они требовали отпустить художника. И добились своего.

Грозные события 1921 года отображены Вебером в картине “Под лед”. Над ней он работал в течение десяти лет (1922—1932). В основе сюжета — действительный факт. В районе села Ровное банды Пятакова арестовали советских работников, коммунистов, комсомольцев, после жестоких пыток морозной ночью сбросили их в Волгу. Это полотно находится в Энгельсском краеведческом музее.

Первыми ценителями картин Вебера были земляки, жители города Энгельса. Яков Яковлевич выполнял заказы местного музея, принимал участие в организации художественных выставок. Одна из таких выставок состоялась в ноябре 1927 года. Картины Вебера (а их было около 30) были в центре внимания. Городская газета “Трудовая правда” отмечала, что Вебер с большим мастерством изображает волжские ландшафты: “В картинах Вебера вода живет. Так и кажется, вот она хлынет из рамки. Мгла на воде, солнце на воде, широкое раздолье половодья — все это жизненно, реально и прекрасно”.

В 1927 году с произведениями Вебера познакомился нарком просвещения А.В. Луначарский и дал им высокую оценку, рекомендовал отвести для этих картин специальный зал. В 1932 году в Энгельсе открылась изостудия, куда пригласили преподавать Вебера. Он вел занятия по живописи и перспективе. Кроме того, Яков Яковлевич некоторое время работал в Доме художественного воспитания детей. Летом ученики изостудии и Дома художественного воспитания детей приезжали к Веберу в село Щербаковка. Здесь проходили занятия, писались этюды. Последний раз Вебер приезжал в Энгельс в 1936 году: отобрал лучшие этюды в Доме художественного творчества и пригласил в Щербакавку 20 учеников, которые занимались там в течение месяца.

Живя в Щербаковке, Вебер создал целую “волжскую сюиту”. Он пробовал свои силы во многих жанрах: писал портреты, исторические картины, иллюстрировал книги. Но больше всего его привлекал лирический пейзаж. Яков Яковлевич рано определился как пейзажист. После выставки пейзажей 1899 года критики отметили этюды ученика художественного училища Вебера “Вечер в лесу”, “Перед грозой”, “Зимняя дорога”. Я.Я. Вебер раскрывал “душу” природы, отражал ее яркие, изменчивые, динамичные черты. Вот почему его работы вызывают сопереживание, эмоциональный отклик у зрителей.

В октябре 1933 года Якову Яковлевичу Веберу было присвоено звание “Заслуженный художник” с присуждением персональной пенсии. 20 февраля 1958 года Вебер скончался.

С первых дней своей организации Энгельсский краеведческий музей стал приобретать картины Я.Я. Вебера. Произведения мастера стали достоянием народа…

Использованные материалы:
- Борисов С. Певец Волги. - Годы и люди. Вып.5. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990.